Урок русского языка в 5 классе "Речевой этикет"
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)
Разработка урока русского языка в 5 классе "Речевой этикет" по учебнику А.Д. Шмелёва
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoy_etiket_5_klass.pptx | 209.73 КБ |
rechevoy_etiket_5_klass.docx | 26.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Хорошие манеры – один из важнейших показателей воспитанного, культурного человека. Знание и соблюдение норм этикета позволяет уверенно и свободно чувствовать себя в любом обществе . Этикет (франц. etiquette ) – свод правил поведения, обхождения, принятых в обществе.
ОРИЗВИНИТЕРААПЦГТЗДРАВСТВУЙТЕРО ЕАПКДОБРЫЙДЕНЬПКМУРЦОПРИВЕТШО ЕДОСВИДАНИЯАКЕУРВАМРМПОКАИППА ПРОЩАЙПКИВАРУВИАРУИДОБРОЕУТРОП Задание 1. Найдите вежливые слова в зашифрованной таблице
Задание 2. Вставьте пропущенные буквы и запишите в тетрадь вежливые слова До_св_дания П_жалу_ста Изв_ните Сп_сибо Здра_ствуйте Пр_с_тите
Запомните! До свИдания ПОжалуЙста ИзвИните СпАсибо ЗдраВствуйте ПрОстите
К формулам речевого этикета относятся: слова вежливости (извините, спасибо, пожалуйста) , приветствия и прощания (здравствуйте, приветствую вас, до свидания) , обращения (ты, вы, дамы и господа) . С запада пришли к нам приветствия: добрый вечер, добрый день, доброе утро. Из европейских языков — прощания: всего хорошего, всего доброго.
Что такое обращение?
Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью.
Что важно при выборе обращений? КТО говорит КОМУ говорит В КАКОЙ ОБСТАНОВКЕ говорит
Откройте учебник на стр. 92
Работа с текстом: Назовите тему текста. Назовите основную мысль текста. Назовите тип речи.
Как выделяются обращения на письме?
Обращения на письме выделяются: Запятыми Восклицательным знаком
Доброе утро Ольга Васильевна вам звонит Марина из издательства «Форточка». Задание 3. Расставьте знаки препинания.
Доброе утро, Ольга Васильевна, вам звонит Марина из издательства «Форточка». Проверяем:
2) Светочка как ты хороша! Задание 3. Расставьте знаки препинания.
2) Светочка ! Как ты хороша! Проверяем:
3) Иван Петрович Максим проводит вас в зал конференции . Задание 3. Расставьте знаки препинания.
3) Иван Петрович, Максим проводит вас в зал конференции. Проверяем:
4) Девицы красавицы душеньки подруженьки разыграйтесь девицы разгуляйтесь милые! Задание 3. Расставьте знаки препинания.
4) Девицы , красавицы, душеньки, подруженьки, разыграйтесь, девицы, разгуляйтесь, милые ! Проверяем:
Вопрос № 1. Укажите слово, после которого в предложении нужно поставить запятую: Уважаемый Николай Степанович разрешите пригласить вас на премьеру спектакля! а) уважаемый б) Николай в) Степанович г) пригласить Вопрос № 2. Каким из предложенных способов привлечь внимание собеседника будет вежливее? а) Эй, Санька! б) Александр, позвольте Вас отвлечь! Тест
Вопрос № 3. Вы пришли в поликлинику и вам нужно обратиться к врачу, но Вы не знаете его имени. Укажите все способы, которыми можно начать обращение. а) доктор б) дяденька в) извините, можно г) господин доктор д) Эй, вы! Вопрос № 4. В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Дима увидел свою учительницу Наталью Ивановну. Как Диме правильнее поздороваться? а) Здравствуйте, Наталья Ивановна! б) Здравствуйте! в) Пройти мимо молча г) Добрый день! Вопрос № 5. Ученица 5 А класса Маша Иванова, разговаривая по телефону, сказала: "Привет! Как твои дела?». С кем могла начать разговор Маша таким образом? Выбери все возможные варианты ответа. а) с мамой б) с учителем математики в) с подругой Таней г) с братом Игорем д) с бабушкой е) с мамой своей одноклассницы
Вопрос № 1. В Вопрос № 2 . Б Вопрос № 3. А, В, Г Вопрос № 4. Б, Г Вопрос № 5. В, Г Ответы:
Спасибо за внимание! Всего доброго!
Предварительный просмотр:
Речевой этикет (5 класс)
Цель урока
- обучающая: формирование представлений о речевом этикете;
- развивающая: развитие навыков связной и диалогической речи учащихся;
- воспитательная: воспитание культуры общения, самосознания детей.
Ход урока:
- Организационный момент (3 мин).
Здравствуйте! Ребята, у нас сегодня не совсем обычный урок. Мы с вами поговорим о речевом этикете как неотъемлемой части языка и культуры. Ребята, мы сегодня с вами должны понять, что представляет собой речевой этикет (приветствия, прощания, пожелания и т.д.). Ведь где бы мы не находились — на улице, дома, на работе, в поездке мы ежедневно и многократно здороваемся и прощаемся, благодарим и извиняемся, поздравляем и соболезнуем, просим и предлагаем, приглашаем и отказываемся. Умение уважительно и тактично общаться, то есть пользоваться речевым этикетом, позволяет нам комфортно себя чувствовать при общении со знакомыми и незнакомыми людьми.
Речевой этикет — это зеркало, отражающее уровень внутренней культуры человека.
СЛАЙД 1. Запись даты и темы урока.
СЛАЙД 2. Этикет (франц. etiquette) – свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных социальных кругах
СЛАЙД 3. Задание 1. Найдите вежливые слова в зашифрованной таблице
ИЗВИНИТЕРРОААПЦГТЗДРАВСТВУЙТЕРО
ЕАПКДОБРЫЙДЕНЬПКМУРЦОПРИВЕТШО
ЕДОСВИДАНИЯАКЕУРВАМРМПОКАИППА
ПРОЩАЙПКИВАРУВИАРУИДОБРОЕУТРОП
СЛАЙД 4-5. Вежливые слова нужно не только знать, но и уметь правильно писать.
Вставьте пропущенные буквы и запишите в тетрадь вежливые слова
До св_дания, п_жалу..ста, изв_ните, сп_сибо, здра_ствуйте
СЛАЙД 6. К формулам речевого этикета относятся:
- слова вежливости (извините, спасибо, пожалуйста),
- приветствия и прощания(здравствуйте, приветствую вас, до свидания),
- обращения (ты, вы, дамы и господа).
С запада пришли к нам приветствия: добрый вечер, добрый день, доброе утро.
Из европейских языков — прощания: всего хорошего, всего доброго.
Мы сегодня обратим особое внимание на формы обращения.
СЛАЙД 7. Что такое обращение?
СЛАЙД 8. Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью.
СЛАЙД 9. Что важно при выборе обращений?
- КТО говорит
- КОМУ говорит
- В КАКОЙ ОБСТАНОВКЕ говорит
СЛАЙД 10. Учебник стр. 92, упр. 112
СЛАЙД 11. Ольга Северская – кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник отдела корпусной лингвистики и лингвистической поэтики Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН, ведущая программы «Говорим по-русски!» на радио «Эхо Москвы».
Работа с текстом:
- Назовите тему текста. 2. Назовите основную мысль текста. 3. Назовите тип речи.
1. Какое обращение, по мнению автора, самое распространенное?
2. Как было принято обращаться к незнакомым людям в прошлом?
3. Есть ли в современной России, по мнению автора, общепринятое вежливое обращение?
4. Как же быть? Что думает автор по этому поводу?
5. К какому выводу приходит автор в конце своего рассуждения?
СЛАЙД 12. Как выделяются обращения на письме?
СЛАЙД 13. Запятыми и восклицательным знаком
СЛАЙД 14.
- Доброе утро Ольга Васильевна вам звонит Марина из издательства «Форточка».
- Светочка как ты хороша!
- Иван Петрович Максим проводит вас в зал конференции.
- Девицы красавицы душеньки подруженьки разыграйтесь девицы разгуляйтесь милые!
СЛАЙД 15. Проверяем
Итак, мы сегодня на уроке с вами говорили о речевом этикете. Вспомнили, что при выборе обращений необходимо учитывать, с кем мы говорим и в какой речевой ситуации находимся: учитель ли перед нами или мама, прохожий или сосед, одноклассник или просто знакомый. Каждому из нас приятно, когда общение доброжелательное и вежливое. И, конечно, никогда не стоит забывать об улыбке, потому что улыбка – это символ человечности.
СЛАЙД 16-17. В качестве итога нашей работы предлагаю вам пройти тест на внимательность и смекалку.
1. в 2. б 3. а, в, г 4. б, г 5. в, г
СЛАЙД 18. Спасибо! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Методическая разработка урока русского языка по теме "Речевой этикет" для 5 класса (в соответствии с ФГОС)
Методическая разработка урока русского языка по теме "Речевой этикет" для 5 класса (в соответствии с ФГОС)...
Урок русского языка по теме «Этикет в письмах»
Задачи:1)повторить слова «вежливости»2)развивать навыки правильного применения слов в письмах3)воспитывать у учащихся уважения к личности другого человека....
УПРАЖНЕНИЯ ПО РЕЧЕВОМУ ЭТИКЕТУ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ У ШКОЛЬНИКОВ ЛИЧНОСТНЫХ УУД
В статье приведены примеры использования упражнений по речевому этикету на уроках русского языка. Данный метод позволяет учащимся приобрести не только теоретические знания в области речевого пов...
Урок русского языка в 8 классе по теме «Комплимент и поздравление-единицы речевого этикета»
Краткосрочное планирование урока русского языка в новом формате. Данная разработка основана на 7 модулях. Предложены разнообразные виды заданий для индивилдуалной,парной и групповой формы выполнения. ...
Презентация к уроку английского языка по теме «Этикет» к учебнику Spotlight 8
Презентация к уроку английского языка по теме "Этикет" к учебнику Spotlight 8...
Конспект урока русского языка в 8 классе (учебник под редакцией А.Д. Шмелёва). Тема : «Этичность речевого общения. Цифровой этикет».
Урок русского языка в 8 классе (учебник под редакцией А.Д. Шмелёва).Тема урока: «Этичность речевого общения. Цифровой этикет».Место урока в системе изучаемого раздела: №91 по программе, дв...