Урок развития речи в 9 классе по теме «Текст. Тема. Микротема. Ключевые слова»
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Урок развития речи по теме "Текст. Тема. Микротема. Ключевые слова"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_razvitiya_rechi_v_9_klasse_po_teme.docx | 19.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи в 9 классе по теме «Текст. Тема. Микротема. Ключевые слова»
- Работа с понятием «текст».
- Что такое текст?
- Какими признаками он характеризуется?
- Текст – сочетание предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически, расположенных в определенной последовательности.
- Признаки текста: название (заглавие), тема, общий смысл всех предложений, определенная последовательность предложений, наличие различных средств связи предложений, абзацы.
- Задание №1: прослушайте отрывки и определите, какие из них можно назвать текстом, а какие нет. Обоснуйте свою точку зрения.
- Самое крупное из сумчатых животных – кенгуру. Австралийские дети любят играть со зверьком, который называется бесхвостый коала. На деревьях живет также кускус. Некоторые из сумчатых умеют летать, например белка-летяга. Только в Австралии можно встретить необычных животных, которых называют сумчатыми. Кенгуру плохо видят, но у них отличный слух.
- Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно – это надо. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды.
- Что такое изложение. Какие виды изложений вам известны?
- Изложение – пересказ текста.
- Подробное изложение – близкий к исходному тексту пересказ, при котором сохраняются подробности и детали.
- Сжатое изложение – пересказ основного содержания текста исходного текста.
- Информацию текста можно разделить на главную (та, без которой не понятен авторский замысел исходного текста, то есть ключевые слова в нем) и второстепенную (повторы, подробности, детали, примеры, отсутствие которых не помешает восприятию главной информации исходного текста).
- Для того чтобы написать изложение необходимо правильно сформулировать тему исходного текста, выделить микротемы и ключевые слова.
- Работа с понятиями.
- Тема текста – это то, о чем пишет автор, что положено в основу описания, изображения, исследования, дискуссии. Это предмет (либо явление), находящееся в центре внимания автора. Усилия автора направлены на то, чтобы дать характеристику темы, раскрыть тему текста.
- Микротема – основное содержание одной из частей текста
- Таким образом, тема включает в себя несколько микротем. Все они связаны с основной мыслью текста и с позицией автора.
- Ключевое слово – слово в тексте, способное вместе с другими ключевыми словами представлять текст. По таким словам можно достаточно полно восстановить текст. В качестве примера приведем опорные слова к сказке. Определите, к какой. «Дед и баба, яичко, не разбили, мышка, разбилось, снесу новое».
- Работа с текстом.
- Задание: прослушайте текст. Попробуйте определить ключевые слова в нем.
12 апреля 1961 года планету потрясла неожиданная весть «Человек в космосе! Русский!»
Многовековая мечта людей о полете к звездам сбылась! Солнечным утром мощная ракета вывела на орбиту космический корабль «Восток» с первым космонавтом Земли – Юрием Гагариным на борту.
Голос его из космоса звучал спокойно, уверенно:
- Полет проходит нормально. Вижу горизонт Земли. Такой красивый ореол!
Гагарин был не только смелым, решительным, находчивым. Еще он был заботливым, веселым человеком. Редко злился, не любил ссор, наоборот, шуткой и смехом всех мирил.
К полету он готовился долго и упорно, преодолевая неслыханные нагрузки на тренажерах, изматывая себя многочасовыми тренировками.
И вот настал день, когда всю планету облетело гагаринское «поехали!». Совершив на корабле полный оборот вокруг нашей планеты за 108 минут, первый космонавт в тот же день благополучно возвратился на Землю. Космическая эра началась.
- Определите тему отрывка и микротемы, которые помогают раскрыть содержание обозначенной темы.
- Работа с текстом №2
- Прочитайте текст.
- Выпишите ключевые слова.
- Определите тему и микротемы данного текста.
Что такое культура, зачем она нужна? Что такое культура как система ценностей? Какова цель того широкого гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции? Ведь ни для кого не секрет, что наша система образования при всех пороках – одна из лучших, если не лучшая в мире.
Я все время повторяю, что феномен «русских мозгов» не этнобиологический, что своим существованием он обязан еще гуманитарной основе нашего образования, повторяю знаменитые слова Энштейна о том, что Достоевский дает ему больше, чем математика. Недавно кто-то – не помню кто – сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королева, ни много другого.
Я убежден, что русская литература, русская культура поддержали нас в войну: «Жди меня» Симонова, «В землянке» Суркова, то же «Теркин»… А Седьмая симфония Шостаковича – она же помогла выстоять Ленинграду!
(В. Непомнящий)
4) Микротемы:
1. Что такое культура и зачем она нужна?
2. Феномен существования «русских мозгов» обязан гуманитарному образованию.
3. Русская литература и культура помогли выжить в военное время.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи по УМК В. В. Бабайцевой тема урока "Текст. Основные признаки текста"
Урок развития речи в 5 классе по учебному пособию. Е. И. Никитиной "Русская речь. 5 класс"...
Урок развития речи. 6 класс. Тема урока:"Описание природы. Зима"
Методическая разработка урока по развитию речи в 6 классена конкурс«Современный урок как средство эффективного и качественного образования»«Описание природы. Зима»....
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....
Разработка урока развития речи. 6 класс. Тема: Анализ текста художественного стиля. А. ДОРОХОВ «Встреча со змеей».
Цель урока: научить учащихся анализировать текст художественного стиля, применяя стадии вызова, осмысления, размышления.Учебные задачи:-Отработка навыков анализа текста.-Учить через слово текста наход...
Презентация к уроку развития речи в 5 классе на тему "Текст. Тема текста"
Урок по УМК под редакцией Т.А. Ладыженской для 5 класса. Целью данной работы является формирование у обучающихся понятия о тексте на основе осознания его основных признаков....
Урок развития речи. 7 класс. Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя.Упражнение 252.
В данной методической разработке представлен урок развития речи " Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя".Цели: развитие умений определять реч...
Урок развития речи. 7 класс. Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя.Упражнение 252.
Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОСс использованием современных образовательных технологий(технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие...