Урок русского языка в 5 классе по теме "Виды глагола"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Урок дифференцированного обучения по теме "Виды глагола" содержит различные виды заданий для отработки навыков по определению вида глагола, итогом урока является творческая работа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
виды глагола.docx | 26.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка открытого урока дифференцированного обучения в 5 классе. Тема: «Виды глагола».
Учитель Мартын И.В.
Г. Ростов-на-Дону,
МОУ гимназия №76.
Применение технологии дифференцированного обучения на данном уроке считаю целесообразным, так как она позволяет в условиях классно-урочной системы реализовать творческие возможности всех учеников.
Цели урока:
- Знать, что глаголы различаются на виды по вопросам и значению.
- Учиться владеть способом по распознаванию видов глагола, продолжать работу по развитию речи.
- Воспитывать чувство прекрасного, восхищения красотой родной природы.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
Продиктуем пары глаголов и предложим ребятам попытаться определить, какими постоянными признаками они различаются:
Причесать – причесаться
Распилить – распиливать
- Объяснение нового материала.
- Работа с записанным на интерактивной доске текстом.
А) выразительное чтение текста:
Апрель – настоящий водолей. Заиграют талой водой овражки. Моросит на снег первый весенний дождик. Широко разлились лужи и разводья в низинах. Трогаются вешние воды. Идёт лёд.
Б) беседа по тексту:
- Лексическое значение всех слов этого текста вам понятно?
- Что такое разводье?
- Почему в первом предложении поставлен знак тире?
- Составьте схему 4-го предложения?
- Какие слова в тексте несут основную смысловую нагрузку?
- Найдите и запишите глаголы, соответствующие схемам:
¬ᴖ˄˄□ ᴖ˄□˄
- Зададим вопросы к этим глаголам?
- Какой из глаголов обозначает законченность действия?
- Какой из глаголов обозначает незаконченность действия?
2. Подписываем под глаголами их вид. Ученики пробуют самостоятельно сделать выводы о том, на какие вопросы отвечают глаголы совершенного и несовершенного вида.
3. Сравним свои выводы с материалом учебника (таблица на стр. 132 учебника «Русский язык» 5 класс, часть 2, под ред. С.И. Львовой, В.В. Львова)
- Давайте определим вид оставшихся глаголов?
IV. Закрепление пройденного.
- Коллективное выполнение упражнения № 911(по цепочке).
Распределите глаголы по графам таблицы. Подчеркните вставленные буквы.
Несовершенный вид (что делать?) | Совершенный вид (что сделать?) |
Приплыть, спасать, з..влечь, н..ступить, пр..бегать, пробежать, запл..тить, предл..гать, предл..жить, зап..вать (песню), запеть, вып..лнять, вып..лнить, дружить, ср..жаться, прин..сти, подружиться, сберечь, сберегать, мирить, примириться, белеть, белить, побелить, побелеть, пл..тить.
В это время четверо сильных учеников получают индивидуальную работу по карточкам, двое работают у доски.
Карточка №1
Выразительно прочитайте стихотворение Е. Баратынского, выпишите все глаголы, определите их вид:
Весна, весна! как воздух чист! | Еще древа обнажены, |
Карточка №2.
Застучала за окошком звонкая капель теплеет воздух потемнел и осел снег.
- расставьте знаки препинания и объясните их постановку;
- Глаголы разберите морфемно и укажите их вид.
Карточка №3.
Определить, к какому виду относятся глаголы, вставьте пропущенные буквы: усиливае(т,ть)ся, ра..дували, ра(с,сс)кажет, п..сыпали, соед..няет, взмахива..т, присл..нился, опускае(т,ть)ся, капа..т, напом..нают, ра..били, м..рцают, выт..нулись, п..дглядывают.
Карточка №4.
Распределите глаголы на две группы.
Несовершенный вид | Совершенный вид |
Шёл, играет, выскочил, высматривает, заметил, наблюдает, нарисовал, перестроил, вылетели, подметают, записывала, укрылся, вспыхнуло, мелькает.
Карточки № 5,6.
Составьте карточку - задание по теме «Совершенный и несовершенный вид глагола».
- Ученики, которые работали с карточками, сдают их; проверяем задания, выполненные у доски.
- Выполнение упражнения. Учитель диктует глаголы несовершенного вида, ученики записывают к ним глаголы совершенного вида.
Свистеть – свистнуть, кричать – крикнуть, махать – махнуть, стучать – стукнуть.
Выделяется суффикс -ну-. Учитель сообщает, что данный суффикс обозначает мгновенность, законченность действия и указывает на то, что глаголы совершенного вида.
- Работа с текстом (текст перед глазами учеников).
У каждого времени своя музыка.
Разрывчатой струйкой серебряные шарики торопливо скатываются с крыш. Мелодично поет, звонко тикает капель. Тихо перезваниваются бьющиеся сосульки и вдребезги разбиваются. Точно оброненный хрусталь. А в кустах слышится частый звон серебряного колокольчика. Это заливают овсянки.
Солнечный луч всюду заводит тихую музыку весны, а птицы, вода подпевают ей.
А) Выразительное чтение текста.
Б) Беседа по вопросам:
- Определите основную мысль текста?
- Попробуем озаглавить текст?
- В каком стиле написан текст?
- Найдите приметы художественного стиля?
- Какие слова, по-вашему, несут основную смысловую нагрузку?
V. Написание сочинения-миниатюры «Музыка апрельского дождя».
На интерактивной доске записаны глаголы: шумит, звенит, шуршит по листьям, идет, капает, моросит, накрапывает, барабанит, льет как из ведра, хлещет, стучит, стекает, зачастит, сеет как из сита, прыгает, пляшет.
Используя данные слова и словосочетания, нужно написать сочинение миниатюру (5-6 предложений), определить вид использованных глаголов.
VI. Подведение итогов урока, выставление оценок, домашнее задание п. 70, упр. 912.
Анализ открытого урока дифференцированного обучения в 5 классе по теме «Виды глагола».
Учитель Мартын И.В.
Г. Ростов-на-Дону,
МОУ гимназия № 76.
На уроке русского языка в 5 классе по теме «Виды глагола» учителем ставились цели и задачи, связанные с изучением нового материала, закреплением и повторением пройденного, а также воспитательная цель (воспитывать чувство прекрасного, восхищения красотой весенней природа средствами русского языка), которая реализовалась с помощью подборки иллюстрирующего материала к уроку.
Урок был направлен на формирование практических умений и навыков:
- речевых (итог работы – мини-сочинения);
- пунктуационных (построение схем предложений, объяснение постановок знаков препинания;
- грамматических (новый материал о видах глагола).
Также работа на уроке была построена таким образом, что учащиеся должны были учиться рационально использовать время урока, планировать свою деятельность (работа по карточкам, сочинения).
Теория и практика. Устные и письменные упражнения в течение урока чередовались. Дифференцированный подход реализовывался с помощью работы по карточкам (задания по закреплению нового материала выполняли сильные ученики), а также коллективной работой по закреплению у доски.
На уроке велась работа с текстом, который воспринимался учениками как на слух, так и наглядно.
Работа с текстом помогает развивать речь учащихся, ее правильность, точность, богатство, выразительность, происходит общение между учителем и учениками в спокойной, доверительной обстановке.
Также при помощи работы с текстом на уроке была реализована возможность создать ситуацию успеха каждого ученика: все дети написали сочинения, получили оценки, так как сочинение – самостоятельная работа, которая явилась итогом урока, к нему учащиеся готовились с начала занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"
урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"...
Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"
Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...
Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"
Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"...
Презентация к уроку русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"
Презентация к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола". УмК Бабайцевой...
Открытый урок русского языка, 5 класс «Будущее время глагола»
Тема: «Будущее время глагола»Тип урока. Урок обобщения, углубления и систематизации изученного.Цели: показать значение глаголов будущего времени, способы их образования, развивать навыки анализа текст...
Урок русского языка, 5 класс по теме "Глагол как самостоятельная часть речи"
Урок постороен с использованием образовательных структур продуктивных технологий....
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...