Тест ЕГЭ по русскому языку.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)
Русский язык входит в число обязательных предметов ЕГЭ. Без положительного результата экзамена выпускник просто не получит аттестат о среднем образовании. Что собой представляет сегодняшний вариант ЕГЭ по русскому языку? Что нужно учесть при подготовке? Все задания ЕГЭ по русскому языку предполагают хорошее знание школьной программы, не выходят за её рамки. Тем не менее задания построены так, что проверяют самые различные знания учеников и их умения работы с текстом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
test_ege_po_russkomu_yazyku.docx | 30.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)Неожиданным открытием в науке оказалось наличие чёткой иерархии, или рангов, в мире животных. (2)И раньше люди знали о том, что в стаях волков, гиен, в сообществах большинства приматов есть свои вожаки. (3)<…> теперь выяснилось, что у многих животных это соподчинение проведено сверху донизу последовательно и без исключений, причём не только среди самцов, но и между взрослыми самками, и даже между детёнышами.
Задание 1
Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Учёным стало известно, что у многих животных существует строгая иерархия, и часто это соподчинение проведено сверху донизу, причём и между взрослыми животными, и между детёнышами.
2) Научным открытием стало наличие в мире животных чёткой иерархии, которая проведена сверху донизу последовательно и без исключений.
3) Недавно стало известно, что в сообществах животных существуют вожаки, причём ярче всего это выражено у волков, гиен, в сообществах отдельных видов приматов.
4) Неожиданное научное открытие последних лет – наличие иерархии у тех животных, которые живут семейными группами: самец, самка и несколько детёнышей.
5) И раньше люди знали о том, что в стаях волков, гиен, в сообществах приматов есть свои вожаки, положение которых определяет не только физическая сила, но и повышенная агрессивность.
Задание 2
Самостоятельно подберите противительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.
Задание 3
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МИР. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
МИР, -а, м.
1) ед. Земной шар, Земля, а также люди, население земного шара. Объехать весь м. Первые в мире. Чемпион мира. М. тесен (о неожиданно обнаружившихся общих знакомых, связях; книжн.).
2) Соглашение воюющих сторон о прекращении войны. Заключить м.
3) Отдельная область жизни, явлений, предметов. М. растений. М. звуков. Внутренний м. человека. М. увлечений.
4) ед. Светская жизнь, в противоп. монастырской жизни, церкви. Жить в миру. Уйти из мира в монастырь.
5) Согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны. Жить в мире. В семье м. Сохранить м. на Земле.
Задание 4
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
осведомИшься
жалюзИ
накренИтся
новостЕй
нОгтя
Задание 5
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Н. С. Лесков неизменно стремился рассказать о тех, для кого Россия была не только местом проживания, но и духовным прибежищем, ЕДИНСТВЕННЫМ миром.
На крылечке сидели низенький старичок, заросший до глаз бородой, и молодая женщина в ДОЖДЛИВОМ плаще.
Тот, кто служит ВЕЛИКИМ целям, достоин уважения.
ВЕКОВОЙ лес оживал, стряхивал с себя дремотное оцепенение, весело свивал серебряные жгуты ручьёв.
ДРУЖЕСКИЙ шёпот реки оказал мне настоящую услугу.
Задание 6
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Посещение первой премьеры спектакля по пьесе современного французского драматурга доставило нам большое удовольствие.
Задание 7
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
в ста ШЕСТИДЕСЯТИ километрах
НАПОИВ молоком
петь более ЗВОНЧЕ
наиболее СПОКОЙНЫЙ
ГЛОЖУТ сомнения
Задание 8
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
A) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
|
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Задание 9
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) упр..вляющий, оч..ртить, тр..пещущий
2) конс..рвировать, прим..рять (вещи), неисс..каемый
3) п..мощник, выг..реть, посм..треть
4) напр..гаться, пров..нциальный, гориз..нтальный
5) осозн..вать, по..вление, с..мптомы
Задание 10
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) ра..чертить, бе..плановый, и..ходящий
2) без..нвентарный, с..змала, без..сходный
3) пр..морский, пр..творить (окно), пр..одолеть
4) по..твердить, пре..писание, о..гадать
5) кур..ер, об..ёмный, бур..ян
Задание 11
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) вышаг..вать, насмешл..вый
2) недоум..вать, разборч..вый
3) взрывч..тые (вещества), (вернуться) снов..
4) команд..вать, изразц..вая (печь)
5) магни..вый, быстр..нько
Задание 12
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) кол..щийся (предмет), (льды) та..т
2) шепч..шь, независ..мый
3) леч..щий (врач), (планы) руш..тся
4) увер..нный, ненавид..вший
5) щур..щийся (от солнца), (друзья) увид..тся
Задание 13
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Ещё (НЕ)РАСПУСТИВШИЕСЯ розы не могли привлечь внимания посетителей ботанического сада.
Обратиться за помощью было (НЕ)(К)КОМУ.
Власть, (НЕ)НАВИДЯЩАЯ народ, обречена на гибель.
Никем (НЕ)ОПУБЛИКОВАННЫЕ рукописи бережно хранились их автором.
В полном одиночестве он простоял с минуту, (НЕ)РЕШАЯСЬ двинуться дальше.
Задание 14
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(ПО)ВИДИМОМУ, нам придётся оставить квартиру, а ТАК(ЖЕ) все вещи в ней.
Адвокат (НА)ВСТРЕЧУ не явился, (ЗА)ТО приехал его помощник.
(B)ТЕЧЕНИЕ всей жизни писатель боролся за правду и (НА)КОНЕЦ добился своего.
(C)ПРАВА от дороги странники увидели дом с большой трубой, (ОТ)КУДА шёл дым.
(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ всего года она не вставала, но (ЗА)ТЕМ выздоровела.
Задание 15
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.
Слева, за барьером, в гигантском провале, находится пусты(1)ый зал, где происходят все почтовые операции. Над ним возносится стекля(2)ый купол. Его краше(3)ые в синий цвет рамы и само стекло создают ощущение открытого пространства.
Задание 16
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Жанр элегии предполагает рассуждения о жизни и смерти воспоминания о былом грусть о быстротечном счастье.
2) Ни жизненные перипетии ни привилегированное положение в свете не смогли переделать характер Г. Р. Державина.
3) Темнеет и последний солнечный луч вскоре ускользнёт из комнаты.
4) Дружинник надеялся на соседей как слева так и справа чувствовал их поддержку.
5) Перед глазами Лёньки разорвалась туманная завеса и открылась необычная картина.
Задание 17
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
В 1878 году (1) показанная на VI передвижной выставке (2) картина «Московский дворик» принесла В. Д. Поленову славу (3) явив рождение в русской живописи нового жанра (4) названного «лирическим» пейзажем.
Задание 18
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Существует (1) как известно (2) довольно много звёзд, спутники которых обладают незначительной массой и (3) следовательно (4) очень малой яркостью.
Задание 19
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Кирибеевичу (1) поступками которого (2) руководит эгоистическое чувство (3) противопоставлен Калашников (4) который живёт согласно принципам честности и порядочности.
Задание 20
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Татьяна Петровна долго сидела у стола и думала (1) что (2) если на следующий день приедет с фронта Санин (3) ему будет тяжело встретить в родном доме чужих людей (4) о существовании которых он даже не подозревал.
Задание 21
Найдите предложения, в которых ЗАПЯТЫЕ ставятся в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Часть Астраханского биосферного заповедника, Лотосовые поля, находится в дельте Волги. (2)3десь сложилась уникальная природная экосистема, не повторяющаяся нигде в мире! (3)Цветущие водяные поля России самые большие на Земле: они простираются на 15 км в длину и на 3 км в ширину. (4)Лотосовые «плантации» Каспийского моря и дельты Волги покрывают 5 тысяч гектаров земной поверхности. (5)Самые красивые и пышно цветущие поля лотоса раскинулись в 90-130 км от Астрахани, ниже по течению Волги, охватывая часть дельты реки и Каспийского взморья. (6)Учёные-медики утверждают: цветы лотоса — прекрасное средство от многих болезней. (7)Ещё в древности люди заметили, что стоит поместить это удивительное растение рядом с больным — и вскоре человек чувствует облегчение. (8)Именно он, лотос, снимает стресс, укрепляет иммунную и нервную системы, омолаживает организм.
Прочитайте текст и выполните задания 22–27.
(1)Прокопия Ивановича привезли в больницу глубокой ночью. (2)Его провожала жена. (3)Ввалившиеся глаза больного взывали к участию.(4)Сухие с синевой губы еле могли шевелиться.
– (5)Прасковьюшка, умру я, наверное. (6)Чего не так – прости...
(7)Маленькая седовласая женщина с лицом, испещрённым морщинками, коснулась рукой его лица.
– (8)Что ты, Пронюшка, – заплакала женщина.
(9)Потом, когда затих шум лифта, увозящего Прокопия Ивановича в палату, она вытерла глаза и ушла из больницы, тихо закрыв за собой дверь, будто боясь разбудить тех, с кем теперь её муж. (10)Хирург, осмотрев больного, нашёл его состояние безнадёжным.
– (11)Катастрофа в животе. (12)Лёгочно-сердечная недостаточность. (13)Вряд ли старик доживёт до утра, – сказал он сестре. – (14)Поставьте капельницу с глюкозой, сердечными, витаминами. (15)Дайте кислород. (16)До утра больной дожил, и хирург принял решение оперировать Прокопия Ивановича, хотя отчётливо понимал, какому огромному риску подвергал его жизнь. (17)Но другого выхода не было.
(18)Операция шла долго. (19)Хирургу не раз вытирали потный лоб. (20)Больной лежал в забытьи под действием наркоза. (21)В вену его руки медленно, капля за каплей, вливалась живительная жидкость. (22)А Прасковья Андреевна, измученная бессонной ночью и плохими мыслями, уже сидела в вестибюле больницы.
(23)После окончания операции хирург огорчил её:
– Не стану скрывать: положение серьёзное, хотя сделано всё, что в наших силах. (24)Прошу Вас, если можете, помогите нам, поухаживайте за ним, – добавил он.
– (25)Ладно... – только и промолвила Прасковья Андреевна.
(26)В палате Прокопий Иванович лежал неподвижно, с закрытыми глазами, ни на что не реагировал. (27)Лицо его было бледным, дыхание еле заметным.
– (28)Пронюшка, как ты?
– (29)Это ты, Прасковьюшка? – и опять сделался ко всему безучастным.
(30)Несколько дней подряд, с утра и до позднего вечера, была она с ним. (31)Ложечку водички даст, чтобы во рту не сохло, чёлочку причешет, чтобы на глаза не спускалась, умоет, подушку другой, холодной стороной повернёт.
– (32)Вот так... (33)Хорошо-то как будет!
(34)Потом сядет возле него, руку его в свою возьмёт. (35)В одну руку Прокопия Ивановича беспрестанно поступали лекарства, по другой текла любовь Прасковьи Андреевны. (36)Больному становилось лучше. (37)На пятый день хирург осматривал Прокопия Ивановича раньше, чем пришла Прасковья Андреевна. (38)На теле его он увидел старые рубцы и теперь решил спросить:
– Что это у Вас?
– (39)Немец...
– (40)Наверное, награды есть?
– (41)А как же: от воротника до пояса!
– (42)А что-то сегодня жены не видно. (43)Не придёт?
– (44)Придёт... (45)Пусть-ка не придёт! – и стукнул кулаком по краю кровати.
(46)Радость охватила хирурга от этих слов и жеста больного. (47)Он увидел в них знамение выздоровления Прокопия Ивановича: мужчина, только чувствуя силу, может показать другому, какую власть он имеет над своей женой.
(48)Вечером хирург снова зашёл в палату. (49)Прокопий Иванович улыбался. (50)Его рука опять покоилась в руке Прасковьи Андреевны. (51)Старый врач знал о великом целительном свойстве любви: как цветок наливается соком от солнца, так больной человек оживает от любви. (52)Недаром для борьбы за жизнь Прокопия Ивановича он взял себе в союзницы маленькую седовласую женщину. (53)Любовь её он заметил ещё в ту ночь, когда принимал больного, показавшегося ему безнадёжным.
(По Н.И. Батыгиной*)
* Надежда Ивановна Батыгина (1919 – 1990) – хирург, кандидат медицинских наук, писатель.
Задание 22
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Хирург взялся оперировать больного, показавшегося ему безнадёжным, несмотря на то что риск для жизни был очень велик.
2) Хирург прооперировал больного сразу после поступления Прокопия Ивановича в больницу.
3) Прасковья Андреевна всю ночь просидела в вестибюле больницы, ожидая исхода операции.
4) Причиной плохого самочувствия больного после операции были многочисленные ранения, полученные им во время войны.
5) Любовь близкого человека обладает целительными свойствами.
Задание 23
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 7-9 представлено повествование с элементами описания.
2) Предложения 11, 12 называют причину того, о чём говорится в предложении 13.
3) Предложения 20 и 21 противопоставлены по содержанию.
4) Предложение 25 поясняет содержание предложения 24.
5) Предложение 47 поясняет, раскрывает содержание предложения 46.
Задание 24
Из предложений 46-49 выпишите слово высокого стиля.
Задание 25
Среди предложений 18–23 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Задание 26
«Рассказывая о взаимоотношениях героев, Н.И. Батыгина использует такой троп, как (А)__________ (в предложении 35), и синтаксическое средство – (Б)__________ (предложения 28, 29). Тропы: (В)__________ («как цветок наливается соком от солнца» в предложении 51) и (Г)__________ («о великом целительном свойстве» в предложении 51) – подчёркивают значение любви в жизни человека».
Список терминов:
1) эпитет
2) фразеологизм
3) вводные конструкции
4) сравнение
5) метафора
6) обращение
7) парцелляция
8) литота
9) восклицательные предложения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тесты -пятиминутки по русскому языку, 9 класс. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой
Представлены разработки тестов-пятиминуток по русскому языку. Тесты разработаны на основе материала, повторенного или пройденного на уроке. На проведение теста отводится 5-7 минут в конце урока. Тесты...
Тесты -пятиминутки по русскому языку, 5класс. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой
Тесты-пятиминутки по русскому языку для 5 класса. Каждый тест представлен в 3-х вариантах. Тесты состоят из 4-6 заданий, различных по типу формулировки и степени сложности. Проводятся тесты в конце ур...
Тест по дисциплине "Русский язык"
Тест по дисциплине "Русский язык". 4 задания....
Итоговый тест за курс русского языка в 8 классе
Материал для проведения контроля знаний за курс русского языка в 8 классе...
Тесты к уроку русского языка "Фонетика" и "Синтаксис"
Разработано 2 варианта тестов по разделу "Фонетика" с ответами. Учащимся предлагается выбрать правильный ответ из предложенных вариантов. Контрольная работа по итогам 1 полугодия по программе Е.А.Быст...
Учебно-методическое пособие "Сборник тестов к урокам русского языка, которые включают компонент интеграции с предметами школьного курса"
Проведение интегрированных уроков, объединяющих в одно целое разные дисциплины школьного курса, способствует не только развитию мировоззрения учащихся, но и росту творческого потенциала учителя....
тест 7 класс русский язык
Тема: "Наречие и категория состояния"...