Прямое и переносное значение слов
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Чагдурова Надежда Хандуевна

Прямое и переносное значение слов 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

( в соответствии с требованиями ФГОС)

Чагдурова Н.Х.

Прямое и переносное значение слов

Предмет

Русский язык

Класс

5

Базовый учебник

Автор программы Л.М.Рыбченкова, Учебник русского языка 5 класс. Авторы: Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын. М.: Просвещение, 2015.

Тема урока

Прямое и переносное значение слов

Тип урока

Объяснение нового материала.

Планируемые результаты

Предметные: понимать термины «Лексическое значение слова», «однозначные и многозначные слова», «прямое и переносное значение»,  определять лексическое значение слова; развивать умение работать с толковым словарём;  формировать представление о способах определения прямого и переносного  значения слова.

Метапредметные:

регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи; уметь планировать свою работу и адекватно оценивать свои результаты;

познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала; выделять существенную информацию из текстов разных видов; устанавливать причинно-следственные связи;

коммуникативные: осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; стремиться к достижению общего решения в совместной деятельности.

Личностные:

- осознание значимости решения учебных задач, их связи с реальными жизненными ценностями и ситуациями;   формирование положительного настроя в обучении; воспитание чуткого отношения к родному языку, уважительного отношения к его лексическому запасу; создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности; уважения и сотрудничества; взаимодействие учащихся в  парной работе;  развитие уважения друг к другу, воспитание настойчивости в достижении цели.

Технологии

Развивающего обучения, личностно-ориентированная,  обучения в сотрудничестве, проблемно-диалогическая,  дифференцированного обучения,  

Формы работы

Коллективная, групповая

Межпредметные связи

 литература (работа с художественным текстом, определение роли троп в тексте).

Внутрипредметные связи

Лексика (работа с толковыми словарями), синтаксис (составить предложение),

Методы обучения:

проблемно-поисковый, лингвистическая лаборатория,  метод поискового обобщения.

Виды используемых ИКТ

Компьютер, мультимедийная установка, презентация, интерактивная доска

Методическое назначение ИКТ: усилить мотивацию, повысить интерес, расширить познавательные потребности обучаемых, повысить уровень визуализации изучаемого материала.

Материалы и оборудование

Толковый словарь С.И. Ожегова, презентация

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

Ι. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Приветствие. Психологический настрой на урок.

Я – очень умный,
Я  – очень смелый,
Я  все сумею,
Я все смогу.
Я обязательно сегодня на уроке "пятерку" получу.

А Я надеюсь  на вашу активную работу на уроке.

Теперь присаживайтесь на свои места. 

Приветствие учащихся.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Ι Ι. Обобщение ранее изученного.

Актуализация

знаний

ΙΙΙ.1 Постановка учебной цели

1)Проверка Д/З.

Терминологический диктант.

Наука, изучающая словарный состав языка, называется…(лексикология)

Словарный состав языка называется …(лексика)

То, что обозначает слово, называется…(лексическое значение)

Слово, имеющее одно лексическое значение, называется…(однозначное)

Слово, имеющее два и более значений, называется…(многозначное)

Словарь, по которому определяется лексическое значение слова, называется…(толковый словарь)

2. Взаимопроверка

1.Послушайте стихотворение  А.Барто

Мне не хватает теплоты,-

 Она сказала дочке.

 Дочь удивилась: – Мерзнешь ты

 И в летние денечки?

 -Ты не поймешь, еще мала,

 Вздохнула мать устало.

 А дочь кричит: – Я поняла! –

 И тащит одеяло.

 - Почему дочь не поняла свою маму?

 О какой теплоте говорила мать своей дочери? (о сердечном, добром отношении; отрадном чувстве).

 - Какое еще значение имеет слово теплота? (нагретое состояние чего-нибудь: в дом дал тепло) – прямое значение слова.

 - Скажите, а это важно – понимать другого человека?

- Какова тема урока?

Итак, слова «теплота» имеет несколько значений. Как в лексикологии называются такие слова? О чем пойдет сегодня речь на уроке?

(Прямое и переносное значение слов)

Сформулируйте цель урока  (узнаем понятие «прямое и переносное значение слов»).

Запись учащимися числа.

Пишут терминологический диктант

Проверяют записанные термины

Слушают стихотворение, отвечают на вопрос

формулируют тему урока.

Запись  темы урока

Формулируют цель урока

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

Принцип целостности.

Коммуникативные: формирование навыка работы в парах

Создание проблемной ситуации;  

Определение темы и учебной цели в результате исследования

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование), воспитательные

Планирование учебного сотрудничества (К)

Целеполагание

Коллективное добывание знаний  Коммуникативные:

формулирование темы;

регулятивные: целеполагание, Решение проблемной ситуации (П)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения (К)

2.Усвоение новых знаний.

Физ. минутка

Как вы уже знаете, при изучении лексики нашими верными помощниками являются  Толковые словари. Обратимся к одному из них

2.Словарно-орфографическая работа

Сапфир – драгоценный камень синего цвета

САПФИ́РОВЫЙ, -ая, -ое.

Прил. к сапфир. 1.  Сделанный из сапфира

(сапфиров); с сапфиром (сапфирами). Сапфировые сережки.

2. Синий, цвета сапфира.

На ее лице светло и ласково улыбаются сапфировые глазки.  (М. Горький).                                                        

Докажите, что слово «сапфировый» многозначное. Чем отличаются эти два значения? Какое можно назвать прямым? А какое переносным?

Обратите внимание на оформление статьи в словаре.

2.Чтение материала в учебнике (с.73-74)

После чтения учитель предлагает учащимся заполнить схему ( на доске и в тетради)

Значение слова

значение слова

Отвечают на вопрос

Работают с материалами учебника

Заполняют схему

Выполняют физкультминутку, настраиваются на позитивную работу

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

Познавательные:

добывание знаний в ходе чтения теоретического материала

Коммуникативные:

развивать умения   применять новые знания.

Решение проблемной ситуации (П)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения (К)

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие;

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения;

саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

3. Закрепление знаний.

ΙV Контроль

1. Коллективная работа: Распредели словосочетания в два столбика:

Вопрос: по какому признаку будете распределять словосочетания?           

   Тихий голос, светлые мысли, золотой ребенок, умный взгляд, сапфировый перстень, светлые локоны, тяжелый характер, хрустальный бокал, тяжелый портфель, хрустальный голос  

2.Упражнение 157

3.Коллективное выполнение задания

? По сходству формы предметов
? По сходству выполняемых функций
? По сходству аналогии движения

  • Дворник ? убирает улицу.
  • Смени дворники ? на машине.
  • У куртки длинные рукава?
  • Мы заплыли в рукав? реки.
  • Девушка идет ? по городу.
  • Дождь идет ? уже целый час.

Комментирование, подведение итога работы

 

5. Очень часто в художественных текстах слова в переносном значении являются средством выразительности.

Упражнение 161

Задание: в предложенном отрывке найдите примеры художественно- изобразительных средств.

Мини-проверочная работа

Со словом холодный составьте

словосочетания с переносным значением

.вода

.сердце

.утро

.взгляд

.комната

.глаза

Распределяют слова

.

Выполняют упражнение

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное)

коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

Формирование адекватной оценки, самооценки (Л), адекватного восприятия чужой оценки (Р)

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие;

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения;

саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Поиск и выделение информации;

синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Познавательные (осмысление полученных сведений)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения;

Познавательные: употребление языковых понятий,

Регулятивные: осознание самого себя как движущуюся силу своего обучения,   способность к преодолению препятствий.

V  Рефлексия

Подведение итогов работы.

Продолжите фразу:

Слово имеет …… и …. значение

 Перенос названия происходит, если….

Заполните анкеты, продолжив фразу:

  • Сегодня я узнал(а), …
  • Я задумался(ась) о том, что …
  • У меня особенно получилось…
  • Я не понял(а), почему…

Оцените свою работу, продолжив фразу:

  • На уроке работал…..(хорошо, отлично, удовлетворительно)
  • Я думаю, что мог бы работать ….
  • За работу на уроке я ставлю себе оценку …..

- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.  

Выставление оценок.

Продолжают фразу.

Подведение итогов в ходе заполнения анкеты

Оценивают свою работу

УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

 Формирование адекватной положительной самооценки.

VΙ  Домашнее задание.

Упражнение 162

Запись учащимися задания  дневники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прямое и переносное значение слова

Конспект урока русского языка (5 класс)...

Занятие №4 кружка по лексике. "Прямое и переносное значение слов"

Занятие и презентация могут быть использованы на уроках и занятих кружка....

Тема «Лексика. Однозначные, многозначные слова. Прямое и переносное значение слов».

Данная технология рассматривается как разновидность блочного. В курсе учебного предмета выделяются тематические блоки. Учитель выделяет их сам, по своему усмотрению основываясь на программу курс...

«Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов»

14 ноября 2013 года на базе МБОУ «Орлеанская основная общеобразовательная школа» Благовещенского района Алтайского края состоялся окружной семинар «Учитель года»....

Урок по теме "Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов"

Автор урока Чернышова У.Н. Редактор презентации Коновалова А.Ю. Урок адаптирован к разным УМК, апробирован в 5 и 6 классах при изучении темы "Лексика"...