Урок русского языка. 11 класс. Готовимся к сочинению
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме
на уроке предполагается работа с маршрутным листом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovimsya_k_sochineniyu.docx | 41.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку 11 класс
«Готовимся к ЕГЭ. Анализ текста»
Цель: подготовка к созданию собственного сочинения-рассуждения по предложенному исходному тексту (в рамках подготовки к ЕГЭ, часть С).
Задачи урока:
- Познавательная задача:
– уметь анализировать текст;
– уметь писать сочинение-рассуждение по тематическому блоку “Природа и человек”.
- Развивающая задача:
– развитие речевого слуха, критического мышления, обогащение и пополнение словарного запаса, развитие умения мыслить (анализировать, выделять главную и второстепенную информацию, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать, обобщать), метапредметных связей (литература, экология).
- Воспитательная задача:
– формировать нравственные ориентации “экологического образа жизни”;
– воспитывать социально-значимую позицию по отношению к природе и миру, умения делать правильный выбор;
– формирование умения оценивать свою работу.
Ход урока
Мотивация познавательной деятельности.
Эпиграф: “Природа не признаёт шуток, она всегда правдива, всегда серьезна, всегда строга; она всегда права; ошибки же и заблуждения исходят от людей” (В. Гёте ).
Вопрос:
- Какой теме будет посвящен наш урок?
- Как бы вы его назвали?
Целеполагание.
В современном мире почти не осталось чистых рек и озер, нетронутых лесов и степей; зверей, растений, птиц становится все меньше. Научно-технический прогресс наряду с потоком открытий принес человечеству множество проблем. Одна из самых важных сегодня – охрана и защита окружающей среды. В СМИ и современными писателями поднимаются экологические проблемы века. Решаются вопросы: какие меры нужно предпринять, чтобы сохранить природу и окружающий мир, как направить научно-технический прогресс на пользу человеку. Эти и ряд других вопросов мы будем решать на уроке.
А теперь вспомним план экзаменационного сочинения.
- Какие цели (задачи) сегодня должны решить, к каким результатам прийти в конце урока (исходя из темы урока)?
— понять авторский текст,
— сформулировать проблему,
— прокомментировать её,
— сформулировать позицию автора текста по данной проблеме,
— сформулировать собственную позицию и аргументировать её,
— написать сочинение-рассуждение.
Актуализация изученных знаний, умений и навыков. Сегодня мы будем анализировать текст В.А. Солоухина. И для этого нам с тобой понадобится накопленный жизненный опыт, ведь отрывок из произведения В.Солоухина предполагает вдумчивый, глубокий анализ.
Но в начале урока немного повторим (работа с маршрутным листом.)
1.Сопоставь строчки и художественный прием.
Речеведческая разминка.
Богатый и в будни пирует,
А бедный и в праздник горюет. (Антитеза)
И опять стреляют, как в живого,
В мертвого. В убитого. В меня. (Парцелляция)
Не сломлюсь, не дрогну, не устану,
Ни крупицы не прощу врагам. (Градация)
Юрий Бондарев "Горячий снег"(Оксюморон)
Мой край, задумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной. (Риторическое обращение, эпитет, олицетворение)
Он громко рыдающе засмеялся (оксюморон)
Оценить себя.
- Этап актуализации знаний. (Синквейн.)
- Следующее задание подтолкнёт к восприятию текста, с которым будем сегодня работать. Я называю слово, а ты быстро называешь свои ассоциации (не синонимы!), связанные с этим словом. Итак, это слово – ПРИРОДА, ЧЕЛОВЕК.
Составь синквейн с любым словом на выбор: природа, человек.
Природа.
Чистая, всеобъемлющая.
Изучается, загрязняется, защищается.
Естественная среда обитания человека.
Жизнь.
Человек.
Сильный, умный.
Пытается, ошибается, стремится.
Желания властвуют над ним.
Живой.
- Минутка чистописания (учимся заполнять бланк ЕГЭ)
Немного отдохнем (разминаем кисти рук)
4. Работа с текстом.
- Вот мы подошли к самому ответственному этапу сегодняшнего урока.
Прочитаем текст.
Определи стиль и тип речи (публицистический, рассуждение с элементами повествования)
Определи тему текста: отношение человека и природы
Используя текст, составь сравнительную таблицу.
Что значит для автора настоящая жизнь? Постоянный контакт с землей, природой.
Какие чувства испытывает при этом человек?
Когда, по мнению автора, этот контакт с землёй был потерян? С чем это связано?
Как научно-технический прогресс воздействует на взаимоотношение человека и природы?
Что по этому поводу считает автор? Процитируйте.
В чем проявляется негативное влияние цивилизации на жизнь человека?
Каково мнение В. Солоухина по этой проблеме?
Почему В. Солоухина так страшит духовная изоляция между Человеком и Землёй?
Что мы можем сказать об авторе, прочитав данный текст? (Испытывает чувство подлинной любви к родной земле).
Повторение.
Любое сочинение - это текст. И он строится по определенным законам.
Перечисли основные пункты экзаменационного сочинения.
1. Введение
2. Постановка проблемы
3. Комментарий к проблеме
4. Позиция автора
5. Ваша позиция
6. Литературный аргумент
7. Аргумент из жизненного опыта
8. Заключение
2. Сформулировать проблему, используя опорные слова.
Проблема – (от греч.) – задача – вопрос, требующий изучения, разрешения.
Проблем может быть несколько. Важно увидеть одну и прокомментировать. Важно комментировать не весь текст, а ту проблему, которые вы заявили вначале.
Какой вопрос выбрать? Важно выбрать тот вопрос, над которым автор размышляет больше всего и по поводу которого отчетливо заявлена авторская позиция.
Языковой анализ текста. Роль изобразительно-выразительных средств языка в раскрытии авторской позиции.
Основной композиционный приём, который использует автор, – антитеза. Положительные чувства: радость, счастье, любовь – связаны с постоянным контактом с природой и Землей. Физическая и духовная изоляция приводит к серьезным телесным и духовным болезням.
1. Лексика и фразеология:
а) лексический повтор: природа, человек, земля, постоянный контакт, подлинный, напряжение, жизнь. Эти слова значимые, ключевые.
в) синонимы: подвижность, жизненный тонус (11П), прямой, непосредственный контакт (21 П), предназначен, необходим (21 П). Создают более полную картину взглядов героев и их жизненных ценностей.
г) олицетворение: 14 П, 15 П.
д) уменьшительно-ласкательные суффиксы: зернышко, цветочки, перышко. Передают доброжелательное, любовное отношение к природе.
е) эпитеты: дремлющий бор (15П), добрая почва (16П), чудовищная изоляция (17П). Делают текст выразительным, образным.
2. Выразительные средства синтаксиса:
а) вопросно-ответная форма изложения (6-7). Используется автором для того, чтобы герои смогли более полно выразить свою точку зрения.
б) антитеза: Человек и Земля (17 П), не серьезные отношения, а детская игра (19-20 П), 13-14 П, 18-19 П. Используется, чтобы создать динамичную противоречивую картину.
в) парцелляция: 15-16 П, 19-20 П . Передает взволнованность автора.
г) однородные члены предложения: 1, 3, 5,15, 17 П. Создают полную картину происходящего.
д) цитирование статьи из журнала: 5-12 П. Дает возможность документально подтвердить свою позицию.
7. Рефлексия.
Рефлексия
1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был 7. Домашнее задание мне кажется | активно / пассивно довольна/ не довольна коротким / длинным не устала / устала стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересным / неинтересным |
8. Домашнее задание.
Написать сочинение-рассуждение по тексту В. А. Солоухина в формате ЕГЭ (задания для части С1)
Используйте материал урока и дополнительный материал по теме “Природа и человек” для аргументации собственного мнения по проблеме.
(1) Посадить в землю зёрнышко и вырастить из него что-нибудь: ржаной колос, метёлку овса, стебель льна с голубыми цветочками – прекрасно уже само по себе. (2)Кроме того, это связано с постоянным ощущением погоды, с постоянным контактом с землёй, с природой. (З) Ожидание дождя и радость от того, что он пошёл, капель, заморозки, движение туч, оттенки вечерней зари, поведение животных и трав, роса на траве и дождевые пузыри на лужах – всё это не любование природой, а жизнь.
(4) В современном журнале читаем: (5) “Если человек длительное время находится в автомобиле или в самолёте, у него появляется сонливость, вялость, теряется аппетит, снижается работоспособность. (6) Почему это происходит? (7) Результаты опытов, проведённых над животными и людьми, позволяют сделать вывод о том, что на самочувствие и настроение оказывает влияние величина электрического поля. (8) В кабинах автомобилей и салонах самолётов напряжённость электрического поля заметно меньше, чем в окружающем пространстве. (9) Исследователи попробовали искусственно увеличить напряжённость электрического поля в клетке, где находились подопытные животные. (10) Специальный генератор создавал внутри клетки электрическое поле в 500-800 в/м, что соответствует нормальному уровню напряжения на земле. (11) После этого подвижность и жизненный тонус подопытных животных значительно возрастали. (12) Аналогичные результаты были получены и при проведении опытов над людьми”.
(13) Проведение опытов над людьми вообще-то считается безнравственным. (14) Но что поделаешь, если люди добровольно засадили себя в разнообразные металлические клетки и отключили от земли, от её единых электрических и прочих сил.
(15) Синтетической одеждой и обувью, резиновыми колёсами и асфальтом, всевозможными пластиками человек всё больше изолирует себя от земного шара, искусственно отключаясь не только от общего земного электричества, но и от многих не изученных нами сил, излучаемых деревьями и травой, дождями и радугой, сосновой хвоей и плывущими облаками, дремлющим бором и утренней росой, речным туманом и молнией. (16) Да и просто мягкой и доброй почвой.
(17) Однако эта физическая изоляция покажется мелочью, если вспомнить о той чудовищной психологической, духовной изоляции, которая существует теперь между Человеком и Землёй. (18)Конечно, стараемся, тщимся, выращиваем на балконе цветочек или перышко лука, держим в квартире какое-нибудь растение, обзаводимся дачным клочком земли, летом, во время отпуска, в воскресенье выбираемся в лес, на речку (19)Но это не серьёзные отношения с землёй. (20)А это вроде как детская игра в дочки-матери вместо подлинной любви, подлинного рождения детей.
(21) И подумать только, что мой дед и даже мой отец ещё находились в прямом и непосредственном контакте с землёй, который человеку предназначен и необходим.
(По В. Солоухину)
Маршрутный лист
ФИО_______________________________________________________________________________
Класс_______________
Дата________________
Тема урока_________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ 1. Сопоставь строчки и художественный прием.
1.Богатый и в будни пирует, А бедный и в праздник горюет. | (Парцелляция) |
2.И опять стреляют, как в живого, В мертвого. В убитого. В меня. | Оксюморон |
3.Не сломлюсь, не дрогну, не устану, Ни крупицы не прощу врагам. | (Риторическое обращение, эпитет, олицетворение) |
4.Юрий Бондарев "Горячий снег" | (Антитеза) |
5. Мой край, задумчивый и нежный! Кудрявый сумрак за горой Рукою машет белоснежной. | (Градация) |
6. Он громко рыдающе засмеялся | (оксюморон) |
Оцени себя по схеме 1: ___________________________
ЗАДАНИЕ 2. Составь синквейн с любым словом на выбор: природа, человек.
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
Оцени себя по 2 схеме: _____________________________
ЗАДАНИЕ 3. Используя текст, составь сравнительную таблицу.
Положительное влияние природы на человека Естественный контакт человека и природы. | Отрицательное влияние человека на природу. Физическая и духовная изоляция человека и природы |
Оцени себя по схеме 2 ____________________________
ЗАДАНИЕ 4. Перечисли основные пункты экзаменационного сочинения.
Оцени себя по схеме 1 ____________________________
Задание 5. Сформулировать проблему_________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Оцени себя по схеме 2 ____________________________
Задание 6. Языковой анализ текста
Оцени себя по схеме 2 ____________________________
Задание 7. Подобрать аргументы к тезисам
Людям свойственно любить родную природу | Природа – источник радости и счастья |
Оцени себя по схеме 2 ____________________________
8. Рефлексия
1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был 7. Домашнее задание мне кажется | активно / пассивно довольна/ не довольна коротким / длинным не устала / устала стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересным / неинтересным |
Моя оценка за занятие _____________________________________
3 балла – все ответы верны
2 балла – 1- 2 ошибки
1 балл – 3- 4 ошибки
Ответ не оценивается - более 4-х ошибок
1 балл – было трудно
2 балла – не испытывала затруднений
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 6 кл. Сочинения-миниатюры по картине Дубовского
Урок русского языка в 6 кл. Программа Разумовской. Сочинения-миниатюры по картине Дубовского...
Урок русского языка в 7 кл. Сочинение-миниатюра по картине И.Левитана "Метель"
Программа М.Разумовской. Групповая форма работы...
Конспект урока русского языка «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в 9 классе»
Конспект урока русского языка «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в 9 классе» ...
Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....
план-конспект урока русского языка с использованием ИКТ "Сочинение-описание по картине И.И. Шишкина "Парк в Павловске"
подготовка к сочинению-описанию по картине И.И.Шишкина "Парк в Павловске"...
Презентация к уроку русского языка по теме "Итоговое сочинение"
шаблон к написанию итогового сочинения в 11 классе...
Конспект урока русского языка "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (ОГЭ 15.3)
Подробный конспект урока с дополнительными материалами и презентацией. Тема сочинения: "Что такое материнская любовь?"...