Урок русского языка в 5- Б классе по теме "Паронимы"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Максименко Елена Викторовна

Тема. Паронимы.

Цели: дать учащимся понятие об омонимах и паронимах; научить отличать омонимы от многозначных слов, от паронимов; развивать навык употребления омонимов в речи; познакомить учащихся со словарём омонимов; воспитывать интерес к слову.

Планируемые результаты:

Личностные: формировать интерес к русскому языку; формирование мотивации к обучению, к самосовершенствованию.

Метапредметные:

Коммуникативные:  определение целей, функций участников, способов взаимодействия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные:  прогнозирование результата и уровня усвоения, его характеристик.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

 

Предметные: овладеть сведениями об омонимах и паронимах. Опознавать омонимы и паронимы. Различать омонимы и многозначные слова. Оценивать уместность и точность использования слов в тексте.

 

Тип урока: «открытие» нового знания.

 

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация, учебник - Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразова­тельных учреждений. В 2 ч. Ч.1/ (Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл paronimy.docx34.07 КБ
Файл paronimy.pptx1.53 МБ

Предварительный просмотр:

Русский язык                                5-Б класс                                урок № 45

Дата: 09.11.2020

Тема. Паронимы. 

Цели: дать учащимся понятие об омонимах и паронимах; научить отличать омонимы от многозначных слов, от паронимов; развивать навык употребления омонимов в речи; познакомить учащихся со словарём омонимов; воспитывать интерес к слову.

Планируемые результаты:

Личностные: формировать интерес к русскому языку; формирование мотивации к обучению, к самосовершенствованию.

Метапредметные:

Коммуникативные:  определение целей, функций участников, способов взаимодействия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные:  прогнозирование результата и уровня усвоения, его характеристик.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Предметные: овладеть сведениями об омонимах и паронимах. Опознавать омонимы и паронимы. Различать омонимы и многозначные слова. Оценивать уместность и точность использования слов в тексте.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация, учебник - Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1/ (Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын).

Ход урока

1. Организационный момент. (слайд 2)

Учитель: Поговорим?

Дети: Поговорим.

Учитель: О разном и о прочем.

Дети: О том, что в жизни хорошо:

Учитель:   и хорошо не очень.

Дети: Ведь что-то знаем мы:

Учитель:  а что-то мне известно.

Дети: Поговорим?

Учитель: Поговорим.

Вместе: Нам будет интересно!

 -  Откроем тетради, запишем число, классная работа.

2. Актуализация знаний (слайд 3,4)

- С каким разделом языка мы сейчас  знакомимся? (Лексикологией)

- А что изучает лексика? (Словарный состав языка)

- Объясните  опорную схему:

                                      лексическое значение            

                                   (изучает лексикология)

Слово имеет                   грамматическое значение 

                                   (изучает морфология)

Что такое лексическое значение слова? (То, что обозначает слово)

А если значение слова непонятно, где можно его узнать или уточнить?

Толковый словарь является нашим   незаменимым помощником  при изучении родного языка, он  пригодится нам в исследовании слов и их лексических значений.

3. Мотивация, вхождение в тему. (Слайд 5, 6)

Создание проблемной ситуации в ходе выполнения задания.

Прочитайте текст. Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните выбор орфограмм.

В то утро дядя п..звал меня на охоту. В  болотных с..погах я еле усп..вал за ним. Под н..гами  хлюпал сырой мох. Мы очень  устали    и (с)трудом передвигали ноги по болотистой почве.

- Найдите однокоренные слова в тексте, сделайте морфемный разбор.

- От какого слова и при помощи какого суффикса образовалось существительное «болотные»?

- - От какого слова и при помощи какого суффикса образовалось существительное «болотистая»?

- О чем можно сказать  «болотный»?  (Слайд 7)

- А «болотистый»? (Слайд 8)

- Как   называются такие слова с точки зрения лексики? Это синонимы? Антонимы? Омонимы?

  Постановка проблемы

-Почему  вы не смогли определить, как называются такие слова?

-Какова же цель вашей дальнейшей деятельности?  Что предлагаете?  

4. Открытие нового знания детьми.

Для решения выявленной проблемы ученикам предлагается разгадать кроссворд    и самим постараться назвать тему урока.

1) Физические упражнения для развития и укрепления организма. (спорт)

2) Перерыв между действиями спектакля. Концерта. (антракт)

3) Краски, растворимые в воде. (акварель)

4) Скопление сгустившихся водяных паров в воздухе. (облака)

5) Слова одной и той же части речи, которые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу совпадают или очень близки. (синонимы)

6) Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. (антонимы)

7) Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно различные по лексическому значению. ( омонимы)

8) Овощ, который превратился в карету в сказке «Золушка».(тыква)

5. Целеполагание.

- Предположите, какой будет тема   урока.

- Сформулируйте  и запишите  тему урока, отразив в ней наши новые знания.

- Сформулируйте цели, которые вы ставите перед собой на этом уроке.

- Что узнаем? Чему мы должны научиться? Чему научимся?

- Как будем работать? Что получим в результате?

6. Первичное закрепление нового материала.

Вы рассуждали и  сделали выводы. А как  проверить   их правильность. Что нам в этом поможет?  (учебник)

- Откройте учебники на странице 92 и найдите правило в рамочке. Давайте его прочитаем и сравним с вашими ответами.

- Составим модель слов  «болотные» и «болотистая» в тетрадях

Заготовка на доске (Слайд 9)

Болотный         =                                Болотистая

ЧР (часть речи)        =                        ЧР

Написание        =                               Написание

Произношение        =                        Произношение

Лексическое значение(ЛЗ)    =          ЛЗ

- Паронимы часто смешивают, употребляя одно слово вместо другого. Что нужно знать, чтобы избежать смешения паронимов?

Знакомство и работа со «Словарем паронимов современного русского языка» Ю.А. Бельчикова и М.С. Панюшевой.  (Слайд 10)

7. Коллективная  работа  с   взаимопроверкой.

Теперь вам предстоит применить свои новые знания на практике.

 1.Выполнение упр. 202 (работа в парах у доски).

2. Выполнение упр. 204. (устно) (Слайд 11)

Испытывали ли вы затруднения   при выполнении данного  упражнения.

8. ФИЗКУЛЬМИНУТКА

Нам с тобой пришёл черёд

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко», (Дети поднимают руки вверх)

А ты ответишь («низко»). (Опускают руки вниз)

Скажу я слово «далеко», (Протягивают руки вперед)

А ты ответишь («близко»). (Ладонями закрывают глаза)

Скажу я слово «потолок», (Поднимаются на носочки, тянут руки вверх)

А ты ответишь («пол»). (Дети приседают)

Скажу я слово «потерял», (Трясут руками)

И скажешь ты («нашёл»). (Хлопают в ладоши)

Скажу тебе я слово «трус», (Зажмуривают глаза)

Ответишь ты («храбрец»). (Упираются руками в бока)

Теперь «начало» я скажу.

Ну, отвечай («конец»)! (Хлопают в ладоши).

Повторяют движения за учителем

9. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

      Задание 1. (Слайд 12)

Лингвистическая задачка.

К именам существительным добавьте подходящие по смыслу прилагательные из скобок, согласуя их друг с другом.

Воздух, край (лесной, лесистый);
луг, кинофильм (цветной, цветистый);
вдох, вздох (неожиданный, сильный).

Задание 2.  (Слайд 13)

Какие слова не являются паронимами?

Конный - конский

Цветная – цветовая

Посидеть (на стуле) – поседеть (от горя).

Задание 3.

Отметьте  крестиком  или галочкой паронимы.

Стрелок – стрелец, гоночный- гончий, полоскать – поласкать, высший – вышний, охотник – охотничий.

10. Итог урока. Рефлексия.

Слово учителя:

Прозвенит  сейчас  звонок,

Пора заканчивать урок. 

- Давайте подведем итог нашего урока.

- Что нового вы узнали?

- Достигли ли мы цели, которую сами ставили в начале урока?

- Чему научились?

  Предлагаю закончить любое из понравившихся предложений:

- На этом уроке я узнал, что...

- Я научился…

-Теперь я знаю…

-Теперь я умею…

- Мне понравилось…

- Мне не понравилось…

- Мне было трудно…

 Оцените свою работу на уроке  и поставьте себе оценку.

11. Домашнее задание:

Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности.

1.Выучить правило на стр.92. (Всем!)

2. Выполнить упр.208 (письменно)

3. Придумать и записать небольшой текст (5-7 предложений), используя паронимы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ты твёрд и гибок, нежен и силён, Ты – соловей на ветке бересклета. Ты – сталь и пепел, колокол и лён, Загадка тьмы и откровенье света . М. Дудин Презентация к уроку русского языка «Паронимы» 5 класс

Слайд 2

Учитель: Поговорим? Дети: Поговорим. Учитель: О разном и о прочем . Дети: О том, что в жизни хорошо: Учитель: и хорошо не очень. Дети: Ведь что-то знаем мы: Учитель: а что-то мне известно. Дети: Поговорим? Учитель: Поговорим. Вместе: Нам будет интересно!

Слайд 3

С каким разделом языка мы сейчас знакомимся? Лексикология. А что изучает лексика? Словарный состав языка. Сколько значений имеет слово? Лексическое значение, его изучает лексикология. Грамматическое значение, его изучает морфология. Что такое лексическое значение слова? То, что обозначает слово.

Слайд 4

А если значение слова непонятно, где можно его узнать или уточнить?

Слайд 5

Прочитайте текст. Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните выбор орфограмм. В то утро дядя п..звал меня на охоту. В болотных с.. погах я еле усп ..вал за ним. Под н.. гами хлюпал сырой мох. Мы очень устали и (с)трудом передвигали ноги по болотистой почве.

Слайд 6

- Найдите однокоренные слова в тексте, сделайте морфемный разбор. От какого слова и при помощи какого суффикса образовалось существительное «болотные»? - От какого слова и при помощи какого суффикса образовалось существительное «болотистая»?

Слайд 7

- О чем можно сказать «болотный»? Болотные сапоги, болотные цветы, т.е. это все, что относится к болоту.

Слайд 8

- А «болотистый»? Болотистая местность, почва, т.е. то место, где много болот.

Слайд 9

- Составим модель слов «болотные» и «болотистая» в тетрадях Болотный Болотистая ЧР (часть речи) = ЧР Написание = Написание Произношение = Произношение Лексическое значение(ЛЗ) ? ЛЗ

Слайд 10

Словарь паронимов современного русского языка .

Слайд 11

Какие паронимы представлены на картинках? Объясните их значение, опираясь на словарь паронимов.

Слайд 12

Лингвистическая задача К именам существительным добавьте подходящие по смыслу прилагательные из скобок, согласуя их друг с другом. Воздух, край (лесной, лесистый); луг, кинофильм (цветной, цветистый); вдох, вздох (неожиданный, сильный).

Слайд 13

Какие слова не являются паронимами? Конный- конский Цветная – цветовая Посидеть (на стуле) – поседеть (от горя).

Слайд 14

Отметьте крестиком или галочкой паронимы. Стрелок – стрелец, гоночный- гончий, полоскать – поласкать, высший – вышний, охотник – охотничий.

Слайд 15

Исправь ошибки! Вслед за клубникой подоспели вишня и смородина. Новый работник оказался человеком кристаллической честности. 3. На обмороженных стеклах окон видны узоры.

Слайд 16

Прозвенит сейчас звонок, Пора заканчивать урок. ! Оцените свою работу на уроке и поставьте себе оценку. Выберите один из смайликов - ваше настроение в конце урока.

Слайд 17

Домашнее задание 1.Выучить правило на стр.92.(всем!) 2. Выполнить упр.208 (письменно) ИЛИ 3. Придумать и записать небольшой текст (5-7 предложений), используя паронимы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 10-11 классе. Тема: «Русский язык в России и за ее пределами»

Конспект урока русского языка, посвященный Дню славянской письменности и культуры....

Статья. Личностно - ориентированное обучение на уроках русского языка, ОБЖ. (Учитель начальных классов, преподаватель-организатор ОБЖ Веденеева С.А., учитель рус-ского языка и литературы Гришина Л.Н.)

Личностно ориентированное обучение на уроках русского языка, ОБЖ.(Учитель начальных классов, преподаватель-организатор ОБЖ Веденеева С.А., учитель русского языка и литературы Гришина Л.Н.)Использовани...

Урок русского языка (развитие речи) в классе 6 классе: "Нелепый мир из песен и огня…". Концепт "ОГОНЬ" в русской культуре

В предложенном конспекте урока развития речи рассматривается концепт "ОГОНЬ". Представлен материал для лингвистических наблюдений....

Изобразительно-выразительные средства языка художественного текста на уроках русского языка в 5-7 классах

Именно в художественном тексте наиболее ярко отражается эстетическая ценность языка в целом и его разных элементов.В последние годы методика пытается найти ответ на вопрос, как организовать проц...