Прямое и переносное значение слов
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Прямое и переносное значение слов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka_pryamoe_i_perenosnoe_znachenie_slov_.docx | 31.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка
( в соответствии с требованиями ФГОС)
Чагдурова Н.Х.
Прямое и переносное значение слов
Предмет | Русский язык | ||
Класс | 5 | ||
Базовый учебник | Автор программы Л.М.Рыбченкова, Учебник русского языка 5 класс. Авторы: Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын. М.: Просвещение, 2015. | ||
Тема урока | Прямое и переносное значение слов | ||
Тип урока | Объяснение нового материала. | ||
Планируемые результаты | Предметные: понимать термины «Лексическое значение слова», «однозначные и многозначные слова», «прямое и переносное значение», определять лексическое значение слова; развивать умение работать с толковым словарём; формировать представление о способах определения прямого и переносного значения слова. Метапредметные: регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи; уметь планировать свою работу и адекватно оценивать свои результаты; познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала; выделять существенную информацию из текстов разных видов; устанавливать причинно-следственные связи; коммуникативные: осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; стремиться к достижению общего решения в совместной деятельности. Личностные: - осознание значимости решения учебных задач, их связи с реальными жизненными ценностями и ситуациями; формирование положительного настроя в обучении; воспитание чуткого отношения к родному языку, уважительного отношения к его лексическому запасу; создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности; уважения и сотрудничества; взаимодействие учащихся в парной работе; развитие уважения друг к другу, воспитание настойчивости в достижении цели. | ||
Технологии | Развивающего обучения, личностно-ориентированная, обучения в сотрудничестве, проблемно-диалогическая, дифференцированного обучения, | ||
Формы работы | Коллективная, групповая | ||
Межпредметные связи | литература (работа с художественным текстом, определение роли троп в тексте). | ||
Внутрипредметные связи | Лексика (работа с толковыми словарями), синтаксис (составить предложение), | ||
Методы обучения: | проблемно-поисковый, лингвистическая лаборатория, метод поискового обобщения. | ||
Виды используемых ИКТ | Компьютер, мультимедийная установка, презентация, интерактивная доска Методическое назначение ИКТ: усилить мотивацию, повысить интерес, расширить познавательные потребности обучаемых, повысить уровень визуализации изучаемого материала. | ||
Материалы и оборудование | Толковый словарь С.И. Ожегова, презентация | ||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. |
Ι. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности | Приветствие. Психологический настрой на урок. Я – очень умный, А Я надеюсь на вашу активную работу на уроке. Теперь присаживайтесь на свои места. | Приветствие учащихся. | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
Ι Ι. Обобщение ранее изученного. Актуализация знаний ΙΙΙ.1 Постановка учебной цели | 1)Проверка Д/З. Терминологический диктант. Наука, изучающая словарный состав языка, называется…(лексикология) Словарный состав языка называется …(лексика) То, что обозначает слово, называется…(лексическое значение) Слово, имеющее одно лексическое значение, называется…(однозначное) Слово, имеющее два и более значений, называется…(многозначное) Словарь, по которому определяется лексическое значение слова, называется…(толковый словарь) 2. Взаимопроверка 1.Послушайте стихотворение А.Барто Мне не хватает теплоты,- Она сказала дочке. Дочь удивилась: – Мерзнешь ты И в летние денечки? -Ты не поймешь, еще мала, Вздохнула мать устало. А дочь кричит: – Я поняла! – И тащит одеяло. - Почему дочь не поняла свою маму? О какой теплоте говорила мать своей дочери? (о сердечном, добром отношении; отрадном чувстве). - Какое еще значение имеет слово теплота? (нагретое состояние чего-нибудь: в дом дал тепло) – прямое значение слова. - Скажите, а это важно – понимать другого человека? - Какова тема урока? Итак, слова «теплота» имеет несколько значений. Как в лексикологии называются такие слова? О чем пойдет сегодня речь на уроке? (Прямое и переносное значение слов) Сформулируйте цель урока (узнаем понятие «прямое и переносное значение слов»). | Запись учащимися числа. Пишут терминологический диктант Проверяют записанные термины Слушают стихотворение, отвечают на вопрос формулируют тему урока. Запись темы урока Формулируют цель урока | Самоопределение, смыслообразование (Л) Целеполагание (П) Планирование учебного сотрудничества (К) Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала). Принцип целостности. Коммуникативные: формирование навыка работы в парах Создание проблемной ситуации; Определение темы и учебной цели в результате исследования УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование), воспитательные Планирование учебного сотрудничества (К) Целеполагание Коллективное добывание знаний Коммуникативные: формулирование темы; регулятивные: целеполагание, Решение проблемной ситуации (П) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения (К) |
2.Усвоение новых знаний. Физ. минутка | Как вы уже знаете, при изучении лексики нашими верными помощниками являются Толковые словари. Обратимся к одному из них 2.Словарно-орфографическая работа Сапфир – драгоценный камень синего цвета САПФИ́РОВЫЙ, -ая, -ое. Прил. к сапфир. 1. Сделанный из сапфира (сапфиров); с сапфиром (сапфирами). Сапфировые сережки. 2. Синий, цвета сапфира. На ее лице светло и ласково улыбаются сапфировые глазки. (М. Горький). Докажите, что слово «сапфировый» многозначное. Чем отличаются эти два значения? Какое можно назвать прямым? А какое переносным? Обратите внимание на оформление статьи в словаре. 2.Чтение материала в учебнике (с.73-74) После чтения учитель предлагает учащимся заполнить схему ( на доске и в тетради) Значение слова значение слова | Отвечают на вопрос Работают с материалами учебника Заполняют схему Выполняют физкультминутку, настраиваются на позитивную работу | Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). Познавательные: добывание знаний в ходе чтения теоретического материала Коммуникативные: развивать умения применять новые знания. Решение проблемной ситуации (П) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения (К) Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) |
3. Закрепление знаний. ΙV Контроль | 1. Коллективная работа: Распредели словосочетания в два столбика: Вопрос: по какому признаку будете распределять словосочетания? Тихий голос, светлые мысли, золотой ребенок, умный взгляд, сапфировый перстень, светлые локоны, тяжелый характер, хрустальный бокал, тяжелый портфель, хрустальный голос 2.Упражнение 157 3.Коллективное выполнение задания ? По сходству формы предметов
Комментирование, подведение итога работы
5. Очень часто в художественных текстах слова в переносном значении являются средством выразительности. Упражнение 161 Задание: в предложенном отрывке найдите примеры художественно- изобразительных средств. Мини-проверочная работа Со словом холодный составьте словосочетания с переносным значением .вода .сердце .утро .взгляд .комната .глаза | Распределяют слова . Выполняют упражнение | Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества. УУД: познавательные (опирается на уже известное) коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества). Формирование адекватной оценки, самооценки (Л), адекватного восприятия чужой оценки (Р) Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Познавательные (осмысление полученных сведений) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; Познавательные: употребление языковых понятий, Регулятивные: осознание самого себя как движущуюся силу своего обучения, способность к преодолению препятствий. |
V Рефлексия | Подведение итогов работы. Продолжите фразу: Слово имеет …… и …. значение Перенос названия происходит, если…. Заполните анкеты, продолжив фразу:
Оцените свою работу, продолжив фразу:
- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке. Выставление оценок. | Продолжают фразу. Подведение итогов в ходе заполнения анкеты Оценивают свою работу | УУД: познавательные, регулятивные ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) Формирование адекватной положительной самооценки. |
VΙ Домашнее задание. | Упражнение 162 | Запись учащимися задания дневники. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Прямое и переносное значение слова
Конспект урока русского языка (5 класс)...
Занятие №4 кружка по лексике. "Прямое и переносное значение слов"
Занятие и презентация могут быть использованы на уроках и занятих кружка....
Тема «Лексика. Однозначные, многозначные слова. Прямое и переносное значение слов».
Данная технология рассматривается как разновидность блочного. В курсе учебного предмета выделяются тематические блоки. Учитель выделяет их сам, по своему усмотрению основываясь на программу курс...
Однозначные и многозначные слова.Прямое и переносное значение слова.
Самостоятельная работа....
Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова.
урок русского языка в 5 классе...
«Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов»
14 ноября 2013 года на базе МБОУ «Орлеанская основная общеобразовательная школа» Благовещенского района Алтайского края состоялся окружной семинар «Учитель года»....
Урок по теме "Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов"
Автор урока Чернышова У.Н. Редактор презентации Коновалова А.Ю. Урок адаптирован к разным УМК, апробирован в 5 и 6 классах при изучении темы "Лексика"...