Формирование УУД в ходе нестандартных форм уроков русского языка и литературы.
методическая разработка по русскому языку (6 класс)
Применение нестандартных форм и методов - одно из важных средств обучения, в связи с тем, что они образуют у учащихся стабильный интерес к обучению, снимают напряжение и скованность, свойственные многим учащимся, помогают создавать навыки учебной деятельности. Нестандартные уроки оказывают глубокое чувственное воздействие на учеников, благодаря чему у детей образуются более прочные, более углубленные знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurs_formiroanie_uud_v_hode_nestandartnyh_form_urokov_russkogo_yazyka_i_literatury.doc.docx | 81.68 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕСТАНДАРТНЫХ ФОРМ УРОКОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УУД 5
1.1. Характеристика универсальных учебных действий 5
1.2. Характеристика и сущность нестандартных форм уроков 11
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА НАСТАНДАРТНОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ 20
2.1. Использование нестандартных форм урока на занятиях по русскому языку и литературе 20
2.2. Конспект урока нестандартной формы 24
ВВЕДЕНИЕ
Организация учебно-воспитательной деятельности в современных технологиях от современного учителя требует улучшения практической деятельности с помощью поиска новых приоритетов в выявлении целей и содержания видов и методов построения обучающей деятельности учеников.
Применение нестандартных форм и методов – одно из важных средств обучения, в связи с тем, что они образуют у учащихся стабильный интерес к обучению, снимают напряжение и скованность, свойственные многим учащимся, помогают создавать навыки учебной деятельности. Нестандартные занятия оказывают глубокое чувственное воздействие на учеников, благодаря чему у детей образуются более прочные, более углубленные знания.
В подготовке подобных занятий принимает участие и учитель, и ученик, в связи с тем, что значительное время на подобном уроке отведено представлению домашних наработок. Возникает возможность дифференцировать обучение, увеличиваются рамки учебного плана, возрастает авторитет даже наиболее слабого ученика. В зависимости от задач определенного урока и особенности темы формы занятий будут различны. Чтобы избавиться от однотипности структуры занятия, чтобы преодолеть шаблонность в обучении, занятия сделать радостным и увлекательными, учитель планирует, формирует урок соответственно своему опыту, темпераменту, настроению. Все вышесказанное определяет необходимость применения нестандартных форм уроков русского языка и литературы, при этом замечается недостаточное методическое обеспечения данного вопроса в науке педагогики, что и определяет актуальность темы настоящего исследования.
Цель исследования – изучить особенности формирования УУД в ходе нестандартных форм уроков русского языка и литературы.
Объект исследования – методика обучения русскому языку и литературе.
Предмет исследования - формирования УУД в ходе нестандартных форм уроков русского языка и литературы.
Задачи исследования:
- Дать характеристику УУД;
- Изучить особенности нестандартных уроков;
- Выявить содержание нестандартных уроков в курсе русского языка и литературы;
- Составить конспект нестандартного урока.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, педагогическое моделирование.
Структура работы: введение, две главы, включающие четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕСТАНДАРТНЫХ ФОРМ УРОКОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УУД
- Характеристика универсальных учебных действий
Одной из основных целей современной системы образования в настоящее время считается развитие у школьников универсальных учебных действий, обеспечивающих современному подростку умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Развитие способности и готовности обучающихся осуществить универсальные учебные действия позволит значительно повысить результативность образовательного процесса.
Мировоззрение людей создается и развивается на протяжении всей их сознательной жизни. Но особенно активно этот процесс протекает в школьный период, в пору постоянного приобщения к основам наук и опыту общественной жизни. Развитие личности ребенка, критического мышления, философского представления об окружающем мире во все времена было и остается одной из основных задач школы [5].
Формирование личности в системе образования обеспечивается, ранее всего, через развитие универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной базой образовательного и воспитательного процесса. УУД формируют у школьников способность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, навыков и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Что же подразумевают под понятием «универсальные учебные действия»? В широком понимании термин «универсальные учебные действия» значит умение учиться, то есть способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и интенсивного присвоения нового социального опыта.
В узком понимании термин «универсальные учебные действия» можно охарактеризовать, как комплекс приемов действий школьника, развивающих его способность к самостоятельному освоению новых знаний и навыков, включая организацию этого процесса [7].
В фундаменте Федерального Государственного Образовательного Стандарта заложен системно-деятельностный метод, который направлен обеспечивать:
∙ развитие у школьников готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
∙планирование и конструирование социальной среды формирования учащихся в системе образования;
∙интенсивную учебно-познавательную работу школьников;
∙ организацию образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей школьников [18].
Рассмотрим виды универсальных учебных действий (УУД).
Индивидуальные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую направленность обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами, знание моральных принципов и умение определить нравственный аспект поведения) и направленность в социальных ролях и межличностных взаимоотношениях [16].
Применительно к учебной работе необходимо выделить два типа действий: действие смыслообразования, то есть установление обучающимися связи между задачей учебной работы и ее мотивом.
Подросток должен спрашивать о том, какое значение, смысл имеет для него обучение, изучаемый предмет, материал, и уметь находить ответ на этот вопрос; процесс нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и индивидуальных ценностей, обеспечивающий индивидуальный моральный выбор.
Индивидуальные действия разрешают сделать учение осмысленным, обеспечивают школьнику важность решения учебных задач, увязывая их с существующими жизненными целями и ситуациями. Разрешают подростку сформировать свою жизненную точку зрения в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего [7,8].
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию обучающимися своей учебной работы.
К ним причисляются:
∙целеполагание как постановка учебной цели на базе сопоставления того, что уже известно и усвоено школьником, и того, что еще неизвестно;
∙планирование – определение последовательности промежуточных задач с учетом конечного итога;
∙составление плана и последовательности действий;
∙прогнозирование – предвидение итога и степени усвоения, его
временных характеристик;
∙контроль в виде сопоставления метода действия и его продукта с заданным эталоном, с задачей определения отклонений и отличий от эталона;
∙коррекция – внесение требуемых дополнений и исправлений в план и метод действия в случае отличия эталон от реального действия и его результата;
∙оценка – выявление и осознание обучающимся того, что уже изучено и что ещеподлежит изучению, осмысление качества и степени изучения; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;
∙ способность к волевому усилию – к выбору в случае мотивационного конфликта и к преодолению препятствий [13].
Познавательные универсальные учебные действия содержат в себе:
∙общеучебные, логические, знаково-символические, действия постановки и решения проблем.
Общеучебные универсальные действия: самостоятельное выявление и формулирование познавательной задачи; поиск и выявление требуемой информации; использование способов информационного поиска, в том числе посредством компьютерных средств; структурирование знаний; осмысленное и произвольное построение речевого высказывания в устном и письменном виде; выбор наиболее результативных приемов решения задач в зависимости от определенных условий; рефлексия методов и условий действия, контроль и оценка процесса и итогов работы; постановка и формулирование вопроса, самостоятельное формирование алгоритмов работы при решении вопросов творческого и поискового характера.
Знаково ‒ символические действия: моделирование – перевоплощение объекта из чувственной формы в модель с определенными существенными характеристиками объекта (пространственнографическая или знаково-символическая модель); перевоплощение модели с задачей выделения общих законов, характеризующих данную предметную область.
Универсальные логические действия содержат в себе: изучение объектов с задачей выявления признаков (существенных, несущественных) синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно доделывая, дополняя недостающие составляющие; выбор баз и критериев для сопоставления, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблем это: формулирование проблемы; самостоятельная разработка приемов решения проблем творческого и поискового характера [9].
Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет точек зрения других людей, умение слушать и вступать в диалог, принимать участие в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и выстраивать продуктивное взаимопонимание и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Цель личностно ориентированного обучения – формирование личности учащегося, стремления к саморазвитию, самопознанию, самоопределению, к выбору индивидуальной ориентации обучения. Развитие интереса к собственному «я»: кто я на самом деле, могу ли я, если захочу, быть успешным, не хуже других, именно в математике. То есть осознание себя как индивида математической учебной работы, самостоятельный выбор учебных целей, задач и форм учебной деятельности, проявление своего творческого развития в учебных заданиях и учебных ситуациях.
Одна из главных составляющих психологического комфорта в математической работе – это постоянное чувство радости от преодоления сложностей [22].
Федеральный государственный стандарт координирован на формирование индивидуальных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»): любящий свой край и свое Отечество, знающий русский и родной язык, почитающий свой народ, его культуру и духовные ценности; понимающий и принимающий значение человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; интенсивно и заинтересованно познающий мир, осознающий значение труда, науки и творчества; желающий учиться, понимающий важность образования и самообразования для жизни и работы, стремящийся применять полученные умения на практике; социально активный, чтящий закон и правопорядок, сопоставляющий свои поступки с нравственными ценностями, признающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством; уважающий окружающих, стремящийся вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих итогов деятельности; осмысленно соблюдающий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и природы; ориентирующийся в мире профессий, сознающий значение профессиональной работы для субъекта в интересах устойчивого формирования общества и окружающей среды [8].
Основной из важнейших целей преподавателя, считается выстраивание учебной работы таким образом, чтобы у школьников развилась потребностьв реализации творческого преобразования учебного материала с задачей овладения новыми знаниями. Поэтому, для того чтобы развить у школьников любое УУД в образовательной схеме, предложен следующий путь, который преодолевает каждый учащийся: сначала, при изучении различных учебных предметов у школьника развивается первичный опыт выполнения УУД и побуждение к его самостоятельному выполнению; опираясь на имеющийся опыт, обучающийся усваивает знания об общем методе выполнения этого УУД; затем, изученное УУД вводится в практику обучения на уроке, формируется самоконтроль и, при потребности, коррекция его осуществления; в заключении выстраивается контроль уровня сформированности этого УУД и его системное практическое применение в образовательной деятельности, как на уроках, так и во внеурочной работе.
Совокупность стандартов и интересов учащегося возможно при индивидуально координированном обучении. В такой ситуации, даже рутина может быть превращена преподавателем в творчество, когда даже сама природа урока, его содержательная и методическая наполненность не только вооружат обучающихся определенными знаниями и умениями, но и возбудят у учеников неподдельный интерес, искреннюю увлеченность, активируют развитие их творческого сознания [9].
Овладение учащимися универсальными учебными действиями осуществляется в контексте разных учебных предметов. Совершенно очевидно, что четкой градации по развитию конкретного вида УУД в ходе изучения определенного предмета нет, и не может быть. Но развитие УУД в ходе изучения различных предметов, приводит к формированию личности. Развитие универсальных логических действий, то есть логической грамотности обучающихся, осуществляется на всех учебных предметах. Однако, если языковая грамотность в первую очередь развивается на уроках русского языка, то логическая грамотность – в ходе изучения математики. Развитие всех четырёх типов УУД одновременно можно наблюдать на примере учебной работы по усвоению математических понятий [12].
Универсальность УУД метапредметного характера обеспечивают стадии усвоения учебного материала и развития психологических способностей обучающегося лежат в базе организации и регуляции любой работы обучающегося, независимо от ее специально-предметного содержания, преемственность всех уровней образовательного процесса. целостность общекультурного, индивидуального и познавательного формирования и саморазвития личности.
- Характеристика и сущность нестандартных форм уроков
Огромное значение в приобретении учащимися более обширных познаний играет организация учебного процесса школьников на занятиях. Нестандартный урок – учебное занятие импровизация со свободной формой. Этот урок может быть и занятием, на котором знакомятся с новым материалом, и занятием, на котором повторяют уже пройденную, и обобщающим,, а тук же уроком комбинированного вида. Подобные занятия появились из-за того что у школьников постепенно теряется интерес к занятиям.
Цель нестандартных уроков – обогатить учебную деятельность, что будет в итоге повышать интеллектуальную активность школьников, а следовательно, и эффективности урока [Виситова Л. С., 2015., 6 ].
Нестандартные уроки в работе педагога занимают важное место. Это связано с возрастом школьников младших классов.
Среди самых распространённых нестандартных занятий выделяют несколько типов: интегрированные уроки, деловые игры, уроки-конкурсы, уроки-игры, уроки- праздники, уроки-семинары, уроки-конференции, уроки- экскурсии и другие. При разработке занятий педагоги преследуют и реализуют определённые цели:
∙ поощрение познавательного интереса
∙ формирование осмысленного отношения к урокам
∙ формирование творческих способностей школьников
∙ улучшение нестандартных навыков учебной работы
∙ совершенствование осмысленного отношения к урокам [Савинова С.В. , 2012., 77].
Выделим плюсы от применения этого вида обучения:
отказ от стереотипа увлечение и занимательность и как база эмоционального тона занятия развитие коммуникативных умений максимальное вовлечение школьников в активную работу.
В выборе традиционных уроков нужна мера. Ученики осваивают необычные способы работы: пропадает интерес, и соответственно заметно снижается успеваемость.
Место нетрадиционных занятий в общей системе определяется самим преподавателем в зависимости от определенной ситуации, условий содержания занятия и индивидуальных свойств детей и самого преподавателя. Необязательно на протяжении всего времени занятие должно быть нестандартным, возможно дополнение его различными частями, которые могут обучение сделать более активным. Это можно добиться, вводя в урок конкурсы, головоломки, шарады, кроссворды, игры, ребусы, загадки [Виситова Л. С., 2015., 7].
Игра процесс обучения на занятиях по русскому языку делает занимательным, улучшает познавательную активность, мышление и наблюдательность. На подобном уроке благодаря героям сказок поддерживается интерес к материалу, который изучается, уменьшается утомление у школьников.
В качестве нестандартного приема можно применять этапы урока с составляющими театрализации. На таких занятиях вводятся герои сказок: Буратино, Мальвина и т.д. Нужно сказать, что в эру высоких технологий урок нельзя провести без помощи информационно – коммуникационных технологий.
Основным из достоинств нестандартных уроков с применением средств ИТ является его чувственное воздействие на школьников, которое ориентировано на формирование у учащихся личностного отношения к уже изученному, на развитие разных сторон психической деятельности школьников.
На подобных уроках у детей младших классов формируются навыки и желание учиться, улучшается мышление, закладываются познания и навыки не лишь определенного учебного предмета, но и навыки владения средствами ИТ, дальнейшее обучение без которых нереально. Уже на занятиях по информатике дети изучают компьютерные программы. В связи с тем, что многие учащиеся могут сами создать простейшие презентации, которые демонстрируют на уроках по окружающему миру, или истории города, или литературного чтения [Савинова С.В. , 2012., 79].
Нестандартные формы урока осуществляются, как правило, по окончании изучения какой-либо темы или нескольких тем, эти занятия выполняют функции контроля обучения. Такие занятия проходят в необычной, нестандартной обстановке. Такая смена обычной обстановки целесообразна, так как она формирует атмосферу радости при выяснении результатов проделанной работы, снимает психический барьер, который возникает в обычных условиях из-за опасения совершить ошибку. Нестандартные формы урока реализуются при участии всего группы/класса, а также осуществляются с обязательным использованием средств зрительной и слуховой наглядности. На подобных уроках удается уяснить самые разные задачи педагогического, методического и психологического характера, которые суммировать можно таким образом:
- выполняется контроль знаний, умений и навыков школьников по какой-либо теме;
- осуществляется деловая, рабочая обстановка, серьезное отношение школьников к уроку;
- предполагается минимальное участие учителя на занятии.
К недостаткам нестандартных уроков, которые снижают обучающую эффективность процесса обучения, отнести можно:
Стихийность и бессистемность применения.
Исключение являются только занятия лекционно-семинарской системы, которые пришли из практики высшей школы и следовательно сравнительно полно мотивированные. Но данная система применяется как правило старшими классами;
Отсутствие прогноза положительных изменений — увеличение качества умений и знаний, сдвигов в совершенствовании школьников. Не все преподаватели могут определить основную идею занятия, его развивающие возможности;
Доминирование репродуктивных технологий обучения.
Внимание обращается как правило на форму организации процесса обучения, а не на содержание. Это отражается на объеме и содержании умозаключений и выводов, итоговых видов деятельности;
Перегрузка некоторых занятий учебным материалом, часто фактологическим. В основном это можно отнести к интегрированным занятиям, учебным конференциям, иногда занимательным формам уроков. Отсутствуют этапы обобщения, преобладает работа с фактическим материалом, не имеющим особого образовательного значения. Привлекаемые факты интересны учащимся, однако их образовательная и развивающая нагрузка незначительна.
Нестандартные формы уроков используются немотивированно, как уроки-одиночки, без заметной связи с ранее проведенными уроками. Преобладают итоговые формы (зачеты, семинары, решение кроссвордов и др). Целевые установки уроков не предусматривают прироста новых знаний и умений, развития учащихся в каком-либо отношении.
При подготовке и использовании нетрадиционных уроков необходимо учитывать ряд требований:
1. Нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся;
2. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения;
3. Нестандартному уроку предшествовать должна тщательная подготовка и самое главное разработка комплекса конкретных целей воспитания и обучения;
4. При определении форм нестандартных уроков преподавателю нужно учитывать особенности своего темперамента и характера, уровень подготовки и специфические качества класса в общем и некоторых учащихся;
5. Объединять усилия преподавателей при подготовке общих уроков, полезно не только в пределах предметов цикла естественной математики, но и выходя на предметы гуманитарного цикла;
6. При проведении нетрадиционных уроков руководствоваться правилом «с детьми и для детей», ставя одной из главных задач воспитание школьников в атмосфере творчества, добра, радости.
Дидактические нормы к нестандартным урокам.
- На занятии ученик должен получать определенную количество знаний, а также ощущать поэзию этой важнейшей науки.
- Занятие должно увеличивать глубину знаний школьников, которые были получены на других уроках.
- Занятие должно увеличивать интерес к предмету, любознательность, стимулировать работоспособность школьников.
- Учителю урок должен помогать в изучении индивидуальные качеств учеников, определять среди них одаренных школьников.
- Занятие не должно отвлекать школьника от основного содержания школьной программы при расширении и углублении их познаний.
- На уроке школьника ставить нужно в условия исследователя, который отыскивает закономерности, которые важны в творческом либо практическом отношении.
- Урок должен совершенствовать и развивать школьника на основе комплекса добровольной деятельности и обязательного ее исполнения.
- В состав занятия включены должны быть элементы занимательности, необходимые для жизнерадостной деятельности.
- Материал, который предлагается на уроке должен быть понятен учащимся, соответствовать их развитию.
Действия учащихся и преподавателя.
- Проводится доскональная подготовка этих уроков.
- Продумывается процесс урока с учетом качеств класса.
- Уделяется огромное внимание активизации работы всех школьников.
- Учащимся раздаются предварительные задания, разъясняется построение урока, подготавливаются наглядные пособия.
- Обсуждается последовательность действий на занятии, проверяются конкретные задания некоторых учеников.
- В какой-либо вид деятельности на занятии включаются «слабые» и «сильные» ученики, а также «равнодушные» и «трудные».
Классификация, т.е. разделение по разрядам, может помочь выделить общие основания, наиболее необходимое, интересующее из того обилия форм уроков, которое на сегодняшний день существует.
Можно выявить следующие группы занятий:
1. Уроки, которые отражают современные общественные течения: урок, который построен на инициативе школьников, урок-диспут, урок — общественный смотр знаний, урок с использованием компьютеров.
2. Занятия с применением игровых ситуаций: урок-пресс-конференция, урок-КВН, урок-ролевая игра, урок-соревнование, урок-путешествие, урок-аукцион, урок с применением дидактической игры, урок-театрализованное представление.
3. Уроки творчества: урок-сочинение, урок—выпуск "живой газеты", урок изобретательства, комплексно-творческий урок, урок-осмотр самодеятельной выставки.
4. Традиционные уроки с новыми аспектами: урок-лекция, урок-семинар, урок решения задач, урок-конференция, урок-экскурсия, урок-консультация, урок-зачет.
На основе форм и методов их проведения выделить можно следующую классификациюзанятий.
• уроки с измененными методами организации: лекция-парадокс, урок-лекция, защита идей, защита знаний, урок-встреча, урок вдвоем,;
• уроки, которые опираются на фантазию: урок творчества, урок-сказка, урок изобретательства, урок-сочинение, комплексно-творческий отчет,урок-творческий отчет, урок выставка, занятие -"удивительное рядом", урок — подарок от Хоттабыча;
• уроки, которые имитируют какие-либо виды работ или занятия: прогулка, экскурсия, заочная экскурсия, гостиная, путешествие по стране, путешествие в прошлое (будущее), урок-экспедиция, поездка на поезде, защита туристических проектов;
• уроки с игровой соревновательной базой: урок-игра: "Придумай проект", урок-"домино", проверочный кроссворд, урок в форме игры "Лото", урок типа: "Следствие ведут знатоки", урок-деловая игра, игра-обобщение, урок типа КВН, урок - "Что? Где? Когда?", урок эстафета, урок-футбольный матч, урок-тест, урок-игра для родителей, урок-ролевая игра: "Семья обсуждает свои планы";
• уроки, которые предусматривают изменение стандартных методов организации: экспресс-опрос, парный опрос, защита оценки, урок-зачет, урок-консультация, урок-семинар, урок-практикум, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения.
Можно выделить 3 периода: подготовительный, т.е. урок, а также его анализ.
1. Подготовительный
В нем принимают активное участие преподаватель и учащиеся. Если во время подготовки к традиционному занятию такую деятельность ведет только преподаватель (написание плана-конспекта, выполнение наглядных пособий и раздаточного материала т. п.), то в другом случае в большей степени задействованы и школьники. Их разделяют на две группы (команды, экипажи), и потом им дают или набирают задания, которые нужно выполнить до начала занятия: подготовка сообщений по теме будущего урока, составление викторин, вопросов, кроссвордов, изготовление нужного дидактического материала и т. д.
2. Собственно урок (выделяется 3 главных этапа):
Первый этап. Он считается предпосылкой образования и развития мотивационной сферы школьников: ставятся задачи, выясняется уровень готовности для их решения, для нахождения способов достижения целей урока. Замечаются ситуации, когда участие в них позволит найти решение развивающим, познавательным и воспитательным задачам.
Совершенствование мотивационной сферы выполняется тем эффективнее, чем результативнее выполнен период подготовки: качество выполнения учениками предварительных заданий оказывает влияние на их интерес к будущей работе. При проведении урока преподаватель учитывает отношение школьников к оригинальной форме занятия; степень их подготовленности; психологические и возрастные особенности.
Второй этап.
Сообщение нового материала, образование знаний школьников в разных "нестандартных" формах мыслительной активности и их организации.
Третий этап.
Этот этап посвящен созданию навыков и умений. Контроль обычно не выделяется во времени, а "растворяется" в каждом из предшествующих этапов.
3. Анализ
Во время анализа этих уроков целесообразно давать оценку итогам обучения, воспитания, совершенствования школьников, а также картине общения — эмоциональный тонус занятия: не только в процессе общения преподавателя с учащимися, но еще и в общении школьников друг с другом, а также некоторых рабочих групп.
Следовательно, можно прийти к выводу, что от мастерства учителя верно организовать урок и правильно сделать выбор той или иной формы проведения урока зависит эффективность процесса обучения.
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА НАСТАНДАРТНОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
2.1. Использование нестандартных форм урока на занятиях по русскому языку и литературе
На занятиях русского языка огромное внимание уделено работе со словарем. Если постараться разнообразить методы проведения работы со словарем, то у школьников не будет падать интерес к данному этапу занятия, да и готовиться к словарной работе дома, по-моему, у них желания будет больше.
- Преподаватель читает загадки, а школьники их пытаются отгадать. Отгадки – это словарные слова, которые школьники записывают в тетрадь, выделяя при этом не проверяемые буквы и ставя ударение.
- «Определить предмет по описанию». Преподаватель дает описание, ученики называют предмет - слово из словаря, записывают его.
- Игра «Закрой форточку». Преподаватель демонстрирует карточки с форточками (буквы, которые необходимо запомнить, вырезаны и отогнуты на противоположную сторону). Школьники говорят, какую необходимо вставить букву и форточка «закрывается» и недостающая буква возвращается на свое место.
- «Картинный диктант». Преподаватель показывает картинки, на которых с изображены предметы – слова из словаря. Можно их разделить по темам (фрукты, овощи, школа…). данный диктант проводить можно разными способами: в качестве комментированного письма. самостоятельной работы, в качестве диктанта - молчанку…
- Разгадать ребусы, кроссворды, которые составлены преподавателем из слов словаря,
- Игра «Разлетевшиеся шары». Слова написаны на доске с пропущенными орфограммами, а справа за чертой размещены разноцветные шары с буквами написанными на них. Школьники выходят к доске, отыскивают необходимый шар и крепят его к слову.
- Грамматическая эстафета с соревновательными элементами. На доске выписаны в 3 столбика слова с пропущенными орфограммами. Школьники делятся на 3 группы, по сигналу вместе выходят к доске и добавляют в слово недостающую орфограмму. Побеждает тот ряд, который справляется с заданием быстрее, при этом сделав наименьшее число ошибок.
- Работа по перфокартам. Преподаватель раздает школьникам карточки со словами из словаря, где пропущены буквы. Дети раскладывают их на чистый лист и вписывают пропущенные буквы.
- Преподаватель показывает карточки с открывающимися окошками, а школьники показывают карточку с буквой, которую необходимо вставить и тогда окошко «закрывается» и нужная буква ставится на свое место.
- Преподаватель показывает картинки с рисунком предметов – слов из словаря. Их можно разделить по темам - фрукты, цветы и овощи. Данный диктант проводить можно по - разному: в виде комментированного письма, самостоятельной работы, диктанта [Виситова Л. С., 2015., 8].
Огромное значение в организации занятия имеет его начало. Необходимо их настроить на рабочий лад. Только для этого использовать можно прием начала урока в нестандартной форме.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке,
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
В качестве нетрадиционного приема можно применять этапы занятия с элементами театрализации.
- Проверяйка. Проверка домашних заданий и каких-либо умений.
- Вспоминайка. Повторение правописания букв, орфограмм.
- Думайка. Задания повышенной трудности, опережение.
- Словознайка. Различная работа с текстом.
- Поиграйка. Грамматические игры.
- Угадайка. Занимательный материал в виде ребусов, загадок и т.п.
- Слушайка. Разновидность слухового, выборочного диктанта.
- Наблюдайка. Несколько наблюдений при подготовке к прохождению новой темы.
- Составляйка. Работа с деформированным текстом, опорными словами.
- Узнавайка. («Знаете ли вы?»). Знакомство с правилами русского языка, краткие сведения в связи с темой урока.
Современное занятие нельзя провести без использования информационно – коммуникационных технологий. Главным из достоинств нестандартных уроков с применением средств ИТ считается его эмоциональное влияние на учащихся, которое ориентировано на формирование у учеников личностного отношения к полученному материалу, на развитие разных сторон психической работы школьников. На таких занятиях у младшеклассников образуются умения и желание обучаться, формируется алгоритмический стиль мышления, закладываются навыки и знания не только определенного учебного предмета, но и овладения средствами ИТ.
Презентация – могущественное средство наглядности, улучшение познавательного интереса. Использование мультимедийных презентаций дает возможность сделать уроки более занимательными, включает в процесс восприятия слух, зрение, а также воображение, эмоции, помогает ученикам глубже погрузиться в исследуемый материал, сделать обучение менее однообразным и скучным.
Для совершенствования интереса к занятиям русским языком применяют презентации, графический планшет. Школьникам предлагаю творческие упражнения, которые выражаться могут: в создании кроссворда по теме, записи слов, выделении частей слова, подчеркивании орфограмм, поиске грамматической основы и второстепенных членов предложения.
Увеличивают интеллектуальный и творческий потенциал школьников уроки - викторины, расширяющие и закрепляющие полученные познания.
Одним из видов познавательной деятельности считается игра.
Игровой вид занятий можно применять на разных этапах занятия Определение места дидактической игры в составе урока и сочетание частей игры и учения зависят во многом от верного понимания учителем задач дидактических игр, а также их классификации. Самое важное, коллективные игры нужно разделять по дидактическим целям урока. Прежде всего, это игры обучающие, обобщающие, контролирующие.
Следовательно, можно прийти к выводу, что от навыка учителя верно организовать урок и верно выбрать какую либо форму проведения урока зависит во многом польза учебного процесса.
Необычные формы проведения занятий дают возможность поднять интерес школьников к изучаемому предмету, а также совершенствовать их творческую самостоятельность, учит работе с разными источниками знаний. Все перечисленные приемы и виды работы формировались постепенно в на протяжении многих лет работы, часть из них взята из опыта работы других преподавателей, часть - из книг и пособий.
2.2. Конспект урока нестандартной формы
Урок русского языка в 6 классе
по теме «Путешествие Машеньки и Медведя в страну ОРФОГРАФИЮ».
Цель урока: в игровой форме отработать написание чередующихся гласных в корнях, ы-и после приставок, з-с на конце приставок, написание приставок пре-, при-, подготовиться к проверочной орфографической работе.
Задачи:
Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе урочной деятельности; формирование основ орфографической зоркости.
Метапредметные: умение ставить цели и планировать деятельность для их достижения; устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.
Познавательные:
умение анализировать и выбирать главное для решения поставленных задач;
приобретение орфографических знаний.
Коммуникативные: высказывать свои мысли; довести свою точку зрения до других учащихся; уметь слышать и слушать.
На экране дети смотрят отрывок из мультфильма до появления названия мультфильма. (15 секунд)
1.Слово учителя, целевая установка урока:
-Много на свете разных стран, но ту страну, в которой мы сегодня побываем с Машенькой и Медведем, вы не найдёте на карте, хотя с её жителями мы встречаемся на каждом уроке русского языка. Эта страна называется орфографией, а её жителей зовут орфограммами.
Сегодня мы попытаемся не запутаться в орфографических следах.
Преодолеем лабиринт с чередующимися гласными.
Разгадаем тайну букв Ы-И в корнях после приставок.
Решим головоломки с буквами З и С на конце приставок.
Повстречаемся с сёстрами- соперницами, приставками ПРЕ-, ПРИ-.
И в конце нашего путешествия оденем в лиственный наряд орфографическое дерево. А что это такое, пусть для вас это будет загадкой.
2.(Класс делится на 2 группы: девочки-команда Машенек, мальчики-команда Медведей. Раздаются маски)
-Отправляемся в путешествие. А как в дороге обойтись без песни!
(Все вместе поём под музыку один куплет песни «Следы невиданных зверей»
-Мы с вами оказались перед орфографическими воротами. Но войти в эти орфографические ворота не так- то просто.
3. Учитель читает стихотворение:
Войти никак нельзя туда,
Коль не приложишь ты труда.
Там корни у ворот стоят,
Сомкнувшись тесно-тесно в ряд.
А путь откроют лишь тому,
Кто знает толк в правописании.
Опрос.
- В каких корнях чередующиеся гласные зависят от наличия или отсутствия суффикса? А после корня?
( -кос---кас-, -бер---бир-,-пер---пир-,-дер---дир-,-тер---тир-, -мер---мир-, -стел---стил-,-блест---блист-, -жег---жиг-, -чет---чит-.)
2.В каких корнях чередующиеся гласные зависят от ударения?
(-гор---гар-, -клон---клан-, -твор---твар-, -зор---зар-.)
3. В каких корнях чередующиеся гласные зависят от наличия или отсутствия согласной в корне?
(-раст---ращ---рос-, -лаг---лож-)
-Молодцы! Теорию знаете. Путь в орфографическое государство открыт.( За правильные ответы выдаются накопительные призы –бумажные листья)
4.Работа у доски(по цепочке дети выходят к доске, записывают слова, объясняют орфограммы)
Угоришь, коснёшься, затворишь, озаришь, заблестишь, изложишь, предлагаешь, поклонился, прорастаешь, подросла, ростовщик, выращенный, разжигаешь, озарённый , подстилаешь,изложение.
(Выдаются накопительные призы.)
-Продолжаем путь. Но что это?! На пути преграда: синтаксическая речка разлилась на пути, нужно разобраться со структурой предложения, расставить знаки препинания и объяснить графически и схемой.
5. У доски работает один ученик(расставить знаки препинания, объяснить структуру предложения, доказать).
Предложение для работы:
Когда Маша поднялась на холм, стало видно, где дорога делает поворот к домику Мишутки.
Представитель другой команды чертит схему данного предложения
(Когда…), ,(где….).
(Раздаются накопительные призы)
-Погода хорошая, мы продолжаем путь. Но что это? Только что дул тихий ветерок, играя с редкими оставшимися листочками. А теперь РАЗ(Ы,И)грался сильный ветер. (на доске записано слово РАЗ(Ы,И)ГРАЛСЯ.
-В край какой орфограммы мы пришли? (Ы,И после приставки)
-Расскажите, когда пишутся буквы Ы-И после приставок(После приставок на согласные пишется буква Ы, если однокоренные слова без этих приставок начинаются с буквы И.После приставок дез-, сверх-,меж-, контр-, транс- пишем букву И. Слово-исключение: взимать)
-Только что принесли два конверта, по одному-каждой команде с заданием объяснить пропущенные орфограммы (Индивидуальные задания представителям команд)
(Задание Медведю : вставь пропущенные орфограммы, объясни.:
Без..дейный, с..гранный коллектив, дез..нформационная статья,свех..нтересная история,раз..грать друга, меж..нститутское собрание.
Задание Машеньке: Вставь пропущенные орфограммы, объясни.
С..грать в игру,интереснаяконр..гра, сверх..зысканное кушанье,пред..стория рассказа, небез..нтересный попутчик,под..тожить.)
6. Работа у доски: два ученика распределяют слова в 2 столбика: с приставкой пре- и при-.
Слова для работы: предыдущий,небезызвестный,сверхизысканный,предыстория,контригра, сыграешь, дезинформация, межинститутский, розыгрыш, сверхинтересный.
Проверка работ- накопительные призы.
Слушаем ребят, которые работали индивидуально с заданиями-письмами.(призы)
-Ребята, прислушайтесь. Кто это ссорится? Сестрёнки-соперницы, две приставки пре-, при-. Что они не поделили? Послушайте сказку об этих приставках
«В одном из городов страны Орфографии жили сёстры –приставки при-, пре-. Приставка при- была добрая и ласковая. Она хотела всех приласкать, приголубить. Её сестра приставка пре- была совсем иного характера. Она всех преследовала, предавала, хотела превратить в своих рабов.
И тогда на первом же совещании приставок стали разбирать поведение приставки пре-. Приставка Раз- сказала: «Твоя мать Пере- не была такая злая, как ты.» Все остальные приставки дружно поддержали её. Приставка При-, её сестра продолжала: «Почему ты слово «ПЕРЕДАТЬ»переделала и получилось слово «ПРЕДАТЬ»? Как тебе не стыдно? А ещё сестра называется»
Задумалась Пре-, понурила голову, приуныла. Прошло какое-то время, и о чудо! Вдруг стала образовывать слова превосходной степени: «прекрасный», «прелестный».
Перевоспиталась приставкаПре- , осознала свою вину и теперь образует много слов с разными значениями, а злых слов всё меньше и меньше».
-Понравилась вам сказка? Давайте вспомним написание приставок пре- и при-
(Если приставка обозначает присоединение, приближение, близость или неполное действие, то в ней пишется буква И (это приставка ПРИ-). Если приставка близка по значению к слову ОЧЕНЬ или к приставке ПЕРЕ-, то в ней пишется буква Е (это приставка ПРЕ-).
7. Конкурс стихов о приставках ПРЕ-, ПРИ-.
Стихотворение от команды Машенек
Прибыл ли поезд, приплыл пароход,
Космонавт прилетел из Вселенной-
Обо всех, кто придёт, прилетит, приплывёт,
Пишется ПРИ-, несомненно.
(э. Успенский)
Стихотворение от команды Медведей:
Предлинный достанет до крыши рукой,
Прежадный не даст вам конфету.
Кто очень такой или очень сякой-
ПРЕ- мы напишем при этом.
Дожди непрерывные льют в октябре,
Но грамотным дождь- не преграда,
Где очень похожи ПЕРЕ- и ПРЕ-,
Там только ПРЕ- ставить надо.
(Э.Успенский)
За конкурс стихов –накопительные призы.
8. Командная работа у доски в два столбика с приставками ПРЕ-,ПРИ-.
(На откидных досках работают по одному представителю от каждой команды)
Слова для работы: приморский, прежадный, преодолеть, присесть, приплывёт, прескучный, препятствие, приказать, превратить, пригодиться, присмотреться, презирать.
Проверка детей, работавших у доски – накопительный приз)
9. Групповая работа: каждой команде выдаются карточки с идентичным заданием- исправить ошибки в написании приставок ПРЕ-, ПРИ-.
Текст карточек. (Прикатился клубок, преостановился. Присмотрелся, пригляделся Иванушка и видит- местность незнакомая. Прикрикнул щн на клубок, а тот приспокойно на месте лежит. Иванушка прихорошенький был. Не страшны ему никакие преграды. Хотел прилечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Присел на придорожный камень, призадумался.)
Проверка карточек-накопительные призы.
10. Работа с интерактивной доской.
Тренажёр «Написание приставок ПРЕ-, ПРИ-»(проверка по ходу работы –накопительные призы)
-Машеньки и Медведи, что за шум?! Понял: нам сейчас предстоит решить головоломки, которые нам подготовили буквы З и С. Кто знает, какое орфографическое правило оказалось у нас на пути?
(Этот написание З и С на конце приставок.)
-Спорят З и С о том, когда они должны писаться на конце приставок. Без нашей помощи им не обойтись. Напомните им правило о написании З и С на конце приставок.
(Дети отвечают-накопительный приз)
-Друзья, вы напомнили правило, а спор не прекращается между буквами. Оказывается, они не знают звонкие и глухие согласные, а без этих знаний эти буквы никак нельзя расставить по своим местам. Помогите! Как легко запомнить глухие согласные?
(-Стёпка, хочешь щец?
Фи!)
-А сейчас решим окончательно головоломку с буквами З и С в тренажёре.(Интерактивная доска.Отвечают дети « по цепочке» -накопительные призы, отметить лучшие работы).
-А вот мы подошли к ОРФОГРАФИЧЕСКОМУ ДЕРЕВУ.
(учитель открывает откидную доску. Перед взором детей предстаёт нарисованное дерево. У него 4 ветки, каждая из которых нарисована мелками разного цвета: зелёный цвет-это Буквы Ы-И после приставок, синий-чередующиеся гласные в корнях, красный- З-С на конце приставок, жёлтый-приставки ПРЕ-, ПРИ-).
Помните, когда мы с вами подходили к буквам Ы-И после приставок, поднялся ветер и сорвал практически все орфографические листочки. Наша задача- повесить листочки на свои места. Игра называется «Чья команда повесит больше листочков?» Я читаю слова, вы на слух определяете орфограмму, выбираете листочек нужного цвета, объясняете и приклеиваете к нужной ветке.
Слова для игры: росточек, касаюсь, угоришь, пригоришь, сыграть, озарил, подыскать, дезинформация, презабавный, приоткрыть, приспособить, превратиться, сделаешь, нисходить, низвергаться.
-Ребята, у меня больше слов нет, а разноцветные листочки остались. Продолжим игру в другом режиме: вы будете задавать друг другу слова. Продолжаем соревнование между командами, пока не останется листочков.
(Игра продолжается до последнего листка. Последний листок наклеен-дерево красивое получилось)
11.Подведение итогов работы.Рефлексия.
-Молодцы! Прекрасно поработали, оказывается,мы не играли, а занимались серьёзным делом.
Через игру повторили, отработали написание орфограмм. А какие орфограммы мы повторили? (Дети называют орфограммы)
Выявляется команда-победитель по количеству накопительных призов.( Призы-эмблемы из мультика «Машенька и Медведь»
Закончите предложения.
Сегодня на уроке я узнал……
Мне показалось интересным………
Меня удивило……
-А сейчас каждый оценит свою работу на уроке. (Учитель комментирует, высказывая свою точку зрения, соглашается или не соглашается с оценками детей)
Домашнее задание: подготовиться к десятиминутной орфографической проверочной работе.
Учитель читает в заключение стихотворение:
Урок наш окончен
И выполнен план.
Спасибо, ребята,
Огромное вам,
За то, что упорно,
Усердно трудились!
И знания ваши
Нам всем пригодились!
-Сегодня урок мы начали песней, предлагаю ей же и закончить нашу работу.
Исполнение куплета песни из мультфильма «Маша и Медведь»
(«Следы невиданных зверей»)
Р.s. К уроку была организована в классе выставка рисунков учащихся «По страницам мультика Машенька и Медведь»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Среди самых распространённых нестандартных уроков определяют несколько видов: интегрированные уроки, деловые игры, уроки- праздники, уроки-конкурсы, уроки-игры и другие. При формировании подобных уроков учителя стараются достичь определённых целей и осуществляют их в конкретных видах:
∙ поощрение познавательного интереса
∙ совершенствование осмысленного отношения к познаниям
∙ формирование творческих способностей школьников
∙ развитие нетрадиционных навыков учебной деятельности
∙ развитие взвешенного отношения к знаниям.
Место нестандартных занятий в общей системе определяться должно самим преподавателем в зависимости от обстоятельств, условий содержания темы и индивидуальных качеств детей и самого преподавателя. Необязательно все занятие должно быть нестандартным, возможно введение в него разных частей, которые активизировать могут обучение. Этого достигнуть можно, дополняя урок викторинами, головоломками, кроссвордами, шарадами и.т.д.
От мастерства учителя верно организовать занятие и правильно выбрать какую-либо форму проведения урока во многом зависит эффективность учебной деятельности.
Нестандартные формы проведения занятий дают возможность повысить интерес учеников к изучаемому материалу, улучшать их творческую самостоятельность, учить работе с разными источниками знаний.
Список литературы
- Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 — № 4. — С18–22.
- Виситова Л. С. Нетрадиционные формы и методы обучения на уроках в начальной школе [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 6-8.
- Дусавицкий А. К., Кондратюк Е. М., Толмачева И. Н., Шилкунова З. И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. — М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.
- Дунилова Р.А. Реализация требований ФГОС к формированию и оценке универсальных учебных действий у младших школьников//Управление начальной школой. – 2013. – №5.
- Жданова Ю. А. Структура урока в рамках реализации системно-деятельностного подхода [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 76-78.
- Занина Л.В., Меньшикова Н.П. Основы педагогического мастерства. - Ростов-на-Дону, 2003. - 288с.
- Зябкина Е. В. Проблема реализации индивидуального и дифференцированного подхода в рамках системно-деятельностного подхода в начальной школе [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 148-149.
- Истомина Н. Б. Развивающее обучение // Начальная школа.- 2011.- № 3.
- Кудрявцева, Н. Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н. Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора.- 2011.-№ 4.-С.13–27.
- Кузнецов, А. А. Академический учебник и образовательный стандарт нового поколения [Текст] / А. А. Кузнецов, С. А. Бешенков, Е. А. Ракитина // Информатика и образование. – 2008. – № 2.
- Купавцев А. В. Деятельностный аспект процесса обучения/А. В. Купавцева // Педагогика.- 2002.-№ 6.-С.44–66.
- Львов М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с.
- Методика преподавания русского языка в школе / Под ред. М. Т. Баранова. - М., 2001.-368с.
- Новейший педагогический словарь /ред.Е. С. Рапоцевич — М.: Современная школа, 2010.
- Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий : в 3 ч. Ч. 1, 3 [Текст] / М. Ю. Демидова [ и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 215 с.
- Осипова Н.В. и др. Показатели сформированности универсальных учебных действий обучающихся// Управление начальной школой. – 2010. – №10.
- Песняева Н.А. Учебный диалог – средство формирования УУД младших школьников//Управление начальной школой. – 2011. – №7.
- Программы по учебным предметам: методическое пособие [Текст] / Р. Г. Чуракова [ и др.]. – М. : Изд-во Академкнига. 2014 – 160 с.
- Петерсон Л. Г., Кубышева М. А., Кудряшова Т. Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. — Москва, 2006.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. е. С. Савинов]. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2012. – 223 с.
- Прохорова С.Ю. Методические условия формирования УУД у младших школьников//Управление начальной школой. – 2013. – №8.
- Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. //Информатика и образование. – 2012. – № 6. – С. 12-15.
- Савинова С.В. «Нестандартные уроки в начальной школе». Волгоград. Издательство «Учитель», 2012г
- Семяшкина Н. И. Значение дидактических игр и заданий при обучении грамоте // Начальная школа.-2010.- № 2.
- Савельева Л. В., Гогун Е. А., Щеголева Г. С. Русский язык: 2 класс: Учебник русского языка для четырехлетней начальной школы. В 2 ч. Ч.1 – М.: Издательство: Дрофа, 2014 г. – 128 с.
- Сборник проектных задач. Начальная школа. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений : В 2 вып. Вып. 1, 2 [Текст] / А. Б. Воронцов [ и др.] ; под ред. А. Б. Воронцова. – М. : Просвещение, 2011. – 80 с.
- Тимофеева В.П. Исследовательская работа в начальной школе. // Начальная школа, №2, 2008. с. 9-11.
- УМК «Школа России» Сборник рабочих программ «Школа России» 1–4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011. – 528 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения).
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». – Москва: Проспект, 2013. – 160 с.
- Фролова Л. А. Теоретическое обеспечение орфографической деятельности младших школьников / Л. А. Фролова // Начальная школа. – 2015. – N 3. – С. 103–115.
- Штец А. А. Обучение правописанию младших школьников на основе орфографических задач/А. А. Штец //VIII Международные Севастопольские Кирилло-Мефодиевские чтения: сборник научных работ. – Севастополь: «Шико-Севастополь», 2014. – С. 227–236.
- Яковенко Н. П. Использование средств наглядности и занимательного материала на уроках русского языка // Начальная школа.- 2007.- № 3.
- http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com
- knowledge.allbest.ru›Педагогика›…_0.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативных потребностей у учащихся на уроках русского языка и литературы.
Роль учителя-словесника в воспитании речевой ответственности у учащихся, формировании языкового чутья, коммуникативной потребности чрезвычайно велика. Хочу поделиться некоторыми методами и приемами, к...
Формирование информационной и коммуникативной компетенций на уроках русского языка и литературы
Является важным то, что знания, полученные на уроках русского языка и литературы, во внеклассной работе помогут учащимся в их дальнейшей повседневной жизни и профессиональной деятельности. Считаю, что...
Педагогический проект « Современные образовательные технологии как средство формирования познавательной и коммуникативной компетенций на уроках русского языка и литературы"
ОДНИМ ИЗ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ЯВЛЯЮТСЯ СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ....
Методическая работа на тему "Формирование универсальных действий познавательного характера на уроках русского языка и литературы"
Программа формирования универсальных учебных действий содержит:описание ценностных ориентиров на каждой ступени образования;характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных уни...
Формирование речевых и лингвистических компетенций на уроках русского языка и литературы
В данной статье я на примере работы учителей- словесников нашей школы хотела показать систему работы по формированию речевых и лингвистических компетенций как на уроках, так и во внеурочной деятельнос...
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, ДУХОВНОСТИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ НА УРОКАХ русского языка и ЛИТЕРАТУРЫ (выступление на педагогическом совете)
Мы стремимся к развитию и воспитанию всесторонней, гармоничной личности с высоким уровнем интеллекта, но немаловажное, а может быть, и первостепенное значение имеет формирование гражданской позиции, в...
Сообщение на МО учителей русского языка и литературы "Формирование речевой и языковой компетенции на уроках русского языка и литературы"
Работа по развитию речи учащихся....