Техники формирующего оценивания
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Открытое МО для учителей русского языка и литературы, в ходе которого организовано знакомство с некоторыми техниками формирующего оценивания, которые можно использовать на уроках

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_tehniki_formi.otsenivaniya.docx23.88 КБ

Предварительный просмотр:

Критериальное оценивание

Оборудование: таблички «Родители», «Учащиеся», «Учителя», разноцветные стикеры, цветные карандаши, фломастеры, презентация, термины распечатать,  распечатки сочинения, листы чистые для работы и рисунков

Учителя заходят, берут разноцветные стикеры, садятся по группам (учителя, дети, родители)

Поприветствуем друг друга.

•Встаньте,  пожалуйста, те, кто родился зимой.
Зимой ночи темные- темные. 
А звезды на небе яркие- яркие.
поприветствуем: "Звездные вы наши!”  (
поприветствуем наших ярких звезд)

•Встаньте те, кто родился весной.
Весной все расцветает, благоухает.
поприветствуем:  "Прекрасные вы наши!”

•Встаньте те, кто родился летом.
А лето-это каникулы, солнце, пляж.
поприветствуем:  "Теплые вы наши!”

•Встаньте те, кто родился осенью.
Осень – время романтиков. 
Шуршат под ногами опавшие листья, 
золотой лес манит своей красотой. 
поприветствуем:  "Романтичные вы наши!”

-Уважаемые коллеги, обратите внимание, что вы сейчас не просто приветствовали друг друга, но и были вовлечены в процесс самооценивания и взаимооценивания.

-Как вы думаете, о чем будет наш сегодняшний разговор?

–Да, тему мы сегодня обсудим серьезную «Критериальное оценивание» (Слайд  )

- На столах лежат листы оценки, пропишите в них цель, которую ставите для себя. 

- Я же целью данного мастер-класса считаю: создать условия для профессионального самосовершенствования компетентности педагогов в технологии критериального оценивания (слайд)

- Мы сегодня будем работать в группах и представлять интересы всех участников образовательного процесса. И первое задание будет следующим: Группа учащихся: нарисуйте цветущий луг (3 минуты). А с родителями и учителями мы обсудим следующие вопросы: родители: всегда ли дети могут прокомментировать оценку, которую получили? Учителя: Всегда ли вам легко поставить оценку по 5-балльной системе оценивания?

Беседа с группами, пока ученики работают.

-Ученики, покажите свою работу учителю, пусть он оценит вашу работу по 5-балльной системе.

Вопрос учителям: Легко ли было оценить работу?

-Ученики, покажите работы родителям.

Вопрос родителям: Согласны вы с оценками, которые получили дети за работы? Может, у детей попросить прокомментировать оценку. (слайд «минусы 5-балльного оценивания)

-Вам, коллеги, наверное,  приходилось в жизни испытывать чувства несправедливости.

Когда вас неправильно оценивали. Вспомните, что вы чувствовали при этом?

-А что чувствуют наши ученики при таком оценивании? Думаю, вы со мной согласитесь, что необъективная оценка может отрицательно повлиять на весь образовательный процесс. Получив хорошую оценку слишком легко, ребёнок теряет побудительный мотив к учению. Незаслуженно плохая оценка может привести к такому же эффекту: ученик вообще перестает учиться. Объективные оценки не вызывают стресса. Для того чтобы и сам ребенок понимал,  на каком уровне развития он находится, на сколько оценка объективна, показывает критериальное оценивание (слайд)

- Теперь давайте оценим рисунок с помощью критериального оценивания.      (Слайд)                                    Критерии оценивания
1.Линия горизонта – 1 балл

2.Небо голубое

3. Солнце – 1 балл

4.Цветы – 1 балл

5.Птицы – 1 балл

6.трава – 1 балл

7.Животные – 1 балл

8.Насекомые – 1 балл

9.Фон – 1 балл

10. Использование не менее 5 цветов – 1 балл

Максимальное количество баллов - 10 
0-4 балла - «2»
5-6 баллов - «3»
7-8 баллов - «4»
9 – 10 баллов - «5

Вопрос детям: Удалось ли набрать максимальное количество баллов? ПОЧЕМУ же результат не соответствует поставленной цели? (Не знали критерии, по которым будет оцениваться работа).

Если бы вы знали заранее о том, как вас будут оценивать, что бы вы сделали?

Вывод:  по критериям оценивать намного легче. Знание критериев оценивания позволяет эффективно выполнить работу. Для критериального оценивания необходимо Знание и понимание учащимися цели обучения,  Знание и понимание учащимися критериев оценивания,   Возможность и умение анализировать собственную работу и работу одноклассников

- Чтобы пользоваться критериями как инструментом оценивания, необходимо сначала познакомиться со следующими терминами, которые соответствуют критериальному оцениванию. (распечатка, слайд)

Критерий — признак, основание, правило принятия решения по оценке чего-либо на соответствие предъявленным требованиям. Критерии расшифровываются дескрипторами, в которых (для каждой конкретной работы) дается четкое представление о том, как в идеале должен выглядеть результат выполнения учебного задания, а оценивание согласно дескриптору – это определение степени приближения ученика к данной цели.

Рубрикатор (инструкция по оцениванию) – подробное описание уровней достижений учащихся по каждому критерию и соответствующее им количество баллов.

Дескриптор – описание уровней достижения конкретного балла, которое последовательно показывает все шаги учащегося по достижению наилучшего результата, каждый уровень  оценивается определенным количеством баллов: чем выше достижение – тем больше балл по данному критерию.

-Сейчас предлагаем вам поработать в группах. Перед вами текст сочинения «Мое любимое животное», ваша задача придумать дескрипторы оценивания данной работы. По каждому критерию баллы от 0 до 2. Время работы 5 минут

- Постарайтесь оценить работу по составленным дескрипторам (озвучить оценки).

- Мы с ребятами разработали следующие критерии оценивания работы.

1) раскрытие темы – 2 балла (только описание – 1 балл, описание и пояснение, почему это животное является любимым – 2 балла)

2) Объем сочинения – 1 балл (не менее 10 предложений)

3) Использование имен прилагательных – 2 балла (не менее 10 прилагательных, точность словоупотребления- 2 балла, есть недочеты в употреблении имен прилагательных – 1 балл)

4) Композиционная стройность – 2 балла (есть вступление, основная часть, заключение – 2 балла, отсутствие одной из частей – 1 балл)                                          МАХ – 7 баллов

1) Орфография – 2 балла (нет ошибок или 1 негрубая – 2 балла, 1-2 ошибки – 1 балл, более 3 ошибок – 0 баллов)
2) пунктуация – 2 балла (0-1 ошибка – 2 балла, 2-3 ошибки – 1 балл)
3) Грамматика – 2 балла (0-1 ошибка – 2 балла, 2 ошибки – 1 балл)
4) Речь – 2 балла (0-1 ошибки – 2 балла, 1-2 ошибки – 1 балл)                          МАХ- 8 баллов

14-15 баллов – «5»
13-11 баллов – «4»
10-7 баллов – «3»
с 6 баллов –»2»

Сочинение                  Кошка - мое любимое животное.

Кошка – самое мое любимое животное. Она не только мой лучший четвероногий друг, но и член нашей семьи. Зовут мою любимицу Маруся. У нее очень красивый окрас. Лапки черные а сама она беленькая. Ушки и красивый пушыстый хвост у нее в серых пятнышках.

Наша киска очень любит играться. Она бегает за бабочками и стрекозами по поляне в лесу, охотится на мух. Наша кошка настоящий охотник. Как-то раз она схватила мышь и принесла ее, чтобы все поняли, какой она хороший мышелов. Мама похвалила ее и угостила рыбкой. Угощение ей очень понравилось.

 - Узнав о критериальном оценивании, давайте подумаем, что же поменялось в определении и понимании этого слова «ОЦЕНКА»

- Теперь вновь обратимся к листам оценки. Проанализируйте свои предварительные цели и реально достигнутые результаты. Сформулируйте свои предложения по развитию данной работы. Сдайте, пожалуйста, листы оценки, нам очень интересно узнать ваше мнение.

Спасибо за работу.

Для многих детей отметка – это оценка не его работы, а его самого: «Если я получаю хорошие оценки, значит, я хороший». Важно, чтобы ребенок понимал: иногда у него что-то не получается, но он сам при этом не становится плохим. 
Всегда нужно говорить ребенку, что оценивается не он сам, а всего лишь результаты его деятельности. Так, при выполнении домашнего задания можно спросить: «Как ты думаешь, что у тебя получилось особенно хорошо? А что – не очень?» 
Если ребенок болезненно переживает из-за отметок, можно помочь ему, используя слово «зато», то есть постараться найти в работе какое-то достоинство.

Критериальное оценивание позволяет

  • Учителям:
  • Разработать критерии, способствующие получению качественных результатов обучения;
  • Иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности;
  • Улучшить качество преподавания;
  • Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей;
  • Использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания;
  • Вносить предложения по совершенствованию содержания учебной программы.
  • Учащимся:
  • Использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для выражения своего понимания;
  • Знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования  результата, осознавать критерии успеха;
  • Участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников;
  • Использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить.

Родителям:

  • Получать  доказательства уровня обученности ребенка;
  • Отслеживать прогресс в обучении ребенка;
  • Обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка плана-конспекта урока с использованием техники формирующего оценивания

В данном плане-конспекте урока представлены техники формирующего оценивания, как способ проверки готовности учащихся в основному-констатирующему....

Практический опыт: "Недельные отчеты" - техника формирующего оценивания

В презентации представлена одна из техник формирующего оценивания...

Выступление по теме "Использование методики «составление тестов» как одной из техник формирующего оценивания на уроках иностранного языка"

Выступление "Использование методики "составление тестов" как одной из техник формирующего оценивания на уроках иностранного языка" в рамках педсовета...

Техники формирующего оценивания

В презентации представлены основные принципы и приемы технологии формирующего оценивания...

Техника формирующего оценивания «Языковое портфолио».

Сегодня во всем мире идет речь о технологии языкового портфолио, как о технологии самого успешного на сегодняшний день инструмента в изучении иностранных языков....

Техника формирующего оценивания "Языковое портфолио" как средство повышения качества обучения по второму иностранному языку.

Сегодня во всем мире идет речь о технологии языкового портфолио, как о технологии самого успешного на сегодняшний день инструмента в изучении иностранных языков. Мои достижения при использовании техно...