Виды глаголов
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Урок русского языка в 6 классе по УМК В. Бабайцевой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_vidy_glagola.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Ривзаводская СОШ» Максатихинского района Тверской области |
Конспект урока по русскому языку «Виды глагола». |
6 класс |
Урок разработан учителем русского языка и литературы Кондратьевой Еленой Борисовной |
Класс: 6
Предмет: русский язык
Учебник:
- Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Теория: Учебн. для 5-9 кл. – М.: Дрофа, 2014.
- Лидман-Орлова Г. К., Пименова С. Н. Русский язык. Практика. 6 кл. – М.: Дрофа, 2013.
Название раздела, темы: «Морфология. Глагол».
Тема урока: «Виды глагола».
Цели урока:
1. Образовательные: дать понятие видов глаголов, показать, на какие вопросы отвечают, как различаются по значениям.
2. Практические: обучать находить глаголы совершенного и несовершенного вида, овладевать способами распознавания видов глагола; умению работать с текстом, объяснять орфограммы и пунктограммы.
3. Воспитательные: воспитывать чувство уважения и любви к природе, воспитывать интерес к урокам русского языка.
4. Развивающие: обучать сравнению, умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Планируемые результаты:
познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;
личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник.
Методы и приемы: словесные, наглядно – практические, проблемного изложения, самоконтроля.
Ход урока.
Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Мотивация к учебной деятельности Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Этап выявления места и причины затруднения. Этап построения проекта выхода из затруднения. Постановка цели деятельности («Открытие» детьми нового знания) Этап реализации построенного проекта. Первичное закрепление Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Включение в систему знаний и повторение Рефлексия деятельности Задание на дом | коммуникативные УУД: определение целей участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в сборе и обработке информации, владение монологической и диалогической формой речи; личностные: самоопределение, установление связи между целью учения и ее его мотивом, проявление интереса к изучению темы; регулятивные: целеполагание познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, извлечение необходимой информации и ее использование, постановка и формулирование проблемы; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Регулятивные: целеполагание, самоконтроль знаний постановка и решение проблемы: формулирование задач и целей урока; познавательные: применение методов информационного поиска коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации регулятивные: коррекция (внесение необходимых коррективов в план и способ действия) познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач, логические: анализ объектов с целью выделения признаков, регулятивные: саморегуляция, контроль (сличение знаний с эталоном) регулятивные: составление плана действий, саморегуляция; познавательные: поиск и выделение важной информации, применение алгоритма, пошаговое выполнение задачи регулятивные: оценка результатов работы; коммуникативные: владение монологической формой речи, умение полно и чётко выражать свои мысли познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: выведение следствий; коммуникативные: управление поведением партнера. личностные: самоопределение, регулятивные: саморегуляция, осознание качества и уровня усвоения знаний; коммуникативные: умение слушать, принятие решения и его реализация. личностные: самоопределение; регулятивные: саморегуляция, осознание качества и уровня усвоения знаний; коммуникативные: умение слушать, принятие решения и его реализация. | Учитель: - Ребята, мы уже много знаем о глаголах. Скажите, на какие вопросы отвечают глаголы? Почему мы говорим о двух глагольных вопросах (Что делать? Что сделать?)? Вспомните, почему у существительных два вопроса (отличаются признаком одушевлённости/ неодушевлённости). Каковы ваши предположения? 1.Работа с текстами 1)На другой же день приступила она к исполнению своего плана. Послала купить на базаре толстого полотна, синей китайки и медных пуговок, с помощью Насти скроила себе рубашку и сарафан, засадила за шитьё всю девичью. 2)Женихи кружились и тут около милой и богатой невесты, но она никому не подавала и малейшей надежды. Мать иногда уговаривала её выбрать себе друга. Марья Гавриловна качала головой и задумывалась. Объясните выделенные орфограммы. Составьте схемы выделенных предложений Из каких произведений эти отрывки? (А. С. Пушкин «Барышня-крестьянка», «Метель») Почему глаголы в этих текстах играют большую роль? Выпишите глаголы из первого отрывка в одну колонку, из второго – в другую. Укажите возвратные глаголы, произведите морфемный разбор инфинитивов. В каком отрывке глаголы обозначают однократные, завершённые действия, следовавшие одно за другим, а в каком протяжённые во времени, незавершённые действия? Проведите эксперимент: замените в первом тексте глаголы на однокоренные со значением протяжённого во времени, незавершённого действия, а во втором – со значением однократного, завершённого действия. Что произошло? Чем обусловлена подобная разница в значении глаголов? Сравните морфологические признаки глаголов в разных колонках. Можете ли вы сказать, в чём различие? Учитель вводит понятие о видах глаголов.
Как же определить, к какому виду относится глагол? Задайте вопрос к глаголам в колонках. Что вы заметили? Продумайте алгоритм определения вида глагола. Определите вид глаголов. Укажите значение (продолжительное, повторяющееся действие; законченное действие; мгновенное, однократное действие; начало, окончание действия)
Убрали, убирали, запеть, прыгнуть, задуматься, чувствовать, почувствовать, свистнуть, прочитать, побежать, грохотать, пробираться. Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу своего одноклассника. Сравните два текста из произведений И. С. Тургенева. Определите стиль и тип речи. Укажите вид глаголов (письменно в тетрадях). Почему использованы глаголы именно этого вида? 1.Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. 2.Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлёпали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями. Исправьте речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением вида глагола. Однажды Кот и Пес решали пойти на прогулку в лес. Долго собрались и наконец отправлялись. Пошли они, пошли, как вдруг замечали, как заблудились. Сначала они пугались, но потом успокаивались. «Надо садиться, съедать бутерброды, а там видно будет», - сказывал Пес. И правда, после еды звери повеселели и быстро находили дорогу домой.
Вспомним, какова была наша цель? Достигли мы ее? Выразите ваши впечатления от урока. Продолжите предложения: Я узнал… Мне понравилось… Я открыл для себя… Было интересно… Предлагаю выбрать любой вариант домашнего задания:
|
Обучающиеся делают вывод о том, что глаголы, отвечающие на разные вопросы, отличаются каким-то грамматическим признаком, который им пока неизвестен и который нужно изучить. Обучающиеся работают самостоятельно, после чего сверяют с эталоном на доске. Обучающиеся работают самостоятельно, после чего проводится взаимопроверка (работа в парах).
Ввиду новизны задания ученики затрудняются, затем перебирают известные им грамматические признаки, высказывая свои предположения, но убеждаются в их непригодности для данного случая. Рассуждения учащихся; поиск цели урока, формулирование темы. Самостоятельная работа с алгоритмом, комментарии. Взаимопроверка. Предположения, самостоятельная работа с текстами, комментарии. Работа в парах. Возвращение к цели урока, ее формулировка, ответы на вопросы. Восстановление учебной мотивации. |
Использованная литература:
1.Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Теория: Учебн. для 5-9 кл. – М.: Дрофа, 2014.
2.Лидман-Орлова Г. К., Пименова С. Н. Русский язык. Практика. 6 кл. – М.: Дрофа, 2013.
3.Леонидова М. В. Поурочные разработки по русскому языку. 6 кл. – М.: Экзамен, 2008.
4.Скоркина Н. М. Поурочные планы по русскому языку. 6 кл. – Волгоград: Учитель, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виды глагола
Презентация - электронное сопровождение урока по данной теме в 5 классе....
Урок-аукцион "Виды глагола"
Презентация к уроку-аукциону по теме "Виды глагола" в 7 классе....
Урок русского языка в 5 классе по теме "Виды глагола"
Урок дифференцированного обучения по теме "Виды глагола" содержит различные виды заданий для отработки навыков по определению вида глагола, итогом урока является творческая работа....
Презентация к уроку русского языка по теме "Виды глагола".
Данный материал поможет учителю провести урок по теме, опираясь на материал презентации....
План-конспект урока русского языка по теме "Виды глагола"
ПЛАН-КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА В 5 «А» КЛАССЕПО ТЕМЕ «ВИДЫ ГЛАГОЛА»Учитель русского языка Л.Н.Нагаева 2011/2012 уч.год ТЕМА УРОКА: Виды глагола.ЦЕЛИ: 1) Ознакомить с новой гр...
Совершенный и несовершенный виды глагола
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №20 Разработка урока по русскому языкув 5 классе...
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...