Назывные предложения.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Немальцева Анна Николаевна

Тема урока: «Назывные предложения»

Класс: 8

Слайд№1

Дата проведения:

Тип урока: «Открытие» нового знания.

Образовательные технологии: ТРКМ, здоровьесбережения, дифференцированного подхода в обучении, индивидуальной и коллективной деятельности обучающихся.  

Цель урока: научиться находить в текстах односоставные предложения и определять их вид.

Задачи урока:

Образовательные: 

  1. Научиться различать односоставные назывные  предложения
  2. Развивать умение формулировать определение понятий.
  3. Обогащать словарный запас учащихся.
  4. Совершенствовать орфографические  умения.

Развивающие: 

  1. Осуществление системно-деятельностного подхода.
  2. Развитие внимания.
  3. Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развивать умение применять новые знания;

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

формирование логических умений;

развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт.

Воспитательные: 

  1. Воспитание интереса и уважения к русскому языку;
  2. Воспитание ценностного отношения к слову;
  3. Развитие коммуникативных УУД: создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:

  1. Уважительное отношение к родному языку.
  2. Стремление к речевому самосовершенствованию.
  3. Способность к самооценке на основе критерия успешности.

Метапредметные: 
1. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме.

2. Взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи, участия в обсуждении. 

Предметные: 
1. Опознавать односоставные предложения, определять виды и способы выражения главного члена предложения, анализировать и характеризовать виды односоставных предложений, их структурные и смысловые особенности, моделировать назывные предложения.

2. Свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме. 

4. Участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета.

Ресурсное обеспечение: «Русский язык. 8 класс», учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях; авторы-составители С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов и др., М.: Просвещение, 2019г.

компьютер,

- проектор,

раздаточный материал,

- словари русского языка (орфографический, толковый).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nazyvnye_predlozheniya_8_klass.docx44.53 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Назывные предложения» 

Класс: 8

Слайд№1

Дата проведения:

Тип урока: «Открытие» нового знания.

Образовательные технологии: ТРКМ, здоровьесбережения, дифференцированного подхода в обучении, индивидуальной и коллективной деятельности обучающихся.  

Цель урока: научиться находить в текстах односоставные предложения и определять их вид.

Задачи урока:

Образовательные: 

  1. Научиться различать односоставные назывные  предложения
  2. Развивать умение формулировать определение понятий.
  3. Обогащать словарный запас учащихся.
  4. Совершенствовать орфографические  умения.

Развивающие: 

  1. Осуществление системно-деятельностного подхода.
  2. Развитие внимания.
  3. Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развивать умение применять новые знания;

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

формирование логических умений;

развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт.

Воспитательные: 

  1. Воспитание интереса и уважения к русскому языку;
  2. Воспитание ценностного отношения к слову;
  3. Развитие коммуникативных УУД: создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: 

  1. Уважительное отношение к родному языку.
  2. Стремление к речевому самосовершенствованию.
  3. Способность к самооценке на основе критерия успешности.

Метапредметные: 
1. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме.

2. Взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи, участия в обсуждении. 

Предметные: 
1. Опознавать односоставные предложения, определять виды и способы выражения главного члена предложения, анализировать и характеризовать виды односоставных предложений, их структурные и смысловые особенности, моделировать назывные предложения.

2. Свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме. 

4. Участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета.

Ресурсное обеспечение: «Русский язык. 8 класс», учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях; авторы-составители С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов и др., М.: Просвещение, 2019г.

компьютер,

- проектор,

раздаточный материал,

- словари русского языка (орфографический, толковый).

План урока.

  1. Оргмомент (2 мин.)
  2. Актуализация  опорных знаний (7 мин.)
  3. Графический диктант  (5 мин)
  4. Изучение нового материала (10 мин.)
  5. Закрепление изученного материала (10 мин.)
  6. Физминутка (1-2 мин.)
  7. Домашнее задание (2 мин.)
  8. Рефлексия. (1-3 мин.)

Ход урока

  1. Организационный момент

Вступительное слово учителя:

     - Здравствуйте, ребята!

- Сегодня на уроке мы будем  удивляться, приглядываться, тянуться к знаниям, будем писать красиво, грамотно, обращать внимание на все детали.

II. Актуализация опорных знаний

- Итак, ребята, перед тем как мы приступим к изучению  новой темы урока, сначала повторим пройденный материал.

            1.  Графический диктант.

Повторение правила «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных».

1.Деревянная игрушка

2. кожаная сумка

3. серебряные ложки

4.глиняная посуда

5. стеклянная ваза  

6.шерстяной костюм

7. ржаной хлеб

8.лимонный чай  

9.ледяная вода

10.старинные часы

2. Фронтальный опрос. «Тонкие вопросы».

- Давайте вспомним, что такое словосочетание и чем словосочетание отличается от предложения?

(Словосочетание состоит из главного и зависимого слова или слов, связанных подчинительной связью.

Предложение выражает законченную мысль, побуждение к действию, вопрос или эмоции. ... Предложение имеет предикативную основу: подлежащее и сказуемое, связанные сочинительной связью, или один из этих членов.)

- Как делятся все  предложения по наличию главных членов?   (двусоставные, односоставные)

- Какое предложение называется двусоставным?

- Какое предложение называется односоставным?

- Сколько существует видов односоставных предложений с главным членом сказуемым? Назовите их.

- Определенно-личные предложения – это односоставные предложения? (да)

-  Определенно-личные предложения – это односоставные предложения с главным членом  сказуемым?  (да)

- Можно ли в неопределенно-личном предложении восстановить подлежащее? (да)

- Могут ли быть в Н/П  подлежащими местоимения 1,2 лица? (нет)

- Изменяются ли  безличные глаголы по лицам и числам? (нет)

- Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении ? (нет)

3. Работа в группах. Слайд № 2

Определите тип односоставных предложений:

  1. Люблю зимний лес.
  2. Мне не спится.
  3. Снегу намело в деревне почти до крыш.
  4. В поселке строят новую школу.
  5. Люблю грозу в начале мая.  (Ф.Тютчев)
  6. В дверь постучались.

Проверка ответов. Слайд № 2.  Карточки

О/л.

Н/л.

Б/л.

1.

+

2.

+

3.

+

4.

+

5.

+

6.

+

III. Изучение нового материала. Слайд№4, 5, 6, 7, 8, 9

- Посмотрите на предложения, которые вы видите на слайде.

Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.

- Подумайте и ответьте, какова функция каждого из этих предложений?

- Скажите, чем являются главные члены предложений?

- А теперь скажите, как называются такие предложения?

-Сформулируйте, пожалуйста, как бы вы сами дали определение назывному предложению?

- Итак, ребята, сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Запишите тему сегодняшнего урока Слайд№10

- Поработаем в парах (прочитать теоретический материал учебника (стр.132, 135), заполнить таблицу «знаю»-«хочу узнать»-«узнал») Слайд» №11

-Вспомните, что вы знаете по этой теме. Что хотели бы ещё узнать или чему хотите научиться.

Знаю

Хочу знать

Узнал

-  Что нового узнали из учебного материала?

Назывные предложения - это такие предложения, в которых главный член обычно выражается именем существительным в именительном падеже или сочетанием числительного с существительным.

- Какие признаки имеют Назывные предложения?

1.Имеют один главный член предложения – подлежащее;

2. Утверждается наличие предмета интонацией;

3. Предложения могут быть распространенными и нераспространенными.

IV. Закрепление изученного материала

Записать номера  назывных предложений. Слайд №12

      1. В хорошую погоду не сидишь дома.

2. В лесу потемнело.

3. Слезами горю не поможешь.

4. Укутанные снегом, притихшие дома.

5. Светлые дали.

6. Вот парадный подъезд.

7. Ясный день.

8. Пахнет прибитой дождём пылью.

9. Мне не работалось.

10.Я не работал.

      11. Последний звонок.

Ключ: 4,5,6,7,11. Слайд №13

Работа по карточкам. Слайд №14

Слабые.

Карточка №1. Списать предложения, указать их вид. Выполнить синтаксический разбор              8 предложения (у доски).

1) Зимние сумерки. (Назывное)

2) Холодно. (Безличное)

3) Завьюжило не на шутку. (Безличное)

4) Снегу намело до самых крыш. (Безличное)

5) С трудом пробираюсь по узкой тропинке. (Определенно-личное)

6) Вот и знакомый дом. (Назывное)

7) Меня здесь ждут. (Неопределенно-личное)

8) Люблю тебя, П..тра тв..ренье, люблю твой строгий, стройный ви... (Определенно-личное)

Синтаксический разбор 8 предложения. Один ученик работает у доски.

Люблю тебя, Петра творенье, люблю твой строгий, стройный вид. (А.С.Пушкин. Из поэмы «Медный всадник») (Определенно-личное)

КАРТОЧКИ ДЛЯ СЛАБЫХ

Основные группы односоставных предложений. Простое предложение, состоящее из одного главного члена называется о д н о с о с т а в н ы м. Односоставные предложения делятся на две основные группы: 1) предложения с одним главным членом-сказуемым; 2) предложения с одним главным членом-подлежащим. Предложения с одним сказуемым делятся ещё на две группы: 1) личные; 2) безличные. В свою очередь личные предложения делятся на две группы: 1) определённо-личные; 2) неопределённо-личные и обобщённо-личные.

Предложения определённо-личные.

О п р е д е л ё н н о - л и ч н ы м и предложениями называются такие односоставные предложения, у которых сказуемое выражается глаголом 1-го или 2-го лица изъявительного наклонения ед. и мн.ч. или глаголами повелительного наклонения (несу, несёшь, несём, несёте, неси, несите): 1) Жду от тебя посылки. (Ч.) 2) Придёшь завтра ко мне? 3) Уходим завтра в поход.

Предложения неопределённо-личные и обобщённо-личные.

Эти два типа односоставных предложений близки друг к другу. Н е о п р е д е л ё н н о-л и ч н о е предложение - это простое односоставное предложение с глаголом-сказуемым, обозначающим такое действие, которое выполняет неопределённый круг лиц. Глагол-сказуемое в неопределённо-личном предложении имеет форму множественного числа - прошедшего времени или 3-го лица настоящего времени. Например: 1) К. кому-то принесли от мастера ларец. (Кр.) 2) Подсудимых тоже куда-то выводили и только что ввели назад. 3) Там под горой пасут овец.

О б о б щ ё н н о - л и ч н о е предложение - это простое односоставное предложение с глаголом-сказуемым, обозначающим такое действие, которое выполняет широкий, обобщённый круг лиц. Глагол-сказуемое в обобщённо-личном предложении имеет форму 2-го лица единственного числа настоящего или будущего времени, например: 1)Без труда не вынешь и рыбку из пруда. 2) Никогда не знаешь, где найдёшь настоящее слово.(Пауст.)

Безличные предложения.

Б е з л и ч н ы м и называются предложения, сказуемое которых не допускает при себе подлежащего, не сочетается с именительном падежом.

1. Сказуемое безличных предложений может быть выражено как безличными формами личных глаголов, так и безличными глаголами. Глаголы при этом имеют форму 3-го лица единственного числа или форму среднего рода (также единственного числа) - в обоих случаях без указания производителя действия, например: Мне не спится что-то. С утра меня лихорадило.

Назывные предложения

Это односоставные предложения, состоящие только из подлежащего или подлежащего с пояснительными словами, например: Зима. Голубые пригорки незабудок. Назывные предложения произносятся с особой интонацией. Смысл назывных предложений заключается в утверждении бытия или наличности явления в настоящем времени. Следовательно, назывные предложения не могут быть употреблены ни в прошедшем, ни в будущем времени, ни в сослагательном, ни в повелительном наклонении.

КАРТОЧКИ ДЛЯ СИЛЬНЫХ

Карточка №2. Спишите текст. Старое русло Оки. Его называют Прорвой. Берега здесь сплошь покрыты ольхой, шиповником, ежевикой. Нигде не видел я таких репейников, колючек, огромных грибов дождевиков. Густые заросли трав подходят к самой воде упругой стеной, и с лодки часто нельзя высадиться на берег. Я люблю эти глухие места и каждую осень провожу здесь несколько недель. Устанавливаю палатку. В ней тепло и сухо. Вечером при свете фонаря я даже читаю, но недолго. На Прорве слишком много помех. То за кустом крикнет какая-то птица, то ударяет хвостом пудовая рыба, то оглушительно выстрелит в костре ивовый прут. Начинает разгораться зарево, и мрачная луна всходит над просторами вечерней земли. Осенняя ночь тянется медленно, ей нет конца. К рассвету лицо обжигает лёгкий морозец. На востоке наливается тихим светом заря. Воздух густ и прохладен. Пахнет травянистой свежестью и осокой. (По К. Паустовскому). Грамматическое задание. 1. Найдите в тексте 2—3 односоставных предложения (в том числе и те, которые являются частями сложного), обозначьте в них грамматические основы, определите тип этих предложений. 2. Разберите по составу выделенные слова.

 Физминутка на внимательность. (Если останется время).
Я буду читать предложения, а ваша задача: поднимать руку только тогда, когда вы услышите назывное предложение.
1. Светает.
2. Рассвет.
3. Люблю дымок спаленной жнивы.
4. Три часа ночи.
5. Ласковый прибой.
6. Жарко.
7. Дни поздней осени бранят обыкновенно.
8. Жара.
9. Зимний лес.
10. Лесные тропинки.

V.  Домашнее задание. Выставление оценок. Слайд №15

Расскажи родителям о своих успехах, выучи правило параграф 28, упражнение 281 (устно), выбери упражнение для письменного выполнения: 285, 286. Творческое задание. Напишите СМС сообщение своему другу. Опишите свои ощущения от просмотренного фильма при помощи назывных предложений.

VI. Итоги урока. Рефлексия. Слайд №16

Похожее изображение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Назывные предложения. Урок русского языка в 8 классе.

Цель урока:Дать понятие назывного предложения, формирование умений: 1) находить назывные предложения; 2) определять роль назывных предложений в художественной литературе, в газетных и журнальных очерк...

Назывные предложения

Урок русского языка в 8 классе с презентацией....

Разработка урока "Назывные предложения",8 класс

Это 5-ый урок русского языка в 8 классе в разделе "Односоставные предложения".Учащиеся самостоятельно разберут предложения, научатся составлять синквейн....

Урок для 8 класса по теме "Односоставные предложения. Назывное предложение".

Открытый урок по русскому языку с использованием ИКТ...