Карточки 1
материал по русскому языку (5 класс)
Предварительный просмотр:
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ «МЕСТОИМЕНИЕ»(6 класс)
Личные местоимения
- Запишите текст
Дети звенят им.
Старикам снится оно.
Больные шепчут его.
Немые думают им.
Трусы его кричат.
Сироты рыдают им.
Раненые взывают к нему.
Остальные его забывают.
- О ком вспоминают все люди в горе и в радости?
- Сколько раз вместо сочетания слово мама употреблено местоимение?
- Это одно местоимение или несколько разных местоимений?
- Определите падежные формы местоимения оно.
- Произведите фонетический разбор слов его, шепчут.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
- Запишите предложения, определите синтаксическую роль и падеж местоимений 1-го лица единственного числа.
- Укажите беглые гласные в предлогах, употребленных с местоимениями.
- Я уселся на камень, как в кресло, и стал наблюдать.
- Передо мной простиралось море.
- Высоко надо мной, срываясь со скалы, шумели крыльями бесчисленные птицы.
- Мне захотелось остаться одному.
- Подо мной зеленым ковром расстилается мох, ниже – розовый свет и вмерзшие в лед недвижимые камни.
- Надо мной наверху шумит птичий базар. (И.Соколов-Микитов).
- Каждой веточкой живой лес беседует со мной. (Л.Татьяничева).
------------------------------------------------------------------------------------------
Неопределенные местоимения
Ночью
Что-то булькало в пруду,
Что-то лаяло в саду,
Что-то в ивах шелестело,
Что-то на небе блестело.
(В.Коркин).
Всё на что-нибудь похоже,
Всё на что-нибудь похоже,
На кого-то и на что-то.
--Н кого похож наш ежик?
--На енота!
--На енота!..
Всё на что-нибудь похоже
На кого-то и на что-то.
Встала радуга над рожью,
Как огромные ворота.
(Л.Татьяничева).
- Прочитайте выразительно текст.
- Укажите неопределенные местоимения, определите их синтаксическую функцию, объясните их написание.
- Знаете ли вы лексическое значение слов?
Претензия – предъявление своих прав на кого-либо, что-либо, требование чего-либо.
Солидарность – активное сочувствие каким-либо действиям или мнениям.
Финал – заключение, конец чего-либо.
- По данному образцу составьте предложения, используя словарные статьи Словаря» учебника (например, автомат, грамота, табло)
- Прочитайте предложение, приготовьтесь списать его, заменяя прямую речь косвенной.
- Объясните, почему местоимения с приставкой кое - надо заменить местоимениями с суффиксом – то.
«Перед отъездом в лагерь мне надо было кое-что купить, кое-кому заплатить, кое-кому написать, кое с кем встретиться»,- сказал Володя.
Притяжательные местоимения
- Прочитайте текст.
- Выпишите словосочетания, зависимым словом в которых являются притяжательные местоимения.
- Произведите синтаксический разбор 2-3 словосочетаний.
Дергач.
Почти всё лето возле нашего домика на клеверном поле кричал дергач-коростель. По ночам я выходил на дорогу слушать его бодрый крик.
Звездное небо широким шатром простиралось над моей головой. Казалось, я слышал живое дыхание земли. Я смотрел на звезды, на их тихий свет, и радостное чувство близости к матери-земле наполняло меня.
…Никто никогда не видел отлетающих на юг дергачей. Наверное, далекие путешествия свои они совершают в темные ночи, бесшумно и низко летя над землей. (И.Соколов-Микитов).
Повторение темы «Местоимение»
- Прочитайте текст.
Ветка.
Я дарю тебе ветку,
Что прочих милей,
Я дарю тебе ветку
С росой на ней.
Вместе с блеклой
Травинкой,
Что ветер занес,
Вместе с легкой дождинкой,
Свидетелем гроз!
Я дарю тебе ветку
С родимых полей
Вместе с солнцем и ветром,
Что остались на ней!
Я дарю тебе ветку
С кусочком зари,
С нашей русской расцветкой…
Ты довольна?
Бери!
А.Прокофьев)
- Сколько разных местоимений употребляется в этом стихотворении?
- В каких падежных формах и сколько раз встречаются в тексте местоимения?
- Выписать из текста местоимения в разных падежных формах.
- Докажите, что слово что – местоимение.
- Произведите морфологический разбор местоимений разных разрядов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Визитная карточка
Визитная карточка Ф.И.О. Попсуевич Людмила АлексеевнаДата рождения 15 февраля 1960 годаОбразование, наименование учебного заведения, г...

Разноуровневые карточки-задания для проверки знаний учащихся 6-10 класса
Во всех классах вариант 1 - базовый уровень, вариант 2 - сложнее, вариант 3 - самый сложный (для тех, кто увлекается географией)....

"Веселые" карточки для уроков в 5 классе
В раздел помещены фрагменты уроков в 5 классе. Для "веселых" карточек использовались материалы книги Г.Г. Гранника "Секреты орфографии"....

Карточки для изучения иностранного языка
Одним из эффективных способов пополнения своего словарного запаса являются карточки. Это один из эффективных способов запоминания иностранных слов. Испробовала на себе в студенческие годы. Советую сво...
Карточки для работы на уроке английского языка по теме "Почта" в 3 классе
Карточки для работы на уроке английского языка по теме "Почта" в 3 классе на этапе отработки и контроля лексического материала....

Предлагаю вашему вниманию образцы карточек к зачету по геометрии в 8 классе, а также набор задач к зачету. Учитель может по своему усмотрению либо добавить в карточки задачи, либо заменить уже имеющиеся задачи на другие.
ЗачётГлавная задача зачётов – развитие самостоятельной деятельности учащихся в усвоении ими курса математики. Другими задачами зачёта являются:формирование умений учиться;выявление пробелов в зн...

Дидактические карточки по природоведению «Неживая природа», 6 класс (карточки для домашней работы) АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Дидактические карточки по природоведению «Неживая природа», 6 класс (карточки для домашней работы) АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...