Олимпиадные задания
тест по русскому языку (10 класс)
Данное пособие предназначено для проведения классных и школьных олимпиад в 7,10 классах, а также для подготовки к районным, общегородским др. олимпиадам более высшего уровня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
олимпиадные задания по русскому языку | 163.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СБОРНИК ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 7, 10 КЛАССОВ
Автор-составитель:
Хлопцева Е.А.
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Гимназия № 87»
Ленинского района г. Саратова
2019
Олимпиадные задания по русскому языку
Воспитание любви к русскому языку – серьезная и ответственная задача, стоящая перед учителем русского языка и литературы, ибо, по словам К.Г. Паустовского, «языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни». Основная задача образования – подготовить высокообразованных специалистов не только в области науки и техники, но и в области общей культуры и грамотности, что невозможно без существенного повышения уровня преподавания в школах, усиления индивидуального подхода и развития творческих способностей учащихся. Предметные олимпиады для школьников при этом играют важную роль. Олимпиады по русскому языку не только воспитывают любовь к языку, но и способствуют повышению активного интереса учащихся к языкознанию как науке. Олимпиады – это своеобразное соревнование в знаниях, итог работы учащихся как на уроке, так и вне его. Если урок – основная форма учебно-воспитательной работы и его содержание определяется учебными программами, то олимпиада является действенным средством вовлечения во внеклассную, дополнительную, работу учащихся школы и предполагает самостоятельное изучение школьниками научно-популярной литературы, чтения словарей, справочников, посещения факультативов, различных лингвистических кружков и клубов. Данное пособие предназначено для проведения классных и школьных олимпиад в 7,10 классах, а также для подготовки к районным, общегородским др. олимпиадам более высшего уровня.
Методические указания для подготовки к олимпиадам
Олимпиадные задания по русскому языку требуют от учащихся:
• серьезных и глубоких знаний по всем разделам языкознания: «Фонетики», «Лексики», «Морфемики», «Морфологии», «Синтаксиса и пунктуации»;
• умения логически связывать сведения из разных разделов науки о языке при решении определенных задач, к примеру, чтобы верно ответить на вопрос из раздела «Морфемика», необходимо учитывать принадлежность слова к определенной части речи и его лексическое значение, а при выполнении заданий по «Синтаксису» часто следует помнить законы лексической сочетаемости слов и т. д.
• чтения дополнительной литературы, занимательных материалов по фонетике, словообразованию, орфографии, лексике и др., где в интересной и увлекательной форме дается информация, которой, зачастую, нет в школьных учебниках.
Олимпиадные задания для 6 класса
Занятие 1.
1. Поставьте ударение в словах: клеить, облегчить, баловаться, кашлянуть, предложить, откупорить, избаловать, заплесневеть, углубить, пломбировать, исчерпать, положить.
2. Есть ли мягкие согласные звуки в следующих словах? Объясните, почему вы так считаете.
Машина, шёлк, ложиться, браться, рожь, пустошь, сцена, антенна, скучно, цирк.
3.Подберите к словам антонимы, запишите их, подчеркните третью букву в каждом из антонимов и прочитай получившееся слово.
Сухой, начинать, ветер, рыхлый, трудолюбивый, короткий, свет.
4. Назовите способы образования данных слов: пешеход, сделать, багрянец, безвкусица, синь.
5. Составьте словообразовательную цепочку каждого из слов: бесценность, осветитель, бережливость.
6. Каждое число (100, 378, 2000) преобразуйте в количественное и в порядковое числительные. Запишите каждое количественное и порядковое числительные в И. п., в Р. п., в П. п.
7. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.
Задремали звёзды з..л..тые,
Задр..жало зеркало затона.
Бре..жит свет на заводи речные
И румян..т сетку неб..склона.
Улыбнулись сонные берё..ки,
Растр..пали ш..лковые косы.
Ш..лестят зелёные серё..ки
И г..рят серебря..ые росы.
8: Найдите местоимения, определите их разряд.
Ко всем людям на нашей планете обращены слова А. М. Горького: «Любите книгу: она облегчит вам жизнь».
9: Какими частями речи являются выделенные слова?
Это мой портфель – мой руки, простой план – простой вагонов, решение неверно – отвечал неверно.
10: Подчеркните главные и второстепенные члены предложения, выпишите все словосочетания.
Маленькие зелёные лепесточки ряски плавают на воде в тихом заливе пруда.
Занятие 2.
1. В каком слове количество букв и звуков совпадает?
А) Мать
Б) беречь
В) вернешься
Г) ясли
Д) боюсь
2. В каких словах ударение падает на первый слог?
А) Хвоя
Б) сорит
В) досуг
Г) удить
Д) древко
3. Какие слова не являются синонимами?
А) Погасить – потушить
Б) лелеять – нежить
В) бесхитростный – незатейливый
Г) горе –случай
Д) солидный – видный
4.В какой паре слов нет рифмы?
А) документ-инструмент
Б) обидно-завидно
В) алфавит-позвонит
Г) торты-мосты
5. Из приведённых ниже слов назовите то, которое имеет только единственное значение.
А) чешка
Б) полька
В) француженка
Г) финка
Д) голландка
6. Какое из устаревших слов является историзмом?
А) чело
Б) длань
В) барщина
Г) ланиты
7. В каком ряду в обоих словах пропущена буква Е?
А) откро..те, пове..ло
Б) отп..реть, задерж..м
В) выж..г, раста..т
Г) выгор..т, расскаж..т
8. Укажите пример с нарушением речевой нормы.
А) прилягте
Б) ехайте
В) повтори́м
Г) хотите
9. От какого слова образуется имя существительное со значением профессии, рода деятельности с суффиксом -ЩИК-?
А) камень
Б) разносить
В) разведывать
Г) автомат
10. В каком слове пишется одна буква Н?
А) обществе..ый
Б) страуси..ый
В) стекля..ый
Г) стари..ый
Занятие 3.
1.Восстановите недостающее звено словообразовательной цепочки. Определите способ образования.
Редкий — … — редкостный
Лень — … — ленивец
Цена — … бесценность
2. Найдите речевые ошибки, запишите исправленные предложения
А) С обоих сторон раздавались голоса. Б) Ихний ребенок плохо воспитан. В) Моя мама работает инженершей на заводе.
3. Расставьте ударения в словах:
Торты, позвонишь, прибыл, положил, красивейший, хвоя, приговор, завидно, средства, добыча.
4. Из данного предложения выпишите слово (слова), образованное (образованные) сложением.
Своим названием рыба-зебра обязана многочисленным полоскам, украшающим её тело
5. Составьте пары антонимов из фразеологизмов:
не разлей вода, повесить нос, до седьмого пота, как кошка с собакой, денежный мешок, угасшее светило, спустя рукава, ни гроша за душой, восходящая звезда, воспрянуть духом
6. Анаграмма — перестановка букв в слове, создающая новое слово (например, роман — норма). Составьте на основе пяти данных слов пять новых.
Адрес. Волос. Майка. Сосна. Апельсин
7. Какими частями речи могут быть следующие слова. Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы было ясно, какая это часть речи.
Стих, печь, жаркое
8. К данным прилагательным подберите два таких слова, чтобы с первым словосочетание имело прямое значение, а со вторым — переносное.
Тяжёлый — …
Сладкий — …
Острый — …
Золотой — …
Свежий — …
9. Отгадайте загадки (Отгадка присутствует в самом вопросе)
А) Какой овощ всегда носит с собою черепаха?
Б) Какие конфеты содержат мел?
В) Какая часть линейки очень быстро тает на солнце?
Г) Какое животное жить не может без уроков?
Д) Какую крупу каждый турист обязательно берёт с собой в поход?
Занятие 4.
1. Какие согласные звуки слышатся в следующей фразе: Во втором часу ночи мы с братом были на вокзале. Обозначьте звуки с помощью значков транскрипции. Например: [б], [б,] и т. д.
2. Расставьте ударения в следующих словах: статуя, призывник, магазин, ненавидеть, средства, инструмент, километр, столяр, шофер, договор, квартал, звонишь.
3. Выполните морфемный анализ следующих слов: подземный, стройка, пришкольный, сумочка, выкупалась.
4. Подберите 2 группы слов (в каждой по 2-3 слова) так, чтобы у тех и других был корень вод-, но с разным значением.
5. Объясните смысловое различие между словами: села – сёла, осел – осёл, поем – поём, смел – смёл, небо – нёбо.
6. Отгадай слова:
1) С буквой «Д» я – время суток,
Не сочтёшь во мне минуток.
Коль на «Т» заменишь «Д»,
Буду я с тобой везде.
Стану шастать по пятам,
По дорожкам и кустам.
Куда ты – туда и я,
Не прогонишь ты меня.
2) Часть первая – согреет дом,
Есть в тепловой машине.
Вторая – на лице мужском.
Всё слово – в море синем…
Хотя простое полотно,
Но судно двигает оно.
3) Меня разыскивают все,
Когда дефект есть в колесе.
Шофёру каждому в дороге
Могу я пользу принести.
Но поменяй местами слоги-
И буду я в лесу расти.
7. Вставьте пропущенные буквы в словах: б..т..рея, ко..екция, ж..ри, в..рм..шель, параш..тист, профе..ия, ш..колад, в..н..грет.
8. В какой сказке А. С. Пушкин слово «лебедь» женского рода? Из чего это можно заключить?
9. Разберите по членам предложения, укажите падежи имён существительных: Солнце закрыло облако. На горизонте туристы увидели большой город. Айсберг – плавучая ледяная гора.
10. Составьте несколько предложений с таким расчётом, чтобы в них слово «язык» употреблялось в разных значениях.
11. Исправьте грамматические и речевые ошибки и запишите правильный вариант предложений: Старик обратно вернулся домой. Мальчик сидел за столом и раскрашивает картинки. Белый мышь умел стоять на задних лапках.
Занятие 5.
1. Расставьте ударение в словах:
Глиняный, ремень, сливовый, баловать, квартал, цемент, щавель, украинцы, кухонный, красивее.
2. Укажите, какие из данных слов происходят от того же корня, что и слово стол:
1) столовая; 2) столяр; 3) застолье; 4) столица; 5) столетник; 6) столешница; 7) престол.
3. Решите орфографическую задачу.
Укажите разряды имен прилагательных.
1) балко…ая дверь; 2) безветре…ый день; 3) медвежья берлога;
4) внимательный ученик; 5) шустрые белки; 6) золотые руки;
7) бараба…ая дробь; 8) каме…ое сердце
4. Объясните значение выделенных слов (отрывок из «Сказки о царе Салтане»
…Идут витязи четами,
И, блистая сединами,
Дядька впереди идет
И ко граду их ведёт.
5. К данным существительным подберите имена прилагательные:
боль, шампунь, тюль, рояль, полынь, домишко, иваси, путь, бандероль, мозоль, какао, шаль.
6. Выпишите из текста слова, которые:
1) склоняются;
2) спрягаются;
3) не склоняются и не спрягаются
Весело пробираться по узкой дорожке между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами. Могучий дуб стоит подле красивой липы.
7. Выполните морфемный разбор слов:
Осинка, царапинка, снежинка, осетринка, тропинка, корзинка, росинка, приморский.
Ответы.
Занятие 1.
Ответы к олимпиадным заданиям по русскому языку для 6 класса
1: клеить, облегчить, баловаться, кашлянуть, предложить, откупорить, избаловать, заплесневеть, углубить, пломбировать, исчерпать, положить.
2: мягких согласных звуков в этих словах нет, потому что [ш], [ж], [ц] всегда твердые; ться-[ца]; ан [тэ] нна; ску [шн]о.
3: влажный, кончать, затишье, плотный, ленивый, длинный, темнота (антоним)
4: сложение (пеш+ход), приставочный ( с+ делать), суффиксальный ( багрян+ец), приставочно-суффиксальный ( без+ вкус+ иц), бессуффиксный (син-е).
5 : бесценность <= бесценный <= ценный <= цена; осветитель<= осветить <=светить <= свет; бережливость <= бережливый <= беречь
6: количественное 100 (И. п. сто, Р. п. ста, П. п. о ста), порядковое 100 (И. п. сотый, Р. п. сотого, П. п. о сотом), количественное 378 (И. п. триста семьдесят восемь, Р. п. трёхсот семидесяти восьми, П. п. о трёхстах семидесяти восьми), порядковое 378 (И. п. триста семьдесят восьмой, Р. п. триста семьдесят восьмого, П. п. о триста семьдесят восьмом), количественное 2000 (И. п. две тысячи, Р. п. двух тысяч, П. п. о двух тысячах), порядковое 2000 (И. п. двухтысячный, Р. п. двухтысячного, П. п. о двухтысячном)
7: золотая – золото, позолоченный; задрожало – дрожь, брезжит, румянит – 2 спряжение, небосклона – «о» соединительная гласная, берёзки – берёзонька, растрепали – треплет, шёлковые – шелка, шелестят – шелест, серёжки – серёжечка, горят – гор (безударный), серебряные – «ян» с одной «н»
8: всем – определительное, нашей – притяжательное, она – личное, вам - личное
9: мой (притяжательное местоимение) портфель, мой (глагол) руки, простой (прилагательное) план, простой (существительное) вагонов, решение неверно (краткое прилагательное), отвечал неверно (наречие)
10: маленькие лепесточки, зелёные лепесточки, лепесточки ряски, плавают на воде, плавают в заливе, в заливе пруда, в тихом заливе
(маленькие, зелёные, тихом – определения; лепесточки – подлежащее; плавают – сказуемое; ряски, пруда – дополнения; на воде, в заливе – обстоятельства или дополнения)
Занятие 2.
Ответы на тесты
Тестовое задание | № 1 | № 2 | № 3 | № 4 | № 5 |
Ответ | Д | А,Д | Г | Г | В |
Тестовое задание | № 6 | № 7 | № 8 | № 9 | № 10 |
Ответ | В | В | Б | А | Б |
Занятие 3.
1:Редкий – редкость – редкостный (суффиксальный)
Лень – ленивый – ленивец (суффиксальный)
Цена – ценный (суффиксальный) – бесценность (суффиксальный)
2: А) С обеих сторон раздавались голоса.
Б) Их ребенок плохо воспитан.
В) Моя мама работает инженером на заводе
3:ТОрты, позвонИшь, прИбыл, положИл, красИвейший, хвОя, приговОр, завИдно, срЕдства, добЫча
4:Делу время, а потехе час
Один в поле не воин
Не все то золото, что блестит
Не боги горшки обжигают
5:восходящая звезда — угасшее светило
денежный мешок — ни гроша за душой
повесить нос — воспрянуть духом
спустя рукава — до седьмого пота,
как кошка с собакой — не разлей вода
6. Среда, слово, кайма, насос, спаниель
7. Выучить стих — ветер стих,
русская печь — печь пироги,
жаркое лето — приготовить жаркое.
8. Тяжёлый стол — тяжелый туман
Сладкий торт — сладкий сон
Острый нож — острый язык
Золотой кулон — золотой человек
Свежий хлеб — свежий анекдот
9. А. репа
Б. карамель, мармелад
В. иней
Г. сурок
Д. рис
Занятие 4.
1. [в, ф, т, р, м, ч,, с, н, з, б, л,, г] :
2. Статуя, призывник, магазин, ненавидеть, средства, инструмент, километр, столяр, шофер, договор, квартал, звонишь:
3. Под-зем-н-ый, строй-к-а, при-школь-н-ый, сумоч-ка, вы-куп-а-л-а-сь: по 1 баллу за каждое правильно разобранное слово (всего 5 баллов).
4. Вод-а, вод-н-ый, под-вод-ник- □. Вод-и-тель-□, пере-вод-и-ть, вод-и-тель-ск-ий:
5. Села (от сесть) – сёла (от село), осел (от осесть) – осёл (животное), поем (от поесть) – поём (от петь), смел (от смелый) – смёл (от смести), небо (астрономический термин) – нёбо (анатомический термин):
6. 1) День – тень. 2) Парус. 3) Насос – сосна: по 1 баллу за каждое правильное слово
7. Батарея, коллекция, жюри, вермишель, парашютист, профессия, шоколад, винегрет
8. «Сказка о царе Салтане». Из фразы «лебедь белая плывёт»
9. По 0,5 балла за каждый член предложения и по 0,5 балла за определение падежа имён существительных (всего 9 баллов).
10. Язык – речь, язык – анатомический орган, язык – блюдо, язык – «пленный», язык – стиль
11. Старик вернулся домой. Мальчик сидит за столом и раскрашивает картинки. Белая мышь умела стоять на задних лапках
Занятие 5.
1. Гли`няный, реме`нь, сли`вовый, балова`ть, кварта`л, цеме`нт, щаве`ль, украи`нцы, ку`хонный, краси`вее
2. 1), 2), 3), 4), 6), 7)
3. 1) Балконная дверь - относительное; 2) безветренный день – относительное;
3) медвежья берлога – притяжательное; 4) внимательный ученик – качественное;
5) шустрые белки – качественное; 6) золотые руки - качественное;
7) барабанная дробь – относительное; 8) каменное сердце – качественное
4. Витязи – воины; четами – парами; сединами – седыми волосами; ко граду – к городу
5. Например, зубная боль, хороший шампунь, красивый тюль, концертный рояль, горькая полынь, ветхий домишко, вкусная иваси, длинный путь, долгожданная бандероль, твердая мозоль, сладкое какао, чёрная шаль.
6. а) (по) дорожке, стенами, васильки, узкой, высокой, ленивой и др.;
б) бьют, цепляются, бежит, лепечут и др.;
в) весело, тихо, высоко.
7. Осин-к-а, царап-ин-к-а, снеж-ин-к-а, осетр-ин-к-а, троп-инк-а, корзин-к-а, рос-инк-а, при-мор-ск-ий.
Олимпиадные задания для 11 класса
Занятие 1.
1.Внимательно прочитайте фрагменты текстов. Расставьте ударения в выделенных словах. Назовите, в каком из приведенных примеров произношение выделенных слов соответствует современным орфоэпическим нормам.
Как вы думаете, почему поэты в стихотворениях иногда нарушают нормы произношения слов? Ответ аргументируйте.
А) И белый конь, душа погонь, Ворвался в стынущую сонь. (Н.С. Гумилев «Охота»)
Б)…И ворвались в объятия друг друга. (А.С. Пушкин «Гаврилиада»)
В) Весна! Выставляется первая рама –
И в комнату шум ворвался. (А.Н. Майков «Весна»)
2. Вставьте пропущенные орфограммы согласно литературным нормам русского языка.
А) Беспреце…дентный инци…дент.
Б) В полицейском участке и…дентифицировали скомпроме…тировавшегося себя дебошира. Он оказался воспитателем детского сада. «Странная нынче конъю…ктура, – конста…тировали в полиции. – Воспитатели – не наш контингент».
3. Каждый школьник знает, какие трудности вызывает написание слов с непроверяемыми безударными гласными в корне, особенно если это слова иноязычного происхождения. Как, например, следует писать: валюта или волюта, компания или кампания? Свой ответ аргументируйте.
4. Исправьте грамматические ошибки в приведенных примерах.
А) Ведь только такой человек может видеть и понимать природу, как Левитан.
Б) Участники обсуждения подтверждали свои предложения на примерах.
В) Переводя на другой язык стихотворение, оно теряет свою красоту.
Г) Здесь каждый может заниматься тем, чем ему больше нравиться, ближе и доступнее.
5. Прочитайте предложение. Ответьте на вопросы.
«Летось погода дивная живет: дождь летит, бог стрелы пущает и гром…» (Северное наречие, северо-восточная диалектная зона).
А) Почему погода названа «дивной», если дождь, гроза, гром?
Б) Почему дождь «летит», а не «идет»?
6. Опираясь на анализ грамматических форм и семантических ассоциаций, переведите на современный русский язык высказывания и дайте им толкование:
А) Аще обрящеши кротость, одолееши мудрость.
Б) Уничижение паче гордости.
7. Внимательно прочитайте фрагменты текстов:
А) Петръ, въставъ, тече къ гробоу («Мстиславово евангелие», до 1117 г.)
Б) Тогда Влуръ влъком потече» («Слово о полку Игореве», XII в.)
В) Но человека человек
Послал к Анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потек …
(«Анчар» А.С.Пушкин, 1828 г.)
Г) Ну что же! Вставай, Сергуша!
Ёще и заря не текла,
Старуха за милую душу
Оладьев тебе напекла.
(«Анна Снегина» С.Есенин, 1925 г.)
Проведите лингвистическое исследование и прокомментируйте, что означают слова «тече», потече», «потек» и «текла» в контексте указанных фрагментов.
Объясните смысл строки «Еще и заря не текла…». Подберите к ней синонимическое сочетание. Определите, с какой целью автор употребляет данную строку в тексте фрагмента.
Напишите, в каком значении глагол «течь» употребляется в современном литературном языке.
8. Определите, какими средствами создается языковой каламбур в приведенных ниже примерах.
А) Как брань тебе не надоела?
Расчет короток мой с тобой:
Ну так, я празден, я без дела,
А ты бездельник деловой.
(«Как брань тебе не надоела?»)
Б) Спрашивали однажды у старой крестьянки, по страсти ли вышла она замуж? – По страсти, - отвечала старуха, - я было заупрямилась, да староста грозился меня высечь.
(А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»)
Занятие 2.
1. Объясните фонетические различия в области согласных в словах, обозначающих фасоль: украинский – квасоля, сербохорватский – пасул, русский – фасоль. |
Занятие 3.
1. Найти слово, в котором буква Я даёт два звука:
А) морячка
Б) исполняют
В) ядреный
Г) кровля
2. Найти слово, в котором произносится [С]:
А) изморось
Б) изморозь
В) воз
Г) синий
3. Через дефис пишутся слова
А) пол(Думы)
Б) то(же) самое
В) говорить (по) японски
Г) (историко) литературный журнал.
4. Частица НЕ пишется раздельно со всеми словами в ряду
А) (не) годующий взгляд, (не) ряха
Б) (не) мог упасть, (не) добрал баллов
В) (не) медля ни минуты, (не) соответствующий рангу
Г) (не) красивый, но дешевый костюм, вовсе (не) отличница.
5. Частица НИ пишется
А) Как бы там н_ было
Б) Н_ раз бывал я в этом музее
В) Н_ надо приходить
Г) Н_ там, н_ здесь его не было.
6. Определите слово, в котором количество букв и звуков не совпадает
А) Весь
Б) Бери
В) Глаз
Г) Поле
Д) Лебеди
7. Каким фонетическим признаком объединены следующие слова: подсечь, вязкий, ложка, обтесать?
А) Оглушение согласных на конце слова
Б) Оглушение согласных перед другими согласными
В) Выпадение согласных
Г) Смягчение согласных перед другими согласными
Д) Озвончение согласных
8. В каком слове все согласные звонкие?
А) Винт
Б) Вагон
В) Завтра
Г) Прыжок
Д) Рамка
9. Определите, в каком слове пропущен звонкий согласный звук
А) Книги лежали впереме…ку
Б) Фу…больный матч
В) Приехали на во…зал
Г) Он …дал зачет по русскому языку.
Д) Оконечность позвоночника называется ко…чик
10. Укажите слово, в котором пропущена буква «е»
А) Реч…нка
Б) Руч…нка
В) Защ….лка
Г) Распаш…нка
Д) Медвеж…нка
Занятие 4.
1. Общеславянское слово пшено, буквально означающее «толченое», образовано от пъхати – «толочь, пихать». Как в современном русском языке называется такой способ словообразования? Приведите примеры слов из современного русского языка с аналогичным историческим чередованием корневых согласных . Назовите существительные, входящие в тематическую группу «наименование кушаний», которые образованы таким же способом. Восстановите весь словообразовательный путь одного из них.
2. Определяя каждый из двух типов характера русского человека («русского люда»), автор приведенного ниже стихотворения дважды употребляет слово предан. Определите его значение в каждом из употреблений и объясните, что позволило вам сделать именно такое заключение. Дайте грамматическую характеристику этому слову.
Насколько категоричен автор в своей характеристике? Почему вы так считаете?
Преданность вечно была в характере русского люда.
Кто же не предан теперь? Ни одного не найдешь.
Каждый, кто глуп или туп, наверное, предан престолу.
Каждый, кто честен, умен, предан, наверно, суду.
3. Прочитайте приведенный ниже текст. Как бы вы определили такой тип речи? Дайте стилистические пометы к словам, называющим одежду Петра. Знаете ли вы значение этих слов? Дайте им толкование. Подберите родственные слова кисподнее. Как вы объясните употребление в качестве однородных членов предложения слов с антонимичными корнями (См. предложение Царевич рассматривал…)?
За окном, заваленном бумагами, Петр сидел в старом кожаном кресле с высокою спинкою у жарко натопленной печи. На Петре был голубой полинялый и заношенный халат, который царевич помнил еще до Полтавского сражения, с тою же заплатою более яркого цвета на месте, прожженном трубкою; шерстяная красная фуфайка с белыми костяными пуговицами; от одной из них, сломанной, осталась только половинка; он узнал её и сосчитал, как почему-то всегда это делал во время длинных укоризненных речей отца, - она была шестая снизу; исподнее платье из грубого синего стамеда; серые гарусные штопаные чулки, старые, стоптанные туфли. Царевич рассматривал эти мелочи, такие привычные, родные, чужие. Из окна, за которым белела снежная скатерть Невы, косой луч желтого зимнего солнца падал между ними, тонкий, длинный и острый, как меч.
(По Мережковскому)
4. В некоторых русских поговорках упоминаются старинные меры веса или длины. Назовите эти поговорки. Каков смысл каждой из них?
5. Почему в дореволюционном справочнике «Весь Петроград» фамилии Фёдоров,
принадлежащие разным людям, были помещены в двух разных местах?
6. Как следует изменить пунктуацию отрывка, чтобы стало ясно, что автор письма имеет в виду не столько скот, принадлежащий губернатору, сколько самого губернатора, которого автор не прочь обругать скотом?
Я-де скота губернатора с его полей в свои закуты загонять никогда не приказывал, да и иметь его скота нигде вблизи меня и моих четвероногих не желаю; но опасаюсь, не загнал ли скота губернатора, по глупости, мой бурмистр из села Поганец. (Лесков).
7. Предложите вариант(ы) раскрытия скобок при написании слова (с, сс)у(ж,жж)е(н,нн)ый. Обоснуйте свой ответ.
8. «Домострой» - один из известнейших древнерусских памятников письменности середины ХУI века. В полном его названии содержатся ключевые слова всего произведения - «поучение и наказание всякому христианину». В каком значении употреблено в нем слово наказание? Совпадает ли это значение со значением этого слова в современном русском языке? Какие слова ему родственны? Что в древнерусском языке означало слово домострой?
9. Что общего в происхождении слов ясли, гусли, масло, весло?
10. Найдите «четвёртое лишнее»: Нефтегорск, Белогорск, Электрогорск, Зеленоградск. Прокомментируйте свой выбор.
11. Каково происхождение слова лилипут в русском языке? Когда оно появилось?
Занятие 5.
- Расставьте ударение в словах: сливовый, петля, усугубить, , балюстрада, обжитое, бармен, эксперт, перчить, форзац, новорожденный, коклюш, жалюзи, туфля, вечеря, знамение, озвучение, задолго, еретик, анатом, донельзя.
2. В каких словах количество букв совпадает с количеством звуков?
1) крыжовник 5) чувство
2) четвёрка 6)юность
3) фасоль 7)якорь
4) вьюга 8) лекция (2балла)
- В данной ниже шутке из «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даля использованы названия букв славянской азбуки, обозначавшие некогда гласные звуки. Напишите эти буквы. Какие из них сохранились в современном алфавите и что они теперь обозначают?
Еръ да еры упали с горы.
Ерь да ять – некому поднять.
- Выберите слова, в которых присутствуют все значимые части слова: ошейник, землечерпалка, покрасневший, вблизи, перестройка, вынуть, здание, напряженность, намекать, натуральный, наушник. Сражение, ставка, забава, забота, залив.
- Назовите способы образования слов: пароходный, везенье, шашлычная, смоленский, землепашец, безлюдный, по – своему, какой – нибудь, перенос, суперобложка.
6.Дан ряд слов: воробей, дракон, крокодил, пчела, самолёт. Найдите лингвистические признаки, по которым одно слово из этого ряда можно противопоставить оставшимся четырём.
7.Отметьте верные определения знаком (+), неверные (-)
Конфуз – неловкость.
Постамент – подставка.
Концепция – система взглядов.
Гротеск – неглубокая пещера.
Водевиль – короткая комическая пьеса.
Пролог – заключительная часть.
Риторика – учение о ритме.
Ликовать – торжествовать.
Корифей – победитель.
Фольклор – народное творчество
8. .Исправьте предложения, объясните причину ошибки.
1)Ученик, раскроющий тему глубоко, получит высокую оценку.
2) Читаемая книга произвела на меня глубокое впечатление.
3) Прочитанная лекция для студентов была очень содержательна.
9. Напишите словами цифры, раскройте скобки.
1) В первый же день зарегистрировали 371 (делегат)
2) Расстояние между Челябинском и Петровском измеряется 9769 (километр)
3) Для спектакля приобрели28 (брюки)
4) За газету я уплатила около 11/2 (рубль)
5) С момента запуска ракеты прошло 23 (сутки)
10. Определите, к какой части речи относятся выделенные словоформы.
1) Человек! – Это великолепно, это звучит гордо!
2)Онегин, я тогда моложе, я лучше, кажется, была.
3)И днём, и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом.
4)Там звёзды крупней и сильней аромат.
5)Небо молнией летучей опоясалось кругом.
6)Слышу голос из прекрасного далёка.
7)Плоскость, ограниченная окружностью, называется кругом.
11. В каких случаях в русском языке можно наблюдать переносное употребление форм настоящего, будущего и прошедшего времен глагола? (На примерах)
12. Среди данных слов найдите родственные: сугроб, кон, стёжка, разуть, подоплека, грести, онуча, наказание, ведьма, грабли, приучил, достигает, закон, плечо, невежда, наука, казнь.
13. В старину случалось, что за время карточной игры сжигали столько свечей, что их стоимость превышала сумму выигрыша. Так и появилось сначала во французском, а потом и в русском языке выражение. Какое? Что оно означает? Вспомните антоним.
14. Какая разновидность омонимов использована для рифмы?
Я к вам пишу случайно; право,
Не знаю как и для чего.
Я потерял уж это право.
И что скажу вам? – ничего!
15. Расставьте знаки препинания и дайте характеристику предложению:
И тут случилось то о чём не догадался ни начальник порта ни пожарные горящие крысы нырнули под склады под пакгаузы и через полчаса в Батумском порту начался пожар.
16. Подберите по памяти отрывки из стихотворений , сказок , басен с обращениями.
17. Напишите две миниатюры в научном и художественном стиле на тему «Небо»
Ответы.
Занятие 1.
1. Современная литературная норма произношения: ворвАться, ворвАлся, ворвАлись. Допускается ворвалАсь, ворвалИсь. Делая ударения на последнем слоге «ворвалсЯ», мы следуем старой норме произношения.
Поэты часто нарушают нормы произношения слов в угоду рифме (звучанию). Эта поэтическая вольность традиционна для поэзии XVIII – XIX в.в.
2. Беспрецедентный, инцидент, идентифицировали, скомпрометировавшегося, конъюнктура, констатировали.
3. Валюта – денежная единица. Волюта – орнамент, скульптурное украшение в виде завитка, спирали на архитектурных сооружениях.
Компания – пришло из франц. через латинский: СОМ(«вместе»)+ РАNIS (хлеб); дословно СОМ РАNIS – «сохлебник, соучастник в еде, тот, кто ест хлеб вместе с кем-либо». 1.Торговое объединение, фирма, предприятие: кондитерская компания. 2.Небольшая группа лиц, приятелей, проводящих время вместе: компания сверстников.
Кампания - фр.CAMPAGNE, лат. CAMP- поле. 1.Совокупность военных действий: летняя кампания войны 1812 года. 2.Политические мероприятия: избирательная кампания.
4.Правильный вариант:
А) Ведь только такой человек, как Левитан, может видеть и понимать природу. Нарушение синтаксической нормы - неверный порядок слов.
Б) Участники обсуждения подтверждали свои предложения примерами. Ошибка в управлении.
В) Стихотворение в переводе теряет свою красоту. Ошибка в употреблении деепричастного оборота.
Г) Здесь каждый может заниматься тем, что ему ближе и доступнее.
Нарушен порядок слов.
5. 1. Погода названа дивной, т.к. она необычна, чудесна, удивительна. Дивная –связанная с дивом, чудом. Див – бог славян-язычников. Современное значение «дивная» - прекрасная.
2. Дождь идет – современная «стершаяся» метафора. Данный текст отражает только факты, с точки зрения говорящего, поэтому дождь в контексте данного предложения именно летит.
6. А) Аще обрящеши кротость, одолееши мудрость. - Если ( когда) обретёшь кротость, (то, тогда) одолеешь (постигнешь) мудрость. аще – старославянизм, означает: «если», «ежели», «коли», «а когда»; формы глаголов на – ши: обрящеши -обретёшь, одолееши – одолеешь.
Б) Уничижение паче гордости. - Излишнее (нарочитое) смирение хуже («еще») гордости.
Уничижение – излишнее (или нарочитое) смирение; паче – старосл., сравнительная степень от пакъ – «опять, обратно, ещё».
7. 1. В первом примере глагол течь употреблен в значении «идти».
А) Петръ, въставъ, тече къ гробоу («Мстиславово евангелие») – Петр встал и пошел к могиле. Словесные связи глагола течь («идти, проходить»), с обозначением человека восходят к старославянскому – еще церковнославянскому – источнику.
Б) Из второго примера мы понимаем, что течь в значении бежать, нестись могли и животные: Тогда Влуръ влъком потече («Слово о полку Игореве», XII в.). – Тогда Влур волком побежал.
В) В третьем примере во времена А.С. Пушкина мы видим, что глагол течь, сцепляясь с существительным, обозначающим человека, имел временное значение «идти, проходить; быстро идти; бежать, нестись»:
. Но человека человек
Послал к Анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потек … (А.С.Пушкин «Анчар», 1828 г.)
Г) Есенинское слово «течь» употребляется со словом «заря» и имеет общеязыковое значение «идти, проходить» (о времени), потому что слово «заря» означает по словарю В.Даля «время восхода ли захода солнца».
2. Смысл строчки «Еще заря не текла» можно перевести - «еще на рассвете» или «еще до восхода солнца».
Глагол течь вводится поэтом для воссоздания народного говора.
3. В современном литературном языке слово течь употребляется в значении: «течь, литься» (о жидкости), «идти, проходить» (о времени),
«протекать, пропускать жидкость» (о прохудившемся предмете).
Перед нами речь мельника, носителя соответствующего народного говора. Так можно объяснить употребление С. Есениным слова оладьев в тексте поэмы.
8. Языковой каламбур создается следующими способами:
А) Созвучие слов – бездельник – без дела.
Оксюморонность сочетания бездельник деловой.
Б) Игра с многозначностью слова.
Слова «по страсти» – «по страсти» - омонимы.
Изначально этимологически слово «страсть» от слова «страдание».
В современном русском языке слово «страсть» имеет несколько значений - 1) сильное чувство, в данном случае – любовь; 2) «страсть» - страдание;
3) разговорное «страх», 4) просторечное – « очень».
2.Русский бог – авось, небось да как-нибудь.
3.Малиновый столб и малиновый лес – слова употреблены в переносном значении и, на первый взгляд, являются алогизмами. Но в данном случае в произведениях УНТ эти мнимые алогизмы проявляют оценочность, скрытую в существительном МАЛИНА. Малиновый служит показателем высоких качеств предмета (например, в литературном языке часто встречается словосочетание малиновый звон – очень приятный, мягкий по тембру звон колоколов, колокольчиков, бубенцов).
Занятие 2.
Занятие 3.
Ответы на тесты
Тестовое задание | № 1 | № 2 | № 3 | № 4 | № 5 |
Ответ | В | В | А, В, Г | В | А, Г |
Тестовое задание | № 6 | № 7 | № 8 | № 9 | № 10 |
Ответ | А | Б | Б | Г | В |
Занятие 4.
1. Такой способ образования слов называется субстантивацией, или переходом из класса причастий (прилагательных) в класс существительных.
Дух – душа, сухой – суша (сушить), глухой – оглушить, плохой – оплошать и др.
Холодное, горячее, сладкое, мучное, жаркое, заливное, отбивная, пирожное, мороженое, содовая, а также первое, второе, третье и др.
Определяемое существительное опускается, передавая определительному слову (прилагательному, причастию) свое значение. Или: эллипсис существительного и концентрация семантики именного оборота в целом в прилагательном (причастии).
2. В предложении Каждый, кто глуп или туп, наверное, предан престолу предан – это прилагательное, оно употреблено в значении «верен». В предложении Каждый, кто честен, умен, предан, наверно, суду предан – это краткое страдательное причастие, употребленное в значении «отдан под суд, обвиняется, преследуется». На такое толкование указывает контекст и его интерпретация, опирающаяся на фоновые знания: глупые, ограниченные люди, не способные анализировать, критически осмысливать действительность, безоговорочно верят власти и подчиняются ей. Честные же и мыслящие часто находятся в оппозиции к власти, критикуя ее действия, борясь за справедливость, за что преследуются ею, бывают наказаны. Однако поэт не утверждает это категорически, а только высказывает предположение, на что указывает вводное слово наверное (наверно).
3. 1. Тип речи – описание.
2. Халат (без пометы или нейтр.) – одежда, обычно домашняя, запахивающаяся сзади или спереди.
Фуфайка (без пометы или нейтр.) – теплая вязаная рубашка.
Исподнее платье (просторечн.) – нижнее, находящееся под чем-нибудь другим; белье.
Стамед (устар.) – шерстяная ткань с нитями, направленными по косой.
Гарусные (чулки) - из гаруса, мягкой крученой шерстяной пряжи.
Туфли (без пометы или нейтр.) – род обуви, закрывающий ногу не выше щиколотки.
3. Из-под, под (предлог), допустимо также подол, исподница, под, подовый и др.
4. В тексте речь идет о царе Петре 1 и его сыне царевиче Алексее, который был обвинен в государственной измене и арестован. Его по приказу Петра пытали и приговорили к смертной казни. Не выдержав душевных и телесных истязаний, царевич умер в застенках Петропавловской крепости. Соединение в ряду однородных антонимичных прилагательныхродные, чужие так же, как и находящиеся в смысловой оппозиции слова, описывающие домашнюю, теплую обстановку, и лексическое наполнение последнего предложения (белела снежная скатерть Невы, косой луч зимнего солнца, тонкий, длинный, острый, как меч) подчеркивает трагизм противостояния и борьбы родных по крови, но чужих (чуждых) по духу людей – отца-императора и сына-царевича, который будет лишен престола и жизни.
4. 1. Как аршин проглотил; видеть на три аршина в землю; от горшка два вершка; семь верст до небес; коломенская верста; косая сажень; семи пядей во лбу; пуд соли съесть и др.
2. Как аршин проглотил – держаться неестественно прямо.
Видеть на три аршина в землю – отличаться большой проницательностью.
От горшка два вершка – очень низкий, маленький (о человеке).
Семь верст до небес – очень много (наобещать, наговорить и т.д.)
Коломенская верста – человек очень высокого роста, верзила
Косая сажень (плечи) – в плечах – очень широкие; очень широкоплечий, могучего сложения.
Семи пядей во лбу – очень умный, мудрый, выдающийся.
Пуд соли съесть – прожить долгое время вместе, часто общаться.
5. Эта фамилия, принадлежащая разным людям, могла начинаться как с буквы F («фита»), так и с буквы Ф («фрьтъ»).
6. Я-де скота губернатора с его полей в свои закуты загонять никогда не приказывал, да и иметь его скота нигде вблизи меня и моих четвероногих не желаю; но опасаюсь, не загнал ли скота губернатора, по глупости, мой бурмистр из села Поганец
7. Выбор написания зависит от значения - происхождения и грамматических признаков слова, а именно:
- образованное от глагола совершенного вида сузить страдательное причастие пишется как суженный;
- образованное от глагола совершенного вида ссудить страдательное причасти пишется как ссуженный;
- существительное, образованное путем перехода отглагольного прилагательного в разряд существительных, в свою очередь образованного от глагола несовершенного вида судить, пишется как суженый.
8.
Наказание в данном случае означает «наставление».
Наказание в современном русском языке означает «кара».
Слову наказание в значении «наставление» родственны все слова, восходящие к казати (= говорить, наставляя, приказывая , поручая), - приказать, приказ, сказать и др.
Значение слова домострой выводится из значений многозначных слов дом, строй. Первое включало в себя представление не только о здании, жилище, но и о хозяйстве, семье, домочадцах; под вторым подразумевалось «строительство», «устройство», «управление», «благо», «польза».
9. Все эти слова образованы от глаголов ( ясти ср. яд, еда, гудеть, мазать, вести).
Во всех этих словах есть общий словообразовательный элемент – суффикс -сл-(-л-).
10. Зеленоградск
Зеленоградск ¬ зелёный + град (город) + -ск-
а). Топонимы, имеющие в своём составе -град-, образованы путём сложения основ без помощи суффикса –ск-: Ленинград, Калининград, Петроград, Сталинград. б). Имеющие же в составе основы суффикс –ск- названия образованы при помощи этого суффикса и сложения с производящей основой элемента –гор-, который может быть связан как с город, так и горы. Модель же, по которой образовано название Зеленоградск , включает в себя элементы как модели а), так и модели б).
11. Это слово придумано Джонатаном Свифтом (1667 – 1745), известным английским писателем, автором знаменитого романа «Путешествие Гулливера». Он придумал целую сказочную страну и назвал её Лилипутия, а крошечных человечков, живших в ней, - лилипутами.
Впервые на русский язык это произведение было переведено в 1772 г. - в конце XVIII в. - в XVIII в.
http://www.rus.fizolimpiada.ru/russkiy-11klass.html
Занятие 5.
1. Ответ : слИвовый, пЕтля, усугубИть, балюстрАда, обжИтое, бАрмен, экспЕрт, перчИть, фОрзац, новорождённый, коклЮш, жалюзИ, тУфля, вЕчеря, знАмение, озвУчение, задОлго, еретИк, анАтом, донЕльзя.
2. Ответ: 1,2,4, 6, 7
3.Ответ. Ъ – «еръ» Ы – «еры» Ь – «ерь» Ь – «ять»
В алфавите остались буквы Ъ, Ь, Ы. Буква Ы сохранила своё звуковое значение. Буквы Ъ и Ь звуков не обозначают, а выполняют разделительную функцию. Буква Ь указывает на мягкость согласного.
4.Ответ: ошейник, покрасневший, перестройка, напряжённость, наушник, сражение, залив.
5.Ответ: суффиксальный, суффиксальный, переход прилагательного в существительное, наложение, сложение с присоединением суффикса, приставочно – суффиксальный, приставочно – суффиксальный, постфиксальный, бессуффиксный, приставочный
6.Ответ. 1. По признаку категории одушевлённости \ неодушевлённости: самолёт- неодушевлённое существительное, т.к. форма и.п. ед.ч. совпадает с формой в.п. ед.ч.
2.Пчела-1скл., остальные слова2скл.
3. В слове воробей мягкая основа, в остальных - твёрдая.
4. Только слово самолёт является производным, образовано с помощью сложение основ.
7.Ответ. (-) постамент, гротеск, пролог, корифей.
8.Ответ. 1) Причастия не могут иметь форму будущего времени.
2) Причастие употреблено в форме настоящего времени, а сказуемое – в форме прошедшего. В предложении есть штамп: «произвести впечатление»
3) Нарушен порядок слов, поэтому смысл не ясен.
9. Ответ. 1 – триста семьдесят одного делегата; 2 – девятью тысячами семьюстами шестьюдесятью девятью километрами; 3 – двадцать восемь пар брюк, 4 – около полутора рублей; 5 – около двадцати трёх суток.
10. Ответ: 1) великолепно – прилагательное; гордо – наречие; 2) моложе, лучше – прилагательные; 3) кругом – наречие; 4) крупней, сильней – прилагательные; 5) кругом – наречие; 6) далёка – существительное; 7) кругом – существительное.
11.Ответ. Настоящее в значении прошедшего. Иду я вчера вашего дома, гляжу: в окнах свет.
Настоящее в значении будущего. Завтра вы берёте машину и едете в аэропорт.
Будущее в значении прошедшего. Собака-то как зарычит, а барыня как закричит.
Прошедшее в значении будущего. Если вы не придёте, мы погибли! (= мы погибнем)
12.Ответ: сугроб – грести – грабли; кон – закон; приучить – наука; ведьма – невежда; казнь – наказание; разуть – онуча; подоплека – плечо; стёжка – достигать
13.Ответ. Игра не стоит свеч означает неоправданные усилия. Антоним – игра стоит свеч.
14.Ответ: омоформы.
15. Ответ. И тут случилось то, о чём не догадался ни начальник порта, ни пожарные: горящие крысы нырнули под склады, под пакгаузы, и через полчаса в Батумском порту начался пожар. ( сложное бессоюзное с сочинительной и подчинительной связью).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиадные задания в школе. Методическая разработка.
Использовать в работе на математическом кружке....
Олимпиадные задания для учащихся 5-6-х классов
Задания типичные для районного и городского туров Всероссийской олимпиады. Даны ключи. Распечатайте и используйте этот материал для школьного тура, чтобы лучше подготовить своих учеников к олимпиадам ...
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ для внутришкольной олимпиады ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 классов ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ для внутришкольной олимпиады ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 классов Олимпиада по математике 7 класс
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ для школьного этапа олимпиады ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 классов....
Олимпиадные задания, задания для Недели русского языка
Интересные,увлекательные задания для любителей русского слова...
Олимпиадные задания, тесты и практические задания
Тестовые, практические задания к олимпиадам по технологии с ответами...
Олимпиадные задания по химии для учащихся 8 класса (школьный этап). Задания и ответы.
Олимпиадные задания по химии для учащихся 8 класса (школьный этап). Задания и ответы....
Олимпиадные задания по химии для учащихся 9 класса (школьный этап). Задания и ответы.
Олимпиадные задания по химии для учащихся 9 класса (школьный этап). Задания и ответы....