Урок русского языка в 5- Б классе по теме "Паронимы"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Тема. Паронимы.
Цели: дать учащимся понятие об омонимах и паронимах; научить отличать омонимы от многозначных слов, от паронимов; развивать навык употребления омонимов в речи; познакомить учащихся со словарём омонимов; воспитывать интерес к слову.
Планируемые результаты:
Личностные: формировать интерес к русскому языку; формирование мотивации к обучению, к самосовершенствованию.
Метапредметные:
Коммуникативные: определение целей, функций участников, способов взаимодействия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Регулятивные: прогнозирование результата и уровня усвоения, его характеристик.
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Предметные: овладеть сведениями об омонимах и паронимах. Опознавать омонимы и паронимы. Различать омонимы и многозначные слова. Оценивать уместность и точность использования слов в тексте.
Тип урока: «открытие» нового знания.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация, учебник - Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1/ (Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
paronimy.docx | 34.07 КБ |
paronimy.pptx | 1.53 МБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык 5-Б класс урок № 45
Дата: 09.11.2020
Тема. Паронимы.
Цели: дать учащимся понятие об омонимах и паронимах; научить отличать омонимы от многозначных слов, от паронимов; развивать навык употребления омонимов в речи; познакомить учащихся со словарём омонимов; воспитывать интерес к слову.
Планируемые результаты:
Личностные: формировать интерес к русскому языку; формирование мотивации к обучению, к самосовершенствованию.
Метапредметные:
Коммуникативные: определение целей, функций участников, способов взаимодействия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Регулятивные: прогнозирование результата и уровня усвоения, его характеристик.
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Предметные: овладеть сведениями об омонимах и паронимах. Опознавать омонимы и паронимы. Различать омонимы и многозначные слова. Оценивать уместность и точность использования слов в тексте.
Тип урока: «открытие» нового знания.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация, учебник - Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1/ (Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын).
Ход урока
1. Организационный момент. (слайд 2)
Учитель: Поговорим?
Дети: Поговорим.
Учитель: О разном и о прочем.
Дети: О том, что в жизни хорошо:
Учитель: и хорошо не очень.
Дети: Ведь что-то знаем мы:
Учитель: а что-то мне известно.
Дети: Поговорим?
Учитель: Поговорим.
Вместе: Нам будет интересно!
- Откроем тетради, запишем число, классная работа.
2. Актуализация знаний (слайд 3,4)
- С каким разделом языка мы сейчас знакомимся? (Лексикологией)
- А что изучает лексика? (Словарный состав языка)
- Объясните опорную схему:
лексическое значение
(изучает лексикология)
Слово имеет грамматическое значение
(изучает морфология)
Что такое лексическое значение слова? (То, что обозначает слово)
А если значение слова непонятно, где можно его узнать или уточнить?
Толковый словарь является нашим незаменимым помощником при изучении родного языка, он пригодится нам в исследовании слов и их лексических значений.
3. Мотивация, вхождение в тему. (Слайд 5, 6)
Создание проблемной ситуации в ходе выполнения задания.
Прочитайте текст. Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните выбор орфограмм.
В то утро дядя п..звал меня на охоту. В болотных с..погах я еле усп..вал за ним. Под н..гами хлюпал сырой мох. Мы очень устали и (с)трудом передвигали ноги по болотистой почве.
- Найдите однокоренные слова в тексте, сделайте морфемный разбор.
- От какого слова и при помощи какого суффикса образовалось существительное «болотные»?
- - От какого слова и при помощи какого суффикса образовалось существительное «болотистая»?
- О чем можно сказать «болотный»? (Слайд 7)
- А «болотистый»? (Слайд 8)
- Как называются такие слова с точки зрения лексики? Это синонимы? Антонимы? Омонимы?
Постановка проблемы
-Почему вы не смогли определить, как называются такие слова?
-Какова же цель вашей дальнейшей деятельности? Что предлагаете?
4. Открытие нового знания детьми.
Для решения выявленной проблемы ученикам предлагается разгадать кроссворд и самим постараться назвать тему урока.
1) Физические упражнения для развития и укрепления организма. (спорт)
2) Перерыв между действиями спектакля. Концерта. (антракт)
3) Краски, растворимые в воде. (акварель)
4) Скопление сгустившихся водяных паров в воздухе. (облака)
5) Слова одной и той же части речи, которые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу совпадают или очень близки. (синонимы)
6) Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. (антонимы)
7) Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно различные по лексическому значению. ( омонимы)
8) Овощ, который превратился в карету в сказке «Золушка».(тыква)
5. Целеполагание.
- Предположите, какой будет тема урока.
- Сформулируйте и запишите тему урока, отразив в ней наши новые знания.
- Сформулируйте цели, которые вы ставите перед собой на этом уроке.
- Что узнаем? Чему мы должны научиться? Чему научимся?
- Как будем работать? Что получим в результате?
6. Первичное закрепление нового материала.
Вы рассуждали и сделали выводы. А как проверить их правильность. Что нам в этом поможет? (учебник)
- Откройте учебники на странице 92 и найдите правило в рамочке. Давайте его прочитаем и сравним с вашими ответами.
- Составим модель слов «болотные» и «болотистая» в тетрадях
Заготовка на доске (Слайд 9)
Болотный = Болотистая
ЧР (часть речи) = ЧР
Написание = Написание
Произношение = Произношение
Лексическое значение(ЛЗ) = ЛЗ
- Паронимы часто смешивают, употребляя одно слово вместо другого. Что нужно знать, чтобы избежать смешения паронимов?
Знакомство и работа со «Словарем паронимов современного русского языка» Ю.А. Бельчикова и М.С. Панюшевой. (Слайд 10)
7. Коллективная работа с взаимопроверкой.
Теперь вам предстоит применить свои новые знания на практике.
1.Выполнение упр. 202 (работа в парах у доски).
2. Выполнение упр. 204. (устно) (Слайд 11)
Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения.
8. ФИЗКУЛЬМИНУТКА
Нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко», (Дети поднимают руки вверх)
А ты ответишь («низко»). (Опускают руки вниз)
Скажу я слово «далеко», (Протягивают руки вперед)
А ты ответишь («близко»). (Ладонями закрывают глаза)
Скажу я слово «потолок», (Поднимаются на носочки, тянут руки вверх)
А ты ответишь («пол»). (Дети приседают)
Скажу я слово «потерял», (Трясут руками)
И скажешь ты («нашёл»). (Хлопают в ладоши)
Скажу тебе я слово «трус», (Зажмуривают глаза)
Ответишь ты («храбрец»). (Упираются руками в бока)
Теперь «начало» я скажу.
Ну, отвечай («конец»)! (Хлопают в ладоши).
Повторяют движения за учителем
9. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Задание 1. (Слайд 12)
Лингвистическая задачка.
К именам существительным добавьте подходящие по смыслу прилагательные из скобок, согласуя их друг с другом.
Воздух, край (лесной, лесистый);
луг, кинофильм (цветной, цветистый);
вдох, вздох (неожиданный, сильный).
Задание 2. (Слайд 13)
Какие слова не являются паронимами?
Конный - конский
Цветная – цветовая
Посидеть (на стуле) – поседеть (от горя).
Задание 3.
Отметьте крестиком или галочкой паронимы.
Стрелок – стрелец, гоночный- гончий, полоскать – поласкать, высший – вышний, охотник – охотничий.
10. Итог урока. Рефлексия.
Слово учителя:
Прозвенит сейчас звонок,
Пора заканчивать урок.
- Давайте подведем итог нашего урока.
- Что нового вы узнали?
- Достигли ли мы цели, которую сами ставили в начале урока?
- Чему научились?
Предлагаю закончить любое из понравившихся предложений:
- На этом уроке я узнал, что...
- Я научился…
-Теперь я знаю…
-Теперь я умею…
- Мне понравилось…
- Мне не понравилось…
- Мне было трудно…
Оцените свою работу на уроке и поставьте себе оценку.
11. Домашнее задание:
Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности.
1.Выучить правило на стр.92. (Всем!)
2. Выполнить упр.208 (письменно)
3. Придумать и записать небольшой текст (5-7 предложений), используя паронимы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Учитель: Поговорим? Дети: Поговорим. Учитель: О разном и о прочем . Дети: О том, что в жизни хорошо: Учитель: и хорошо не очень. Дети: Ведь что-то знаем мы: Учитель: а что-то мне известно. Дети: Поговорим? Учитель: Поговорим. Вместе: Нам будет интересно!
С каким разделом языка мы сейчас знакомимся? Лексикология. А что изучает лексика? Словарный состав языка. Сколько значений имеет слово? Лексическое значение, его изучает лексикология. Грамматическое значение, его изучает морфология. Что такое лексическое значение слова? То, что обозначает слово.
А если значение слова непонятно, где можно его узнать или уточнить?
Прочитайте текст. Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните выбор орфограмм. В то утро дядя п..звал меня на охоту. В болотных с.. погах я еле усп ..вал за ним. Под н.. гами хлюпал сырой мох. Мы очень устали и (с)трудом передвигали ноги по болотистой почве.
- Найдите однокоренные слова в тексте, сделайте морфемный разбор. От какого слова и при помощи какого суффикса образовалось существительное «болотные»? - От какого слова и при помощи какого суффикса образовалось существительное «болотистая»?
- О чем можно сказать «болотный»? Болотные сапоги, болотные цветы, т.е. это все, что относится к болоту.
- А «болотистый»? Болотистая местность, почва, т.е. то место, где много болот.
- Составим модель слов «болотные» и «болотистая» в тетрадях Болотный Болотистая ЧР (часть речи) = ЧР Написание = Написание Произношение = Произношение Лексическое значение(ЛЗ) ? ЛЗ
Словарь паронимов современного русского языка .
Какие паронимы представлены на картинках? Объясните их значение, опираясь на словарь паронимов.
Лингвистическая задача К именам существительным добавьте подходящие по смыслу прилагательные из скобок, согласуя их друг с другом. Воздух, край (лесной, лесистый); луг, кинофильм (цветной, цветистый); вдох, вздох (неожиданный, сильный).
Какие слова не являются паронимами? Конный- конский Цветная – цветовая Посидеть (на стуле) – поседеть (от горя).
Отметьте крестиком или галочкой паронимы. Стрелок – стрелец, гоночный- гончий, полоскать – поласкать, высший – вышний, охотник – охотничий.
Исправь ошибки! Вслед за клубникой подоспели вишня и смородина. Новый работник оказался человеком кристаллической честности. 3. На обмороженных стеклах окон видны узоры.
Прозвенит сейчас звонок, Пора заканчивать урок. ! Оцените свою работу на уроке и поставьте себе оценку. Выберите один из смайликов - ваше настроение в конце урока.
Домашнее задание 1.Выучить правило на стр.92.(всем!) 2. Выполнить упр.208 (письменно) ИЛИ 3. Придумать и записать небольшой текст (5-7 предложений), используя паронимы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока русского языка для учащихся 7 класса коррекционной школы 8 вида по теме "Сложные слова" ( урок новых знаний)
В этой статье представлен вводный урок по теме : "Сложные слова"....
урок русского языка в 10-м классе Тема: Роль языка в жизни общества.
урок русского языка...
Конспект урока русского языка в 10-11 классе. Тема: «Русский язык в России и за ее пределами»
Конспект урока русского языка, посвященный Дню славянской письменности и культуры....
Статья. Личностно - ориентированное обучение на уроках русского языка, ОБЖ. (Учитель начальных классов, преподаватель-организатор ОБЖ Веденеева С.А., учитель рус-ского языка и литературы Гришина Л.Н.)
Личностно ориентированное обучение на уроках русского языка, ОБЖ.(Учитель начальных классов, преподаватель-организатор ОБЖ Веденеева С.А., учитель русского языка и литературы Гришина Л.Н.)Использовани...
Урок русского языка (развитие речи) в классе 6 классе: "Нелепый мир из песен и огня…". Концепт "ОГОНЬ" в русской культуре
В предложенном конспекте урока развития речи рассматривается концепт "ОГОНЬ". Представлен материал для лингвистических наблюдений....
Изобразительно-выразительные средства языка художественного текста на уроках русского языка в 5-7 классах
Именно в художественном тексте наиболее ярко отражается эстетическая ценность языка в целом и его разных элементов.В последние годы методика пытается найти ответ на вопрос, как организовать проц...