написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Урок проводится в 8 классе после того как изучены сочинительные и подчинительные союзы. Урок развития речи является подготовкой к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. На уроке используются разноуровненвые задания, чтобы каждый ученик смог побывать в ситуации успеха
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
napisanie_sochineniya-rassuzhdeniya.docx | 305.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок в 8 классе
Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (15.1)
Ход урока
- Организационный момент.
Гораций «Когда суть дела обдумана заранее, слова приходят сами собой.»
«Для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять» (Р.Декарт)
- Как вы понимаете смысл высказывания Рене Декарта, фр. Философа, математика и физика?
- Согласны ли вы с утверждением Декарта? Если да, объясните почему.
Прочитайте слова и сочетания слов и скажите, какое отношение эта запись имеет к вам.
июнь 2018 года, 9 класс, испытание, русский язык
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания
И.Г.Милославского: «Союзы, будучи служебными словами, т.е. не употребляясь ни самостоятельно, ни в составе словосочетания, остаются всё же словами, т.е. имеют не только форму, но и значение".
Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте
цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая
тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами
И.Г.Милославского.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту),
не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или
полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было
комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
2. Актуализация знаний.
Начать работу мне хочется со слов Максима Горького: «Прежде чем написать что-либо, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать». Следуя совету писателя, постараемся ответить на эти вопросы и мы.
Согласитесь, тема является универсальной: рассуждения письменные и устные нужно уметь создавать на любом уроке.
- Итак, первый вопрос, который задает Максим Горький: ЧТО мы хотим написать? (Сочинение на лингвистическую тему)
а) Повторение теоретического материала .
- Начнём работу с проверки ваших знаний.
- Что такое сочинение? (создание собственного текста)
- Что такое текст? (Текст - это речевое произведение, в котором предложения связаны в целое темой и соединены по смыслу и грамматически).
- Какие типы речи вам известны? (повествование, описание, рассуждение)
- В теме нашего урока обозначено сочинение-рассуждение.
- Что такое рассуждение? (Это тип речи, в котором автор размышляет, обдумывает что-либо, объясняет, убеждает, доказывает что-либо, приходит к определенному выводу).
- Как написать? Вспомним структуру сочинения-рассуждения.
- Сколько в сочинении-рассуждении выделяется частей? Заполните 1 графу таблицы (записывают части сочинения-рассуждения)
- - тезис - это главная мысль автора текста, которую нужно доказать или опровергнуть;
- - доказательства (или опровержения), т.е. аргументы, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения;
- - вывод, или заключение.
- Что такое «сочинение на лингвистическую тему»?
- Определимся с прилагательным «лингвистический». От какого слова оно произошло? (произошло от слова «лингвистика» .Лингвистика (языкознание, языковедение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки) работа со словарем.
- Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал.
- Вам придется рассуждать о различных лингвистических, т. е. языковых свойствах, явлениях, понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и объяснить их роль в тексте, раскрывая смысл высказывания, выяснить, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании, аргументировать примерами из текста (найдите примеры данного явления в тексте и укажите роль этого языкового явления)
- Алгоритм работы над сочинением несложен (на партах)
1. Прочитать цитату.
2. Найти ключевые слова в ней. Определить основную мысль.
3.Дать комментарий к цитате. Определить лингвистический материал. Вспомнить теорию.
4. Найти примеры из текста. Назвать роль.
5. Сделать вывод.
- Итак, давайте сделаем первый шаг по алгоритму: прочитаем цитату.
И.Г.Милославского: «Союзы, будучи служебными словами, т.е. не употребляясь ни самостоятельно, ни в составе словосочетания, остаются всё же словами, т.е. имеют не только форму, но и значение".
- Выясним, о чем это высказывание. Подчеркнем в нем ключевые слова (союзы, служебные слова, имеют значение)
- Таким образом, в высказывании говорится о смысловой функции союзов
-Давайте вспомним, что же мы знаем о союзе?
Выполнение тестового задания (выбор верного утверждения) (взаимопроверка)
- Какое утверждение является неверным?
- Союзы по своему значению делятся на сочинительные и подчинительные
- Подчинительные союзы связывают части сложноподчиненного предложения
- Сочинительные союзы по значению делятся на две группы: соединительные и разделительные.
- По составу союзы делятся на простые и составные
- Каково значение подчинительного союза в предложении
Едва началось утро, мы отправились дальше в горы?
- цели
- условия
- уступки
- времени
- В каком предложении союз и связывает два предложения в составе сложного? (Знаки препинания не расставлены.)
- Заросли вокруг были колючими и казались непроходимыми.
- Всё вокруг переливалось и сверкало на солнце.
- Он вдруг поднялся и пробормотав невнятные слова вышел.
- Зима была снежная и все ждали сильного половодья.
4. Какими союзами соединяются части сложносочиненного предложения, в котором одно явление противопоставляется другому?
1) и, да (в значении и), ни-ни, тоже
2) или (иль), либо, то-то, не то- не то
3) а, но, да (в значении но), однако, зато, же
4) а именно, то есть, или, но
5. Укажите пример, в котором союз связывает однородные члены.
1) За заводами кончался город, и начиналось море.
2) То тут, то там что-то сыплется и шуршит.
3) Мы подождали, пока выгрузили наши вещи.
4) Месяц светил так ярко, что была видна каждая травинка.
- На основании теоретических знаний объясните смысл высказывания лингвиста И.Г.Милославского (союз - служебная часть речи, которая выражает различные отношения между явлениями действительности, вносит в предложения различные оттенки значения).
В задании части 15.1 сказано, что сочинение вы можете начать с предложенного высказывания. Какими способами мы можем оформить Милославского? (предложением с косвенной речью, предложением с прямой речью, в котором слова автора стоят перед прямой речью)
Задание по рядам: 1- записать высказывание И.Г.Милославского в форме сложноподчиненного предложения, 2 – предложение с прямой речью, в котором слова автора стоят после прямой речи, 3 – свое понимание высказывания. Цитируем высказывание, объясняем его смысл (Записывают вступление к работе во 2 столбике, «слабые» - работают по клише
И.Г.Милославский в своём высказывании говорит о том, что союз это__________ ______, которая выражает____________________________________________________, вносит в _________________________ __ ___________________. Докажем это на примерах из прочитанного текста.)
Зачитывают вступления.
-Чтобы перейти к основной части сочинения, обратимся к тексту. Прочитайте текст, выделите союзы
(1)Его звали Мухтар. (2)Но это был не тот знаменитый Мухтар, которого снимали в кинокартине «Ко мне, Мухтар!». (3)Тот Мухтар был породистой овчаркой и помогал разыскивать преступников. (4) А когда его ранили, и он не мог больше работать, люди продолжали его кормить и за ним ухаживать. (5) А эта собака, про которую я хочу вам рассказать, была простой дворнягой. (6)Но она честно служила своим хозяевам: охраняла сад, играла с детьми и готова была броситься на любого, кто посмел бы их обидеть.(7) Но люди, у которых она жила, совсем не стоили её преданности. (8) Когда наступили холода, они её бросили на даче и уехали в город.
(9)Первое время голодная, исхудавшая собака ждала своих хозяев. Потом пошла искать их. (10)Откуда могла знать собака, что хозяевам она больше не нужна...
(11)Сначала она бежала по просёлочной дороге. (12)Ещё издали заметив человека, останавливалась, внимательно вглядывалась, потом догоняла и обнюхивала. (13)Но это всё были люди чужие, и она опять бежала дальше. (14)Дорога вывела её на шоссе, а она всё бежала и бежала куда глаза глядят...
(15)В воскресенье мы с мужем, как всегда, приехали на дачу.(16) Пока Шура насыпал в птичью кормушку семечки и подвешивал для синиц сало, я прошла к дому. (17)У крыльца, вся сжавшись, грязная и такая худая, что можно было пересчитать все ребра, лежала собака и испуганно глядела на меня.
(18)Мухтар остался жить у нас. (19)Он давно поправился, но уходить от нас не собирался, хотя мог это сделать свободно, потому что в нашем заборе было много выломанных досок.
(20)Приезжали мы теперь на дачу всегда с внучкой. (21)Марина была в восторге, что у нас поселилась собака. (22)Приезжали мы всегда в одни и те же часы. (23)Мухтар хорошо знал время нашего приезда. (24)Он уже заранее шёл к автобусной остановке и терпеливо ждал.
(25)Мухтар оказался умным и сообразительным псом.(26) Скоро он не только знал всех людей, живущих поблизости, но и охотно их встречал у автобусной остановки и провожал нашим переулком.
(27)Теперь мы больше не волновались, если почему-либо не могли привезти собаке еду. (28)Мухтар был всегда сыт. (29)Он уже не ел овсяный суп, а выбирал из него кости и кусочки мяса.(30) Да и зачем ему суп! (31)Бывало, придёшь, а около калитки лежат пустые пакеты, обрывки газет, бумаги.(32) По ним я всегда могла сказать, кто из его друзей здесь побывал.
(33)Вот листок из тетради — это Катя поделилась с ним завтраком, вот газета — значит, приходил Коля.(34) Он собирал еду для Мухтара со всего двухэтажного дома, а его товарищ — Серёжа Гаврилов — привозил угощение из Москвы.
(35)Появились у Мухтара друзья и среди взрослых. (36)И среди них – наш сосед Федор Васильевич. (37)Он жил напротив нас, часто к нам заходил и, если мы почему-либо не могли приехать, кормил Мухтара. (38)Мухтар хорошо его знал и любил.
(39)— Пусть живёт у меня, — предложил Фёдор Васильевич.(40) — Забор у нас новый, только поставленный, а то правда, как бы собачники не выловили.
(41)И вот Мухтар живёт у нового хозяина. (42)Там у него хорошая новая конура, там его хорошо кормят и, главное, любят.(43) Любят все: и сам Фёдор Васильевич, и его жена, и маленький внучек Андрюша.
(44)Мухтар тоже любит своих новых хозяев. (45)Он тщательно оберегает их покой, караулит их сад, но по-прежнему не забывает нас и, когда его выпускают, всегда заходит в гости. (46)А короткими зимними днями Мухтар, как и раньше, встречает своих друзей и провожает их до дома нашим тёмным переулком. (Чаплина В.В.)
- Выберите из текста 2 предложения с разными союзами, определите их смысловую функцию, запишите аргументы во 2 столбик (1 вариант - с сочинительными союзами, 2 – с подчинительными)
Для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише:
1) В предложении … (« … ») автор использует ……
2) Обратим внимание на предложение …, в котором автор использует …
3) Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста. В нем автор прибегает к использованию …
4) Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует … .
5) В подтверждение собственных выводов приведу пример из …предложения
6) Рассмотрим … предложение. В нем использована … . Это подтверждает наш вывод о том, что … .
7) Проиллюстрировать названную функцию можно на примере … предложения текста.
8) Пример использования … можно найти в предложении …
Зачитывают основную часть
- Последняя композиционная часть вашего сочинения – концовка. Она завершает текст и придает вашим рассуждениям законченный вид. О чем писать в заключении? Концовка содержит общие выводы, при формулировке которых используются речевые клише:
1. Таким образом, можно уверенно сказать, что прав был…, утверждавший, что «…..».
2. Итак, мы пришли к выводу, что утверждение …является справедливым.
3. Я считаю, что этими примерами мне удалось доказать правоту …..
4.Таким образом, предложенное для анализа высказывание известного лингвиста (писателя, филолога) (имя, фамилия, отчество) справедливо.
- Оценка своего сочинения и сочинения, написанного на экзамене по критериям
Критерии оценивания | Баллы за сочинение на экзамене | Баллы за мое сочинение |
К1. Правильно ли ученик объясняет смысл высказывания? (наличие обоснованного ответа) | 2 1 0 | 2 1 0 |
К2. Правильно ли приведены примеры-аргументы из текста, верно ли указана их роль? | 3 2 1 0 | 3 2 1 0 |
К3.Смысловая цельность, речевая связность, последовательность изложения материала | 2 1 0 | 2 1 0 |
К4. Композиционная стройность работы (Наличие вступления, основной части, заключения, наличие плавных переходов от одной части сочинения к другой) | 2 1 0 | 2 1 0 |
-Давайте вернемся к словам М.Горького. Смогли мы ответить на вопросы что, как и зачем писать?
Рефлексия
Урок был полезен чем? | Нужно повторить Что? | Остались вопросы Какие? |
- Но нам сегодня на уроке необходимо выполнить непростую задачу: написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
Познакомьтесь с формулировкой задания
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания
И.Г.Милославского: «Союзы, будучи служебными словами, т.е. не употребляясь ни самостоятельно, ни в составе словосочетания, остаются всё же словами, т.е. имеют не только форму, но и значение".
Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте
цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая
тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами
И.Г.Милославского.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту),
не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или
полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было
комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Клише | И.И.Иванов пишет: «Вставь цитату из задания». Я согласен(а) с мнением автора. По-моему, в этом высказывании идет речь о…. (Или: Я понимаю смысл этого высказывания так: …) |
Вступление |
|
Основная часть 1 аргумент |
|
2 аргумент |
|
Заключение |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические и практические особенности подготовки выпускников к сдаче ГИА по русскому языку по части С2.1 (написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему)
Статья предназначена для учащихся 7-9 классов и учителей, работающих в основной школе. она содержит памятку для написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, методические особенности работы...
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ «ГОТОВИМСЯ К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ (С.2)
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ «ГОТОВИМСЯ К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ (С2.)1. Схема написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему2. Композиционные ча...
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему....
Подготовка к ЕГЭ (Часть С) План-конспект урока русского языка в 10 классе Подготовка к написанию сочинения - рассуждения (часть С, ЕГЭ) Тема «Учимся понимать исходный текст»
Разработка открытого урока по русскому языку в 10 классе с использованием компьютерного оборудования. Учить анализировать содержание исходного, подготовить к написанию сочинения-рассуждени...
Урок развития речи по теме "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему" (подготовка к ОГЭ)
Разработка урока поможет учителю подготовить учащихся 9 класса к написанию 3 части ОГЭ по русскому языку....
открытый урок по русскому языку в 9 классе на тему "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по прочитанному тексту" .Задание 15.3 в ОГЭ. 2018 г.
Урок русского языка в 9 классе по теме «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по материалам ОГЭ» Цели: - расширить и углубить представление обучающихся ...
Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»
Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...