Требования к современному уроку
статья по русскому языку

Кудрявцева Елена Александровна

В современном мире необходим инновационный подход. Именно такой подход позволяет так организовать учебный процесс, что "зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Требования к современному уроку русского языка и литературы.

        Мастерство учителя –это специальность, которой надо учиться.

 А.С.Макаренко

В современном мире, я уверена, нет учителя, который не хотел бы, чтобы его урок был интересным, творческим, познавательным. Но как увлечь учеников? Как сделать так, чтобы не было скучающих лиц на уроке? Ведь именно интерес является основным стимулом деятельности ребенка, его обучения и развития.

При этом важно понимать, что в основе современного образования лежит активность не только учителя, но и ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Следует заметить, что в современном мире необходим инновационный подход к обучению. Именно такой подход позволяет так организовать учебный процесс, что «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего». Так говорил Цицерон.

Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится, как правило, к понятию «новшество», «новизна». Между тем, инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое». Именно эту смысловую нагрузку вложил в термин «инновационное» в конце прошлого века Дж. Боткин. Он и наметил основные черты «дидактического портрета» этого метода, направленного на развитие способности ученика к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации.

Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:

  • соответствие концепции гуманизации образования;
  • преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;
  • использование личностно -ориентированного обучения;
  • поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;
  • соответствие социокультурной потребности современного общества
  • самостоятельной творческой деятельности.

В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:

  • развивающее обучение;
  • проблемное обучение;
  • развитие критического мышления;
  • дифференцированный подход к обучению;
  • создание ситуации успеха на уроке.

Основными принципами инновационного обучения являются:

  • креативность (ориентация на творчество);
  • усвоение знаний в системе;
  • нетрадиционные формы уроков;
  • использование наглядности.

При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяются следующие приемы:

  • ассоциативный ряд;
  • опорный конспект;
  • ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления);
  • мозговая атака;
  • групповая дискуссия;
  • чтение с остановками;
  • «Кубик Блума»;
  • кластеры;
  • синквейн;
  • «Продвинутая лекция»;
  • эссе;
  • ключевые термины;
  • перепутанные логические цепочки;
  • дидактическая игра;
  • лингвистические карты;
  • лингвистическая аллюзия (намек);
  • исследование текста;
  • работа с тестами;
  • нетрадиционные формы домашнего задания.

Приведу пример использования такого приема технологии развития критического мышления, на стадии рефлексии, как синквейн.

Приём «синквейн» в переводе с французского «пять строк». Синквейн – белый стих, помогающий синтезировать, резюмировать информацию. На первый взгляд эта технология может показаться сложной, но, если разобраться, все просто. Детям очень нравится.

     Почему интересен именно этот прием? Это форма свободного творчества, но по особым правилам. Технология критического мышления учит осмысленно пользоваться понятиями и определять свое личное отношение к рассматриваемой проблеме. Ценность заключается в том, что все это собрано в пяти строках. Так, в нестандартной ситуации, дети усваивают научные понятия, применяют знания и умения. Рождаются мысли, развиваются мыслительные навыки. Развивать мышление – значит развивать умение думать.

Это позволит:

  • обогатить словарный запас;
  • подготовить к краткому пересказу;
  • научить сформулировать идею (ключевую фразу);
  • позволит почувствовать себя хоть на мгновение творцом.

Правила написания синквейна таковы:

  • На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
  • На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
  • На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
  • На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.
  • Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.

     Процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной.

Мы часто задаем себе этот вопрос: «Что такое современный урок? Каковы требования к современному уроку? Важнее содержание или форма проведения урока? Может ли быть технология в образовании? Что придает современность уроку? Чем сегодняшний урок отличается от урока вчерашнего? Можно задать ещё много вопросов. Как же быть и что делать?

     Работая по ФГОС, я пришла к выводу, что на уроках нужно как можно чаще привлекать обучающихся в качестве помощников (консультантов, экспертов) учителя. Стараться на уроке не сообщать цели урока, а выводить их совместно с учащимися.

Урок предполагает сотрудничество, взаимопонимания, атмосферу радости и увлеченности. Успешность современного урока зависит, на мой взгляд, от личности учителя, его профессионализма, современности использованных им методик, использование различных форм ИКТ. Учитель и ученик –это единое целое, учимся вместе, помогаем друг другу, роль учителя –направлять, контролировать.

    На мой взгляд, самые интересные виды современного урока следующие: «концерт», «спектакль», «путешествие», «экскурсия в музей», «турнир», «круглый стол», «урок дискуссия», «урок проблемных поисков», «урок интеллектуальных раздумий и другие.

    Можно долго спорить о том, каким должен быть современный урок. Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя. Анализируя все сказанное, невольно на ум приходят слова Шалвы Амонашвили: «Где ты рождаешься, где ты живешь, Урок? В классной комнате? Но ты не можешь жить там один, ты ведь не можешь существовать без меня! Я тебя обдумываю, планирую, провожу! Вот и получается, что ты живешь в моей голове, в моем сердце. Ты живешь в нашей классной комнате, но не тогда, когда она пустая, а только тогда, когда я и мои ученики заполняем ее. Они сядут за парты, я стану у доски – вот ты и рождаешься, и начинаешь жить! Урок, ты не думай, что существуешь от звонка до звонка... Ты, может быть, совсем не кончаешься, потому, что после звонка мы покидаем тебя с желанием поскорее встретиться. Ты отправляешь нас домой с беспокойными мыслями. Я бы воздвиг тебе – Уроку – самый великолепный памятник. Памятник твой я поставил бы перед школой, чтобы каждое утро, проходя мимо, останавливаться перед тобой, поклоняться тебе и говорить: - Здравствуй, Урок! Время твое – священное время и нельзя терять из него ни минуты!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс "Требования к современному уроку, в условиях внедрения стандартов второго поколения"

мастер-класс "Требования к современному уроку, в условиях внедрения стандартов второго поколения"...

Современный урок «Зимние народные праздники» в цикле «Образы русской культуры». Требования к современному уроку и его характеристики.

Цикл «Образы русской культуры» для 5-х классов был включен в учебный план гимназии в 1994 г.   В 1995 году авторский коллектив был награжден Диплом...

Урок ИЯ. Требования к современному уроку.

Урок  ИЯ. Требования к современному уроку.Аракелян Л.Н., Аракелян А.Н....

Доклад «Требования к современному уроку. Пластическое моделирование на уроках фортепиано»

Сообщение подготовлено для тематического педсовета. Пластическое моделирование – познание музыки через жест. Применение этого метода на уроках фортепиано помогает раскрепостить учащихся, добиват...

Общие требования к современному уроку. Типология и структура современного урока

В статье говорится о том, что наиболее актульным напрвлением модернизации образования является внедрение компетентностного подхода в образовательный процесс....

Доклад - презентация "Современный урок. Требования к современному уроку"

Работа в виде красочной презентации. Доклад, кототрый был сделан на районное методобъединение учителей физики о  современном уроке и требовании к современному уроку. Доклад о том, что урок должен...