Готовимся к сочинению 9.3 ОГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (8 класс)
Структура сочинения, темы и основные понятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_pisat_sochinenie_9_3.docx | 32.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Как писать сочинение 9.3 ОГЭ
Алгоритм написания сочинения
- Дать определение слова или словосочетания!!! Внимание!!! Поскольку необходимо будет потом доказывать справедливость этого определения примером их текста, подумайте, какое значение автор текста вкладывает в это понятие.
- Написать комментарий
- Привести аргументы (1 аргумент из текста, 1 аргумент из жизни или литературы)
- Построить сочинение логично, внедрить связки, проверить введение и заключение а также наличие всех структурных элементов сочинения.
- Проверить сочинение на наличие орфографических и пунктуационных ошибок.
Темы сочинения ОГЭ 9.3 (список)
Самые популярные понятия, встречающиеся на экзамене:
«Авторитет»: Как завоевать авторитет?
«Бескорыстность»: Как характеризует человека бескорыстность?
«Благодарность»: Как характеризует умение быть благодарным?
«Взаимовыручка»: Почему нельзя бросать человека в беде?
«Взаимопонимание»: Что значит понять другого человека?
«Воображение»: Для чего человеку нужно воображение?
«Фантазия»: Нужна ли фантазия человеку? / Зачем человеку нужна фантазия?
«Внутренний мир человека»: Как раскрывается внутренний мир человека? / Как может раскрыться внутренний мир человека?/ Как поступки характеризуют внутренний мир человека?/ Что такое внутренний мир человека?
«Выбор»: Почему важно сделать правильный выбор?
«Драгоценные книги»: Как книги влияют на человека?/ Какое влияние книги оказывают на человека?
«Дружба»: Что самое ценное в дружбе? / В чем заключается настоящая дружба? /В чем основа настоящей дружбы? /Что лежит в основе настоящей дружбы? / Что может разрушить дружбу? / Какими качествами должен обладать настоящий друг? / Какими качествами обладает настоящий друг? / Какого человека можно назвать настоящим другом? / Кого можно считать настоящим другом? / Каким должен быть настоящий друг?
«Настоящий друг»: Какими качествами должен обладать настоящий друг?
«Доброта»: В чем проявляется доброта? / Что значит быть добрым? / Что значит быть добрым к людям? / Какого человека можно считать/назвать добрым? / Какие поступки характеризуют доброго человека?
«Жизненные ценности»: Что такое жизненные ценности? / Что в жизни человека по-настоящему важно? / Какие жизненные ценности наиболее важны в жизни человека? / Какими должны быть жизненные ценности? / Какие жизненные ценности формируются в детстве? / Какие жизненные ценности важны?
«Забота о людях»: Что значит проявлять заботу о людях?
«Зависть»: Чем опасна зависть?
«Красота»: Какое значение в жизни человека имеет красота? / Что дает человеку красота?
«Любовь»: Что такое настоящая любовь?
«Любовь к жизни»: Что значит любить жизнь?
«Любовь к родителям»: Как нужно относиться к родителям?
«Материнская любовь»: Как проявляется материнская любовь? / В чем проявляется сила материнской любви? / В чем проявляется материнская любовь? / Почему в жизни человека важна мама?
«Мечта»: Что дает человеку мечта?
«Настоящее искусство»: Каковы признаки настоящего искусства? / В чем ценность настоящего искусства? / Что дает людям настоящее искусство? / Почему необходимо ценить произведения искусства? / Для чего людям нужны произведения искусства?
«Неуверенность в себе»: Как влияет на поступки человека неуверенность в себе?
«Нравственные ценности»: Как характеризуют человека его нравственные ценности?
«Нравственный выбор человека»: В чем заключается нравственный выбор человека?
«Ответственность»: В чем заключается ответственность за свои поступки? / Что значит отвечать за кого-нибудь?
«Память сердца»: Что называется памятью сердца?
«Понимание»: Что значит понять человека?
«Признать свои ошибки»: Почему важно уметь признавать свои ошибки?
«Прийти на помощь»: Что значит прийти на помощь?
«Прощение»: Нужно ли уметь просить прощения?
«Проявлять внимание к человеку»: Почему важно проявлять внимание к людям?
«Решимость»: В чем заключается решимость человека?
«Общее дело»: Какое общее дело было в годы войны у всех людей нашей страны?
«Сила духа»: В чем проявляется сила духа? / Что значит быть сильным духом? / Что помогает человеку справиться с жизненными трудностями? / Как в годы войны народ проявил силу духа?
«Слава»: Как можно прославиться?
«Счастье»: Что такое счастье? / Когда человек чувствует себя счастливым? / Что дает человеку ощущение счастья? / Что может сделать человека счастливым?
«Смелость»: «Какого человека можно считать смелым?
«Творчество»: Что дает человеку творчество? / Каковы истоки творчества?
«Уважение к человеку»: Что значит уважать человека?
«Цель в жизни»: Почему у человека должна быть цель в жизни?
«Чудо»: Можно ли делать чудеса своими руками?
Обратите внимание на то, что определение понятия и комментарий к нему зависят от содержания текста!
Определения понятий
№ | Понятие | Варианты определения понятия | Материал для комментария |
1 | Внутренний мир человека (ВМ) | - это его духовный мир, состоящий из чувств, эмоций, мыслей, переживаний, представлений об окружающей действительности.
| - ВМ каждого человека уникален. - У кого-то ВМ яркий, насыщенный, богатый, а у кого-то скудный, ограниченный, примитивный, бедный. - Люди с бедным ВМ зациклены только на себе, на собственных потребностях, они не способны к саморазвитию и созиданию. - ВМ человека не всегда соответствует его внешнему облику. Вполне возможно, что за чьим-то суровым внешним видом скрывается тонкая натура, а внутри мягкого человека находится стальная воля. - Познать ВМ другого человека можно по его увлечениям, творениям, предпочтениям в художественной литературе, музыке, кино и т.п. - ВМ человека начинает формироваться ещё в детстве. Большое значение в духовном развитии ребёнка имеют игра, фантазия и вера в чудеса. - ВМ человека отражается в его действиях и отношении к окружающим. |
2 | Выбор | - это решение, принятое человеком осознанно из предложенного множества вариантов. | - С ситуацией выбора человек сталкивается постоянно, это жизненная необходимость. - Человек делает выбор исходя из собственных вкусов и пристрастий, желаний, жизненных принципов. - Нередко для совершения правильного выбора требуются усилия души и разума. - Особенно важно принять правильное решение при выборе будущей профессии, ведь от этого зависит дальнейшая жизнь человека. Порой сделать такой выбор очень непросто, поэтому не все знают, чем они будут заниматься, когда вырастут. - На выбор жизненного пути влияет многое: семейные традиции, детские увлечения, круг общения, жизненные ценности. - Родители, а также бабушки и дедушки не должны навязывать подростку собственную волю при выборе им будущей профессии, потому что это очень ответственный шаг и неверное принятие решения в дальнейшем может принести разочарование. |
3 | Доброта | - это душевное качество человека, которое выражается в заботливом отношении к другим людям, в стремлении сделать что-то хорошее, помочь им. - это проявление любви, заботы, милосердия, сострадания ко всему живому. | - Доброта делает нашу жизнь светлее и радостнее. - Доброта проявляется в хороших поступках, в стремлении помогать, не требуя благодарности, не ожидая поощрения. Добрый человек не нуждается в почестях. - Совершив добрый поступок, человек ощущает себя сильным, нужным, полезным. - В добром отношении к себе нуждаются не только люди, но и животные. - Проявлением доброты может быть помощь людям, которые попали в сложные жизненные обстоятельства, забота о животных, участие в благотворительных акциях - Каждый из нас может сделать мир лучше. Для этого просто нужно стать добрее ко всему живому, что тебя окружает. - Доброта – это очень ценное качество, без которого мир бы жестоким и несправедливым, полным боли и страданий. |
Добро | - это нечто положительное и полезное: действие или слово, которое можно противопоставить злу. – это действия, которые направлены на благо. - это все то, что приносит благо и не причиняет вред. | - Делать добро – главное условие счастливой жизни. - У добра нет возраста, пола и национальности. - Настоящее добро всегда бескорыстно. - Пожертвовать деньги больному ребёнку, приютить бездомного котёнка, выручить друга, спасти попавшего в беду незнакомца – всё это проявление добра. - Добро ассоциируется с любовью, отзывчивостью, заботой, чуткостью, милосердием, состраданием. - Люди, делающие добро другим, постепенно вытесняют из мира зло. | |
4 | Драгоценные книги (ДК) | - это книги, которые развивают воображение и фантазию человека, дарят ему новые впечатления, эмоции, переносят в другой мир, закладывают основы нравственности, расширяют кругозор, развивают чувство прекрасного, помогают разобраться в себе. | - ДК способствуют формированию характера, жизненных ценностей человека. - Благодаря ДК человек становится лучше. - ДК дают человеку ответы на главные жизненные вопросы. - ДК должны быть у каждого ребёнка, потому что острота восприятия в детстве очень велика и ранние впечатления могут потом влиять на всю жизнь. - Впечатления, связанные с ДК, надолго остаются в памяти людей. |
5 | Дружба | - это близкие отношения между людьми, основанные прежде всего на понимании и поддержке. - это близкие отношения между людьми, основанные на искренности, бескорыстии. - это высшая нравственная ценность. Дружба основывается прежде всего на взаимопонимании, взаимопомощи и взаимоотдаче. - это отношения, основанные на любви, понимании, равенстве, преданности. Дружба возможна не только между людьми, но и между человеком и животным. | - Настоящий друг не станет тебя обманывать ни при каких обстоятельствах. Он найдёт в себе силы сказать правду, даже если ему непросто будет это сделать. - Настоящий друг всегда поймёт, когда ты нуждаешься в его помощи, и обязательно поддержит в трудной ситуации. - Настоящий друг по достоинству оценит твои таланты и достижения и никогда не будет завидовать твоим успехам. И счастлив должен быть тот человек, который встретил в своей жизни настоящего друга. - Если один из друзей отдаёт другому свою заботу и внимание, но взамен ничего не получает, то такая дружба будет недолговечной. - Без дружбы человек чувствует себя одиноким, поэтому каждый мечтает, чтобы у него появился настоящий друг, который думает и чувствует так же, как и ты. - Поэтому сохранить дружеские отношения просто необходимо, но, к сожалению, это удаётся не всегда. Что может разрушить дружбу? В дружбе, на мой взгляд, нет места лжи, эгоизму, предательству. - Друг всегда защитит, успокоит, выручит. Поэтому роль друзей в жизни каждого человека огромна: они помогают преодолевать различные трудности. - Друзья есть у многих. Но не каждый человек, называющий себя другом, является таковым. Ведь очень часто люди притворяются друзьями только ради собственной выгоды или достижения своих целей. Поэтому нужно уметь настоящих друзей отличать от ложных. |
6 | Жизненные ценности (ЖЦ) | - это то, что люди считают важным в своей жизни. - это убеждения, принципы, ориентиры человека. | - ЖЦ формируются в детстве, они закладывают фундамент всей дальнейшей жизни. - ЖЦ определяют не только судьбу человека, но и его взаимоотношения с окружающими. - ЖЦ бывают материальные и духовные. Какие из них имеют большую значимость для человека? - У каждого человека свои ЖЦ. Каждый человек сам решает, ради чего он живёт. - У людей, принадлежащих к разным поколениям, ЖЦ могут отличаться, а это нередко приводит к конфликту. |
7 | Любовь | — это самое сокровенное чувство, которое может испытать один человек к другому. - это некое влечение, желание, стремление быть рядом с объектом своей любви. | - Любовь облагораживает, заставляет по-другому воспринимать окружающий мир, любоваться и восхищаться тем, кого любишь, совершать смелые поступки и даже подвиги. - Любовь заставляет человека смотреть на объект своей любви с восхищением. - Любовь бывает взаимной и невзаимной. |
8 | Материнская любовь (МЛ) | - это самое прекрасное и сильное чувство на земле. - это огромная сила, способная творить чудеса, возрождать к жизни, спасать, защищать. | - МЛ многогранна, она проявляется в ласке, нежности, заботе, бескорыстной самоотдаче, заботе, волнениях за собственного ребёнка, бесконечном терпении. - Мама всегда поддержит своего ребёнка в хороших начинаниях, в трудную минуту придёт на помощь, простит ошибку и обиду, оградит от невзгод и сделает счастливым. - МЛ не может быть незаметной. - МЛ делает жизнь ребёнка полноценной и счастливой. - К сожалению, дети не всегда могут оценить МЛ. Порой они относятся к матери жестоко и несправедливо. И осознание этого приходит к ним только лишь спустя годы вместе с чувством вины. - Мы вспоминаем о матери в трудные моменты своей жизни, зовём её в надежде, что она откликнется и придёт на помощь. - МЛ способны проявлять к своим детям не только люди, но и животные. |
9 | Настоящее искусство (НИ) | – это искусство, которое пробуждает в человеке сильные чувства и эмоции, заставляет задуматься о серьезных жизненных вопросах, способствует духовному обогащению. | - НИ подобно могучей силе, способной облагородить душу человека. - НИ волнует душу, даёт ощущение счастья. Оно способно отвлечь человека от повседневности, перенести в мир мечты и фантазии, вселить веру в чудеса. - Произведения НИ являются народным достоянием, важнейшими духовными ценностями, которые должны передаваться другим поколениям. Поэтому их необходимо беречь от уничтожения. - НИ способно отвлечь человека от серой повседневности, доставить удовольствие, наполнить жизнь смыслом, помочь найти ключ к самому себе. - У каждого человека свои предпочтения в искусстве: кто-то интересуется живописью, кто-то архитектурой, а кого-то увлекает музыка. - НИ способно осчастливить человека. Главное - найти именно тот вид искусства, который будет отвечать вашим интересам и желаниям. - Что может вдохновить творца? Что помогает ему создавать свои шедевры? В первую очередь порывы творчества в человеке будит природа. - НИ заставляет людей сблизиться, забыться, почувствовать вечную красоту. |
10 | Неуверенность в себе | - это отсутствие веры в себя, свои силы, возможности и способности. - это страх совершить какое-либо требующееся действие вследствие сомнений в своих силах, боязни сделать что-то «не так», оказаться «белой вороной» и потерпеть провал. | - Неуверенные в себе люди имеют заниженную самооценку, они страдают комплексом неполноценности. Эта черта очень мешает в жизни. Необходимо с ней бороться, преодолевать. - Неуверенность в себе очень мешает в жизни, она не даёт человеку добиться желаемого. Неуверенность в себе формируется ещё в детском возрасте. Одной из причин возникновения этой психологической проблемы является отсутствие поддержки и одобрения со стороны родителей. Поэтому взрослые всегда должны замечать старания своих детей, поощрять их и тем самым вселять уверенность в себе. - Неуверенные в себе люди боятся раскрывать свою индивидуальность и постоянно ориентируются на окружающих, стремясь быть такими же, как они. - Неуверенность в себе является результатом низкой самооценки и зависимости от чужого мнения, мешает людям отстаивать собственную точку зрения, сохранять индивидуальность, делает их одинаковыми, похожими друг на друга. |
11 | Нравственный выбор (НВ) | – это осознанно принятое человеком решение, это ответ на вопрос "Как поступить?": пройти мимо или помочь, обмануть или сказать правду, поддаться искушению или устоять. | - Делая НВ, человек руководствуется совестью, моралью, собственными представлениями о жизни. По тому, что выбирает человек, можно судить о его моральном облике. - Порой сделать НВ очень непросто, для этого требуются усилия души и разума. - Совершая НВ в трудных ситуациях, нужно думать о последствиях своего поступка, прислушиваться к голосу совести и не терять человеческий облик. - Делая нравственный выбор, одни люди руководствуются любовью к ближнему, голосом своего сердца, а другие - эгоизмом или малодушием. К сожалению, человек не всегда принимает правильное решение. Порой спустя годы ошибочный выбор заставляет людей сожалеть о содеянном. Неправильный нравственный выбор может отозваться в душе человека чувством вины, угрызениями совести и поздним раскаянием. |
12 | Сила духа (СД) | – одно из важных качеств, делающих человека сильным не физически, а морально. | - СД складывается из уверенности в себе, целеустремлённости, упорства, стойкости, несгибаемости, веры в лучшее. - СД заставляет человека находить выход из затруднительного положения, смотреть в будущее с оптимизмом, преодолевать жизненные невзгоды. - Сильные духом люди они не боятся трудностей, поэтому всегда добиваются поставленной цели. - Сильные духом люди являются примером для подражания. Они заслуживают уважение и восхищение. |
13 | Взаимовыручка | - это оказание друг другу помощи, поддержки в трудной ситуации. | - В основе взаимовыручки лежит принцип "ты - мне, я - тебе". Это значит, что человек, оказавший тебе помощь, ждёт от тебя ответных действий, но не всегда эти действия могут совершаться во благо. - Каждый из нас может оказаться в ситуации, когда ему нужна помощь, когда он сам не может справиться со своими проблемами. В такие моменты очень важно, чтобы нашёлся человек, который протянет руку помощи. На этом держится мир. - Взаимовыручка держится на готовности человека творить добро, помогать и поддерживать, на сострадании и милосердии. - Однако не все помогают бескорыстно. Многим чужды благие намерения, и ими движет лишь собственная выгода. |
14 | Счастье | - это состояние души человека, это высшее удовлетворение жизнью. | - Каждый человек вкладывает в это слово своё понимание. Для ребёнка счастье - это мирное небо над головой, развлечения, веселье, игры, любящие родители. И страшно, когда счастливый мир ребёнка рушится. - У каждого человека свое представление о счастье. Одних людей счастливыми делают победы, других - материальные блага, третьих - близкие люди. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок "Готовимся к сочинению на лингвистическую тему"
Урок подготовки к ГИА по русскому языку в 9 классе. Приёмы работы с текстом....
Презентация к уроку "Готовимся к сочинению на лингвистическую тему"
Презентация-сопровождение у уроку "Готовимся к ГИА"...
Готовимся к сочинению
В помощь учителю...
Презентация "Готовимся к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему" .
В помощь учащимся при подготовке к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему....
Урок русского языка. 11 класс. Готовимся к сочинению
на уроке предполагается работа с маршрутным листом...
Авторская программа элективного курса по русскому языку для учащихся 11 класса национальной школы "Готовимся к сочинению"
Введение в национальной школе курса "Готовимся к сочинению" обусловлена необходимостью более качественной подготовки учащихся к выпускному экзаменационному сочинению по русской литературе. Для учащихс...
Готовимся к сочинению на лингвистическую тему
Тип урока:урок-практикум.Тема:подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.Цель:определить уровень ЗУН по теме "Сочинение на лингвистическую тему».подготовить обучающихся к нап...