Выступление "Словарь- помощник словесника в реализации задач ФГОС"
статья по русскому языку (5, 6, 7, 8 класс)
Выступление на заседании окружного МО учителй руссого языка и литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovar-pomoshchnik.docx | 19.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Мечта учителя-словесника – Словарь как настольная книга в личной библиотеке ученика. Ведь именно словари могут дать все необходимые сведения о слове, помочь овладеть основами грамотной речи.
Где мы формируем культуру работы со словарём? Конечно, на уроках русского языкат и литературы Решаем при этом несколько задач:
- расширяем активный словарный запас учащихся,
- повышаем их грамотность и культуру речи,
- в итоге воспитываем интерес к слову в частности и к книге в целом.
В рамках ФГОС эти задачи остаются первоочередными. А потому работе со словарным словом педагог должен уделять достаточное внимание на всех уроках.
Мне хочется остановиться в первую очередь на словарях тематических, создаваемых самими учениками и необходимых для отработки орфографии. Программа каждого класса предусматривает усвоение словарных слов, которые выносятся в учебниках на поля и заключаются в рамки.
Но даются они без всякой системы, а потом встречаются только в словарном диктанте. Одноразовая же встреча со словом, даже если учитель провел серьезную работу, дает небольшой эффект. Как привести словарную работу в систему? Предлагаем ученикам ведение личного тематического словаря. Все слова, данные в рамках, на страницах учебников, условно разделяются на темы. Вы их видите на слайде. Как работаем с тематическим словарём? А.М. Пешковский утверждал, что «Слово нужно сперва услышать, а затем смотреть, как это слово написано». Поэтому словарное слово вначале прочитывается, звучит. Затем мы пытаемся дать толкование его лексического значения, сначала самостоятельно, а потом уже с помощью толкового словаря. И только после знакомства с произношением и семантикой переходим к усвоению орфографии данного слова.
Итак, новые слова записаны, значение понято, с ними придумываются с/с и предложения. Таким образом , новые слова естественно входят в сознание учащихся.
Ощутимую пользу приносит только тот словарь, который составляется с 5 по 9 класс. А слова из этого словаря расширяют лексикон учащихся и способствуют повышению их грамотности тогда, когда в системе проводятся такие упражнения, как: словарный диктант, диктант по памяти, орфографический диктант (правильное произнесение записанных на уроке слов), зрительный диктант, лексический диктант (диктуемым словам учащиеся дают толкование), сочинение-миниатюра по опорным словам; упр. с использованием компьютера, проектора - вставить пропущенные буквы, подобрать синонимы, прочитать правильно, расставить ударение, угадать слово по его лексическому значению и т.п. Т.е. задания, в которых переплетаются словарно-семантическое и словарно-орфографическое направления работы.
Нужна ли работа со словарём в 10-11 классах при подготовке к ЕГЭ? Безусловно! Только необходимо продумать коммуникативные задачи, решение которых требует обращения к словарям, и применять специально разработанные задания, направленные на владение операционными компонентами умения пользоваться лингвистическими словарями.
В старших классах продолжаем формировать орфографические навыки и орфографическую зоркость у учащихся. Работаем с орфографическим словарём, использование которого разрешено на экзамене. Ученики записывают трудные слова под диктовку, затем проверяют их по словарю (самопроверка или взаимопроверка), располагают предложенные слова в алфавитном порядке, ищут в словаре слова на определённое правило. Эти виды заданий позволяют выпускникам тренироваться и быстро ориентироваться в орфографическом словаре, что сослужит им добрую службу на экзамене.
Задания типа: объясни разницу представить - предоставить, надеть – одеть и т.п. – предполагают работу со словарём паронимов. Вначале ученики объясняют сами значение слов, затем сверяются с материалом словаря. Таким образом, идёт усвоение лексико-семантического уровня слова и предупреждение ошибок в употреблении данных слов, вызванных незнанием их точного значения.
Обогатит словарный запас выпускников образными выражениями фразеологический словарь. Предлагаем такие задания: объясните лексическое значение фразеологизма, найдите в словаре фразеологизмы-антонимы, фразеологизмы – синонимы к предложенному обороту; выучите фразеологизмы на заданную тему.
Всем литераторам известно: неясность и приблизительность понимания слов ведут к искажённому восприятию прочитанного. Вот почему необходимо прибегать к толковому словарю, особенно на уроках литературы. Ни одно слово из прочитанного на уроке текста не должно остаться непонятным.
Много работаем со словарём литературоведческих и лингвистических терминов. Некоторые стилистические фигуры (антитеза), тропы (аллегория, гипербола, литота, эпитет), лексические единицы (антонимы, синонимы) известны ученикам с 5 класса. Чтобы усвоить другие понятия, читаем то, что предлагает словарь, упрощаем, обязательно прописываем в своём словаре выразительных средств с примерами. Например, эпитет - это красочное, оценочное определение. Весёлый ветер. А какие-то выразительные средства понимаем и запоминаем только по примеру. Зачин сказки жили-были старик со старухой – инверсия, царь зверей (лев) – синекдоха, улётное падение – оксюморон. Знание выразительных средств способствует их использованию в сочинениях. Мы разбираем ученические работы, находим в них тропы, стилистические фигуры, даже соревнуемся в их применении.
Итак, работая со словарями на уроках РЯ и литературы, выпускники учатся устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать умозаключение и выводы, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, т.е. формируют личностные, предметные и метапредметные УУД.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современный урок физики в аспекте реализации задач ФГОС второго поколения «Изучение законов геометрической оптики»_11 класс.
Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенц...
Современный урок в аспекте реализации задач ФГОС второго поколения. Системно-деятельностный подход.
В данной статье представлен опыт работы методического объединения учителей общественных наук....
Современный урок в аспекте реализации задач ФГОС второго поколения. Системно-деятельностный подход
Современный урок в аспекте реализации задач ФГОС второго поколения. Системно-деятельностный подход...
«Современный урок в аспекте реализации задач ФГОС второго поколения»
Составила: Дамбаева З.Л.,Социальный педагог, 2017Педагогический советСеминар-практикумТема: «Современный урок в аспектереализации задач ФГОС второго поколения»Форма проведения: семина...
Выступление на тему "Современный урок физики в аспекте реализации задач ФГОС"
Современный урок физики...
Выступление "Словарь- помощник словесника в реализации задач ФГОС"
Выступление на заседании окружного МО учителй руссого языка и литературы...
Презентация к выступлению "Словарь - помощник словесника в реализации задач ФГОС".
Презентация к выступлению на заседании окружного МО учителей русского языка и литературы...