Как вызвать интерес к урокам развития речи.
статья по русскому языку

Белоусова Елена Ильинична

Как вызвать интерес к урокам развития речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon interes_k_rr.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Как вызвать интерес к урокам развития речи.

   Обычно  уроки развития речи не вызывают большой радости у учащихся. Устная работа, проводимая на уроке с целью подготовки ребят для написания ими дома письменной работы, ещё принимается.  Работаем либо группой (фронтальные задания), либо парами (с соседом по парте).  А вот письменная самостоятельная и классная, и домашняя вызывает вздохи сожаления у многих, за исключением  некоторых учеников.

   Как правило, лучшие работы, в которых, на наш взгляд,  полно раскрыта тема, использованы выразительные средства, что позволило сделать сочинение  ярким, живым, мы зачитываем  как образец для подражания. При этом  другие ученики, чьи работы не были оценены пятёркой, оказываются обделёнными, будто их работы совсем не заслуживают внимания.

    Избежать такого рода отрицательных эмоций обучающихся можно, если превратить  процесс подготовки к творческой работе в интересное занятие.

   Стратегия «РКМЧП»  «Пирамидная история»  нам в этом поможет.

   Данная стратегия имеет три этапа:  первый – это коллективное заполнение пирамиды, второй -  индивидуальное выражение учащимися своих мыслей, третий – коллективное обсуждение написанного.  Такой подход интересен для разных возрастов и для разных дисциплин.  Но мы всё-таки чаще используем его на уроках русского языка (развития речи) в 5-7 классах.

    Вот как работает эта стратегия на уроке подготовки к написанию сочинения – рассказа по картине  Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители» в 6 классе.

    До начала урока на доске делаю схему:

1.______________

2.____________________

3.__________________________

4.____________________________________

5._________________________________________________

6._______________________________________________________________

7._________________________________________________________________

     

     Эту схему заполняет учитель по ходу рассмотрения картины, записи в схеме – результат групповой работы всего класса.

     На доске  указаны пункты:

1. Имя героев вашей истории.

2.  Возраст, внешность, черты характеров героев.

3. Место действия, в котором герои принимают участие.

4. Первое событие, предшествующее тому, что мы видим на картине.

5. Второе событие, изображённое на картине.

6. Третье событие, которое произойдёт.

7. Заключение истории (может быть, источник истории).

    В пирамиду вписываем наиболее популярные  из предлагаемых учениками варианты.

    Вот, что может получиться.

1. Вася, Петя

2. 9 и 11 лет. Светловолосый,

 голубоглазый,

 круглолицый, с улыбкой на лице,

 в футболке и спортивных штанах;

худой, узкие плечи, темноволосый,

 нос картошкой, в рубашке  с короткими рукавам;  

весёлый,  любопытный,   осторожный, подчиняющийся.

3.  Домик  художника на краю деревни, мастерская с открытым окном.

4.Поход мальчиков на речку по тропинке мимо домика художника.

5.  Рассматривание  мастерской художника через распахнутое  окно.

6. Приход хозяина, приглашение в гости, показ картин, чаепитие, начало дружбы.

7. Рассказ истории самим художником друзьям за чайным столом  или мальчиками родителям.

    Когда пирамида заполнена, предлагаю,   опираясь на неё,  сочинить рассказ устно. Т.е. ребята, получая основную информацию из ими же составленной пирамиды, перерабатывают её и связывают в текст.  При этом они учатся фантазировать, но в рамках тех условий, которые обязательно должны выполнить.   Затем несколько ребят и только по желанию   рассказывают свои истории.   Работы пишутся дома.

   Используя данный приём, мы закрепляем умение  составлять  рассказ  по картине и одновременно развиваем критическое мышление.

   Обычно все письменные работы, подготовка к которым проходила на уроке с использованием пирамидной истории, сдаются на проверку вовремя и оцениваются высоким баллом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).

Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".

Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...

«Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи посредством опоры на нестандартное использование произведений живописи с учетом расширения форм работы и социокультурное наследие региона»

«Живописное полотно, воздействуя на чувства учащихся яркими, запоминающимися образами, способствует развитию у них  духовно ориентированного мышления, обогащению их словарного запаса. Это особенн...

Обобщение педагогического опыта «Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи посредством опоры на нестандартное использование произведений живописи с учетом расширения форм работы и социокультурное наслед

Обобщение педагогического опыта «Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи  посредством опоры на нестандартное использование  произведений ...

Выступление на методическом объединении. Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов II отделения школы для слабослышащих и позднооглохших детей на уроках развития речи.

Выступление на методическом объединении.Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов  II отделения школы для слабослышащих  и позднооглохших детей на уроках разви...

Доклад на тему: «Развитие ритмико-интонационной стороны речи на уроках развития речи»

Доклад на тему: «Развитие ритмико-интонационной стороны речи на уроках развития речи»...