Урок развития речи для 7 класса Сочинение-рассуждение
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
С этого урока можно начать курс работы на сочинением-рассуждением для подготовки к написанию эказменационных творческих работ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_razvitiya_rechi_7_klass_sochinenie-rassuzhdenie.docx | 49.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи по теме «Сочинение – рассуждение на тему…». 7-й класс
Цель:
- развития речи и творчества, логического и образного мышления,
Задачи:
- повторить знания учащихся о типе речи – рассуждении;
- совершенствовать навыки составлять текст типа - рассуждение;
- обогащать словарный запас детей;
- помочь понять содержание слова «милосердие»;
- развивать внимание к слову и его лексическому значению,
- воспитывать в детях чувство сострадания, соучастия, милосердия.
Оформление: компьютер, проектор, мультимедийная презентация,
Тип урока: урок развития речи и творчества с использованием ИКТ и творческих мастерских.
Структура урока.
Никто не знает, каковы его силы,
пока их не использует.
И. Гёте
1. Оргмомент. Мотивация.
Ребята, я рада вас видеть. Надеюсь, что наш урок будет для вас интересен и полезен. Я хотела бы, чтобы вы все приняли активное участие в этом уроке развития речи.
2.Определение темы урока. Целеполагание. Чтобы определить тему урока, восстановите схему.
- Мы сегодня будем с вами рассуждать. И как итог в конце урока вы попробуете себя в качестве писателей и напишите мини-сочинение – рассуждение.
-Как вы понимаете эпиграф, записанный на доске?
- Какие задачи мы поставим перед собой? (Мы должны в конце урока написать мини-сочинение на тему..)
- Над какой задачей мы будем работать в первую очередь? (Повторять тип речи – рассуждение)
- Что из себя представляет текст- рассуждение? (Рассуждение - это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.) Рассуждение очень важный тип речи: чтобы убедить другого или других в чем-то, надо уметь рассуждать, доказывать, логически мыслить, делать обоснованные выводы. Это же умение необходимо, чтобы опровергнуть точку зрения оппонента, с которым вы не согласны.)
3. Работа с короткометражным фильмом «Лила»
Целевой вопрос: Посмотрите внимательно и скажите, о чём этот фильм?
4. Частичный анализ текста.
– О чем этот фильм?
-Какие действия совершает главная героиня? (Преображает мир вокруг себя своим творчеством. Своим талантом Лила делает счастливой не только себя, но и окружающих.)
-Почему её талант был способен преобразовывать всё вокруг? (Она была счастливым человеком, самореализованным.)
- В каком из перечисленных предложений содержится основная мысль фильма?
- У каждого Человека есть свой неповторимый План Творения.
- Хочешь изменить мир – начни с себя
- Сделай видимым то, что без тебя, возможно, никогда бы не заметили.
- Самого главного глазами не увидишь - зорко одно лишь сердце. (А.С.Экзюпери)
- Важно быть самому счастливым, тогда и мир станет лучше и добрее.
- Чудеса нужно творить своими руками. (А.Грин.)
- Мир такой, каким ты его видишь.
- Уверовав, увидишь.
- Преобразовательная сила творчества.
- Добро – это образ жизни.
- Счастье в самореализации.
- Счастье – это выбор.
-Почему мы не смогли выбрать одно утверждение? (Потому что фильм многогранный, и каждый увидел то, что актуально для него сейчас.)
-Как вы поняли этот фильм? Почему выбрали именно эту главную мысль?
-Выберите одну из мыслей – она станет темой для вашего мини-сочинения.
5. Вспомним теоретический материал и ответим на вопросы:
- Как строится текст - рассуждение? (Как строится текст-рассуждение и каковы основные требования к его построению? В нем обычно выделяются три части: 1) тезис (высказывается какая-то мысль); 2) доказательство (или опровержение) этой мысли, т. е. аргументы: а) ..., б) ..., в) ... и т. д., сопровождаемые примерами; 3) вывод, или заключение. Тезис должен быть доказуемым и четко сформулированным. Аргументы - убедительными, и их должно быть достаточно для доказательства вашего тезиса. И чем они будут убедительнее, чем яснее сформулированы, тем неотразимее все рассуждение и бесспорнее вывод.)
-Какие вы помните виды рассуждений? (Доказательство, объяснение, размышление.)
-Как вы к какому типу будут тяготеть наши сочинения?
-Какие средства грамматической связи характерны этому виду рассуждения?(По-моему, на мой взгляд, как мне кажется, скорее всего, очевидно, я могу с уверенностью сказать, я полагаю, попытаемся разобраться, можно сравнить, я согласен с тем, что)
6. Работа над сочинением.
- -Определение темы.
- -Определение границ темы. основной мысли. (Можно ли сказать, что основная мысль и будет тезисом вашего сочинения).
- -Отбор материала (Работа со словарём, подбор синонимов к концептуальным понятиям, запись жизненных примеров, примеров из литературы, кинофильма).
- -Систематизация в соответствии с композицией рассуждения. Составление плана.
- -Черновой вариант.
- -Правка. ( Логика изложения. Средства грамматической связи.)
- -Чистовик.
7. Словарная работа. Отбор материала.
- Как вы понимаете значение слова счастье, позитив? (Счастье-состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого призвания, самореализации. Позитив — нечто положительное, но в современных реалиях служит для упрощения речи и сокращения словосочетаний «положительные эмоции», «положительная энергетика», «положительный результат», или целых предложений)
- А сейчас я попрошу вас подобрать синонимы к этим словам. (Жизнелюбие, оптимизм, радость, драйв, Благополучие, блаженство, наслаждение, процветание, преуспевание, благосостояние, радость )
- Какие качества нужно развивать в себе, чтобы быть счастливым? Возможно, эти ответы помогут вам написать сочинения.
8. Творческая работа.
Пришло время начать работу над текстом- рассуждением.
Для помощи я вам раздаю высказывания разных авторов по этой теме (оранжевые карточки). Может они кому-нибудь пригодятся. Вы также можете воспользоваться толковыми словарями.
9.Рефлексия. Мне бы хотелось узнать ваше отношение к уроку. Заставил ли вас урок задуматься над поднятыми темами? Интересно ли было работать?
Карточка
Многие ищут счастья в областях выше своего уровня, другие ниже. Но счастье одного роста с человеком.
Конфуций
Обычно счастье приходит к счастливому, а несчастье — к несчастному.
Франсуа де Ларошфуко
Великая наука жить счастливо состоит в том, чтобы жить только в настоящем.
Пифагор
Надо верить в возможность счастья, чтобы быть счастливым.
Лев Толстой
Каждый гонится за счастьем, не замечая, что счастье ходит за ними по пятам.
Бертольд Брехт
Говорят, что несчастье хорошая школа; может быть. Но счастье есть лучший университет.
Александр Пушкин
Действия не всегда приносят счастье; но не бывает счастья без действия.
Бенджамин Дизраэли
Делайте то, что делает вас счастливыми.
Ошо
Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение.
Бенедикт Спиноза
Если мы будем искать счастья, не зная, где оно, мы рискуем с ним разойтись.
Жан-Жак Руссо
Мы обладаем только тем счастьем, которое способны понять.
Морис Метерлинк
Каждый кузнец своего счастья.
Саллюстий Гай Саллюстий Крисп
Иные живут счастливо, сами того не зная.
Люк де Клапье Вовенарг
Мы никогда не живем, но только надеемся жить, и так как мы постоянно надеемся быть счастливыми, то отсюда неизбежно следует, что мы никогда не бываем счастливы.
Блез Паскаль
Я рождён, и это всё, что необходимо, чтобы быть счастливым.
Альберт Эйнштейн
- У каждого Человека есть свой неповторимый План Творения.
- Хочешь изменить мир – начни с себя
- Сделай видимым то, что без тебя, возможно, никогда бы не заметили.
- Самого главного глазами не увидишь - зорко одно лишь сердце. (А.С.Экзюпери)
- Важно быть самому счастливым, тогда и мир станет лучше и добрее.
- Чудеса нужно творить своими руками. (А.Грин.)
- Мир такой, каким ты его видишь.
- Уверовав, увидишь.
- Преобразовательная сила творчества.
- Добро – это образ жизни.
- Счастье в самореализации.
- Счастье – это выбор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению на тему "Курить или не курить"( 7 класс)
Материал представляет собой разработку урока развития речи на тему " Подготовка к сочинению-рассуждению "Курить или не курить". Подробно рассматривается вопрос об алгоритме работы над рассуждени...
конспект урока русского языка в 8 классе. Тема: "Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему по упр.290,291"
Урок развития речи дает представление о сочинении-рассуждении на лигвистическую тему на примере предложенного шаблона и дополнительного материала. Дети смогут написать сочинение-рассуждение самостояте...
Урок развития речи 8 класс. Подготовка к сочинению - рассуждению по картине В.М.Васнецова «Витязь на распутье»
Урок посвящен подготовке к сочинению-рассуждеию проблемного характера по картине....
Урок развития речи "Обучение написанию сочинению-рассуждению"
Данный урок разработан в технологии критического мышления, метод "Тур по галерее". Использован региональный материал о ремёслах Тульского края. К уроку прилагается компьютерная викторина &qu...
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ /10 КЛАСС/ Развитие речи. Обучение написанию сочинения-рассуждения.
Цель:Обучающая: формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения.Развивающая: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, под...
Урок развития речи "Подготовка к сочинению-рассуждению в жанре эссе". 9 класс.
Это второй урок из уроков развития речи по теме "Эссе: понятие о жанре". Учащиеся на уроке распознают тексты такого жанра, выделяют отличительные признаки эссе, учатся их хаорактеризовать....
Урок русского языка в 9 классе. Развитие речи. "Подготовка к сочинению-рассуждению 15.2, 15.3 на ОГЭ"
Готовимся к ОГЭ. Подготовка к сочинению-рассуждению на тему, связанную с анализом текста (вариант №35). Представление технологий проблемного обучения, РКМЧП, сотрудничества. Приемы: аналитическое...