Результативные приемы и стратегии использования современных методик улучшения грамотности обучающихся 5-9 классов
учебно-методический материал (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Евдокимова Евгения Владимировна

Презентация по  заявленной теме. Содержит перечень и краткую характеристику  приемов и стратегий  современных методик улучшения  грамотности обучающихся 5-9 классов.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Результативные приемы и стратегии использования современных методик улучшения грамотности обучающихся 5-9 классов Евдокимова Евгения Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ « Хорошковская СШ им. Г.Ф.Цыбенко » Павлоградского района Омской области

Слайд 2

Цели, задачи… Цель : Группировка и классификация результативных приёмов и стратегий современных методик улучшения грамотности обучающихся 5-9 классов для внедрения в практическую деятельность каждого педагога – словесника с целью повышения компетенций и компетентностей учителя и обучающихся. Задачи: -повышать орфографическую грамотность через использование приёмов и стратегий современных методик для формирования прочных навыков грамотного письма как условия формирования коммуникативной компетентности; -формировать абсолютную грамотность путём видения ситуации для применения правил русского языка на основе интуиции.

Слайд 3

Кому адресована… Данная разработка адресована педагогам – словесникам 5-9 классов с целью внедрения в практическую деятельность для улучшения показателей орфографической грамотности и формирования коммуникативных компетентностей.

Слайд 4

Результативные приёмы и стратегии современных методов улучшения грамотности при обучении орфографии: 1) Стратегии и приёмы использования диктантов творческого характера в ходе обучения и формирования орфографической грамотности: зрительный, предупредительный, диктант по памяти, творческий, свободный, восстановительный, диктант по аналогии, диктант с одновременным языковым и информационно-смысловым анализом текста.

Слайд 5

Результативные приёмы и стратегии современных методов улучшения грамотности при обучении орфографии: 2) Стратегии и приёмы применения методики алгоритмизации правил в ходе обучения и формирования орфографической грамотности. Грамотное письмо закладывается не правилами-формулировками, а правилами-формулами. Написание слов и знаки препинания надо вычислять. При подготовке к урокам рекомендую использовать формулы-таблицы Бройде М.Г., каждая из которых представляет собой лаконичную логическую схему условий правописания внутри отдельной проблемы. Особенно в старших классах использование данных таблиц помогает сделать урок интенсивным и результативным.

Слайд 6

Результативные приёмы и стратегии современных методов улучшения грамотности при обучении орфографии: 3) Стратегии и приёмы использования ассоциативной формы обучения. Из опыта работы делаю вывод, что залогом успешного усвоения правил, исключений и примеров является ассоциативная форма обучения. Для возникновения прочных ассоциаций необходимо использовать яркие краткие образы, имеющие жёсткую внутреннюю логику. Этому критерию в полной мере удовлетворяют афоризмы . Отыскиваю мудрые мысли, группирую по темам. В качестве учебного дидактического материала рекомендую пособие Н.Л.Векшина “Русский язык в афоризмах”.

Слайд 7

Результативные приёмы и стратегии современных методов улучшения грамотности при обучении орфографии: 4) Стратегии и приёмы работы с текстом на уроках русского языка в форме многоаспектного анализа. Наиболее эффективной является, на мой взгляд , методика аналитической работы над текстом, целью которой является многоаспектный анализ текста с учетом особенностей и возможностей учащихся, развитие творчества, с учетом личностных особенностей ребенка. Для реализации данных целей необходимо выполнять ряд задач: -Работа над текстом на основе лексики -Совершенствовать навыки речеведческого анализа -Развитие индивидуальных речевых способностей каждого учащегося -Направлять творческие способности учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.

Слайд 8

Результативные приёмы и стратегии современных методов улучшения грамотности при обучении орфографии: 5)Стратегии и приёмы применения методики редактирования текстов в ходе обучения и формирования орфографической грамотности «Редактирование текстов — это королевская дорога к грамотности», —писал Селестен Френе . И хотя многие педагоги считают, что видение детьми неверно написанных текстов ( текстов с ошибками) — это плохо, я использую этот метод регулярно и не проигрываю! Мы называем это игрой в учителя или редактора.

Слайд 9

Результативные приёмы и стратегии современных методов улучшения грамотности при обучении орфографии: 6) Стратегии и приёмы применения методики составления ментальных карт в ходе обучения и формирования орфографической грамотности. Карта - памяти - это хороший наглядный материал, с которым легко и интересно работать, который ученику запомнить намного проще, чем страницу печатного текста в учебнике. Ребенок с помощью рисунков может отображать на бумаге свои мысли, решать творческие задачи, отрабатывать полученную информацию, совершенствовать ее, вносить изменения. Карты –памяти представляют собой образ, от которого отходятся ветвистые линии. Ветви должны быть цветными. Ребята очень любят на уроках использовать цветные ручки, карандаши, фломастеры. Каждую ветвь нужно подписывать 1-2 ключевыми словами и как можно чаще использовать рисунки.

Слайд 10

Результативные приёмы и стратегии современных методов улучшения грамотности при обучении орфографии: 7) Стратегии и приёмы применения методики «Действия с объектами» в ходе обучения и формирования орфографической грамотности. Б.Шоу писал: «Деятельность – единственный путь, ведущий к знанию». И я поняла: чтобы донести до ученика учебный материал, нужно дать ребёнку возможность действовать, самому этот материал потрогать, повертеть, совершить какое-то действие. В основе данной методики лежат приёмы организации объяснения материала через действия с объектами, т.е. ученик достигает понимания языкового материала через ДВИЖЕНИЕ (что-то двигать, перемещать, двигаться самому и т.п.). Для реализации метода мною разработаны некоторые приёмы. 1.Приём « Корзина » 2.Приём « Движение слов ». 3.Приём « Движение предмета » 4.Приём « Действие себя »

Слайд 11

Результативные приёмы и стратегии современных методов улучшения грамотности при обучении орфографии: 8)Стратегии и приёмы применения методики «Написание творческих работ» в ходе обучения и формирования орфографической грамотности. Данный метод хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития. Эффективным является использование метода фонограмм - «фантазия», «фантастика», «фантом».

Слайд 12

Результативные приёмы и стратегии современных методов улучшения грамотности при обучении орфографии: 9)Стратегии и приёмы применения методики «Лингвистические сказки» в ходе обучения и формирования орфографической грамотности. Такие сказки благотворно влияют на отношение учащихся к русскому языку как к учебному предмету, способствуют развитию у них наблюдательности, фантазии, зрительной памяти. Сказочный дидактический материал придает уроку яркую эмоциональную окрашенность, иллюстрируя сухие правила учебника. Лингвистическая сказка помогает сделать процесс обучения эффективным, разнообразным, а главное — интересным. Она способствует развитию у детей фантазии, воображения, чувства слова. Лингвистические сказки на уроках русского языка позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывают интерес к самому предмету, формируют коммуникативные компетентности и повышают орфографическую грамотность учащихся

Слайд 13

Результативные приёмы и стратегии современных методов улучшения грамотности при обучении орфографии: 10) Стратегии и приёмы применения методики «Письмо с дырками» (реконструкция текста) в ходе обучения и формирования орфографической грамотности. Применение данного приема критического мышления на уроках гуманитарного цикла в школе позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал, ведь на уроках важно не столько техника чтения, сколько умение эффективно работать с текстом: понимать его, анализировать, использовать. Работая с текстом таким образом, дети могут выделить нужную информацию, составить текст самостоятельно, доказать свою точку зрения.

Слайд 14

Результативные приёмы и стратегии современных методов улучшения грамотности при обучении орфографии: 11)Приём «Диктант на засыпку» Подобные тематические диктанты комплексно проверяют усвоение знаний по какому-либо разделу орфографии. В процессе обучения огромное значение имеет активизация процессов мышления. Дети с большим желанием выполняют нестандартные задания. А если этот процесс сопровождается ещё и положительными эмоциями, то приобретаемые знания отличаются прочностью и глубиной. Таким образом, научить учащихся грамотности на уроках русского языка можно, если подходить к этому творчески, использовать различные методы в обучении, вызывать стойкий интерес у учащихся к русскому языку.

Слайд 15

Возможности для тиражирования… Интернет-выставка«Компетентный учитель – функционально грамотный ученик»; Размещение в сети Интернет (личный сайт педагога , сайт школы); -Выпуск брошюры; Публикация в методических журналах; Демонстрация опыта на ассоциациях.

Слайд 16

Достижения, результативность… В результате работы по данной проблеме были выявлены следующие положительные моменты: Повышение качества усвоения изучаемого материала за счёт активизации деятельности учащихся на 15,7%; Повышение качества выполняемых письменных (классных и домашних), контрольных , проверочных, диагностических работ. Слабые ученики, имеющие тройки, активизировав свою деятельность, подтянулись, заметен рост их грамотности – на 13, 2%; Повышение орфографической грамотности за счёт видения ситуации в случае применения правил на основе интуиции -20,5 %; -Сокращение времени на уроке на уяснение и понимание нового правила -на 30%; -Повышение успеваемости в целом по всем предметам – на 25%. Моя работа позволяет оценить не только уровень и качество знаний и умений, но и инициативу, трудолюбие, сообразительность, и таким образом, я получаю возможность управлять не только процессом обучения, но и воспитания. Развивается эмоционально-волевая сторона учащихся, формируется в них самоуверенность и стремление к постоянному росту, повышается функционал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы работы с использованием современных компьютерных технологий в совместной деятельности учителя-логопеда с дошкольниками c НПОЗ

Приемы работы  с использованием современных компьютерных технологий в совместной деятельности по дифференциации звуков /Р/, /Р`/ ,/Л/, /Л`/  учителя-логопеда с дошкольниками с НПОЗ....

Эффективное использование современных методик обследования развития детей.

Организация эффективного коррекционного обучения невозможна без проведения тщательной всесторонней диагностики, задача которой выявить характер патологии, ее структуру, индивидуальные особенности проя...

Использование современных методик преподавания

Взаимодействие традиционных и инновационных педагогических подходов на занятиях с хореографическим коллективом....

«Обучение чтению детей младшего школьного возраста на уроках английского языка с использованием современных методик»

Аннотация Предлагаемая статья представляет собой описание опыта работы учителя английского языка, имеющего 5-летний стаж работы со школьниками в младшем, среднем и старшем звене.В статье  ра...

Задания на формирование функциональной грамотности обучающихся 5-6 классов.

Задания на формирование функциональной грамотности направлены на развитие способности формулировать, применять и интерпретировать математику в разных жизненных ситуациях. Эта способность включает в се...

Образовательный педагогический проект «Формирование математической грамотности обучающихся 5-6 классов на основе использования возможностей смыслового чтения в процессе обучения математике»

Цель проекта:Повышение качества математического образования обучающихся 5 – 6 классов с учётом современных требований через единую систему формирования математической и читательской грамотности ...

Индивидуальный итоговый проект «Географическая грамотность обучающихся 8-9 классов «Ивановской СОШ».

В данной работе мы постарались рассмотреть важность географических знаний и насколько люди ее владеют. Было проведено анкетирование обучающихся 8-9 классов Ивановской школы, выявляющие географические ...