Рабочая программа для заочной формы обучения
рабочая программа по русскому языку (10 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 12».
« Согласовано» | « Рассмотрено» | «Утверждаю» |
Руководитель МО | На заседании Педагогического Совета школы | Директор школы Е.Ю. Игнатович |
И.А. Савкина | Протокол № 1 от «31» августа 2018г | Приказ №211 от «01»сентября 2018 г. |
Рабочая программа
По предмету ( курсу ) ----русский язык
Класс ---10-12
Уровень -----базовый
Учитель-------Беседина М.А.
Категория------высшая
Программа составлена на основе----программы общеобразовательных учреждений по русскому языку для 10-11 классов Н.Г.Гольцовой , И.А.Шамшина , М.А.Мещериной. М.: Русское слово,2014.
Год составления программы-----2018.
Содержание.
- Пояснительная записка 2
- Учебно-тематический план 5
3 Содержание программы 7
4. Список литературы для учителя 11
Список литературы для учащихся
5 Контрольные вопросы 13
6. Ключевые слова и термины 23
Пояснительная записка
Рабочая программа для 10 -12 классов заочной формы обучения предусматривает изучение русского языка на базовом уровне. Она создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования ,Примерной программы среднего (полного)общего образования по русскому языку(базовый уровень). Программа реализуется через УМК Гольцовой.
Целью преподавания русского языка является формирование языковой ,коммуникативной и лингвистической компетенций учащихся.
Для реализации поставленнной цели необходимо решить следующие задачи обучения:
• Воспитать гражданскую позицию, культуру межнационального общения; формировать отношение к русскому языку как к духовной, нравственной ценности;
• развивать познавательную активность, коммуникативные способности, речь и мышление на межпредметной основе, навыки самообразования и самоорганизации, использование языка в различных сферах и ситуациях общения, умение пользоваться всеми видами лингвистических словарей;
• усвоить знания о языке в соответствии с Обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования;
• закрепить и углубить знания о языке как системе, разных языковых уровнях, единицах языка и их взаимодействии между собой, языковых нормах, функционально-стилистической системе языка;
• расширить знания о тексте; совершенствовать навыки конструирования текста;
• овладеть умениями распознавать, анализировать, сравнивать, классифицировать языковые явления, оценивать их в соответствии с нормами русского языка, различать варианты и нарушения норм языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
• применять полученные знания, умения и навыки на практике, лингвистические знания и умения на уроках литературы, при анализе литературного произведения; повышать уровень речевой культуры;
• формировать навыки орфографической и пунктуационной грамотности, индивидуально-речевого стиля учащихся.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать/понимать:
• основные уровни языка и языковые единиц предусмотренные обязательным минимум знания о фонетической, лексической и грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи;
• взаимосвязь языка и культуры, основные исторические изменения, произошедшие в русском языке;
• роль русского языка в современном мире и его место среди других языков мира;
• типы языковых норм (орфоэпические, акцентологические, лексико-фразеологические грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные);
• источники богатства и выразительности русской речи, изобразительно-выразительные средства (тропы и синтаксические фигуры).
Учащиеся должны уметь:
говорение и письмо
• создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в различных сферах общения ;
• передавать содержание прослушанного и прочитанного текста в различных формах (план, конспект, тезисы, доклад, сообщение, реферат, аннотация) близко к тексту, сжато , выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения;
• соблюдать языковые нормы в устной и письменной речи;
• оценивать аудированное сообщение на лингвистическую тему;
• выявлять подтекст;
• владеть всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи;
• создавать тексты различных публицистических жанров (очерк, эссе, публицистическая и научно-популярная статья);
• писать отзыв о художественном, публицистическом произведении;
• принимать участие в диспуте, дискуссии;
• составлять реферат по нескольким источникам и защищать основные положения работы;
аудирование и чтение
• владеть разными видами чтения (информационное, ознакомительное) и использовать их в зависимости от коммуникативной задачи при самостоятельной работе с литературой разных стилей и жанров;
• извлекать необходимую информацию из различных источников (учебная, справочная, художественная литература, средства массовой информации);
анализ текста и языковых единиц
• выполнять все виды разбора (фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный, речеведческий, анализ художественного текста);
• анализировать особенности употребления основных единиц языка;
• анализировать тексты разных функциональных стилей и разных типов с точки зрения структуры, содержания, изобразительно-выразительных средств, стилевых особенностей; пользоваться языковыми средствами для точной передачи мысли при построении высказывания.
При изучении русского языка на базовом уровне развиваются общеучебные умения:
• коммуникативные (базовые умения использования языка во всех сферах общения);
• интеллектуальные (синтез, обобщение, сравнение и сопоставление, противопоставление, оценивание, классификация);
• информационные (извлечение информации из различных источников);
• организационные (осуществление контроля и самоконтроля).
В соответствии с этим целью данной программы является создание условий для планирования, организациии управления образовательным процессом по русскому языку в 10-12 классах заочной формы обучения.
В ходе ее достижения решаются задачи:
- раскрыть структуру и содержание учебного материала;
- распределить объем часов учебного предмета по темам и видам занятий;
определить формы контроля с учетом целей и задач обучения,особенностей образовательного процесса и контингента обучающихся МБОУ «СОШ №12».
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, групповых и индивидуальных консультаций.
Контроль за результатами обучения осуществляется в следующих направлениях:
• речевые умения и навыки (формы контроля: доклад, устное сообщение);
• умение выполнять разнообразные виды разбора на основе имеющихся лингвистических знаний (формы контроля: комплексный анализ текста, фонетический, морфемный и словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический и пунктуационный разборы ,тесты ,зачеты);
• умение воспроизводить аудированный текст с соблюдением орфографических и пунктуационных норм (формы контроля: контрольный диктант, изложение с творческим заданием (с элементами сочинения), подробное и сжатое изложение);
• умение создавать текст того или иного функционального стиля, типа речи, жанра (формы контроля: сочинения разнообразных жанров, реферат).
Место предмета
На изучение предмета отводится в целом 108 часов : в 10 классе- 36ч., в 11 классе- 36ч., в 12 классе- 36ч.
Учебно- тематический план 10 класс
№/п | Название разделов и тем | Всего часов | Теория | Практика | Форма контроля |
1 | Введение | 5 | 3 | диктант | |
2 | Лексика. Фразеология. Лексикография. | 7 | 7 | тест, зачет | |
3 | Фонетика.Графика. Орфоэпия | 1 | 1 | Тест, зачет | |
4 | Морфемика и словообразование. | 1 | 1 | тест | |
5 | Морфология и орфография. | 26 | 26 | зачет | |
1. Орфография | 12 | Диктант , тест | |||
2. Самостоятельные части речи | 14 | Тест, контрольная работа | |||
Итого: | 36 часов | 36часов . | 36 часов |
Учебно- тематический план. 11 класс .
№/п | Название разделов и тем | Всего часов | Теория | Практика | Формы контроля |
1 | Введение. Культура речи. | 5 | 5 | Тест, диктант, зачет, комплексный анализ текста | |
2 | Морфология и орфография | 16 | 16 | ||
1. Самостоятельные части речи. | 11 | 11 | зачет | ||
2. Служебные части речи | 5 | 5 | зачет | ||
3 | Синтаксис и пунктуация. | 15 | 15 | зачет | |
1. Основные принципы русской пунктуации. | 1 | 1 | |||
2. Словосочетание | 2 | 2 | тест | ||
3. Простое предложение. | 12 | 12 | тест | ||
Итого: | 36 | 4 | 32 |
Учебно-тематический план. 12 класс.
№/п | Название разделов и тем | Всего часов | Теория | Практика | Формы контроля |
1. | Введение . Культура речи. | 6 | 1 | 5 | Комплексный анализ текста, диктант |
Синтаксис и пунктуация | 25 | 25 | Зачет | ||
1. Синтаксис простого предложения. | 13 | Тест ,контрольная работа, | |||
2. Синтаксис сложного предложения | 12 | Контрольный диктант, зачет | |||
Повторение и обобщение изученного | 5 | 1 | 4 | Сочинение, тест. | |
Итого | 36 | 2 | 34 | ||
Содержание программы
10 класс
Введение. Культура речи. (5 ч)
Русский язык среди мировых языков. Богатство и выразительность языка. Русский язык как государственный и язык межнационального общения. Литературный язык как высшая форма существования национального языка.
Понятие о норме литературного языка. Типы норм литературного языка (орфоэпические, акцентологические, словообразовател ьные, морфологические, синтаксические, стилистические). Норма и культура речи. Нормативные словари современного русского языка и справочники (орфоэпический, толковый, орфографический, словарь грамматических трудностей ).
Понятие о функциональных разновидностях (стилях). Основные функциональные стили современного русского языка (научный, официально-деловой, публицистический, разговорный, художественный), их признаки и жанры делового стиля речи.
Основные жанры официально-делового стиля (заявление, доверенность, расписка, резюме, деловое письмо, объявление). Форма и структура делового документа
Лексика. Фразеология. Лексикография. (7 ч).
Основные единицы лексики и фразеологии. Лексическое значение слова. Изобразительно-выразительные средства языка. Омонимы, паронимы, синонимы, антонимы и их употребление. Происхождение лексики. Общеупотребительная и необщеупотребительная лексика. Устаревшие слова и неологизмы. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Лексикография.
Фонетика. Графика. Орфоэпия. (1 ч.)
Основные понятия фонетики, графики,орфоэпии. Звуки и буквы. Чередования звуков. Фонетический разбор слов. Орфоэпия. Ударение. Основные нормы современного литературного произношения.
Морфемика . Словообразование. ( 1 ч.)
Основные понятия морфемики и словообразования. Морфемы корневые и аффиксальные. Производная и непроизводная основы. Морфемный разбор слов. Словообразование. Морфологические (аффиксация, сложение, усечение основы, обратное словообразование) и неморфологические (лексикосемантический, морфолого-синтаксический, лексико-синтаксический) способы словообразования. Основные способы формообразования в русском языке .
Морфология и орфография (22 часа )
Орфография ( 8 ч.)
Основные понятия морфологии и орфографии. Принципы русской орфографии (морфологический, фонетический, традиционные и дифференцирующие написания)
Орфограмма. Гласные и согласные звуки, морфемы. Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Чередующиеся корни. Условия чередования.
Гласные о и е после шипящих и ц в различных частях речи. Гласные ы и и после ц в корнях, окончаниях и суффиксах. Проверяемые и непроверяемые согласные в корне слова.
Непроизносимые и удвоенные согласные в корне слова. Сочетания сч, зч, шч, жч, стч, здч
Не изменяемые на письме приставки. Правописание з и с на конце приставок. Правописание приставок пре- и при-. Гласные ы и и после приставок на согласный . Разделительные ъ и ь. Употребление смягчающего ь, ь- показателя грамматической фоормы. Условия употребления прописных и строчных букв. Правила переноса слов.
Самостоятельные части речи. ( 14 ч. )
Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды существительных (конкретные, отвлеченные, собирательные, вещественные). Род существительных (существительные общего рода, способы определения рода несклоняемых существительных). Число, падеж и склонение существительных. Гласные в суффиксах и окончаниях существительных. Правописание сложных существительных.
Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды прилагательных (качественные, относительные, притяжательные). Степени сравнения качественных прилагательных. Полная и краткая форма прилагательных. Особенности образования и употребления кратких прилагательных. Морфологический разбор прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний прилагательных. Сложные прилагательные.
Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды числительных. Простые, составные и сложные числительные.
Морфологический разбор числительных. Особенности склонения числительных. Правописание числительных. Особенности употребления числительных в речи.
Местоимение как часть речи. Лексико-грамматические разряды местоимений. Значение, стилистические и грамматические особенности употребления местоимений. Морфологический разбор местоимений. Правописание местоимений.
Повторение и систематизация пройденного в 10 классе (2 часа )
11 класс
Введение. Культура речи. (4 часа)
Из истории русского языкознания: русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Понятие о старославянском языке.
Текст как единица речи. Содержание и языковое оформление текста. Основные признаки текста.
Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Стилевые разновидности текстов. Средства и способы связи предложений в тексте. Повторение норм литературного языка и их типов.
Морфология и орфография( 16 часов )
Самостоятельные части речи ( 11часов )
Повторение именных частей речи. Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глаголов. Инфинитив. Переходность — непереходность глаголов. Возвратные глаголы. Наклонение глаголов. Категория времени. Спряжение глаголов. Формообразование глаголов. Морфологический разбор глаголов. Правописание глаголов.
Причастие как особая глагольная форма. Признаки глагола и прилагательного у причастия. Морфологический разбор причастий. Образование причастий. Правописание суффиксов причастий. Н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных. Переход причастий в прилагательные и существительные.
Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастий. Переход деепричастий в наречия и производные предлоги.
Наречие как часть речи. Лексикограмматические разряды наречий. Морфологический разбор наречий. Гласные на конце наречий. Наречия на шипящую. Отрицательные наречия. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.
Грамматические особенности слов категории состояния. Морфологический разбор слов категории состояния.
Служебные части речи ( 5 часов)
Предлог, союз и частица как служебные части речи. Морфологические признаки предлогов, союзов и частиц. Предлоги производные и непроизводные. Сочинительные и подчинительные союзы. Союзные слова. Формообразующие, модальные и отрицательные частицы. Правописание служебных частей речи. Омонимия самостоятельных и служебных частей речи. Междометия и звукоподражательные слова.
Синтаксис и пунктуация ( 16 часов )
Основные синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации. Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетаний.
Понятие о предложении. Основные признаки предложения. Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные). Предложения утвердительные и отрицательные. Классификация предложений. Предложения простые и сложные. Виды предложений по структуре. Распространенные и нераспространенные предложения. Тире между подлежащим и сказуемым..Соединительное и интонационное тире. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Простое осложненное предложение .
12 класс
Повторение ( 6 часов)
Выдающиеся русские ученые-лингвисты (М.В. Ломоносов, А. Х. Востоков, Ф.И. Буслаев
В. И. Даль, Я.К. Грот, A. А. Шахматов . Л.В. Щерба, Д.Н. Ушаков, В. В. Виноградов, С.И. Ожегов).
Стилистика как раздел науки о языке. Функциональный стиль. Классификация стилей.
Текст как единица речи. Содержание и языковое оформление текста. Стилевые разновидности текстов.
Синтаксис и пунктуация ( 25 часов)
Простое предложение (13часов )
Классификация простых предложений ( по структуре). Грамматическая основа предложения. Простое осложненное предложение: однородные члены предложения, обособленные члены предложения. Пунктуация в простом осложненном предложении. Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предлжением.
Сложное предложение (12 часов )
Понятие о сложном предложении . Сложносочиненное предложение. Отличительные признаки ССП, виды сочинительных союзов, правила постановки знаков препинания между частями ССП.
Сложноподчиненное предложение. Отличительные признаки , средства связи между частями , виды подчинительных союзов и виды придаточных сложноподчиненного предложения . Синонимия сложноподчиненных предложений и предложений с причастными и деепричастными оборотами. Сложноподчиненное предложение с двумя или несколькими придаточными.
Бессоюзное сложное предложение. Отличительные признаки , смысловые отношения между частями и знаки препинания в Бессоюзном сложном предложении.
Сложное предложение с разными видами связи ( сложное синтаксическое целое) . Период. Пунктуация в сложном предложении с разными видами связи.
Прямая и косвенная речь. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге и цитатах. Несобственно прямая речь.
Повторение и обобщение изученного ( 5 часов )
Написание сочинения -рассуждения. Повторение анализа и информационной переработки текста.
Список литературы
для учащихся
- Багге, М.Б. ЕГЭ. Русский язык: Контрольные измерительные материалы.[ Текст] / М.Б.Багге. -- М.: Просвещение, 2013.
- Балыхина, Т.М., Кузнецова, М.В. Тесты по русскому языку. Пунктуация.[ Текст ] / Т.М.Балыхина, М.В.Кузнецова - М.: Издат-Школа, 2012.
- Баранов, М. Т., Костяева, Т.А., Прудникова, А. В. Русский язык: Справочные материалы[Текст]./ М.Т.Баранов, Т.А.Костяева, А.В.Прудникова. - М.: Просвещение, 2012.
- Баронова ,М.М. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ [Текст]. / М.М.Баронова. - М.: Астрель, 2015.
- Бисеров ,А. Ю., Соколова, Н.В. ЕГЭ — 2013. Русский язык.[ Текст] / А.Ю.Бисеров. - М.: ACT: Астрель, 2013.
- Гольцова, Н. Г., Шамшин, И.В., Мищерина, М.А.. Русский язык. 10—11 классы [Текст] : Учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Г. Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина. - М.: Русское слово, 2012.
- Дейкина, А.Д., Пахнова, Т.М. Русский язык [ Текст]: Учебник-практикум для старших классов / А. Д. Дейкина, Т.М.Пахнова. - М.: Вербум-М, 2011.
- Малюшкин, А. Б. Комплексный анализ текста: Рабочая тетрадь. 10—11 классы.[ Текст ] / А.Б.Малюшкин. - М.: ТЦ «Сфера», 2015.
- Пахнова, Т.М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку. 9-11 классы.[ Текст] / Т.М.Пахнова . - М.: Вербум-М, 2013.
- 10. Пучкова, Л.М., Гостева, Ю.Н. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Грамматика. Речь. 10-11 классы.[ Текст] / Л.М. Пучкова ,Ю.Н.Гостева. - М.: Просвещение, 2013.
- Цыбулько, И.П. ЕГЭ - 2015. Русский язык [ Текст]: Тренировочные задания. / И.П.Цыбулько. - М.: Просвещение. Эксмо, 2015.
- Цыбулько, И.П., Капинос, В.И. ЕГЭ — 2015. Русский язык [ Текст]: Сборник экзаменационных заданий (Федеральный банк экзаменационных материалов). / И.П. Цыбулько , В.И.Капинос. - М.: Эксмо, 2015.
для учителя
- Васильева,Т.Б., Иванова,И.Н. Русский язык. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов[Текст ]. / Т.Б.Васильева, И.Н. Иванова.-М.: Вентана-Граф,2008.- С. 5-54.
- Гольцова, Н. Г., Шамшин, И.В., Мищерина, М.А.. Русский язык. 10—11 классы [Текст] : Учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина. - М.: Русское слово, 2012.
- Дейкина, А. Д., Пахнова, Т. М. Методические рекомендации по использованию учебника «Русский язык: Учебник-практикум для старших классов» при изучении предмета на базовом и профильном уровнях.[Текст ]. / А.Д.Дейкина , Т.М. Пахнова. - М.: Вербум-М, 2012.
- Львова, С.И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 10—11 классы [Текст ]. / С.И. Львова. - М.: Мнемозина, 2012.
Приложение 1
Приложение1
Вариант 1
1. В каком слове произносится твердый глухой шипящий согласный?
а) жесть
б) шар
в) площадка
г) честь
2. В каком предложении нужно употребить слово желательный вместо желанный?
а) Желанного эффекта не так легко достигнуть.
б) После изнуряющей жары дождь оказался весьма желанным.
в) Трудно рассчитывать на желанный отдых.
г) Этот день отдыха был желанным, но не обязательным.
3. В каком слове нет суффикса -к?
а) безделка
б)белка
в) башенка
г) вишенка
4. Какая морфологическая характеристика выделенного слова является правильной?
Выполнить данное поручение оказалось легче, чем нам казалось.
а) прилагательное в форме простой сравнительной степени
б) наречие в форме простой сравнительной степени
в)деепричастие
г) глагол
5. Какая синтаксическая характеристика соответствует данному предложению?
Но удивительнее всего были двое спутников черного мага: длинный клетчатый в треснувшем пенсне и черный жирный кот, который, войдя в уборную на задних лапах, совершенно непринужденно сел на диван, щурясь на оголенные гримировальные лампионы. (М. Булгаков)
а) сложное предложение с разными видами подчинительной и бессоюзной связи
б) простое предложение, осложненное однородными членами с обобщающим словом
в) сложносочиненное предложение
г) сложноподчиненное предложение
6. В каком варианте во всех словах пропущена безударная гласная в корне, проверяемая ударением?
а) пл..дотворный, прикосновение, посв..тить (стихотворение)
б) оч..ровать, р. .стение, отд.. ленный
в) препод..ватель, од..леть, обл..чать
г) изв..ваться, зам..рать, зан..мательный
7. Укажите верное объяснение написания гласных о не после шипящих.
а) шорох — в корне существительных после шипящих пишется о
б) увлечённый — в суффиксах причастий под ударением после шипящих пишется ё
в) дирижёр - в суффиксах существительных после шипящих под ударением пишется ё
г) (сильный) ожог - в корне существительных после шипящих под ударением пишется
8. В какой строке во всех словах пропущена одна и та же буква?
а) окрес ность, уча..твовать, безгла..ный
б) я..ственный, влас..ный, гнус..ный
в) ненавис..ный, радос..ный, мес..ный
г) страс..ный, доблес..ный, опас..ный
9. В каком варианте во всех словах пишется ь?
а) раз..езжаются, в..ется, б..ющийся
б) кон..як, медал..он, в..юга
в) от..ехать, об..ектив, с..ежиться
г) лист..я, плат..е, с..ёмка
10. В каком варианте во всех словах пишется буква и?
а) роз..грыш, пр..дел (церковный), пр..летающий
б) пр..мчатся, пр..делать, пр..скакать
в) пр..сутственное (место), пр..открыть, об..ск
г) непр..ходящие (ценности), пр..терпеться, меж..здательский
11. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется нн?
Роман, написа( 1 )ый второпях, совсем неожида(2)о был встречен восторже(3)о и был занесе(4) в каталог лучших книг года.
а) 1,2, 3,4
б)4
в) 1, 2, 3
г) 2,3
12. В каком варианте во всех словах на месте пропуска пишется и?
а) в развивающ..йся отрасл.., о проигранном матч.., в прекрасн..й долин..
б) к зимн..й спячк.., о знающ..м инженер.., об истинном толковател.. снов
в) изнуряющ..м трудом, остановиться в крепост.., с пострадавш..м солдатом
г) о пропавш..й надежд.., в избирательной кампани.., в своеобразн..м изложени..
13. В каком предложении во всех словах пишется ни ?
а) Голоса н.. смолкали н.. на минуту.
б) Куда н.. придешь, везде одно и то же.
в) Я н.. мог н.. заметить происшедших изменений.
г) Это было н..что н..обычное.
14. В каком варианте во всех случаях не пишется слитно?
а) (не) приятная история, (не) плодородная земля, (не) годующий возглас
б) роман (не) написан, (не) казистый вид, (не) досыпать регулярно
в) (не) согласен с выводами, сильно (не) доумевать, (не) раз слышать
г) (не) известный факт, (не) любимый мною, голос (не) громок
15. В каком из вариантов ответа верно указаны номера предложений, в которых не и ни являются частицами и пишутся раздельно со всеми словами?
1) В этой компании он (не) мог (ни) (с) кем и словом перемолвиться.
2) (Ни) что иное (не) волновало меня.
3) (Ни) (о) чем (не) грустить — это сверх человеческих сил.
4) (Ни) (на) кого (не) льзя было надеяться в данной ситуации.
а) 1,2, 3,4
б) 1,2,3
в) 2, 3,4
г) 1,3
16. Укажите верное написание выделенного слова и объяснение орфограммы.
Что (бы) нам сегодня придумать?
а) чтобы всегда пишется слитно
б) что бы всегда пишется раздельно
в) чтобы — подчинительный союз, который пишется слитно
г) местоимение что с частицей бы пишется раздельно
17. В каком варианте все слова пишутся слитно?
а) подняться (на) верх, нырнуть (в) глубь, смотреть (ис) подтишка
б) (по) долгу гулять, (кое) куда смотреть, (в) век не забыть
в) рассуждать (во) обще, (в) начале выступления, поступить (по) товарищески
г) пошло (в) прок, поехать бы куда (нибудь), (крепко)накрепко
18. В каком варианте все слова пишутся через дефис?
а) (по) двое, (по) быстрому выполнить задание, (кое) где остались
б) (по) быстрому течению реки, измучиться (в) конец, биться (в) рукопашную
в) сделал (таки), салат (по) французски, яйца (в) смятку
г) (кое) кто из друзей, (быстро) быстро, (по- добру) поздорову
19. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Южная весна наступает исподволь (1) а на севере она (2) наоборот (3) производит быстрый и стремительный переворот в жизни природы (4) точно какой-то невидимой рукой разом зимние декорации переменяются на летние. (Д. Мамин-Сибиряк)
а) 1,2, 3,4
б)1,4
в) 1,2, 4
г) 1,2,3
20. Укажите предложения, в которых нужно поставить одну запятую.
а) Резные узорные карнизы из свежего дерева вокруг окон и под крышей резко и живо пестрили темные его стены. (Н. Гоголь)
б) Даже когда так прекрасно вокруг и такая теплая родная земля и совсем не страшно на ней. (В. Шукшин)
в) Это путешествие было не только приятным но и увлекательным.
г) Лето было теплое и мы с нетерпением ждали отпуска.
21. Укажите предложения, осложненные обособленным определением.
а) Ясная и теплая погода установившаяся в течение последней недели никак не могла помешать поездке. (А. Куприн)
б) Убегающая в горы тропинка привлекла наше внимание.
в) Красная от смущения она стояла перед зеркалом.
г) Перепуганные они сбились в кучу.
22. Укажите предложения, в которых нет обособленного обстоятельства.
а) Все эти упражнения выполняются сидя.
б) Мы долго смотрели друг на друга вспоминая последнюю встречу.
в) Несмотря ни на что концерт будет подготовлен.
г) Работа была выполнена спустя рукава.
23. Укажите предложения, не осложненные уточняющими членами.
а) Поздно вечером на краю города была назначена встреча.
б) Мне очень понравилась пьеса Ю. Олеши «Нищий, или Смерть Занда».
в) Это произошло весной в марте .
г) Мне трудно было говорить об этом с одноклассниками особенно с Димой.
24. Укажите предложения, в которых при однородных членах находятся обобщающие слова.
а) Великая сила жизни видна во всем в колебании вершин в пересвисте птиц в мягком освещении. (М. Пришвин)
б) Мы решили купить яблоки апельсины и груши.
в) Все интересует меня и поэзия и проза.
г) Ах я не верю ничему ни снам ни сладким увереньям ни даже сердцу своему. (А. Пушкин)
25. Укажите предложения, в которых нет вводных конструкций.
а) К счастью поезд должен был скоро подойти к перрону.
б) Лиза казалось не шла а летела. (А. Пушкин)
в) Все что мы видели казалось скучным и неинтересным.
г) Она была буквально поражена.
26. Укажите предложение, в котором не ставится тире.
а) Полковник волновался и не мог скрыть волнения правую щеку его подергивал нервный тик. (М. Шолохов)
б) Он должен был поехать в командировку внезапно обстоятельства изменились.
в) По ночам часто плакал Фунтик маленькая рыжая такса. (К. Паустовский)
г) До скорой встречи закричал отец.
27. Укажите предложение, в котором не ставится двоеточие.
а) Эти книги особенные они хранятся у меня с детства.
б) Я поглядел кругом торжественно и царственно надвигалась ночь. (И. Тургенев)
в) Соловей в середине мая запел весна пойдет дружно.
г) Он никогда не нарушал данного слова надо значит надо.
28. Укажите знак препинания, который следует поставить между частями бессоюзного сложного предложения, и правильное объяснение пункто- граммы.
Дальше ехать было нельзя дорогу сильно занесло снегом.
а) двоеточие — во второй части сложного предложения указана причина того, о чем говорится в первой
б) тире — во второй части сложного предложения указана причина того, о чем говорится в первой
в) двоеточие — вторая часть сложного предложения раскрывает содержание первой
г) тире — вторая часть сложного предложения раскрывает содержание первой
29. Укажите предложения, в которых ставится запятая перед союзом и.
а) В саду было тихо прохладно и темные тени лежали на земле. (А. Чехов)
б) Наверное, дождь будет лить весь день и на дачу мы не поедем.
в) Мы увидели и сказочные колокольчики и скромные васильки.
г) Мы не успели на автобус и решили идти пешком.
30. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении (знаки препинания не расставлены).
Когда солнце садилось на цветущей ржи растянулись высокие тени и два ряда высоких елей превратились в мрачную аллею. (А. Чехов)
а) простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна
б) простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая нужна
в) сложное предложение, перед союзом и запятая не нужна
г) сложное предложение, перед союзом и запятая нужна
31. Укажите варианты ответов, где правильно указаны и объяснены знаки препинания.
Настя (1) ее дочь и единственно родной человек (2) жила далеко (3) в Ленинграде. (К. Паустовский)
а) 1, 2 — выделяется обособленное определение
б) 1, 2 — выделяется обособленное приложение
в) 3 — выделяется обособленное уточняющее обстоятельство
г) 3 - запятая между однородными членами предложения
32. Укажите правильный вариант замены прямой речи косвенной.
«Мой дед землю пахал», - с надменной гордостью отвечал Базаров. (И. Тургенев)
а) Мой дед, с надменной гордостью отвечал Базаров, землю пахал.
б) Базаров с надменной гордостью отвечал, что мой дед землю пахал.
в) Базаров с надменной гордостью отвечал, что его дед землю пахал.
г) Базаров с надменной гордостью отвечал: мой дед землю пахал.
1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
а)торты
б) включим
в) баловать
в) откупоренный
2. В каком предложении нужно употребить слово независящий вместо слова независимый?
а) Расследование было проведено независимыми журналистами.
б) Его всегда отличал независимый характер.
в) На карте мира появляется все больше независимых стран.
г) Мы не успели на прием по независимым от нас обстоятельствам.
3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
а) более интересный
б) пара сапог
в) шестидесятью четырьмя книгами
г) обеих подруг
4. Какая морфологическая характеристика выделенного слова является правильной?
Он посмотрел на меня взволнованно и отвернулся.
а) краткое прилагательное
б)наречие
в) краткое причастие
г) деепричастие
5. Какая синтаксическая характеристика соответствует данному предложению?
Остальные лошади испугались и, шлепая по воде и производя копытами звук, подобный хлопанью, запрыгали из болота. (Л. Толстой)
а) простое предложение, осложненное обособленным определением
б) простое предложение, осложненное однородными обособленными обстоятельствами
в) сложносочиненное предложение
г) простое предложение, осложненное однородными обособленными обстоятельствами и обособленным определением.
6. В каком варианте во всех словах пропущена проверяемая безударная гласная в корне?
а) предпоч..тать, пок..рать, ум.лять
б) пл..тина, сож..ление, тр..сина
в) опр..вдать, р..сток, загр..ждение
г) ор..шение, б..сиком, пром..кательная (бумага)
7. В каком варианте во всех словах пишется е?
а) ч..ткий, ш..рстка, стаж..р
б) ож..г (руки), извлеч..нный, камыш..вый
в) ш..ссе, туч..й, каш..й
г) обруч..м, парч..вый, туш..нка
8. В каком варианте во всех словах пропущена одна и та же буква?
а) крепос..ники, мес..ный, чудес..ный
б) про..ьба, изморо..ь (осенняя), иску..ный
в) прелес..ный, провозвес..ник, блес..нувший
г) про..ьба, ко..ьба, изморо..ь (сверкающая)
9. В каком варианте во всех словах пишется ь?
а) кол..е, сыр..е, вороб..иный
б) крестьянин, порт..ера, об..ект
в) предъюбилейный, суб..ект, трех..емкостный
г) бар..ер, в..юн, ин..екция
10. В каком варианте во всех словах пропущена буква и?
а) пед..нститут, пр..ехать, вз..мать
б) пр..красный, пр..митивный, с..гранный
в) пр..ображенный, пр..неприятный, меж..гровой
г) пр..поднести, пр..одолеть, пр..украсить
11. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется нн?
Поле было засея(1)о, скоше(2)ая трава осе(3)его цвета лежала кое-где неровными рядами.
а) 1,2,3
б)1
в) 1,2
г) 2,3
12. В каком варианте во всех словах пишется а (я)?
а) верт..щийся от нетерпения, терп..щий бедствие, ненавид..щими глазами
б)дыш..щие силой, кле..щие игрушки, вяж..щее ощущение
в) стро..щиеся дома, бор..щийся с обстоятельствами, ду..щий ветер
г)уме..щий мыслить, негре..щий плащ, спе..щие яблоки
13. В каком варианте во всех словах пишется ни?
а) н..откуда не ждать вестей, все н..почем, н..мало не разочарован
б)н.. с кого спросить, н..зачем горячиться, н..где н.. звука
в)н..кто иной; н.. что иное, как; н.. у кого нет
г) н.. с кем соперничать, н.. с кем н.. разговаривать, н..во что н.. верить
14. В каком варианте не со всеми словами пишется слитно?
а) полная (не) лепость, люди (не) здешние, (не) сильнее тебя
б) (не) нужная встреча; (не) глубокий, но рыбный пруд; (не) взлюбив
в) вовсе (не) нужная встреча, (не) удачный доклад, идти (не)торопливо
г) (не) готов уйти; (не) глупа, но хитра; (не) за- медлительный ответ
15. В каком варианте ответа верно указаны номера предложений, в которых на месте пропусков пишется е?
1) В течени.. дня мы пытались дозвониться до мамы.
2) В продолжении.. книги события развивались стремительно.
3) В отличи.. от остальных он ничего н.. боялся.
4) Вследстви.. обильных осадков мы решили н.. идти в поход.
а) 1,2, 3,4
б) 1,3,4
в) 1,4
г) 1,3
62
16. Укажите верное написание выделенного слова и объяснение орфограммы.
Он решил поехать (в) место меня.
а) вместо всегда пишется слитно
б) в место всегда пишется раздельно
в) вместо — производный предлог, который пишется слитно
г) предлог в с существительным место пишется раздельно
17. В каком предложении же следует писать отдельно.
а) Так (же) непонятно, как и всегда.
б) Да (же) не знаю, что и сказать.
в) Бабушка рассказывала о своей жизни, то (же) похожей на сказку.
г) Мне то (же) интересно.
18. Укажите предложение, в котором частицу следует писать через дефис.
а) Что (же) тебе не сидится!
б) Он (таки) ответил нам.
в) Был (ли) он предупрежден?
г) Как (де) у него получится.
19. Укажите предложение, в котором не ставится тире.
а) Любить это с простынь бессонницей рваных срываться ревнуя к Копернику. (В. Маяковский)
б) Театр по-прежнему самое интересное занятие для меня.
в) Долг наш защищать крепость до последнего нашего издыхания. (А. Пушкин)
г) Читать по-настоящему это значит читать и смеяться. (Л. Кэрролл)
20. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.
а) В предсмертный печальный час я молюсь только тебе. (А. Куприн)
б) Налетел легкий весенний ветер. (А. Куприн)
в) Она размышляла как о жизни так и о смерти. (А. Куприн)
г) Она плакала и смеялась одновременно.
21. Укажите предложения, не осложненные обособленными определениями.
а) Вышедший рано утром отряд прошел уже четыре версты. (А. Фадеев)
б) Лекция прочитанная на первом занятии заинтересовала меня.
в) Окрыленный надеждами он крепко заснул.
г) Между тучами показался клочок украшенного звездами неба.
22. Укажите предложения с обособленными обстоятельствами.
а) Натягивая на себя одеяло он продолжал думать об этом неприятном разговоре. (А. Белый)
б) Дома у себя Громов всегда читал лежа. (А. Чехов)
в) Потом навозившись друг с другом они подали друг другу свои конечности. (А. Белый)
г) Тройки звеня бубенцами утопали в снежной пыли. (А. м.
а) Роман «Преступление и наказание» оказал на меня неизгладимое впечатление.
б) Произведения великого русского писателя Льва Толстого известны во все мире.
в) Автор Толкового словаря В.И. Даль много путешествовал, собирая диалектные слова.
г) Мне часто снятся те ребята друзья моих военных лет. {М. Матусовский)
24. Укажите предложения, в которых допущена пунктуационная ошибка.
а) На улице дождик и слякоть. (А. Блок)
б) Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину и ночь, и звезды, и луну. (А. Пушкин)
в) Я клавишей стаю кормил с руки под хлопанье крыльев, плеск и клекот. (Б. Пастернак)
г) Мал язык да всем телом владеет. (Пословица)
25. Укажите предложения, не осложненные вводным словом.
а) Правда не всегда способна победить ложь.
б) Он кажется немного устал.
в) Посуда бьется к счастью.
г) Он правда и не собирался приходить.
26. Укажите предложения, в которых союз и соединяет части сложносочиненного предложения.
а) Становилось темно и молодой человек хотел уже идти. (Я. Карамзин)
б) Пугачев подал знак и меня тотчас развязали и оставили. {А. Пушкин)
в) Командир отряда внимательным взглядом окинул всю эту сияющую красоту и не почувствовал ее. (А. Фадеев)
г) Солнечные лучи ярко освещали верхушки деревьев и рассыпаясь по ветвям лишь кое- где достигали до земли побелевшими полосами и пятнами. (И. Тургенев)
27. Укажите предложение, в котором при двух подчинительных союзах, стоящих рядом, запятая ставится.
а) Мечик почувствовал что если вновь придется отстреливаться то он уже ничем не будет отличаться от Пики. (А. Фадеев)
б) За огородами следовали крестьянские избы которые хотя были встроены врассыпную и не заключены в правильные улицы но показывали довольство обитателей. (Н. Гоголь)
в) Я была твердо уверена что когда наступит час выбора то решение придет само собой. (Ю. Озеров)
г) Предполагалось что как только начнется атака мы выбежим из укрытия. (Ю. Бондарев)
28. Укажите бессоюзные предложения между частями которых ставится двоеточие.
а) И вдруг слышу доносится чей-то шепот.
б) Дунул ветер все ожило.
в) Печален я со мною друга нет... (А. Пушкин)
г) Почитаете все поймете.
29. Укажите знак препинания, который следует поставить между частями бессоюзного сложного предложения, и правильное объяснение пунктограммы.
Сегодня холодно - мне не хочется выходить из дома.
а) двоеточие — вторая часть сложного предложения содержит следствие того, о чем говорится в первой
б) тире — первая часть сложного предложения обозначает условие того, о чем говорится в первой
в) двоеточие — первая часть сложного предложения обозначает условие того, о чем говорится в первой
г) тире — вторая часть сложного предложения содержит следствие того, о чем говорится в первой
30. Укажите вариант ответа, в котором правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять знаки препинания.
Кто не боится дождя и холода (1) пусть идет в лес ноябрьским утром (2) много небезынтересных встреч ожидает его в притихшем (3) но по-прежнему живом (4) осеннем лесу.
а) 1,2,3
б)1,2, 3,4
в) 1,3, 4
г) 2,3
31. Укажите предложение, соответствующее схеме: «П, — а, — п».
а) Соседушка мой свет Пожалуйста покушай. (И. Крылов)
б) Значит подумал я придется доделать эту работу завтра.
в) А почем купили души у Плюшкина шепнул ему на ухо Собакевич. (Н. Гоголь)
г) Пойдем угрюмо пробормотал друг и тут же спросил Что же ты молчишь?
32. Укажите правильный вариант замены прямой речи косвенной.
«Кто из вас хочет участвовать в школьном спектакле?» - спросил учитель.
а) Учитель спросил, кто из вас хочет участвовать в школьном спектакле.
б) Учитель спросил, кто из нас хочет участвовать в школьном спектакле.
в) Учитель спросил, кто из нас хочет участвовать в школьном спектакле?
г) Учитель спросил: кто из вас хочет участвовать в школьном спектакле.
Ключи к тесту
Вариант 1 : 1 — б; 2 — г; 3 — б; 4 — б; 5 - г; 6 — в; 7 - б; 8 - в; 9 - б; 10 - б; 11 - в; 12 - в; 13 - б; 14 - а; 15 - г; 16 - г; 17 - а; 18 - г; 19 - а; 20 - в, г; 21 - а, в, г; 22 - а, г; 23 - а, б; 24 - а, в, г; 25 - в, г; 26 - а;
27 - в; 28 — а; 29 — а, в; 30 — в; 31 — б, в; 32 — в.
Вариант 2: 1 — б; 2 — г; 3 — в; 4 — б; 5 — г; 6 — б; 7 — а; 8 - б; 9 — а; 10 - а; 11 - г; 12 - а; 13 - а; 14-6; 15 — б; 16 — в; 17 — а; 18 — г; 19 — б; 20 — в; 21 — а, г; 22 — а, в, г; 23 — г; 24 — б, г; 25 — а, в; 26 — а, 6; 27 — г;
28 - а, в; 29 - г; 30 - а; 31 -б; 32 - 6.
Ключевые слова и термины
- Аллитерация
- Ассонанс
- Диалог
- Лексика
- Монолог
- Морфема
- Морфология
- Неполные предложения
- Орфография
- Паронимы
- Полилог
- Предложение
- Пунктуация
- Синтаксис
- Словообразование
- Фонетика
- Фразеология
- Этимология
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии для 10 кл. по заочной форме обучения
Данная рабочая программа по геометрии к учебнику А.В. Погорелова " геометрия 10-11" содержит пояснительную записку, тематический план,примерное поурочное планирование, требование к уровню подготовки д...
Рабочая программа по алгебре и началам анализа для 10 кл. по заочной форме обучения
Рабочая программа по алгебре и началам анализа к учебнику А.Н.Колмагорова содержит пояснителную записку, тематическое планирование, требования к уровню подготовки десятиклассников, список литера...
Рабочая программа. Геометрия. 8 класс. Заочная форма обучения
Рабочая программа. Геометрия. 8 класс. Заочная форма обучения...
Рабочая программа по физике для 7-9 классов (заочная форма обучения)
Рабочая программа по физике для 7-9 классов (заочная форма обучения)...
Рабочая программа по дисциплине "Физическая культура" для студентов заочной формы обучения
В данной программе раскрывается опыт работы со студентами заочного отделения, приводится примерный программный материал....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Искусство (МХК)» в условиях реализации ФГОС среднего общего образования 10-12 классы очно-заочная, заочная формы обучения
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Искусство (МХК)» в условиях реализации ФГОС среднего общего образования 10-12 классы составлена на основе авторской программы Г.И.Даниловой....
Календарно-тематическое планирование по ИСКУССТВУ (МХК) 10-12 классы (очно-заочная форма обучения, заочная форма обучения) на 2020-2021 учебный год
Календарно-тематическое планирование по ИСКУССТВУ (МХК) 10-12 классы (очно-заочная форма обучения, заочная форма обучения) на 2020-2021 учебный год.Учебник: Искусство. 10 класс. Базовый уровень: учебн...