Формирующее оценивание на уроках русского языка
статья по русскому языку
Формирующее оценивание на уроках русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formiruyushchee_otsenivanie_na_urokah_russkogo_yazyka.docx | 21.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрим особенности формирующего оценивания на уроках русского языка.
Формирующее оценивание направляется учителем. Получая от детей обратную связь, учитель получает какую-то определённую информацию, и именно он
должен интерпретировать эту информацию и понимать, что дальше с ней делать,
как её дальше использовать, чтобы улучшить результат ученика.
Учителю необходимо создать условия для формирующего оценивания:
- 1) знание и понимание учащимися целей обучения;
- 2) знание и понимание учащимися критериев оценивания;
- 3) активное участие учащихся в процессе собственного познания;
- 4) эффективная обратная связь с учениками;
- 5) возможность и умения учащихся анализировать собственную работу (рефлексия)
На слайде мы видим таблицу, которая поможет обучающемуся и учителю понять какими навыками, знаниями и умениями владеет ученик по теме: «Простое осложненное предложение». Одним из важных этапов понимания цели задания для обучающегося являются критерии, которые учащиеся могут разработать в сотрудничестве с учителем.
При разработке необходимо, чтобы обучающийся задавал себе вопросы:
- Какие знания, умения, навыки я должен применить, чтобы успешно справиться с заданием?
Как можно организовать работу с учащимися с помощью этой таблицы?
- При первоначальном заполнении учащиеся оценивают свои знания и умения настолько, насколько они в них уверены, исходя из своего личностного опыта предшествующей работы с понятием «простое осложненное предложение».
- Учащиеся сравнивают свою роботу с эталоном и учебником, проводят корректировку своих знаний, критически оценив их первоначальное состояние и изменив при необходимости пометки в таблице самооценки.
- Последующую проверку можно провести у всего класса одновременно, предложив учащимся письменно воспроизвести определение простого, простого осложненного предложения, сложного, подчёркивая все необходимые элементы. Затем учащиеся обмениваются работами и производят взаимопроверку, сначала сравнивая работу одноклассника со своим представлением о правиле, о правильности выполнения практической части, а затем с помощью ключа. Баллы начисляются, подсчитываются, и выставляется отметка по ранее составленным критериям.
- Ученик, получив свою работу обратно, может сразу увидеть свой недостаток в воспроизведении правила, выполнении практического задания и подумать, по какой причине он забыл воспроизвести недостающий элемент. Задача учителя – сделать повторный акцент на значимости тех элементов, о которых ученики забыли. На последующих уроках у них вновь будет возможность применить полученные навыки, и так до тех пор, пока цели обучения не будут достигнуты. Теперь учащийся может сделать пометку в таблице самооценки с большей уверенностью в «правильности» своего понимания теоретического и практического материала.
Творческие задания активизируют знания, умения и навыки, ценностные отношения, приобретенные учениками в ходе обучения, и могут быть востребованы и реализованы в специфических условиях, адаптированных к возрасту интеллектуальным способностям ученика.
Одним из важных приемов формирующего оценивания является рефлексия.
Формирование понимания личностной значимости темы «Простое осложненное предложение» должно происходить на примере того, что эта тема диагностируется в задании 2,3 теста ОГЭ по русскому языку, а также в заданиях 9.3 и 9.1, в которых учащиеся, создавая тексты изложения и сочинения, будут употреблять в них простые осложненные предложения, демонстрируя тем самым сформированность языковой компетенции.
Типичные ошибки
- Неправильная постановка целей и задач урока.
- Трудные критерии оценивания.
- Временные затраты.
- Подмена взаимооценки взаимопроверкой.
- Результаты самооценки.
- Оценивается результат, а не процесс.
- Формальная рефлексия и обратная связь.
При проведении рефлексии можно использовать следующие приемы.
- Сочинения. Эссе. Заметки.
- Высказывания.
- Матрицы. Алгоритмы. Карты.
- Таблицы оценивания.
- Сигналы.
- Ученик в роли учителя.
- Перевод информации.
Подводя итог моего выступления, еще раз хочу подчеркнуть, что суммативное оценивание - оценивание, проводимое с целью определения соответствия знаний учащихся нормам и требованиям стандартов обучения. Констатирует факт обученности учащихся.
Формирующее оценивание – оценивание для обучения .Оценивание в процессе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки и оценки, а также поведение учащегося, устанавливается обратная связь об успехах и недостатках учащегося; когда учащегося ориентируют и вдохновляют на дальнейшую учебу, а также планирование целей и путей их достижения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирующее оценивание на уроках русского языка и литературы.
Представлены примеры форм для реализации формирующего оценивания...
Развитие метапредметных результатов посредством формирующего оценивания на уроках русского языка и литературы
В статье представлен опыт работы по развитию метапредметных результатов посредством формирующего оценивания. Здесь описаны такие приемы, как «Недописанное предложение», «Оценка...
Формирующее оценивание на уроках русского языка и литературы
Данная статья адресована педагогам, которые заинтересованы в применении технологии оценивания, стимулирующих оценочную самостоятельность учащихся. Материал познакомит с требованиями к процессу оценива...
Формирующее оценивание на уроках русского языка и литературы
Формирующей данная оценка называется потому, что она ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с мак...
Формирующее оценивание на уроках русского языка
Формирующее оценивание на уроках русского языка...
Формирующее оценивание на уроках русского языка и литературы
Современные технологии оценивания должны дать представление о реальных возможностях каждого отдельного ученика, о перспективах его роста .Для того чтобы оценивание было эффективным, мной используется ...
Формирующее оценивание на уроках русского языка и литературы
Презентация к выступлению...