Открытый урок
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Тема: « Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных».
Ознакомление учащихся с условиями выбора букв -н- и нн- в суффиксах имён прилагательных, образованных от существительных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок русского языка в 5 классе
Автор- составитель: учитель русского языка и литературы МБОУ «Калининская ООШ» Азанова Екатерина Сергеевна
Тема: « Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма: урок-исследование.
Цель: ознакомление учащихся с условиями выбора букв -н- и нн- в суффиксах имён прилагательных, образованных от существительных.
Планируемые результаты:
познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;
личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учтелем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Формы обучения: фронтальная, коллективная, групповая, индивидуальная.
Используемая технология: проблемное обучение, ИКТ.
Ход урока
- Оргмомент. Мотивация.
- Здравствуйте, ребята! Урок русского языка сегодня у вас проведу я. Меня зовут Маргарита Викторовна. Работать будем в группах. Сейчас каждой группе нужно выбрать лидера. Лидеры поднимите руки. Все этапы работы будем фиксировать в рабочих листах. Подпишите их.
2. Постановка учебной проблемы.
- Наш урок пройдёт в форме лингвистического исследования. Предлагаю вам попробовать себя в роли юных лингвистов. Результатом исследования будет таблица, которую мы заполним на доске и в рабочих листах.)
- Чтобы определить тему исследования, посмотрите видеоролик и обратите внимание на слова, которые произносят ребята.
- Какие слова вызвали у ребят разногласия? Кто из них прав? Как бы вы написали эти слова? Какой частью речи они являются? От какой части речи образованы слова? Сколько Н нужно писать в словах полуденное и обыкновенный? (Записать на доске)
- Можете ли объяснить? Почему?
- Достаточно ли у вас знаний для этого?
- Какой возникает вопрос?
- Предположите, какова тема исследования?
- «Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных». (Слайд №2)
- Запишите тему исследования в рабочих листах.
- Зная тему, сформулируйте цель и задачи исследования. Используйте для этого опорные слова на слайде.
Цель: изучение…
Задачи:
Выяснить… (Слайд №3)
Научиться…
Выучить…
- Открытие новых знаний. Решение проблемы. Работа в группах. (Слайд 4)
- Как вы думаете, от чего может зависеть написание Н и НН в суффиксах прилагательных?
- Какие есть гипотезы, то есть предположения? (Ответы детей)
Наводящие вопросы!
- В какой морфеме находится орфограмма? (В суффиксе)
- От какой части речи образованы слова? Каким способом? (Суффиксальным)
- Как вы думаете, может ли правописание Н и НН в суффиксах прилагательных зависеть от самого суффикса? (Да-нет)
- Для того чтобы подтвердить или опровергнуть ваши гипотезы, предлагаю провести лингвистическое исследование.
- Приступим к исследованию. Обратите внимание, у вас на столах лежат файлы с материалом для работы. Возьмите розовый лист. На нем находится исследовательское задание. Вам предстоит исследовать языковой материал, выяснить, когда в именах прилагательных пишется Н, а когда НН, и свой вывод занести в таблицу. (Прикрепляю карточки с Н и НН).
1 группа исследует имена прилагательные с суффиксами -ан-ян.
2 группа исследует имена прилагательные с суффиксом – ин.
3 группа – имена прилагательные с суффиксом – онн-енн.
4 группа исследует имена прилагательные, образованные при помощи суффикса – н-.
Время на выполнение работы 3 минуты.
- Приступайте к работе. (Включить тихую музыку).
( Учитель ходит по группам и разъясняет)
Выступление групп.
- Время вышло. Заканчиваем обсуждение в группах.
Выступает 1 группа: лидер группы выходит к доске и отвечает.
- Какие имена прилагательные вы выписали?
- Шерстяной, глиняный, ржаные.
- Какой общий признак?
- Образованы от имён существительных
- Суффиксы –ан-, -ян-, пишется Н.
- Занесите свой вывод в таблицу на доске и в рабочих листах.
- На слове серебряный показать образование данного прилагательного от сущ серебро при помощи суффикса –ЯН. (выделяю основу и суффикс)
Выступает 2 группа.
- Какие им. прилагательные выписали?
- Журавлиный, гусиный, соловьиный.
- Какой общий признак?
- Образованы от имён существительных
- Суффикс –ин-, пишется Н.
- Занесите вывод в таблицу и рабочий лист.
(На слове лебединый показываю образование прил от сущ ЛЕБЕДЬ при помощи суф. –ИН. Выделяю основу и суффикс –ИН)
Выступление 3 группы.
- Какие имена прилагательные выписали?
- Торжественный, обеденный, революционный.
- Какой общий признак?
- Образованы от имён существительных
- Суффиксы -онн, -енн, пишется НН.
- Занесем вывод в таблицу и рабочий лист.
- На слове письменный показываем образование от сущ ПИСЬМО при помощи суффикса –ЕНН
Выступление 4 группы.
- Выписали имена прилагательные: осенний, туманное, длинная.
Общий признак: образованы от существительных с основой на н, пишется НН.
- Важно ли при написании таких прилагательных обращать внимание на основу слова, от которого они образованы? Почему?
- Занесите вывод в таблицу на доске и в рабочий лист.
- На примере слова ОСЕННИЙ показываем образование прил от сущест ОСЕНЬ с основой на Н при помощи суф Н.
- Сформулируйте вывод исследования.
Вывод: в именах прилагательных, образованных от существительных, Н пишется в суффиксах –ан, -ян, -ин, НН пишутся в суффиксах – онн, енн и с основой на н.
-- Где мы сможем подтвердить правильность нашего суждения?
- В учебнике.
- Откройте учебник на с.186 и прочитайте правило вслух (Один ученик читает правило написания НН, дополняем таблицу словом – исключением, второй – правило написания Н, дополняем таблицу словами-исключениями).
- Соответствует ли ваш вывод с тем, что написано в учебнике? (нет)
- Чем вы можете дополнить?
- Есть слова исключения: стеклянный, оловянный, деревянный, ветреный (но безветренный).
- Внесём недостающие сведения в таблицу (Учитель завершает заполнение таблицы, прикрепляет на доску карточку со словами - исключениями).
Н | нн |
-ан, -ян (серебряный) | -онн, -енн ( письменный) |
-ин (лебединый) | С основой на н (туманный) |
Слова – исключения: стеклянный, оловянный, деревянный | Ветреный, но безветренный |
Делается общий вывод по таблице о правописании Н и НН в суффиксах прилагательных.
- Подтвердились ли выдвинутые гипотезы? (Да - Нет)
- Вернёмся к словам полуденное и обыкновенный и объясним написание Н и НН. (Одна относится к корню, другая – к суффиксу).
- Закрепление полученных знаний. Выполнение продуктивных знаний
- Настало время результаты исследования применить на практике.
Задание № 1. «Буквенный диктант» (Слайд №5)
- Выполняем в рабочих листах буквенный диктант.
У вас в одну строку записаны цифры от 1 до 10. Я буду вам читать слова на изученную орфограмму, но записывать их не надо, под каждой цифрой вы напишете только букву н, одну или две, в зависимости от того, сколько их в слове.
Оловянный, травяной, муравьиный, торжественный, пустынный, осиный, ветреный, революционный, кожаный, картинный.
Проверь себя. (Слайд №6)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
нн | н | н | нн | нн | н | н | нн | н | нн |
Самопроверка. Самооценка. - Поставь себе оценку:
"Молодец!" - нет ошибок;
"Подумай!" – 1 ;
"Повтори правило!" - 2,3
Задание №2.
- Прослушайте припев русского романса «Дорогой длинною», авторами которого являются Борис Фомин (музыка) и Константин Подревский (слова) и выпишите имена прилагательные с Н или НН. (Слайд №7)
- Какие имена прилагательные выписали? Назовите.
- Длинною, старинной, лунною, семиструнною.
- Сколько Н написали в данных словах? Сверьте с эталоном.
(Дети объясняют, что все имена прилагательные образованы от существительных с основой на Н, поэтому в них пишется НН)
Задание №3. Интерактивная игра "Н и НН в суффиксах прилагательных» (Слайд №8)
- Наша работа близится к завершению. Проверим, можете ли вы действительно считать себя юными лингвистами. Выполните задание на интерактивном тренажёре, который называется «Н и НН в суффиксах прилагательных». Изучим инструкцию: « Прочитай слово, выдели суффикс и назови, сколько букв Н в слове. Щелчок по выбранной ячейке покажет правильность твоего ответа».
- Сейчас по одному участнику от каждой группы приглашаются к ноутбуку. Они будут работать индивидуально. Займите свои места.
- Начинаем. Участвуют по 2 человека от каждой группы.
Молодцы! Вы смело можете называть себя юными лингвистами.
Задание №4. «Преобразование»
- На слайде изображения предметов: песок, стекло, лебедь , глина, , трава, картина, бетон.
- Образуйте имена прилагательные от существительных, называющих изображённые предметы. Запишите слова.
– Обменяйтесь рабочими листами и выполните взаимопроверку.
Задание №5. Мини-тест.
6. Итог урока.
- А теперь вернёмся к цели и задачам исследования (Слайд №10)
Изучение…
Выяснить…
Научиться…
Выучить …
- Достигли ли мы поставленной цели?
- Да.
7. Рефлексия.
- Возьмите лист зелёного цвета, подпишите и оцените всю свою работу на уроке в листах самооценки. (Слайд №11)
Лист самооценки
Баллы | Поставьте + |
1.Хорошо изучил (а) правило написания Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных, могу объяснить и привести примеры, составить предложения. | Хорошо - 2 балла. Не очень хорошо – 1 балл |
2.Участвовал (а) в обсуждении темы, вносил (а) свои идеи, правильно выполнял (а) письменные и устные задания, помогал (а) товарищам в группе. | Хорошо - 2 балла. Не очень хорошо – 1 балл |
3.Соблюдал (а) культуру общения в группе. | 2 балла |
Итоговая отметка: 6 баллов – «Отлично» 5 баллов – «Хорошо» 4 балла – «Удовлетворительно» |
ИТОГО: |
8. Дифференцированное домашнее задание. (Слайд 12)
- 1.Выучить правило на с.186. (всем)
- 2.Составить алгоритм применения изученного правила. (по выбору)
- 3. На основе изученного материала составить словарный диктант (10-15 слов) по теме: «Правописание букв -н- и –нн- в суффиксах имён прилагательных, образованных от существительных». (по выбору)
-Ребята, я благодарю вас за активную работу на уроке, вы были молодцы, и на память о нашей сегодняшней встрече хочу вручить вот такие медальки.
Урок окончен. До свидания!
Приложение 1
Рабочий лист
ФИ_________________________________________________________________________________
Тема исследования:
Результат исследования: опорная таблица
Н | НН |
|
|
|
|
|
|
- Буквенный диктант.
Под каждой цифрой записать только Н или НН.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|
|
|
|
|
|
|
- Прослушать припев песни и выписать имена прилагательные с Н или НН.
- Задание №4. «Преобразование»
- На слайде изображения предметов: песок, стекло, лебедь , глина, , трава, картина, бетон.
- Образуйте имена прилагательные от существительных, называющих изображённые предметы. Запишите слова.
– Обменяйтесь рабочими листами и выполните взаимопроверку.
- Дифференцированное домашнее задание.
Выполнить одно из заданий (по выбору)
- 1.Выучить правило на с.186. (всем)
- 2.Составить алгоритм применения изученного правила. (по выбору)
- 3. На основе изученного материала составить словарный диктант (10-15 слов) по теме: «Правописание букв –н- и –нн- в суффиксах имён прилагательных, образованных от существительных». (по выбору)
Приложение 2
Исследовательское задание (группа 1)
- Найдите и подчеркните имена прилагательные с суффиксом –ан-ян-, выделите суффикс и сделайте вывод:
какой общий признак у данных прилагательных:
От какой части речи образованы?
Сколько Н пишется в суффиксах –ан-ян?
Вывод занесите в таблицу на доске (прикрепите карточку с суффиксами –ан-ян)
Кожаный, голубиный, осенний, соломенный, серебряный, сезонный, ледяной, клюквенный, шмелиный, экскурсионный, мышиный, туманный.
________________________________________________________________________________________
Исследовательское задание (группа 2)
- Найдите и подчеркните имена прилагательные с суффиксом –ин-, выделите суффикс и сделайте вывод:
От какой части речи образованы данные имена прилагательные, сколько Н пишется в суффиксе –ин? Вывод занесите в таблицу на доске.
(Прикрепите на доску карточку с суффиксом –ин)
Кожаный, голубиный, осенний, соломенный, серебряный, сезонный, ледяной, клюквенный, шмелиный, экскурсионный, мышиный, туманный.
Исследовательское задание (группа 3)
- Найдите имена прилагательные с суффиксом –онн-енн-, выделите суффикс и сделайте вывод: от какой части речи образованы данные имена прилагательные, сколько Н пишется в суффиксах –онн-енн-?
Вывод занесите в таблицу на доске. (Прикрепите на доску карточку с суффиксами –онн-енн-)
Кожаный, голубиный, осенний, соломенный, серебряный, сезонный, ледяной, клюквенный, шмелиный, экскурсионный, мышиный, туманный.
___________________________________________________________________________________
Исследовательское задание (группа 4)
- Найдите имена прилагательные с суффиксом –н-, выделите суффикс и сделайте вывод: от какой части речи они образованы, сколько Н пишется в данных прилагательных, следует ли обращать внимание на основу слова? Вывод занесите в таблицу на доске. (Прикрепите на доску карточку с суффиксом –Н-)
Кожаный, голубиный, осенний, соломенный, серебряный, сезонный, ледяной, клюквенный, шмелиный, экскурсионный, мышиный, туманный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие
Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли - всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1. Ученику дается г...
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)
Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...
2.1.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого урока от МО муниципального уровня)
Эксперный лист первого урока...
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого у...