Выступление "Словарь- помощник словесника в реализации задач ФГОС"
статья по русскому языку (5, 6, 7, 8 класс)

Белоусова Елена Ильинична

Выступление на заседании окружного МО учителй руссого языка и литературы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovar-pomoshchnik.docx19.91 КБ

Предварительный просмотр:

         Мечта учителя-словесника – Словарь как  настольная книга в личной  библиотеке ученика.  Ведь именно  словари могут дать  все необходимые сведения о слове, помочь  овладеть основами грамотной речи.

        Где мы   формируем  культуру работы со словарём? Конечно,  на уроках русского языкат  и литературы   Решаем при этом   несколько задач:

- расширяем  активный словарный запас учащихся,

-  повышаем их грамотность   и культуру речи,

-  в итоге  воспитываем интерес к слову в частности и к  книге  в целом.

          В   рамках ФГОС      эти  задачи  остаются первоочередными.  А потому работе со  словарным словом  педагог должен  уделять достаточное внимание на всех уроках.

         Мне хочется   остановиться в первую очередь на словарях тематических, создаваемых самими учениками и необходимых для отработки орфографии.  Программа  каждого класса предусматривает  усвоение    словарных слов, которые   выносятся в  учебниках на поля и заключаются в рамки.

 Но  даются  они без всякой системы,  а  потом  встречаются только в словарном диктанте. Одноразовая же  встреча со словом, даже если учитель провел серьезную работу, дает небольшой эффект. Как привести словарную работу в систему?  Предлагаем  ученикам ведение личного тематического словаря. Все слова, данные в рамках, на страницах учебников, условно разделяются на темы.    Вы их видите на слайде.  Как работаем с тематическим  словарём?  А.М. Пешковский утверждал, что «Слово нужно сперва услышать, а затем смотреть, как это слово написано».    Поэтому словарное слово   вначале прочитывается,  звучит. Затем мы пытаемся  дать толкование его лексического значения, сначала самостоятельно, а потом уже с помощью толкового словаря. И только после знакомства с произношением и семантикой переходим к усвоению орфографии данного слова.

       Итак,  новые слова записаны,  значение понято,  с ними придумываются с/с и предложения. Таким образом , новые слова естественно входят в сознание учащихся.

       Ощутимую пользу  приносит только тот  словарь, который составляется с 5  по 9 класс. А слова из этого словаря   расширяют лексикон учащихся и  способствуют   повышению их грамотности тогда, когда   в системе проводятся такие упражнения,   как:  словарный диктант, диктант по памяти, орфографический диктант (правильное произнесение записанных на уроке слов), зрительный диктант, лексический диктант (диктуемым словам учащиеся дают толкование), сочинение-миниатюра по опорным словам;  упр. с использованием компьютера,  проектора - вставить пропущенные буквы, подобрать синонимы,  прочитать правильно, расставить ударение, угадать слово по его лексическому значению и т.п. Т.е.  задания, в которых   переплетаются словарно-семантическое и словарно-орфографическое направления  работы.

       Нужна ли работа со словарём в 10-11 классах при подготовке к ЕГЭ? Безусловно!  Только необходимо продумать коммуникативные задачи, решение которых требует обращения к словарям,  и применять специально разработанные  задания, направленные  на владение операционными компонентами умения пользоваться лингвистическими словарями.

       В старших классах продолжаем формировать  орфографические навыки и орфографическую зоркость у учащихся. Работаем с  орфографическим словарём, использование которого разрешено на экзамене.  Ученики записывают трудные слова под диктовку, затем проверяют их по словарю (самопроверка или взаимопроверка), располагают предложенные слова в алфавитном порядке, ищут в словаре  слова  на определённое правило. Эти виды заданий позволяют выпускникам тренироваться и быстро  ориентироваться в орфографическом словаре, что сослужит им добрую службу на экзамене.

        Задания типа: объясни разницу представить - предоставить, надеть – одеть и т.п.  – предполагают работу со словарём паронимов. Вначале ученики объясняют сами значение слов, затем сверяются  с материалом словаря. Таким образом,  идёт усвоение лексико-семантического уровня слова и  предупреждение  ошибок в употреблении данных слов, вызванных незнанием их точного значения.

       Обогатит словарный запас выпускников образными выражениями фразеологический словарь. Предлагаем такие задания: объясните лексическое значение фразеологизма, найдите в словаре фразеологизмы-антонимы, фразеологизмы – синонимы к предложенному обороту;  выучите  фразеологизмы на заданную тему.

        Всем литераторам известно: неясность и приблизительность понимания слов   ведут к искажённому восприятию прочитанного.  Вот почему необходимо прибегать  к толковому словарю, особенно на уроках литературы. Ни одно слово из прочитанного на уроке текста не должно остаться непонятным.

 Много работаем со словарём литературоведческих и лингвистических терминов. Некоторые стилистические  фигуры (антитеза), тропы (аллегория, гипербола, литота, эпитет), лексические единицы (антонимы, синонимы) известны ученикам  с 5 класса.   Чтобы  усвоить другие  понятия, читаем то, что предлагает словарь,  упрощаем,  обязательно прописываем в своём словаре выразительных средств с  примерами. Например, эпитет - это красочное, оценочное определение. Весёлый ветер. А какие-то выразительные средства понимаем и запоминаем только по примеру. Зачин сказки жили-были старик со старухой – инверсия, царь зверей (лев) – синекдоха, улётное падение – оксюморон. Знание выразительных средств способствует их использованию в сочинениях. Мы разбираем ученические работы, находим в них тропы, стилистические фигуры, даже соревнуемся в их применении.

          Итак, работая со словарями на уроках РЯ и литературы, выпускники  учатся устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать умозаключение и выводы, использовать речевые средства в соответствии с  задачей   коммуникации, т.е. формируют личностные, предметные и метапредметные  УУД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок физики в аспекте реализации задач ФГОС второго поколения «Изучение законов геометрической оптики»_11 класс.

    Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенц...

Современный урок в аспекте реализации задач ФГОС второго поколения. Системно-деятельностный подход.

В данной статье представлен опыт работы методического объединения учителей общественных наук....

Современный урок в аспекте реализации задач ФГОС второго поколения. Системно-деятельностный подход

Современный урок в аспекте реализации задач ФГОС второго поколения. Системно-деятельностный подход...

«Современный урок в аспекте реализации задач ФГОС второго поколения»

Составила: Дамбаева З.Л.,Социальный педагог, 2017Педагогический советСеминар-практикумТема: «Современный урок в аспектереализации задач ФГОС второго поколения»Форма проведения: семина...

Выступление "Словарь- помощник словесника в реализации задач ФГОС"

Выступление на заседании окружного МО учителй руссого языка и литературы...

Презентация к выступлению "Словарь - помощник словесника в реализации задач ФГОС".

Презентация к выступлению на заседании окружного МО учителей русского языка и литературы...