Техника формирующего оценивания «Языковое портфолио».
методическая разработка
Сегодня во всем мире идет речь о технологии языкового портфолио, как о технологии самого успешного на сегодняшний день инструмента в изучении иностранных языков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_mmo_zam_direktorov.docx | 986.81 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД
Макаровой Нины Васильевны, учителя немецкого языка МБОУ «Гимназия №3» на заседание ММО заместителей директоров по теме «Внедрение инновационных технологий: формирующее оценивание» (15.02.2019)
Тема: Техника формирующего оценивания «Языковое портфолио».
При изучении второго иностранного языка речь идёт о дальнейшем развитии общих компетенций, о формировании коммуникативной, языковой и речевой компетенций и, конечно, о развитии межкультурной компетенции уже с учётом взаимодействия культур нескольких изучаемых языков.
Поэтому сегодня во всем мире идет речь о технологии языкового портфолио, как о технологии самого успешного на сегодняшний день инструмента в изучении иностранных языков.
Портфолио ныне широко применяется в зарубежной практике, причем диапазон его использования постоянно расширяется.
Все больше стран включают портфолио в свои образовательные системы и начинают использовать на всех уровнях образования: от высшей до начальной школы. Общей тенденцией стало появление новых форм портфолио, основанных на применении современных информационных технологий – электронный портфолио – и ориентированных на новые образовательные цели - «паспорт компетенций и квалификаций». Другое характерное явление, лежащее в русле Болонского процесса, – создание единых европейских образцов портфолио, таких как принятый Советом
Европы Европейский языковой портфолио.
Технология языкового портфеля (Language Portfolio) - это технология личностно-ориентированного обучения, направленная на формирование у учеников навыков рефлексии процесса и результатов собственного учебного труда. Принцип личностной ориентации реализуется на уровне отбора материала, в организации учебного процесса, в работе с учащимися по технологии языкового портфеля. Главной целью такого обучения является развитие интеллектуальных и творческих способностей учеников, для того чтобы выпускник школы был готов к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений. Для этого необходимо создание у учащихся личной заинтересованности в результате обучения, что, в свою очередь, возможно только за счёт повышения внутренней мотивации в изучении языка. Технология языкового портфеля даёт возможность расширения рамок учебного процесса за счёт включения индивидуального опыта учащегося в межкультурном общении с носителем языка. Речь идёт о смещении акцента в процессе обучения иностранным языкам с преподавательской деятельности на деятельность учащегося. Для этого у школьников должна быть сформирована способность к объективной самооценке, рефлексии. Понятие самооценки шире, чем понятие самоконтроля и самопроверки. Чтобы помочь ученику адекватно оценивать свои знания и возможности, у него должна быть сформирована шкала ценностей, с которой он смог бы сверять собственные достижения в различных сферах деятельности. Формированию необходимых навыков в рефлексии помогает технология языкового портфеля, в основу которого положены документы Совета Европы.
Использование портфолио в качестве накопительной оценки даёт возможность индивидуализировать процесс обучения, выстраивать ученику собственную образовательную стратегию. Психологами установлено, что одной из причин отставания учащихся в учении является слабо развитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности. Технология портфолио направлена на то, чтобы сделать процесс обучения осознанным, управляемым, целенаправленным. Портфолио помогает установить связи между предыдущими и новыми знаниями, помогает провести рефлексию собственной учебной работы, подготовку и обоснование будущей. Ученики наравне с учителями отвечают за всё происходящее в классе.
При обучении второму иностранному языку возникает ряд проблем, связанных прежде всего с недостаточным пониманием учащимися необходимости изучения ими второго иностранного языка и, как следствие, недостаточной мотивированностью учащихся. Поэтому мы рассматриваем работу с языковым портфелем как важное средство повышения мотивации учащихся в процессе обучения именно второму языку. В ситуации, когда дети довольно хорошо владеют английским или другим иностранным языком, особенно важно показывать детям их прогресс в обучении, учитывая сложность освоения немецкого языка как второго и при небольшом количестве часов.
Что же такое языковой портфель? Это личный документ, который позволяет оценить собственную языковую компетенцию в различных языках и контакты с другими культурами. Языковой портфель (ЯП) включает:
а) языковой паспорт, в котором отражены сведения о владельце ЯП, об изучении им иностранных языков и опыте межкультурного общения;
б) языковую биографию, в которой отражены языковые навыки, описанные на основе уровней «Общеевропейских компетенций владения иностранным языком»; лист целеполагания и рефлексии, в котором ученик констатирует, что он уже умеет делать и ставит перед собой новую цель, определяя сроки ее достижения. По истечении срока, ученик проводит рефлексию; учебный дневник, в котором отражается, что нового узнал и чему научился ученик за прошедший месяц;
в) досье, содержащее документы, подтверждающие достижения в области изучения иностранных языков, в том числе перечень сертификатов и дипломов.
Начиная работать по этой технологии, учитель должен сам хорошо разобраться в этом вопросе и представить её не только учащимся, но и их родителям. Это первый и необходимый шаг.
Следующий шаг — непосредственно заполнение языкового паспорта.
Языковой паспорт — не статичная форма работы. При приобретении нового опыта языкового общения или расширении межкультурной компетенции (поездки, встречи, обучение за рубежом и т. д.) учащиеся фиксируют эти события в паспорте.
Далее работа ведётся в двух направлениях: 1) пополнение досье, 2) накопление и анализ материалов языковой биографии.
Очень часто, говоря о портфолио, имеют в виду исключительно накопление ученических работ, грамот и дипломов. На самом деле это относится только к языковому досье. Дипломы, грамоты за призовые места или участие во всевозможных конкурсах, результаты итоговых работ и любые письменные работы учащегося — это и есть его досье. В нём отражено его творчество как в урочное, так и во внеурочное время: сочинение или комикс на немецком языке, текст роли в школьном спектакле в рамках работы языкового кружка, программа поездки в Германию с семьёй, письмо другу о впечатлениях пребывания в языковом лагере и т. д. Работы всегда интересны и оригинальны независимо от объёма.
Языковая биография — раздел, требующий серьёзной и постоянной работы. Прежде всего учитель сам должен хорошо понимать, к каким умениям идут учащиеся в каждом конкретном задании, главе, виде речевой деятельности. Проанализируйте материал учебника, рабочей тетради, раздаточного материала, рекомендации к урокам.
В УМК «Горизонты» существует стройная система работы по портфолио:
1. В начале темы проведите ознакомление с предстоящей работой, поставьте перед учащимися конкретные задачи: «Чему они научатся в этой главе? Что будут уметь?». Используйте титульную страницу главы.
2. В начале каждого урока отведите несколько минут для постановки задачи по формированию конкретных умений: «Чему мы научимся на этом уроке? Что будем уметь?».
3. В конце урока и главы подведите итоги итоги: «Что мы теперь умеем?».
4. Почти каждый урок предоставляет учащимся в учебнике или рабочей тетради задания по портфолио, помеченные значком . Учащиеся выполняют их самостоятельно в классе или дома.
Это приучает их к саморефлексии. Задания не могут обсуждаться в классе, их результаты — это сугубо личное дело каждого ребёнка. Учитель может корректировать их индивидуально. Учитель обсуждает и даёт свои рекомендации по заданиям наедине с учеником, на консультациях или при работе всей остальной группы, например над письменным заданием. Свои задания по портфолио ученик может вырезать или копировать и вкладывать в своё досье.
В конце каждой главы в рабочей тетради есть рубрика портфолио Einen Schritt weiter — Was kann ich jetzt? Она относится к языковой биографии каждого учащегося. Перед работой учащиеся повторяют весь материал по пройденной главе и выполняют задания по портфолио сначала дома, а в последующих главах только в классе. Эти задания тоже не оцениваются учителем, так как они направлены исключительно на развитие навыков самоанализа у самих учащихся. Учитель обсуждает результаты этой работы также только в индивидуальном порядке.
Проводите уроки по пополнению папок и анализу успехов. Приглашайте родителей, чтобы продемонстрировать им, что уже умеют их дети. Воспитание чувства успешности — один из принципов портфолио. Возможны и другие варианты ведения портфолио:
Завершая какой-либо этап обучения, учащийся должен хорошо себе представлять, чему он научился и какие умения он должен продемонстрировать в конце темы, четверти, года. С этой целью в авторской программе есть описание умений и навыков, требуемых при выполнении заданий итогового контроля, их можно предоставить учащимся заранее, чтобы они могли оценить себя сами и быть уже психологически готовыми к плановым проверочным работам.
Я применяю технологию языкового портфолио в 5 б классе с декабря 2018 года. Эта новинка принесла в образовательный процесс нечто новое и интересное. Дети учатся оценивать сами себя и мотивировать себя к изучению иностранного языка. ЯП учит делать анализ, синтез сопоставление своих знаний и умений. В детях просыпается дух соревнования с самим собой. Возникает мотивация, учащиеся хотят усвоить лучше материал, Учащиеся знакомятся с разными способами получения знаний: некоторые с удовольствием пишут упражнения, другие больше читают, составляют диалоги и разучивают их. Все это ведет к положительным результатам и имеет благоприятную динамику. Например, я провела сравнительный анализ качества знаний первой и четвертой контрольных работ по немецкому языку: 35% - 50%. Полученные результаты учащиеся обязательно самостоятельно сравниваются с предыдущими результатами, анализируют их.
После того, как мы стали заполнять портфолио, учащиеся этого класса захотели заниматься немецким языком дополнительно. Поэтому я провожу с ними дополнительное занятие.
Технология языкового портфолио эффективна и перспективна.
15.02.2019.
Учитель немецкого языка Макарова Н.В.
МБОУ «Гимназия №3»
Руководитель ММО Минаева Г. В., заместитель
директора по УВР МБОУ «Гимназия №3»
Директор МБОУ « Гимназия №3» Тютикова С.У.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка плана-конспекта урока с использованием техники формирующего оценивания
В данном плане-конспекте урока представлены техники формирующего оценивания, как способ проверки готовности учащихся в основному-констатирующему....
Практический опыт: "Недельные отчеты" - техника формирующего оценивания
В презентации представлена одна из техник формирующего оценивания...
Выступление по теме "Использование методики «составление тестов» как одной из техник формирующего оценивания на уроках иностранного языка"
Выступление "Использование методики "составление тестов" как одной из техник формирующего оценивания на уроках иностранного языка" в рамках педсовета...
Методическая разработка плана – конспекта урока с использованием техники формирующего оценивания
Особенности преподавания в школе при исправительной колонии...
Техники формирующего оценивания
В презентации представлены основные принципы и приемы технологии формирующего оценивания...
Техника формирующего оценивания "Языковое портфолио" как средство повышения качества обучения по второму иностранному языку.
Сегодня во всем мире идет речь о технологии языкового портфолио, как о технологии самого успешного на сегодняшний день инструмента в изучении иностранных языков. Мои достижения при использовании техно...
Техника формирующего оценивания "Языковое портфолио" как средство повышения качества обучения по второму иностранному языку.
Сегодня во всем мире идет речь о технологии языкового портфолио, как о технологии самого успешного на сегодняшний день инструмента в изучении иностранных языков. Мои достижения при использовании техно...