Виды глаголов
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Урок русского языка в 6 классе по УМК В. Бабайцевой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_vidy_glagola.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ  «Ривзаводская  СОШ»  Максатихинского района  Тверской  области

Конспект урока по русскому языку «Виды глагола».

6  класс  

Урок  разработан  учителем  русского языка и литературы  Кондратьевой Еленой Борисовной


Класс: 6

Предмет: русский язык

Учебник:

  1.  Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Теория: Учебн. для 5-9 кл. – М.: Дрофа, 2014.
  2. Лидман-Орлова Г. К., Пименова С. Н. Русский  язык. Практика. 6 кл. – М.: Дрофа, 2013.

Название раздела, темы: «Морфология. Глагол».

Тема урока: «Виды  глагола».

Цели урока:

1.   Образовательные: дать понятие видов глаголов, показать, на какие вопросы отвечают, как различаются по значениям.

2. Практические: обучать находить глаголы совершенного и несовершенного вида, овладевать способами распознавания видов глагола; умению работать с текстом, объяснять орфограммы и пунктограммы.

3.   Воспитательные:  воспитывать чувство уважения и любви к природе,  воспитывать интерес к урокам русского языка.

     4. Развивающие:  обучать сравнению, умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

                         Планируемые результаты:

познавательные УУД:  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;

личностные УУД:  установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;

регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник.

Методы и приемы: словесные, наглядно – практические, проблемного изложения, самоконтроля.

        

                               

                                   Ход  урока.

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация к учебной деятельности

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Этап выявления места и причины затруднения.

Этап построения проекта выхода из затруднения.

Постановка цели деятельности («Открытие» детьми нового знания)

Этап реализации построенного проекта.

Первичное закрепление

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

 

Включение в систему знаний и повторение

Рефлексия деятельности

Задание на дом

коммуникативные УУД: определение целей  участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в сборе и обработке информации, владение монологической и диалогической формой речи;

 личностные:

самоопределение, установление связи  между целью учения и  ее его мотивом, проявление интереса к изучению темы;

регулятивные:

целеполагание

познавательные:

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, извлечение необходимой информации  и ее использование, постановка и формулирование проблемы;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Регулятивные: целеполагание, самоконтроль знаний

постановка и решение проблемы:   формулирование задач и целей урока;

познавательные: применение методов информационного поиска

коммуникативные:  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

регулятивные:  коррекция (внесение необходимых коррективов в план и способ действия)

познавательные: структурирование знаний,

выбор наиболее эффективных способов решения задач,

логические: анализ объектов  с  целью выделения признаков,

регулятивные: саморегуляция, 

контроль (сличение знаний с эталоном)

регулятивные: составление плана действий, саморегуляция;

познавательные: поиск и выделение важной информации, применение алгоритма, пошаговое выполнение задачи

регулятивные:  оценка результатов работы;

коммуникативные: 

владение монологической формой речи, умение полно и чётко выражать свои мысли

познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: выведение следствий;

коммуникативные:

управление поведением партнера.

личностные: самоопределение,

регулятивные:  саморегуляция, осознание качества и уровня усвоения знаний;

коммуникативные: умение слушать, принятие решения и его реализация.

личностные: самоопределение;

регулятивные:  саморегуляция, осознание качества и уровня усвоения знаний;

коммуникативные: умение слушать, принятие решения и его реализация.

Учитель:  - Ребята, мы уже много знаем о глаголах. Скажите, на какие вопросы отвечают глаголы?  Почему мы говорим о двух глагольных вопросах  (Что делать? Что сделать?)?   Вспомните, почему у существительных два вопроса (отличаются признаком одушевлённости/ неодушевлённости).  Каковы ваши предположения?

1.Работа  с  текстами

1)На  другой  же день  приступила  она  к  исполнению  своего  плана.  Послала  купить  на  базаре  толстого  полотна,  синей  китайки  и медных  пуговок,  с  помощью  Насти  скроила  себе  рубашку  и  сарафан,  засадила  за  шитьё  всю  девичью.

2)Женихи  кружились  и  тут  около  милой  и  богатой  невесты,  но  она  никому  не  подавала  и  малейшей  надежды.  Мать  иногда  уговаривала  её  выбрать  себе  друга.  Марья  Гавриловна  качала головой  и  задумывалась.

Объясните  выделенные  орфограммы.  Составьте схемы   выделенных предложений

Из  каких  произведений  эти отрывки?  (А. С. Пушкин «Барышня-крестьянка», «Метель»)

Почему  глаголы в этих  текстах  играют  большую роль?

Выпишите  глаголы из первого отрывка  в  одну колонку,  из  второго – в другую.  Укажите  возвратные  глаголы,  произведите  морфемный  разбор  инфинитивов.

В  каком  отрывке  глаголы  обозначают  однократные, завершённые  действия,  следовавшие  одно  за  другим,  а  в  каком  протяжённые  во  времени,  незавершённые  действия?

Проведите  эксперимент: замените в первом  тексте глаголы  на  однокоренные  со  значением протяжённого  во  времени, незавершённого   действия,  а  во  втором – со значением однократного, завершённого  действия. Что  произошло?

Чем  обусловлена  подобная  разница  в  значении  глаголов?  Сравните  морфологические  признаки глаголов  в  разных  колонках.  Можете  ли  вы  сказать,  в  чём  различие?      

Учитель  вводит  понятие  о  видах  глаголов.

 

Как же  определить,  к  какому  виду  относится  глагол?

Задайте  вопрос  к  глаголам  в  колонках.  Что  вы  заметили?

Продумайте алгоритм  определения вида  глагола.

Определите  вид  глаголов. Укажите  значение  (продолжительное,  повторяющееся  действие;  законченное  действие;  мгновенное,  однократное  действие;  начало,  окончание  действия)

   

                                

 Убрали,  убирали,  запеть,  прыгнуть,  задуматься,  чувствовать,  почувствовать,  свистнуть,  прочитать,  побежать,  грохотать,  пробираться.

Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу своего одноклассника.

Сравните  два  текста  из  произведений  И. С. Тургенева.  Определите  стиль  и  тип  речи.  Укажите  вид  глаголов (письменно в тетрадях).  Почему  использованы  глаголы  именно  этого  вида?

1.Гроза надвигалась.  Впереди  огромная  лиловая  туча  медленно  поднималась  из-за  леса;  надо мною и мне  навстречу  неслись  длинные  серые  облака;  ракиты  тревожно  шевелились  и  лепетали.

2.Сильный ветер  внезапно  загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя  резко  застучали, зашлёпали  по  листьям,  сверкнула  молния,  и  гроза  разразилась.  Дождь  полил  ручьями.

Исправьте речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением вида глагола.

Однажды Кот и Пес решали пойти на прогулку в лес. Долго собрались и наконец отправлялись. Пошли они, пошли, как вдруг замечали, как заблудились. Сначала они пугались, но потом успокаивались. «Надо садиться, съедать бутерброды, а там видно будет», - сказывал Пес. И правда, после еды звери повеселели и быстро находили дорогу домой.

 

 

Вспомним, какова была наша цель? Достигли мы ее?

Выразите ваши впечатления от урока. Продолжите предложения:

Я  узнал…

Мне понравилось…

Я открыл для себя…

Было интересно…

Предлагаю выбрать любой вариант домашнего задания:

  1. Упражнение из учебника (на определение вида глаголов).
  2. Упражнение из учебника (на исправление ошибок в употреблении глаголов разных видов).
  3. Придумайте грамматическую сказку на тему «Глаголы совершенного и несовершенного вида».

        

Обучающиеся  делают вывод о том, что глаголы, отвечающие  на  разные вопросы, отличаются  каким-то грамматическим  признаком, который им пока неизвестен и  который нужно изучить.

Обучающиеся  работают самостоятельно, после чего сверяют с эталоном на доске.

Обучающиеся  работают самостоятельно, после чего проводится взаимопроверка (работа в парах).

 

Ввиду новизны задания ученики затрудняются, затем перебирают известные им грамматические признаки, высказывая свои предположения, но убеждаются в их непригодности для данного случая.

Рассуждения учащихся;

поиск цели урока, формулирование темы.

Самостоятельная  работа с алгоритмом, комментарии.

Взаимопроверка.

Предположения, самостоятельная работа с текстами,  комментарии.

Работа в парах.

Возвращение к цели урока, ее формулировка, ответы на вопросы.

Восстановление учебной мотивации.

                       

                                      Использованная  литература:

1.Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Теория: Учебн. для 5-9 кл. – М.: Дрофа, 2014.

2.Лидман-Орлова Г. К., Пименова С. Н. Русский  язык. Практика. 6 кл. – М.: Дрофа, 2013.

3.Леонидова М. В. Поурочные разработки по русскому языку. 6 кл. – М.: Экзамен, 2008.

4.Скоркина Н. М. Поурочные планы по русскому языку. 6 кл. – Волгоград: Учитель, 2008.

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды глагола

Презентация - электронное сопровождение урока по данной теме в 5 классе....

Урок-аукцион "Виды глагола"

Презентация к уроку-аукциону по теме "Виды глагола" в 7 классе....

Урок русского языка в 5 классе по теме "Виды глагола"

Урок дифференцированного обучения по теме "Виды глагола" содержит различные виды заданий для отработки навыков по определению вида глагола, итогом урока является творческая работа....

Презентация к уроку русского языка по теме "Виды глагола".

Данный материал  поможет учителю провести урок по теме, опираясь на материал презентации....

План-конспект урока русского языка по теме "Виды глагола"

ПЛАН-КОНСПЕКТ  МАСТЕР-КЛАССА  В  5 «А» КЛАССЕПО ТЕМЕ «ВИДЫ ГЛАГОЛА»Учитель русского языка Л.Н.Нагаева 2011/2012 уч.год ТЕМА УРОКА: Виды глагола.ЦЕЛИ: 1) Ознакомить с новой гр...

Совершенный и несовершенный виды глагола

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №20            Разработка урока по русскому языкув 5 классе...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...