Технологическая карта урока по русскому языку.
методическая разработка по русскому языку
Обобщение и систематизация знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt-uroka.docx | 24.11 КБ |
narechie.doc | 115 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока 5 «В»
Подготовила учитель русского языка и литературы Власова О.Н.
«СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ»
Цель урока | Повторить основные единицы синтаксиса, систематизировать знания по данной теме, совершенствовать умение постановки знаков препинания между частями сложного предложения, в предложениях с однородными членами предложения, умение находить и графически выделять главные и второстепенные члены предложения. |
Тип урока | Обобщения и систематизации знаний |
Задачи урока | Обучающие : повторить и обобщить знания лингвистических понятий данной темы; проверить умения находить грамматическую основу, строить схемы предложений разных видов ,отличать простые предложения от сложных; помочь правильно оформлять на письме предложения разных видов. Развивающие: продолжить формирование коммуникативных навыков: слушания и говорения; продолжить развивать процессы самостоятельной мыслительной деятельности. Воспитательные: воспитывать у учащихся интерес к русскому языку, поэтическому слову; направить деятельность учащихся на создание творческого продукта. |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: (объем освоения и уровень владения компетенциями):знать опознавательные признаки простого предложения, понятия «главные и второстепенные члены предложения», «односоставные предложения», «однородные и обособленные члены предложения», «обращения»; уметь различать сложное и простое предложения, правильно расставлять знаки препинания, производить пунктуационный разбор предложения, анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности употребления в речи. Метапредметные : (компоненты культурно-компетентностного опыта ,приобретенная компетентность ):способность осуществлять речевой самоконтроль в практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию. |
Методы и формы обучения | Наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Оборудование | Компьютер, мультимедийный проектор |
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийный ряд : презентация по теме урока, выполненная учителем, карточки для индивидуальной работы, оценочные листы. |
Основные понятия | Словосочетание простое предложение, главные и второстепенные члены предложения, однородные члены предложения, обращения, предложения с прямой речью. |
Структура урока
Этапы урока | Обучающие развиваю-щие компо-ненты,задания и упражнения |
Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы органи-зации взаимо-действия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный конт-роль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
|
1. Организа-ционный | Создать благоприят-ный психоло-гический настрой на работу | Приветствие. Проверка готовности к уроку. | Включаются в деловой ритм урока | Познавательные: положительная мотивация к изучению предметного материала; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и сверстниками; Личностные: самоопределение | Устные ответы Вопро-сы для уточне-ния ин-форма-ции | |
2. Актуализация и пробное учебное действие | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних,новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа. | Выход на тему урока. Игра «Третий лишний» (слайд №1) Скажите , пожалуйста ,в каком разделе изучаются словосочетания и предложения? -В каком разделе языка изучаются правила употребления знаков препинания? Сформулируйте тему урока. (слайд №2) Запишите тему урока. | Отвечают на вопросы .Строят понятные для партнера высказывания | Индиви-дуальная, групповая | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения,классификации, устанавливают причинно-следственные связи.. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на воп-росы других,формулируют собственные мысли, высказывают,обосновывают свою точку зрения | |
Просмотр мультиме-дийной пре-зентации «Синтаксис и пунктуация» | Сегодня мы будем повторять изученное, углублять и проверять свои знания, умения и навыки по теме «Синтаксис». Вы уже знаете, что «Синтаксис» и «Пунктуация» - это разделы русского языка. -Что изучает каждый из этих разделов? | Смотрят презен-тацию, восприни мают на слух информацию,осваиваивают линг-вистические термины | Фрон-тальная | Познавательные: способы понимать информацию, представленную в изобразительной,схематичной,модельной форме, использовать знаково-символические средства для решения различных учебных задач | Вопро-сы для уточ-нения информации | |
3. Выявле ние места причины затрудне-ния | Взаимо-проверка | Организует и сопровождает совместную деятельность учащихся. Выполняют синтаксический разбор предложения | Груп-повая | Личностные: Осознают свои трудности и стремятся к их преодолению;проявляют способность к самооцен-ке своих действий,поступков Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы | ||
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затрудне-ния
| Раскрытие сущности но-вых поня-тий,усвоение новых спосо-бов учебной и умственной деятельности учащихся. Тестирование беседа, взаи-мопроверка. | Самостоятельная Работа № 1 ( Слайд № 3) «Установи соответствие» Опрос по таблице: -Какие предложения называются побудительными? -Предложения в которых нет второстепенных членов? -Расскажите об ОЧП Задание № 3 (слайд№4) Найти предложение с ОЧП Опрос: -Чем отличаются простые предложения от сложных? -Какие виды сложных предложений вы знаете? -Какими бывают предложения по цели высказывания? Задание №4 (слайд№5) Найти сложные предложения и расставить знаки препинания. Взаимопроверка работы по ключу в презентации. | Отвечают на во-просы, осознают, что знаний недо-статочно для по-лных ответов | Группо-вая | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информа-цию из прослушанного объяснения учителя,высказываний одноклассников систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания,осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач | Устные ответы |
5. Творческая практическая деятель- ность по реализац-ии постро енного проекта | Беседа, подбор своих примеров,иллюстрирую-щих природу изучаемого языкового явления сос-тавление свя-зных расска-зов об изу-ченных нор-мах | Конструирование предложения. Самостоятельная №2 (слайд 6) Составить из слов предложение, меняя порядок и форму слов. Выполнить синтаксический разбор и составить схему. Выписать словосочетания. | Работают с язы-ковыми едини-цами.Отвечают на вопросы, под руководст- вом педагога формулируют выводы | Фронта льная, индивидуальная | Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников,рабочих тетрадей. Регулятивные: осознают правило контроля и успешного использования в решении учебной задачи | Вопросы для уточне-ния инфор-мации |
6. Первичное закрепление с коммен-тированием | Обобщение, систематиза- ция знаний, формирова-ние рацио-нальных спо- собов приме- нения их на практике | -А сейчас давайте вспомним , что такое обращение? Задание№5 (слайд 7) Вставить пропущенные буквы в словах и расставить знаки препинания | Формулируют собственные мысли,высказы- вают и обосно- вывают свою точку зрения. | Познавательные: выполняют учебнопознавательные действия в материализованной и умственной форме;осуществляют для решения учебных задач операции анализа,сравнения,классификации,делают выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления Личностные; смыслообразование | ||
7. Физ-минутка | Сменить дея-тельность,об-еспечить эмо-циональную разгрузку учащихся | Правила игры:Ученики встают со своих мест, руки на поясе. Учитель называет различные термины: приставка, грамматическая Основа, существительное, обстоятельство, запятая, части речи, предложение, окончание. Задача учащихся: если термины относятся с Синтаксису и Пунктуации, сделать наклон вправо, если же к другим разделам языка-влево. | Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продол- жать работу | Личностные: установка на здоровый образ жизни. | ||
8.Самостоятельная работа | Выполнение разноуровневых обучающ-их упражне-ний. | Самостоятельная работа № 3 (слайд 8) Расставить недостающие знаки препинания, начертить схемы предложений с прямой речью. | Выполняют зада-ние, отвечают на вопросы | Индиви-дуальн-ая,груп-повая | Познавательные: самостоятельно выделяют, формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, действуют по плану. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | |
9. Рефлексия | Мотивация собственной деятельности | Учитель дает оценку работы класса и отдельных учащихся. Сегодня на уроке мы систематизировали знания по теме «синтаксис и пунктуация». Мы многое успели сделать: повторили теоретические сведения по этой теме, составляли предложения, вспомнили правила расстановки знаков препинания, признаки всех членов предложения. Я довольна, что вы многое помните, вы хорошо поработали. -Какие чувства вы испытали, выполняя задания? -Что было самым интересным? -Какое задание было самым сложным? -Как бы вы оценили свою работу на уроке? Я прошу вас оценить свою работу на уроке с помощью смайликов | Ученики отвечают на вопросы, делают выводы | Групповая | Познавательные: контроль и оценка результатов деятельности Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Регулятивные: оценивают свою работу Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха | |
10. Домашнее задание | Обеспечение понимания заданий из учебника | Подготовиться к контрольной работе: повторить материал по разделу «синтаксис и пунктуация» | Обсуждение трудных этапов выполнения задания | Познавательные: смысловое чтение Регулятивные: целеполагание, контроль, оценка, коррекция Коммуникативные: умение слушать и понимать других |
Предварительный просмотр:
Наречие
Грамматическая сказка
I . Проделки наречий
Наречия легко образуются из других слов. И это неслучайно.
Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Имена и глаголы к тому времени уже растащили все слова по своим владениям. Вот и пришлось наречиям приманивать к себе чужие слова.
Проще всего это оказалось сделать с некоторыми прилагательными. Заменили в слове хороший окончание суффиксом –о- и получилось замечательное наречие. Хорошо!
Потом наречия добрались и до существительных. Тут работы оказалось побольше : предлог превратить в приставку, окончание- в суффикс. Зато из одного существительного получается целая куча наречий : было существительное верх, а получились наречия вверху, вверх, наверху, наверх, кверху, сверх, сверху и даже верхом- очень полезное слово, если нужно объяснить, что кто-то любит ездить верхом, а не в телеге.
Очень понравилось это наречиям. Попробовали они проделать тот же фокус с прилагательными, которые не хотят превращаться в наречия с помощью суффикса- о. Получается? Вот прилагательное новый. С суффиксом –о наречие от него не получается, а с разными приставками и суффиксами- сколько угодно :заново, наново, снова, вновь. Совсем по-новому ведет себя слово!
Потом добрались наречия и до числительных, и даже до глаголов. Из двое получилось вдвоём и даже надвое, по двое, из-шесть- на шестерых, из скакать- вскачь и на скаку, из догонять- вдогонку, из обнимать- в обнимку.
Рады наречия. А ученики не очень. Уж чересчур похожи эти наречия на имена с предлогами. Поди разберись, когда как писать- слитно или раздельно. А то ещё некоторые наречия любят писаться вообще по-особому -через чёрточку. Вот и приходится всё время быть настороже, чтобы не ошибиться.
Выпишите выделенные наречия в три столбика : в первый – те, которые пишутся с приставками слитно, во второй- через черточку, в третий- раздельно. Рядом с каждым наречием запишите слово, от которого оно образовано. Выделите в этих словах и в наречиях окончания, корни, приставки и суффиксы.
II. Беседа о наречии.
В отличие от имен существительных, прилагательных и глаголов наречие не изменяется.
Возьмём два слова : сильный и сильно. Они обозначают, вернее, называют один и тот же признак, но если прилагательное сильный обозначает признак предмета ( и ему нужны род, число и падеж, с помощью которых оно «прикрепляется» к названию предмета), то наречие сильно обозначает признак действия.
Слово наречие– очень старое , оно встречается в древнерусском языке. Корень речь как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи «приглаголием». (буквальный перевод)
Русские грамматики назвали её точно так же , изменив лишь приставку, видя главное содержание наречия в том , что оно должно быть при глаголе (приглаголие) или «накладываться» на глагол (наречие)
У наречий много секретов, с которыми вы познакомитесь позже, но кое-какие из них вы сможете разгадать и сейчас. Они помогут вам избежать ошибок на письме.
III . Лингвистические задания.
Вспомните наречия, которые образовались от прилагательного новый с помощью приставок и суффиксов : заново, снова, наново. Во всех трёх словах гласный на конце слова в слабой позиции ( безударный). А вот обозначается он разными буквами : то О, то А. Нельзя ли проверить эту орфограмму? Оказывается, можно!
Обратите внимание, что в данном случае прилагательное ведёт себя как существительное среднего рода с предлогами( например, ОКНО). Вот и попробуй подставлять вместо наречия проверочное существительное ОКНО с тем же предлогом, что и приставка в наречии :
сделать занов…(о\а) - за ОКНО - сделать заново
прочитать снов…(а\о) - с ОКНА- прочитать снова
переписать нанов…(о\а)- на ОКНО- переписать наново
Вот и попробуйте проверить этим способом пропущенные орфограммы в таких словосочетаниях :
повернуть вправ…,показаться справ…,посмотреть направ.., вытереть досух…, накормить досыт…, встречать изредк.., смотреть искос…, переписать набел…, привязать крепк…- накрепк…, посмотреть влев…, вернуться засветл.., упасть замертв…
Обратите внимание! В наречиях с приставками В-, НА-. ЗА- пишется суффикс О, а после приставок ИЗ-, ДО-, С- пишем суффикс А
IV . Проверьте пропущенные орфограммы и запишите текст.
В лесу ещ… свеж… и сыр… от утренней росы. Мокрые ветки то слев…, то справ… ложатся на плеч…, а высокая крапива то и дело слегка жж…т голые ноги. Сейчас нужно повернуть направ…, и через двадцать шагов будет родник. Вода хрустальным ключ..м бьёт из-под куста. Теперь можно отдохнуть , попить холодной водички. Но нужно быть внимательным : здесь водятся гадюки. Правда, людей они не трогают, боятся. Но ногой лучш… на неё не наступать. Горазд… интереснее издалек… наблюдать, как из высокой травы зловещ… глянет на тебя серо-зелёная гадючка. Угрожающ… прошипит что-то на своём гадючьем языке и быстр… скроется в зарослях.
V. Ещё одна загадка наречий.
В наречии вскачь на конце пишется мягкий знак, а в наречиях уж, замуж, невтерпёж – не пишется. Оказывается, на конце наречий после шипящих, кроме Ж , всегда пишется мягкий знак. Исключение : настежь.
Проверьте орфограммы в конце слов после шипящих :
м.р.- не пишем Ь
мн.ч.- не пишем Ь
краткие прилагательные – не пишем Ь
ж.р.- пишем Ь
наречия, кроме исключений -пишем Ь
глаголы
повелительного наклонения, неопределенной формы и 2 –го лица- пишем Ь
нестись вскач…, зорко стереч…, хлеб горяч…, с низких туч…, темная полноч…, убежать проч…, покрасить сплош…, съеш… бутерброд, майский ландыш…, янтарная брош…, компот из груш…, ударить наотмаш…, новый чертёж…, отреж…те хлеба, воздух свеж…, много луж…, густая рож…
План-конспект урока 5 «Б»
Подготовила учитель русского языка и литературы Власова О.Н.
Наречие как часть речи. Урок "открытия" нового знания
Цель урока | Познакомить учащихся с наречием как частью речи: с грамматическими, морфологическими признаками и его синтаксической ролью; учить находить наречия в предложениях; |
Тип урока | Урок "открытия" нового знания |
Задачи урока | Обучающие : повторить и обобщить знания о наречии как части речи; дать представление о том, как образуются наречия, проверить умения находить наречия в тексте, научить строить предложения с использованием наречий , работать над умением отличать наречия от других частей речи Развивающие: развивать монологическую речь; расширять словарный запас учащихся за счёт употребления наречий; умение делать выводы; употреблять наречия в речи; Воспитательные: воспитывать у учащихся интерес к русскому языку, поэтическому слову; направить деятельность учащихся на создание творческого продукта. |
Планируемые образовательные результаты | Предметные:(объем освоения и уровень владения компетенциями):знать морфологические признаки наречий, синтаксическую роль в предложении ,некоторые особенности написания наречий; уметь отличать наречия от других частей речи, анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности употребления в речи. Метапредметные :способность осуществлять речевой самоконтроль в практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию. |
Методы и формы обучения | Наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Оборудование | Компьютер, мультимедийный проектор |
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийный ряд : презентация по теме урока, выполненная учителем, карточки для индивидуальной работы, оценочные листы. |
Основные понятия | Неизменяемая самостоятельная часть речи , обозначает признак действия, другого признака или предмета; является обстоятельством, реже определением, сказуемым |
Структура урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
1. этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности; | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Ну что ж, ребята, хотите, чтобы урок был нескучным и полезным? Тогда Вам надо работать активно. Уверена, что вы сможете ответить на первые мои вопросы. Они про вас!
| Включаются в деловой ритм урока | Познавательные: положительная мотивация к изучению предметного материала; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и сверстниками; Личностные: самоопределение | Устные ответы Вопросы для уточнения информации | |
2.Актуа-лизация и пробное учебное действие | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эврестическая беседа. | Выход на тему урока. Игра «КАК живёт наш класс»(слайды № ) Скажите , пожалуйста ,с помощью какой части речи мы сделали наши воспоминания более яркими, образными? Сформулируйте тему урока.(слайд №2) Запишите тему урока. Сформулируйте цель урока и его задачи: Знать морфологические признаки наречия :на какие вопросы отвечает, что обозначает, чем является в предложении; Научиться отличать наречия от других частей речи; Научиться находить наречия в тексте; Уметь употреблять наречия в тексте. Как вы догадались, что подбирали именно наречия, а не существительные и не прилагательные?(по вопросам) Какие это были вопросы? Проверим, достаточно ли нам этих знаний, чтобы верно находить наречия . | Отвечают на вопросы .Строят Понятные для партнера высказывания | Фронтальная | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; Осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других формулируют собственные мысли высказывают обосновывают свою точку зрения. | |
3.Выявле-ние места причины затруднения | Взаимопроверка | Организует и сопровождает совместную деятельность учащихся. Работа в группах или парах (на время). Пять наборов карточек, которые нужно распределить по колонкам : "числительное ","существительное", "прилагательное ","глагол", "наречие" Два, двойка, двойной, раздвоился, дважды Четыре четвертинка четырёхкратный четвертовать четырежды Десятый, десятиклассник десятилетний,удесятерить.вдесятером Двое, двухтомник,двухэтажный,удваивать,двояко Триста, тройня,трёхместный, троится,втроём Были ли затруднения при определении части речи? Всегда ли по вопросу можно определить часть речи?(Например, к числительному ЧЕТЫРЕ вы задавали вопрос СКОЛЬКО и к наречию ЧЕТЫРЕЖДЫ задавали тоже вопрос СКОЛЬКО! К прилагательному ДЕСЯТИЛЕТНИЙ и к числительному ДЕСЯТЫЙ вы задавали вопрос КАКОЙ? | Груп-повая( или по па рам) | Личностные: осознают свои трудности истремятся к ихпреодолению;проявля-ют способность к самооцен-кесвоих действий,поступков Познавательные: устанав-ливают причинно-следственные связи, делают выводы | ||
4.Целепо-лагание и построе-ниепрое-кта выхода из затрудне-ния
| Раскрытие сущности но-выхпоня-тий,усвоение новых спосо-бов учебной и умственной деятельности учащихся. Тестирование беседа, взаи-мопроверка. | Самостоятельная Работа № 1( Слайд № 3) «Установи соответствие» Сказать...... (наперекор, чтобы рассердить) Уйти...... ( отойти от кого-то в сторону, дальше) Отвечать.... (отвечать без подготовки) Работать... ( действовать ловко, быстро) Упасть..... (опрокинуться на спину, вверх лицом) Опрос по полученным словосочетаниям: - Найдите в словосочетаниях слова, от которых можно поставить вопрос к данным наречиям. Запишите их рядом. - Какая это часть речи? (Глаголы. Обозначают действие предмета.)
На доске записываем: 1. Зависят от глагола. - А что обозначает глагол? (Действие предмета.) Прикрепим карточку - действие. - А наречие - это часть речи, которая обозначает признак. Прикрепим карточку - признак.
На доске: 3. Не изменяются. Задание № 3(слайд№4) Найти наречия в словосочетаниях, задать к ним вопросы Танец(.........?) вприсядку В доме (.........?)напротив Яйцо(........?)всмятку Медлительный (..........................? )немного Опрос: -Чем отличаются данные наречия?(иное значение, иные вопросы) -Как вы думаете, какими членами предложения ещё могут быть наречия?(обстоятельством, определением, сказуемым) На доске: признак другого признака, признак предмета Являются обстоятельством, определением Алгоритм распознавания наречий среди других частей речи:
ВЫВОД-ОБОБЩЕНИЕ (слайд№5) Слово НАРЕЧИЕ очень старое, оно встречается в древнерусском языке. Корень РЕЧЬ связывает его с глаголом, так как слова ИЗРЕЧЕТ, ГЛАГОЛИТ -синонимы и означают действие "ГОВОРИТЬ", поэтому древние называли НАРЕЧИЕ ПРИГЛАГОЛИЕМ, его приговаривали при глаголе, то есть оно НАкладывалось НА речь, НА глагол. | 1.сформу лировали, какие знания нужно построить и чему научиться. 2.выбира ют способ и средства построен ния нового знания-уточнение ,дополне ние известно го ранее, построе ние алгорит ма узнавания наречия. | Груп по-вая | Личностные: осознают свои возможности в уче-нии; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлека-ют необходимую информа-цию из прослушанного об-ъясненияучителя,высказы- ваний одноклассников сис- тематизируют собственные знания. Регулятивные:планируют (в сотрудничестве с учите- лем или самостоятельно) необходиые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: строят небольшие монологиче-скиевысказывания,осуще-ствляют совместную дея-тельность в парах и рабочих группах с учетом конк-ретныхучебно-познава-тельныхзадач | Устные ответы |
5.Творче-скаяпрак-тическая деятель- ность по реализа ции постро енного проекта | Обобщение, систематиза- ция знаний,фор мирование рацио-нальных способов приме- нения их на практике | Самостоятельная №2 (слайд 6) .Лингвистическое задание.(УСТНО) Вспомните наречия, которые образовались от прилагательного новый с помощью приставок и суффиксов : заново, снова, наново. Во всех трёх словах гласный на конце слова в слабой позиции ( безударный). А вот обозначается он разными буквами : то О, то А. Нельзя ли проверить эту орфограмму? Оказывается, можно! Обратите внимание, что в данном случае прилагательное ведёт себя как существительное среднего рода с предлогами( например, ОКНО). Вот и попробуй подставлять вместо наречия проверочное существительное ОКНО с тем же предлогом, что и приставка в наречии : сделать занов…(о\а) - за ОКНО - сделать заново прочитать снов…(а\о) - с ОКНА- прочитать снова переписать нанов…(о\а)- на ОКНО- переписать наново Вот и попробуйте УСТНО проверить этим способом пропущенные орфограммы в таких словосочетаниях : повернуть вправ…,показаться справ…,посмотреть направ.., вытереть досух…, накормить досыт…, встречать изредк.., смотреть искос…, переписать набел…, привязать крепк…- накрепк…, посмотреть влев…, вернуться засветл.., упасть замертв… | Работают с язы-ковыми едини-цами.Отвечают на вопросы, под руководст- вом педагога формулируют выводы | Фронта льная, индивидуальная | Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также само- стоятельно находят ее в материалах учебников,рабо-чих тетрадей. Регулятивные: осознают правило контроля и успешного использования в решении учебной задачи | Вопро сы для уточне-ния инфор-мации |
6.Перви-ноезак-реплениес коммен-тировани-ем | Беседа, пересказ сказки, иллюстрирующей природу изучаемого языкового явления, сос-тавление связного рассказа о наречии | -А сейчас давайте посмотрим , какие ещё тайны скрывает в себе наречие ? Задание№5 (слайд 7) Прочитать сказку, найти наречия, которые пишутся слитно, раздельно, через дефис. Сделать вывод о происхождении наречий, особенностях написания. | Формулируют собственные мысли,высказы- вают и обосно- вывают свою точку зрения. | Познавательные: выполняютучебнопознава-тельные действия в мате-риализованной и умствен-ной форме;осуществляют для решения учебных задач операции анализа,сравне- ния,классификации,делают выводы. Регулятивные:адекватно оценивают свои достиже-ния, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления Личностные:смыслообразо-вание | ||
7.Физ-минутка | Сменить дея-тельность,об-еспечитьэмо-циональную разгрузку учащихся | Правила игры: ученики встают со своих мест, руки на поясе. Учитель формулирует утверждения Задача учащихся: если утверждение верно по отношению к наречию, дважды согласно кивнуть головой вниз, если же неверно, то покрутить головой вправо-влево -Наречия чаще всего относятся к глаголу+ -Наречия обозначают добавочное действие----- -Наречия обозначают признак действия, предмета или другого признака+ -Наречия изменяются по родам , числам, падежам---- -В предложении наречия могут быть обстоятельством или определением+ -Наречия образуются только от глаголов----- -Наречия пишутся всегда слитно------ -Наречия могут писаться раздельно, слитно, через дефис+ -Наречия отвечают на вопросы КТО? ЧТО? -Наречия отвечают на вопрос КАК?ГДЕ?КУДА?КОГДА?ЗАЧЕМ? НАСКОЛЬКО? | Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продол- жать работу | Личностные: установка на здоровый образ жизни. | ||
8. Рефлексия | Мотивация собственной деятельности | Дает оценку работы класса и отдельных учащихся. Сегодня на уроке мы систематизировали знания по теме «Наречие». Мы многое успели сделать: повторили теоретические сведения по этой теме, составляли словосочетания, узнали о некоторых особенностях написания наречий, вспомнили, какими членами предложения они могут быть. Я довольна, что вы многое помните, вы хорошо поработали. -Какие чувства вы испытали, выполняя задания? -Что было самым интересным? -Какое задание было самым сложным? -Как бы вы оценили свою работу на уроке? Я прошу вас оценить свою работу на уроке с помощью баллов За каждое задание, которое вы выполнили легко и безошибочно , поставьте себе 1 балл. Если были проблемы при его выполнении , ставьте прочерк. Суммируйте полученные баллы, подведите итог. 7 баллов - отметка "5" 5-6 баллов - отметка "4" 3-4 балла - отметка "3" 0-2 балла - отметка "2" | Ученики отвечают на вопросы, делают выводы | Групповая | Познавательные: контроль и оценка результатов деятельности Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Регулятивные: оценивают свою работу Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха | |
9. Домашнее задание | Обеспечение понимания заданий из памятки | 1.Выучить алгоритм определения, что такое наречие, выписать его в тетрадь для правил. Вклеить в тетрадь для правил таблицу разрядов наречий. 2.Выписать по столбикам наречия, которые пишутся слитно, раздельно, через дефис. 3.Заменить фразеологические обороты наречиями, подходящими по смыслу.(на "5"- безошибочно все задания, на "4"-первых два) | Обсуждение трудных этапов выполнения задания | Познавательные: смысловое чтение Регулятивные: целеполагание, контроль, оценка, коррекция Коммуникативные: умение слушать и понимать других |
Два, двойка, двойной, раздвоился, дважды
Четыре,четвертинка,четырёхкратный,четвертовать,четырежды
Десятый, десятиклассник,десятилетний,
удесятерить,вдесятером
Двое, двухтомник,двухэтажный,удваивать,двояко
Триста, тройня,трёхместный, троится,втроём
числительное |
существительное |
прилагательное |
глагол |
наречие |
зачем? назло
куда? прочь
как? экспромтом
как ? проворно
как? навзничь
зависят от
глагола
признак
действия
признак признака
признак предмета
не изменяются
как?где?
куда?зачем?
когда?
Являются
обстоятельством
и определением
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе Тема: Обобщение и систематизация сведений по теме «Деепричастие». Учитель русского языка и литературы высшей категории Позниченко В.С.
конспект урока представлен в виде технологической карты в свете новых требований ФГОС...
Технологическая карта урока по русскому языку.5 класс.Урок по разделу «Фонетика».
Тема урока: Что изучает фонетикаУМК: Русский язык 5 класс. Разумовская М. М. «Просвещение», М., 2014Тип урока: изучения нового материала...
Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе по теме "Словообразование. Орфография. Культура речи" (обобщающий урок)
Урок обобщения и систематизации знаний - это завершение процесса изучения материала по определённой теме. Учащиеся обобщают полученные знания, систематизируют их и применяют на практике....
Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе Тема урока: «Имя существительное - часть речи .( Повторение изученного в V классе)»
Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе Тема урока: «Имя существи...
Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе по теме «Повторение темы «Наречие»» УМК Л.М.Рыбченковой (2-й урок)
Урок русского языка в 7 классе по теме «Повторение темы «Наречие»» УМК Л.М.Рыбченковой (2-й урок)Цель деятельности учителя: обобщить знания по теме «Нар...
Технологическая карта урока по русскому языку «Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление».
Это попытка продемонстрировать учащимся сложность языка, особенности его развития, его изменения.С помощью современных образовательных технологий девятиклассники могут прикоснуться к деятельности учен...
Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»
Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...