Рабочая программа по русскому языку к учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского
рабочая программа по русскому языку (8 класс)

Кудрявцева Наталья Михайловна

Данная рабочая программа создана к учебнику "Русский язык" 8 класс  М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского. Рассчитана на 3 часа в неделю . 102 часа в год. Программа соответствует ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Чендекская средняя общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНО:

Руководитель МО

протокол от ________№__

__________  ___________

      (подпись)                   (ФИО)

Дата_______________                        

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УР                    

__________  ____________

      (подпись)                   (ФИО)

Дата_______________

   

       

Приложение к ООП ООО

на 2021-2022 учебный год,  

 утвержденной приказом по школе                                                                                                        от               2021 года №

 Директор МБОУ «Чендекская СОШ»

 _________/ ФИО                                                                                                           

Дата_______________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета « русский язык»

для              «  8  » класса

102 часа (  3 часа  в неделю)

Составитель  рабочей программы:

Кудрявцева Наталья Михайловна                                                                                                                                        

                                         

Чендек

2021

Пояснительная записка

     Рабочая программа по русскому языку для  8 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  1. Федеральный  Закон  от  29.12.2012  №  273-ФЗ  «Об  образовании  в  Российской Федерации»;
  2. Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  основного  общего  образования,  утвержденный  приказом  Министерства  образования  и  науки  Российской  Федерации  от  17.12.2010  №  1897  (далее  –  ФГОС  основного общего образования).
  3. Приказ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в ФГОС OОО,  утв. приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 № 1897»,
  4. Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав  потребителей  и  благополучия   человека  и  Главного  государственного  санитарного  врача  Российской  Федерации  от  29.12.2010  №189  «Об  утверждении  СанПиН  2.4.2.2821-10».  «Санитарно-эпидемиологические  требования  к  условиям  и  организации  обучения  в  общеобразовательных  учреждениях»  (с  изменениями  на  29.06.2011)  (далее  -  СанПиН  2.4.2.  2821-10);
  5. Федеральный  перечень  учебников, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 28.12.2018г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
  6. Положение «О рабочей программе учебного предмета, курса» МБОУ «Чендекская СОШ», утверждённое приказом школы № 135/1 от 18.04.2018г.
  7. Примерная программа основного общего образования по русскому языку. Авторы:

            М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский ( «Русский язык. Программы    общеобразовательных учреждений 5-9 классы». М.,              «Просвещение», 2011г.   /рекомендована Министерством образования и науки Россиии)

      8. Учебный план МБОУ «Чендекская СОШ» на 2021-2022г., утвержденный приказом от

                              2021г. №      

Цели и задачи изучения русского языка

Курс русского языка направлен на достижение следующей цели - выполнение требований стандарта, формирование всесторонне развитой личности. Для выполнения данной цели необходимо решить следующие задачи, обеспечивающие реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного,  деятельностного подходов к обучению родному языку:

-воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык,  сознательно относящегося к нему как к явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

-овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;

-освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;

-развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;

- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Решение данных задач способствует формированию коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.

Место учебного предмета в учебном плане

Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объеме 102 часа в 8 классе ( 3 часа в неделю)

УМК

Примерная программа основного общего образования по русскому языку. Авторы:

  М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский ( «Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений 5-9 классы». М.,          «Просвещение», 2011г. /рекомендована Министерством образования и науки Россиии/)

Учебник: Л.А.Тростенцова, Т.А. Ладыженская «Русский язык 8 кл».- М., «Просвещение»,    2018.г

Технологии обучения.

1. Здоровьесберегающие.

2. Информационно-коммуникативные.

3.Технология учебного диалога.

4.Технология уровневой дифференциации.

5. Игровые технологии.

6. Групповые технологии.

7. Технология критического мышления.

8. Технология учебного диалога.

9.Технология проблемного обучения.

Текущий контроль и его формы

Промежуточный:

тест, диктант с грамматическим заданием, разного вида разборы (фонетический, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный, морфемный, словообразовательный, лексический), разного вида диктанты (выборочный, распределительный), изложения разного вида, сочинение, конкурс, игровые задания, составление плана, таблицы, устный ответ-рассуждение, зачет

Итоговый:

контрольный диктант с грамматическим заданием или/и тест.

Формы организации образовательного процесса: поурочная система обучения с использованием объяснительно- иллюстративного, репродуктивного, частично-поискового методов обучения. А также такие формы обучения: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок,  урок - лекция, урок - игра, урок- исследование,  урок-практикум, урок развития речи.

         

 Виды и формы контроля: контрольные диктанты, сочинения, изложения, тесты, комплексные контрольные работы, мини-проекты (в рамках одного урока).

Виды самостоятельной работы учащихся

 - воспроизводящие;

  - реконструктивно – вариативные;

  - эвристические;

  - творческие.

Перечень контрольных  работ и работ по развитию речи

  №

п/п

Тема контрольной работы

1.

Контрольный диктант№1 по теме «Повторение изученного в 7 классе

2.

Диктант.

3.

Контрольный диктант №2 по теме: «Главные члены предложения

4.

Контрольная работа по теме «Второстепенные члены предложения».

5.

Контрольный диктант№3 по теме «Односоставные предложения»

6.

Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения» .

7.

Контрольный диктант№4 по теме «Обращения, вводные слова и междометия»

8.

Контрольный диктант №5 с грамматическим заданием по теме «Обособление обстоятельств»

9.

Контрольная работа по теме «Обособленные члены предложения»

10.

Промежуточная аттестация

11.

Контрольный диктант  по теме «Чужая речь»

12.

Итоговый контрольный диктант№6

  №

п/п

Тема урока по развитию речи

1.

Сжатое изложение

2.

Инструкция

3.

Изложение. Текст – сравнительная характеристика

4.

Контрольное сочинение-отзыв№2  по картине В.Е. Попкова «Осенние дожди» (упр.281).

5.

Эпистолярный жанр. Составление делового письма

6.

Контрольное сжатое изложение

7.

Рассуждение на дискуссионную тему.

8.

Диалог.

10.

Рассказ.

11.

Контрольное изложение №2 с элементами сочинения (по тексту упр.442)

Планируемые результаты изучения         учебного предмета

Учащийся  научится

Учащийся получит возможность научиться

• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;

• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;

• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;

• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;

• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.

• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;

• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;

• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.

Речевая деятельность

Аудирование

Учащийся  научится

Учащийся получит возможность научиться

• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;

• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;

• передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого).

• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.

Чтение

Учащийся  научится

Учащийся получит возможность научиться

• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);

• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;

• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

• извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.

Говорение

Учащийся  научится

Учащийся получит возможность научиться

• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);

• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;

• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;

• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.

• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин),  социально-культурной и деловой сферах общения;

• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;

• участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;

• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.

Письмо

Учащийся  научится

Учащийся получит возможность научиться

создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);

• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;

• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно  использовать лексику  и фразеологию.

• писать рецензии, рефераты;

• составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;

• писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.

Текст

Учащийся  научится

Учащийся получит возможность научиться

анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;

• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, СЛОЖНОГО), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;

• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста. 

• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии), официально-деловые тексты (резюме, деловое письмо, объявление) с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.

Функциональные разновидности языка

Учащийся  научится

Учащийся получит возможность научиться

• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);

• различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);

• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, интервью, репортаж как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи);

• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;

• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.

различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;

• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект как жанры учебно-научного стиля), участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать  дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;

• анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.

Общие сведения о языке

Учащийся  научится

Учащийся получит возможность научиться

характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;

• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;

• оценивать использование основных изобразительных средств языка.

характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики. 

Фонетика и орфоэпия. Графика

Учащийся  научится

Учащийся получит возможность научиться

проводить фонетический анализ слова;

• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;

• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);

• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Морфемика и словообразование

Учащийся  научится

Учащийся получит возможность научиться

• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;

• различать изученные способы словообразования;

• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;

• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания.

• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;

• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной  речи и оценивать их;

• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;

• использовать этимологическую справку для объяснения  правописания и лексического  значения слова.

Лексика и фразеология

Учащийся  научится

Учащийся получит возможность научиться

• проводить лексический анализ слова,  характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;

• группировать слова по тематическим группам;

• подбирать к словам синонимы, антонимы;

• опознавать фразеологические обороты;

• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;

• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте; • опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);

• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём, синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.

• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;

• аргументировать различие лексического и грамматического значении слова;

• опознавать омонимы разных видов;

• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

• опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словаре и синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Морфология

Учащийся  научится

Учащийся получит возможность научиться

опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;

• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;

• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;

• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.

анализировать синонимические средства морфологии;

• различать грамматические омонимы;

• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Синтаксис

Учащийся  научится

Учащийся получит возможность научиться

• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;

• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;

• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;

• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.

• анализировать синонимические средства синтаксиса;

• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;

• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.

Правописание: орфография и пунктуация

Учащийся  научится

Учащийся получит возможность научиться

• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);

• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);

• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать  её в процессе письма.

• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.

Язык и культура

Учащийся  научится

Учащийся получит возможность научиться

выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;

• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

• уместно использовать правила русского  речевого этикета в учебной деятельности и  повседневной жизни.

• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа - носителя языка;

• анализировать и сравнивать русский речевым  этикет с речевым  этикетом отдельных народов России и мира.

Оценочные средства        

Выявление сформированности определенных элементов знаний и адекватных им предметных умений не исключается из системы диагностики, а приобретает второстепенный подчиненный характер. Основной упор при оценке учебных достижений школьников сделан на качество подготовленных ими итоговых материалов по результатам проведенной самостоятельной практической работы. Оценка успешности учащихся в овладении курсом должна  многоаспектна,  проводится в различных формах и преследует не только цели контроля, но и цели мотивационные и развивающие.

Большое значение приобретает в этих условиях оценка достижений конкретного ученика со стороны товарищей по классу, родителей, учащихся других классов и других образовательных учреждений. Особую роль играет моделирование признания заслуг исследователя членами научного сообщества через апробацию идей и результатов исследования на учебных конференциях и публикацию ученических работ в специальных сборниках.

Пятибальная отметка как внешняя форма оценки учебной успешности ученика -  одна из многочисленных составляющих в общей системе оценки деятельности учащегося. Неприемлемыми представляются расчет успеваемости, качества знаний и уровня обученности при оценке результатов изучения курса.

В общем,  система оценивания (включающая оценку «внешнюю» и «внутреннюю») даёт возможность определить, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал, сформирован тот или иной практический навык. Другими словами, реализация системы оценивания даёт возможность сверить достигнутый учащимся уровень с определенным минимумом требований, заложенных в учебный курс. Система оценивания  фиксирует как изменения общего уровня подготовленности каждого учащегося, так и динамику его успехов в различных сферах познавательной деятельности (усвоение информации, обработка информации, творческое представление своих мыслей и образов). Учащийся, производящий самооценивание, имеет возможность сопоставить результаты, к которым он пришел, с оценкой учителя. Это означает, что должна быть обеспечена полная прозрачность системы оценивания.

Основное содержание учебного предмета

1. Введение 1 ч.

Русский язык в современном мире

2. Повторение изученного в 5-7 классах (7ч.)

Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения.

Знаки препинания в сложных предложениях.

Буквы н - нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.

Закрепление обобщение изученного материала. Буквы н - нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий

Сочинение.

Слитное и раздельное написание не -  с разными частями речи

Контрольный диктант№1 по теме «Повторение изученного в 7 классе»

3.Синтаксис, пунктуация, культура речи (8 ч.)

Основные единицы синтаксиса

Текст как единица синтаксиса.

Предложение как единица синтаксиса

Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний

Синтаксические связи слов в словосочетаниях

Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний

4. Простое предложение (4 ч)

Простое предложение. Грамматическая основа предложения

Порядок слов в предложении. Интонация.

Диктант.

Описание  памятника культуры

5. Простые двусоставные предложения

Главные члены предложения (7ч.)

Главные члены предложения. Подлежащее.

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.

Составное глагольное сказуемое.

Составное именное сказуемое.

Тире между подлежащим и сказуемым

Контрольный диктант №2 по теме: «Главные члены предложения»

Сжатое изложение

6. Второстепенные члены предложения (10ч.)

Роль второстепенных членов предложения. Дополнение

Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определения

Приложение. Знаки препинания при нём.

Обстоятельство.

Синтаксический разбор двусоставного предложения

Контрольная работа по теме «Второстепенные члены предложения».

Характеристика человека

Повторение

7. Простые односоставные предложения (11ч)

Главный член односоставного предложения.

Определённо-личные предложения.

Неопределённо-личные предложения

Инструкция

Безличные предложения.

Рассуждение

Назывные предложения.

8. Неполное предложение (1ч)

Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении

Синтаксический разбор односоставного предложения.

Урок-зачёт по теме «Односоставные предложения»

Контрольный диктант№3 по теме «Односоставные предложения»

Понятие об  осложненном предложении, однородных членах предложения. Средства связи однородных членов предложения

Понятие об однородных членах предложения. Средства связи однородных членов предложения

Однородные и неоднородные определения.

Однородные и неоднородные определения

Изложение. Текст – сравнительная характеристика

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.

Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них

Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них

Синтаксический  разбор предложений с однородными членами.

Пунктуационный разбор предложений с однородными членами

Обобщение изученного по теме «Однородные члены предложения»

Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения» .

Р/Контрольное сочинение-отзыв№2  по картине В.Е. Попкова «Осенние дожди» (упр.281).

Обращение. Распространённые обращения. Выделительные знаки препинания при обращении

Употребление обращений

Р/Р Эпистолярный жанр. Составление делового письма

9. Вводные и вставные конструкции(6ч)

Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению.

Вводные слова, словосочетания и знаки препинания при них.

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях

Р/Р Контрольное сжатое изложение

Вставные слова, словосочетания и предложения

Междометия в предложении

Контрольный диктант№4 по теме «Обращения, вводные слова и междометия»

Понятие об обособлении второстепенных членов предложения.

Обособление определений. Выделительные знаки препинания при них.

Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений. Выделительные знаки препинания при них.

Обособление определений с обстоятельственным оттенком значения. Обособление несогласованных определений.

Обособление приложений. Выделительные знаки препинания при них.

Р/Р Рассуждение на дискуссионную тему.

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием.

Обособление обстоятельств выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием.

Сравнительный оборот. Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК

Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами

Контрольный диктант №5 с грамматическим заданием по теме «Обособление обстоятельств»

Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при  них.

Обособление уточняющих членов предложения, присоединяемых при помощи союзов и других слов

Обособление дополнений с предлогами

Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с обособленными членами.

Обобщение по теме «Обособленные члены предложения»

Контрольная работа по теме «Обособленные члены предложения»

Итоговая контрольная  работа за год.

10. Чужая речь (7 ч)

Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. Прямая и косвенная речь. Косвенная речь.

Прямая речь. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью

Р/Р Диалог.

Р/Р Рассказ.

Цитата и знаки препинания при ней.

Синтаксический разбор и пунктуационный разбор предложений с чужой речью. Повторение по теме «Чужая речь».

Контрольный диктант  по теме «Чужая речь»

11. Повторение и систематизация изученного в VIII классе (7 ч)

Синтаксис и морфология

Синтаксис и пунктуация

Синтаксис и культура речи

Р/Р Контрольное изложение №2 с элементами сочинения (по тексту упр.442)

Синтаксис и орфография

Итоговый контрольный диктант№6

 Итоговый контрольный тест за курс 8 класса

Виды деятельности учащихся, направленные на достижение результата.

1. Игровая деятельность(дидактические игры, индивидуализируют работу на уроках. При этом они посильны для каждого ученика и максимально развивают его способности. В процессе игры дети учатся обобщать и сравнивать, классифицировать и общаться, а также, что самое главное, делать самостоятельные выводы. Вначале детей интересует только предложенная педагогом ситуация, а затем и связанный с ней материал. У ребенка появляется потребность в понимании, изучении и запоминании новой темы. Такие виды учебной деятельности учащихся на уроке, как дидактические игры, это ценное средство, воспитывающее умственную активность детей и активизирующее их психологические процессы. Все это способствует проявлению повышенного интереса учеников к процессу познания. Школьники с желанием развивают свои умения и способности, тренируют силы и преодолевают нешуточные трудности).

2. Фронтальная форма обучения. Существуют такие виды деятельности учащихся на уроках, когда весь класс одновременно выполняет общую, поставленную перед всеми детьми работу. При этом ученики сравнивают, обсуждают и обобщают ее результаты. Этот вид деятельности школьников называется фронтальным. Его основным достоинством является то, что учитель со всем классом работает одновременно. Это приводит к установлению доверительных отношений между педагогом и детьми, а также внутри класса. В детях воспитывается чувство коллективизма. Они учатся рассуждать, а также находить ошибки в высказываниях своих товарищей. В этом случае происходит формирование устойчивых познавательных интересов и активизируется деятельность школьников. Однако фронтальные виды деятельности учащихся на уроках имеют и свои недостатки. В связи с различной работоспособностью и подготовленностью дети не выдерживают единого темпа. Тот, кто обладает низким уровнем учебных возможностей, усваивает материал хуже и требует большего внимания учителя. Сильным же школьникам важны более сложные задания, только в таком случае работа на уроке приведет их к повышению уровня знаний. В связи с этим для большей эффективности учебного процесса необходимо использовать и другие виды учебной деятельности учащихся на уроке.

 

3. Групповая работа. Такая форма организации учебного процесса входит в основные виды деятельности учащихся. При этом учитель делит класс на группы, призванные решать конкретные учебные задачи. Ответы на поставленные вопросы даются с участием каждого из учеников. При правильной организации активность проявляют все члены группы. При этом слабые ученики не прячутся в тень более сильных, а те, в свою очередь, не подавляют самостоятельность и инициативу менее способных школьников

4. Индивидуальная работа. Наиболее доступным и проверенным многолетней практикой методом повышения эффективности познавательного процесса школьников является организация их самостоятельной работы. На современном уроке эта деятельность занимает исключительное место. Дело в том, что именно благодаря индивидуальной работе ученик способен освоить большой объем знаний. Самостоятельный вид деятельности школьников включает в себя выполнение детьми поставленной педагогом дидактической цели, придти к которой нужно за определенное время. Это стимулирует ученика на поиск новых знаний, а также их дальнейшее закрепление и осмысление. При этом у ребенка формируются и развиваются необходимые умения и навыки, а учебный материал обобщается и систематизируется. Самостоятельная работа является эффективным средством повышения познавательного уровня учащегося. Ведь, с одной стороны, она является учебным заданием, то есть объектом деятельности школьника. С другой стороны, индивидуальная деятельность – это форма проявления мышления, памяти и творческого воображения, что расширяет и углубляет объем уже полученных знаний. Однако стоит иметь в виду, что при этом важно осуществление контроля со стороны учителя и его своевременная помощь при возникших затруднениях.

Календарно-тематическое  планирование

урока

Тема урока

К-во

часов

Дата

по

плану

Дата

по

факту

1.

Русский язык в современном мире

1

2.

Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения.

1

3.

Знаки препинания в сложных предложениях.

1

4.

Буквы н - нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.

1

5.

Закрепление обобщение изученного материала. Буквы н - нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий

1

6.

Сочинение.

1

7

Слитное и раздельное написание не -  с разными частями речи

1

8.

Контрольный диктант№1 по теме «Повторение изученного в 7 классе»

1

9.

Основные единицы синтаксиса

Текст как единица синтаксиса

Предложение как единица синтаксиса

1

10.

Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний

1

11.

Синтаксические связи слов в словосочетаниях

1

12.

Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний

1

13.

Простое предложение. Грамматическая основа предложения.

1

14.

Порядок слов в предложении. Интонация.

1

15.

Диктант.

1

16.

Описание  памятника культуры

1

17.

Главные члены предложения. Подлежащее.

1

18.

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.

1

19.

Составное глагольное сказуемое.

1

20.

Составное именное сказуемое.

1

21.

Тире между подлежащим и сказуемым

1

22.

Контрольный диктант №2 по теме: «Главные члены предложения

1

23.

Сжатое изложение

1

24-25.

Роль второстепенных членов предложения. Дополнение

2

26.

Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определения

1

27.

Приложение. Знаки препинания при нём.

1

28.

Обстоятельство.

1

29.

Синтаксический разбор двусоставного предложения

1

30.

Контрольная работа по теме «Второстепенные члены предложения».

1

31.

Характеристика человека

1

32.

Повторение

1

33.

Главный член односоставного предложения.

1

34.

Определённо-личные предложения.

1

35.

Неопределённо-личные предложения

1

36.

Инструкция

1

37.

Безличные предложения.

1

38.

Рассуждение

1

39.

Назывные предложения.

1

40.

Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении

1

41.

Синтаксический разбор односоставного предложения.

1

42.

Урок-зачёт по теме «Односоставные предложения»

1

43.

Контрольный диктант№3 по теме «Односоставные предложения»

1

44.

Понятие об  осложненном предложении, однородных членах предложения. Средства связи однородных членов предложения

1

45.

Понятие об однородных членах предложения. Средства связи однородных членов предложения

1

46.

Однородные и неоднородные определения.

1

47.

Однородные и неоднородные определения

1

48.

Изложение. Текст – сравнительная характеристика

1

49-50.

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.

2

51.

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.

1

52.

Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них

1

53.

Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них

1

54.

Синтаксический  разбор предложений с однородными членами.

1

55.

Пунктуационный разбор предложений с однородными членами.

1

56.

Обобщение изученного по теме «Однородные члены предложения»

1

57.

Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения» .

1

58.

Р/Контрольное сочинение-отзыв№2  по картине В.Е. Попкова «Осенние дожди» (упр.281).

1

59.

Обращение. Распространённые обращения. Выделительные знаки препинания при обращении

1

60.

Употребление обращений

1

61.

Р/Р Эпистолярный жанр. Составление делового письма

1

62.

Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению.

1

63.

Вводные слова, словосочетания и знаки препинания при них.

1

64.

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях

1

65.

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях

1

66.

Р/Р Контрольное сжатое изложение №

1

67.

Вставные слова, словосочетания и предложения

1

68.

Междометия в предложении

1

69.

Контрольный диктант№4 по теме «Обращения, вводные слова и междометия»

1

70.

Понятие об обособлении второстепенных членов предложения.

1

71.

Обособление определений. Выделительные знаки препинания при них.

1

72.

Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений. Выделительные знаки препинания при них.

1

73.

Обособление определений с обстоятельственным оттенком значения. Обособление несогласованных определений.

1

74.

Обособление приложений. Выделительные знаки препинания при них.

1

75.

Р/Р Рассуждение на дискуссионную тему.

1

76.

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием.

1

77.

Обособление обстоятельств выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием.

1

78.

Сравнительный оборот. Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК

1

79.

Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами

1

80.

Контрольный диктант №5 с грамматическим заданием по теме «Обособление обстоятельств»

1

81.

Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при  них.

1

82.

Обособление уточняющих членов предложения, присоединяемых при помощи союзов и других слов

1

83.

Обособление дополнений с предлогами

1

84.

Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с обособленными членами.

1

85.

Обобщение по теме «Обособленные члены предложения»

1

86.

Контрольная работа по теме «Обособленные члены предложения»

1

87.

Промежуточная аттестация

1

88-89.

Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. Прямая и косвенная речь. Косвенная речь.

2

90.

Прямая речь. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью

1

91.

Р/Р Диалог.

1

92.

Р/Р Рассказ.

1

93.

Цитата и знаки препинания при ней.

1

94.

Синтаксический разбор и пунктуационный разбор предложений с чужой речью. Повторение по теме «Чужая речь».

1

95.

Контрольный диктант  по теме «Чужая речь»

1

96.

Синтаксис и морфология

1

97.

Синтаксис и пунктуация

1

98.

Синтаксис и культура речи

1

99.

Р/Р Контрольное изложение №2 с элементами сочинения (по тексту упр.442)

1

100.

Синтаксис и орфография

1

101.

Итоговый контрольный диктант№6

1

102.

Итоговый контрольный тест за курс 8 класса

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку к учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др.

Рабочая программа по русскому языку к учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс : М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский

Рабочая программа, сделанная в соответствии со всеми   требованиями Стандартов....

Рабочая программа по русскому языку 7 класс М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский

Разработана в соответствии с требованиями Стандартов и всех проверок...

Рабочая программа по русскому языку по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой, О.М. Александровой, Л.Т. Григорян «Русский язык 7 класс»

Рабочая программа по русскому языку по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой, О.М. Александровой, Л.Т. Григорян «Русский  язык 7 класс»...

Рабочая программа по русскому языку, 6 класс (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский).

Рабочая программа по русскому языку  составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования России 0т 05.03.2004 №1089....

Рабочая программа по русскому языку 9 класс М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский,

Рабочая программа составлена на основе программы по русскому языку М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского,            Рабочая и авторская п...

Рабочая программа по русскому языку по учебнику под редакцией Баранова 8 класс 4 часа

Рабочая программа по русскому языку по учебнику под редакцией Баранова 8 класс 4 часа...