Методическая копилка
рабочая программа по русскому языку (5 класс)
Программа дополнительного образования предназначена для проведения занятий в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительное образование | 72.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Советского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №1» г. Советска
Рассмотрена на педагогическом совете «31» августа 2020 г. Протокол № 1 от «31» августа 2020 г. | «Утверждаю» Директор МАОУ «Гимназия №1» г. Советска ______________Е.А. Кобзева «31» августа 2020 г. |
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«Занимательная лингвистика»
для обучающихся 11-13 лет
МАОУ «Гимназия №1» г. Советска
Срок реализации: 9 месяцев
Автор-составитель:
Баляса Юлия Юрьевна, учитель русского языка и
литературы
г. Советск
2020 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная лингвистика» имеет социально-педагогическую направленность.
Актуальность программы
Актуальность программы заключается в реализации новой идеи, предусматривающей учёт в преподавании многофункциональности самого языка.
Успешность обучения во многом зависит от интереса к изучаемому предмету. К сожалению, нечасто можно встретить учеников, которые называют любимым предметом русский язык. Главной задачей школы считается научить грамотно писать. Между тем в языке есть чудесные превращения слов, красивая логика, даль истории и разнообразие стран и народов, но на уроках обо всем этом не говорится.
Успешное овладение знаниями невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока русского языка и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство родного языка, раскрыть многие его «тайны». В этом случае на помощь приходит внеурочный курс «Занимательная лингвистика» в форме клуба, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и соответствует целям и задачам основной образовательной программы основного общего образования школы.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с пятиклассниками и шестиклассниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по «Занимательной лингвистике».
Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью данной программы является деятельностный подход к воспитанию, обучению и развитию учащихся средствами русского языка. На всех этапах обучения предусмотрены разнообразные знания, которые связаны с учебной программой. Занятия строятся на игровых методах работы. Игровая методика помогает вовлечь учащихся в творческий процесс, активизирует познавательную активность, способствует общей заинтересованности учащихся предметом.
На каждом занятии данного курса используются мультимедийные презентации, забавные стихи, загадки, кроссворды, игры, пословицы и др., которые способствуют повышению активности и работоспособности учащихся на уроках, влияют на качество успеваемости, развивают логическое и абстрактное мышление.
Не стоит забывать и о том, что богатый словарный запас, высокий уровень речевой компетенции в родном языке является предпосылкой для успешного овладения разными видами компетенций в русском языке.
В этой связи, данная программа способствует совершенствованию языкового мышления, речевой культуры.
Во время проведения занятий решается проблема дифференциации обучения, расширяются рамки учебной программы.
Адресат программы
Дополнительная общеразвивающая программа предназначена для детей в возрасте 11 - 13 лет.
Объем и срок освоения программы
Срок освоения программы – 9 месяцев, 2019 – 2020 учебный год.
На полное освоение программы требуется 37 часов.
Формы обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса
Набор детей в объединение – условно свободный; предусматривает совместную работу учащихся 5-х и 6-х классов. Программа объединения предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми. Состав групп 10-15 человек.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Общее количество часов в год – 37 часов. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 45 минут. Недельная нагрузка: 1 час. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Педагогическая целесообразность
Программа лингвистического клуба позволяет показать обучающимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения лингвистики обучающиеся могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к «Занимательной лингвистике» должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Содержание и методы обучения «Занимательной лингвистики» содействуют приобретению и закреплению обучающимися прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.
Практическая значимость
Обучающиеся среднего звена совершенствуют свои знания, умения и навыки по русскому языку.
Итогом работы в кружке является участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня, создание учебно-исследовательских проектов (индивидуальных и групповых), защита их внутри группы и на уровне школьной научной конференции.
Ведущие теоретические идеи
Перспективность данного курса заключается в том, что предполагается дальнейшее расширение темы от слова к словесности.
Формируя коммуникативную компетенцию учащихся, программный курс развивает способность к собственному речетворчеству, учит творческому употреблению родного языка.
Творческие работы, проектная деятельность, коллективная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть ориентированы на то, чтобы ученик получил широкую практику работы с различными текстами.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Цель дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: расширение лингвистического кругозора; приобщение к языковым ценностям; увеличение словарного запаса; формирование общей языковой культуры.
Задачи дополнительной общеразвивающей программы:
Образовательные:
- совершенствовать умения организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой;
- способствовать приобретению знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
- пробудить у обучающихся потребность к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- совершенствовать общее языковое развитие учащихся;
- расширить знания и представления о литературном языке.
Развивающие:
- развивать интерес к русскому языку как к учебному предмету;
- развивать мотивацию к изучению русского языка;
- развивать творческие способности;
- приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умения пользоваться справочной литературой;
- развивать коммуникативные способности обучающихся.
Воспитательные:
- воспитывать у обучающихся культуру обращения с книгой;
- формировать и развивать у обучающихся разносторонние интересы, культуру мышления.
- воспитывать любви к родному языку.
Принципы отбора содержания:
- принцип единства развития, обучения и воспитания;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип доступности;
- принцип наглядности;
- принцип взаимодействия и сотрудничества;
- принцип комплексного подхода.
Основные формы и методы:
- лекции, беседы;
- игры-конкурсы; КВН;
- театральные постановки, разыгрывание ситуаций;
- практические занятия с элементами игр, с использованием дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая);
- поисково-исследовательская деятельность.
При организации образовательных событий сочетаются индивидуальные и групповые формы деятельности и творчества, разновозрастное сотрудничество, возможность «командного зачета», рефлексивная деятельность, выделяется время для отдыха, неформального общения и релаксации. У обучающихся повышается познавательная активность, раскрывается их потенциал, вырабатывается умение конструктивно взаимодействовать друг с другом.
Каждое занятие содержит теоретическую часть и практическую работу по закреплению этого материала.
Каждое занятие условно разбивается на 3 части, которые составляют в комплексе целостное занятие:
1 часть включает в себя организационные моменты, изложение нового материала, инструктаж, планирование и распределение работы для каждого учащегося на данное занятие;
2 часть – практическая работа учащихся (индивидуальная или групповая, самостоятельная или совместно с педагогом, под контролем педагога). Здесь происходит закрепление теоретического материала, отрабатываются навыки и приемы; формируются успешные способы профессиональной деятельности;
3 часть посвящена анализу проделанной работы и подведению итогов. Это коллективная деятельность, состоящая из аналитической деятельности каждого обучающегося, педагога и всех вместе. Широко используется форма творческих занятий, которая придает смысл обучению, мотивирует обучающихся на дальнейшее исследование и результат. Это позволяет в увлекательной и доступной форме пробудить интерес обучающихся к изучению языка, его загадкам и интересным явлениям.
Метод дискуссии учит обучающихся отстаивать свое мнение и слушать других.
Планируемые результаты
От того, как ученик может применить свои знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Это не только умение добывать и применять знания, это коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценивания, развитие творческих способностей.
Образовательные
Обучающиеся научатся:
- анализировать и обобщать на основе фактов;
- устанавливать причинные явления и их следствия;
- представлять информацию в развёрнутом и сжатом виде;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации о мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- выполнять проекты в устной и письменной форме;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- узнавать отличительные признаки основных языковых единиц, основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;
- узнавать и научиться пользоваться нормами русского языка: произносительными, словоупотребительными;
- четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
- расширять, систематизировать исходные представления о языке.
Развивающие
Обучающиеся научатся:
- адекватно использовать коммуникативные (прежде всего, речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- взаимодействовать со сверстниками;
- совершенствовать собственную речь.
Воспитательные
Обучающиеся научатся:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Методы, в основе которых располагается уровень деятельности обучающихся:
- - исследовательский – самостоятельная творческая работа обучающихся;
- - репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности,
- - объяснительно-иллюстративный – обучающиеся воспринимают и усваивают готовую информацию;
- - частично-поисковый – участие обучающихся в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- -наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
- - практический (выполнение работ по образцу, плану, алгоритму и др.);
- - словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.).
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях:
- - исследовательский (для развития самостоятельности мышления, творческого подхода к выполняемой работе, исследовательских умений);
- - объяснительно-иллюстративный (для формирования знаний и образа действий);
- - репродуктивный (для формирования умений, навыков и способов деятельности);
- - словесный - рассказ, объяснение, беседа, лекция (для формирования сознания);
- - стимулирования (соревнования, выставки, поощрения).
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | |||
Всего | Теория | Практика | Самостоятельная подготовка | |||
1. | Вводное занятие. Лингвистический проект | 1 | 1 | 0 | 0 | Устный опрос |
2. | Банты и шарфы. Загадка ударения | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Устный опрос |
3. | На сцене гласные | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Писм. работа |
4. | Как возникла наша письменность? | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Интел. игра |
5. | Память и грамотность | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Устный опрос, тест |
6-7. | Поговорим обо всех приставках сразу | 2 | 1 | 1 | 1 | Интел. игра |
8. | Где же хранятся слова? | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Устный опрос, рефлексия |
9. | Экскурсия в школьную библиотеку «Знакомство со словарями» | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Фотоотчет с поясне-нием |
10. | Добрые слова | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Устный опрос |
11. | На карнавале слов | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | викторина |
12. | Сочинение стихотворений со словами- «двойняшками» | 1 | 0,5 | 0,5 | 1 | Стихо-творение |
13. | Слова-антонимы | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | викторина |
14. | Экскурсия в прошлое | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Фотоотчет с поясне-нием |
15. | Полёт в будущее | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Письм. работа |
16-17. | Кто командует корнями? | 2 | 1 | 1 | 1 | сочинение |
18-19. | Что рассказали части речи о себе | 2 | 1 | 1 | 1 | Интел. игра |
20-21. | Королевство ошибок | 2 | 1 | 1 | 1 | Интел. игра |
22. | Крылатые слова | 1 | 0,5 | 0,5 | 1 | Интел. игра |
23-24. | В Стране Сочинителей | 2 | 1 | 1 | 1 | сочинение |
25-26. | Анаграммы и метаграммы | 2 | 1 | 1 | 1 | Интел. игра |
27-28. | Шарады и логогрифы | 2 | 1 | 1 | 1 | Интел. игра |
29. | Откуда пришли наши имена | 1 | 0,5 | 0,5 | 1 | Круглый стол |
30-31. | «Знакомство с творчеством поэтов-земляков» | 2 | 1 | 1 | 1 | Твор-ческий отчет |
32. | Мы – исследователи. Что такое лингвистический проект? | 1 | 1 | 0 | 0 | План-отчет проекта |
33-36. | Мы - исследователи. Лингвистический проект. Защита лингвистического проекта. | 4 | 0 | 4 | 2 | Защита проекта |
37. | КВН по русскому языку. Итоговое контрольное мероприятие. | 1 | 0 | 1 | 0 | Интел. игра, фотоотчет |
Итого | 37 | 17 | 20 | 13 |
Задачи:
Образовательные
- совершенствовать умения организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой;
- способствовать приобретению знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
- пробудить у обучающихся потребность к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- совершенствовать общее языковое развитие учащихся;
- расширить знания и представления о литературном языке.
Воспитывающие:
- воспитывать у обучающихся культуру обращения с книгой;
- формировать и развивать у обучающихся разносторонние интересы, культуру мышления.
- воспитывать любви к родному языку.
Развивающие:
- развивать интерес к русскому языку как к учебному предмету;
- развивать мотивацию к изучению русского языка;
- развивать творческие способности;
- приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умения пользоваться справочной литературой;
- развивать коммуникативные способности обучающихся.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
(37 часа, 1 час в неделю)
Тема 1. Вводное занятие. Лингвистический проект (1 ч.)
Красота и богатство русской речи. На примере произведений устного народного творчества показать богатство русского языка: народную фантазию, мудрость народную. Особенности и структура лингвистического проекта. Пример проекта о загадках.
Практическая часть: конкурс на знание пословиц, поговорок, загадок.
По завершении темы предусмотрен устный опрос.
Тема 2. Банты и шарфы. Загадка ударения (1 ч.)
Знакомство с наукой орфоэпия. Нормы произношения.
Практическая часть: разыгрывание ситуаций с отдельными словами.
По завершении темы предусмотрен устный опрос.
Тема 3. На сцене гласные (1 ч.)
Роль ударения. Произносительные нормы.
Практическая часть: игра «Проставь ударение»
По завершении темы предусмотрена письменная работа.
Тема 4. Как возникла наша письменность? (1 ч.)
Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица?
Практическая часть: творческое задание «Придумай свой алфавит».
По завершении темы предусмотрена интеллектуальная игра.
Тема 5. Память и грамотность (1 ч.)
Виды памяти.
Практическая часть: тренировка памяти на отрывках литературных произведений. Зарядка для развития памяти.
По завершении темы предусмотрены устный опрос и тест.
Тема 6. Поговорим обо всех приставках сразу (2 ч.)
Правописание приставок. Опасные согласные в приставках. Коварная приставка С-. Самые трудные приставки ПРИ- и ПРЕ-.
Практическая часть: тренировочные упражнения на правописания приставок.
По завершении темы предусмотрена интеллектуальная игра.
Тема 7. Где же хранятся слова?(1 ч.)
Лексикография – наука о составлении словарей. Как найти слово?
Практическая часть: работа со словарём.
По завершении темы предусмотрен устный опрос.
Тема 8. Экскурсия в библиотеку (1 ч.)
Знакомство с разными видами словарей.
Практическая часть: нахождение слова в разных видах словарей.
По завершении темы предусмотрено коллективное создание фотоотчета с пояснением.
Тема 9. Добрые слова (1 ч.)
Богатство русской лексики «добрыми словами».
Практическая часть: игра «Умеете ли вы здороваться (прощаться, разговаривать по телефону…)». Работа с текстами на данную тему.
По завершении темы предусмотрен устный опрос.
Тема 10. На карнавале слов (1 ч.)
Омонимы.
Практическая часть: прослушивание стихотворений и работа по их содержанию. Игры со словами-омонимами (И.Туричин «Есть…», Н.Сладков «Овсянка»)
Тема 11. Сочинение стихотворений со словами-«двойняшками» (1 ч.)
Разновидности омонимов
Практическая часть: создание своих небольших стихотворных текстов с использованием омонимов
По завершении темы предусмотрено создание собственного стихотворения.
Тема 12. Слова-антонимы (1 ч.)
Антонимы.
Практическая часть: игра «Подбери нужное слово» со словами-антонимами. Головоломка «Все слова на А».
По завершении темы предусмотрена интеллектуальная игра.
Тема 13. Экскурсия в прошлое (1 ч.)
Устаревшие слова – архаизмы и историзмы.
Практическая часть: в «музее» древних слов – выбор из текста древних слов.
По завершении темы предусмотрено коллективное создание фотоотчета с пояснением.
Тема 14. Полёт в будущее (1ч.)
Неологизмы.
Практическая часть: игра «Угадай-ка!» со словами-неологизмами. Нахождение неологизмов в тексте.
По завершении темы предусмотрена письменная работа.
Тема 15. Кто командует корнями?(2 ч.)
Чередование гласных в корнях. Командуют гласные, командуют и согласные. Командует ударение, командует смысл.
Практическая часть: тренировочные игровые упражнения «Узнай в лицо». Работа с текстами.
По завершении темы предусмотрена письменная работа.
Тема 16. Что рассказали части речи о себе?(2 ч.)
Самостоятельные и служебные части речи
Практическая часть: игра «Узнай меня!» на распознавание частей речи.
Тема 17. Королевство ошибок (2 ч.)
Виды ошибок
Практическая часть: сочинение сказок. Прослушивание работ и исправление ошибок. Театрализованная постановка ситуаций.
По завершении темы предусмотрена интеллектуальная игра.
Тема 18. Крылатые слова (1 ч.)
Значения крылатых слов.
Практическая часть: подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Стихотворение Н.Силкова «Прикусил язык» и В.Орлова «Ни пуха ни пера».
По завершении темы предусмотрена интеллектуальная игра.
Тема 19. В Стране Сочинителей (2 ч.)
Рифмы.
Практическая часть: сочинение стихотворных сказок о дружбе, добре и зле. Сочинение загадок. Конкурс загадок в рисунках.
По завершении темы предусмотрена письменная работа.
Тема 20. Анаграммы и метаграммы (2 ч.)
История изобретения анаграмм и метаграмм, использование их в творчестве. Практическая часть: работа с примерами.
По завершении темы предусмотрена интеллектуальная игра.
По завершении темы предусмотрена интеллектуальная игра.
Тема 21. Шарады и логогрифы (2 ч.)
Происхождение шарад и логогрифов.
Практическая часть: составление и разгадывание своих примеров. Иллюстрирование ответов.
По завершении темы предусмотрена интеллектуальная игра.
Тема 22. Откуда пришли наши имена? (1 ч.)
Урок-круглый стол. История появления имён, отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой антропонимикой.
Практическая часть: творческая работа «Нарисуй своё имя».
Тема 23. «Знакомство с творчеством поэта-земляка» (2 ч.)
Урок-круглый стол. Знакомство с жизнью и творчеством поэтов Калининградской области.
Практическая часть: составление творческих отчетов.
Тема 24. Мы – исследователи. Что такое лингвистический проект? (1 ч.)
Урок-консультация. Повторение особенностей и структуры лингвистического проекта. Оформление проектной работы.
Практическая часть: проверка и коррекция выбранных тем, анализ первичной работы.
По завершении темы предусмотрена защита план-отчета по проекту.
Тема 25. Мы – исследователи. Лингвистический проект. Защита лингвистического проекта (4 ч.)
Практическая часть: проверка и коррекция содержания проектных работ, коррекция оформления. Защита проектов.
Тема 26. КВН по русскому языку (1 ч.)
Практическая часть: командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.
По завершении темы предусмотрено создание фотоотчета.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1. | 09 | 07 | 12-45 – 13-30 | Лекция, беседа | 1 | Вводное занятие. Лингвистический проект | Кабинет №27 | Устный опрос |
2. | 09 | 14 | 12-45 – 13-30 | Лекция, беседа, игра | 1 | Банты и шарфы. Загадка ударения | Кабинет №27 | Устный опрос |
3. | 09 | 21 | 12-45 – 13-30 | Лекция, беседа | 1 | На сцене гласные | Кабинет №27 | Писм. работа |
4. | 09 | 28 | 12-45 – 13-30 | Лекция, беседа, групп.деят. | 1 | Как возникла наша письменность? | Кабинет №27 | Интел. игра |
5. | 10 | 05 | 12-45 – 13-30 | Лекция, беседа, групп.деят. | 1 | Память и грамотность | Кабинет №27 | Устный опрос, тест |
6-7. | 10 10 | 12 19 | 12-45 – 13-30 | Лекция, беседа, игра | 2 | Поговорим обо всех приставках сразу | Кабинет №27 | Интел. игра |
8. | 10 | 26 | 12-45 – 13-30 | Лекция, беседа, игра | 1 | Где же хранятся слова? | Кабинет №27 | Устный опрос, рефлексия |
9. | 12-45 – 13-30 | Экскурсия | 1 | Экскурсия в школьную библиотеку «Знакомство со словарями» | Библио-тека | Фотоотчет с поясне-нием | ||
10. | 12-45 – 13-30 | Лекция, беседа | 1 | Добрые слова | Кабинет №27 | Устный опрос | ||
11. | 12-45 – 13-30 | Лекция, беседа, игра | 1 | На карнавале слов | Кабинет №27 | викторина | ||
12. | 12-45 – 13-30 | Лекция, беседа, творч.деят. | 1 | Сочинение стихотворений со словами- «двойняшками» | Кабинет №27 | Стихо-творение | ||
13. | 12-45 – 13-30 | Лекция, беседа, игра | 1 | Слова-антонимы | Кабинет №27 | викторина | ||
14. | 12-45 – 13-30 | Лекция, беседа, экскурсия, инсцен. | 1 | Экскурсия в прошлое | Кабинет №27, музей | Фотоотчет с поясне-нием | ||
15. | 12-45 – 13-30 | Лекция, беседа | 1 | Полёт в будущее | Кабинет №27 | Письм. работа | ||
16-17. | 12-45 – 13-30 | Лекция, беседа | 2 | Кто командует корнями? | Кабинет №27 | сочинение | ||
18-19. | 12-45 – 13-30 | Лекция, беседа | 2 | Что рассказали части речи о себе | Кабинет №27 | Интел. игра | ||
20-21. | 12-45 – 13-30 | Лекция, беседа | 2 | Королевство ошибок | Кабинет №27 | Интел. игра | ||
22. | 12-45 – 13-30 | Лекция, беседа, игра | 1 | Крылатые слова | Кабинет №27 | Интел. игра | ||
23-24. | 12-45 – 13-30 | Лекция, беседа, театр. инсцен с игр. Элемен-тами | 2 | В Стране Сочинителей | Кабинет №27 | сочинение | ||
25-26. | 12-45 – 13-30 | Лекция, беседа, Групп. работа | 2 | Анаграммы и метаграммы | Кабинет №27 | Интел. игра | ||
27-28. | 12-45 – 13-30 | Лекция, беседа, групп. работа | 2 | Шарады и логогрифы | Кабинет №27 | Интел. игра | ||
29. | 12-45 – 13-30 | Круглый стол | 1 | Откуда пришли наши имена | Кабинет №27 | Круглый стол | ||
30-31. | 12-45 – 13-30 | Круглый стол | 2 | «Знакомство с творчеством поэтов-земляков» | Библио-тека | Твор-ческий отчет | ||
32. | 12-45 – 13-30 | Лекция, беседа | 1 | Мы – исследователи. Что такое лингвистический проект? | Кабинет №27 | План-отчет проекта | ||
33-36. | 12-45 – 13-30 | Урок-консуль-тация, защита проекта | 4 | Мы - исследователи. Лингвистический проект. Защита лингвистического проекта. | Кабинет №27 | Защита проекта | ||
37. | 12-45 – 13-30 | Интел. игра | 1 | КВН по русскому языку. Итоговое контрольное мероприятие. | Кабинет №27 | Интел. игра, фотоотчет |
Формы подведения итогов реализации программы
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, олимпиады, проекты.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
Механизм оценивания образовательных результатов
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
1. Уровень теоретических знаний.
- Низкий уровень. Обучающийся знает фрагментарно изученный материал. Изложение материала сбивчивое, требующее корректировки наводящими вопросами.
- Средний уровень. Обучающийся знает изученный материал, но для полного раскрытия темы требуются дополнительные вопросы.
- Высокий уровень. Обучающийся знает изученный материал. Может дать логически выдержанный ответ, демонстрирующий полное владение материалом.
2. Уровень практических навыков и умений.
Работа с языковым материалом:
- Низкий уровень. Требуется помощь педагога и справочного материала.
- Средний уровень. Требуется помощь справочного материала.
- Высокий уровень. Работа выполняется самостоятельно.
Способность создания учебного проекта/научной работы:
- Низкий уровень. Не может создать проект/работу по образцу без помощи педагога.
- Средний уровень. Может создать проект/работу при подсказке педагога.
- Высокий уровень. Способен самостоятельно создать/работу проект без помощи педагога.
Участие в кружковых занятиях, викторинах, конкурсах, олимпиадах, практических конференциях:
- Низкий уровень. Участие в 10-30% мероприятий.
- Средний уровень. Участие в 40-60% мероприятий.
- Высокий уровень. Участие в 70-100% мероприятиях.
Организационно-педагогические условия реализации дополнительной общеразвивающей программы:
Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, рабочей программы и регламентируется расписанием занятий. В качестве нормативно-правовых оснований проектирования данной программы выступает Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г. №253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования". Настоящая рабочая программа составлена в соответствии со следующими инструктивно-методическими документами:
- Авторской программы по языкознанию/Дроздова О.Е. Основы языкознания для школьников. Факультативный курс. 5-8 классы. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2016.
- Дроздова О. Е. Основы языкознания для школьников. Методические рекомендации. 5-8 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2016.
Научно-методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией общеразвивающей программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.
Социально-психологические условия реализации образовательной программы обеспечивают:
- учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;
- вариативность направлений сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся);
- формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;
- формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников.
Материально-технические условия
Кабинет, соответствующий санитарным нормам СанПин. Пространственно-предметная среда (стенды, наглядные пособия и др.).
Кадровые условия: педагог русского языка и литературы
Материально-технические условия: проектор, конструкторы, ноутбуки, программное обеспечение, поля и др. Видеоуроки. Архив видео и фотоматериалов.
Материально-техническое обеспечение:
- Кабинет
- Компьютер
- Проектор и экран
Методическое и мультимедийное обеспечение:
Обеспечение программы предусматривает наличие следующих методических видов продукции:
- электронные пособия и справочники;
- видеоролики;
- аудиофайлы;
- информационные материалы на сайте, посвященном данной дополнительной общеобразовательной программе;
Информационное обеспечение программы
Интернет-ресурсы:
1. http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html
4. http://slovesnik-oka.narod.ru
6. http://likbez.spb.ru/tests/
7. http://www.iro.yar.ru:8101/resource/
8. http://www.telegraf.ru/misc/day/dis.htm
9. http:// www.slovari.ru/lang/ru/
10. http://math.msu.su/~apentus/znaete/
11. http://www.repetitor.hl.ru/programms.html
12. http://character.webzone.ru/
14. http://www.mediaterra.ru/ruslang/
15.
http://www.omsk.edu.ru/teacher/metod/liter.html
17.
http://www.ooipkro.ru/Bank_HTML/Text/t37_456.htm
18.
http://krugosvet.ru/cMenu/08_00.htm
20. http://dictionaries.rin.ru/
Список литературы
Нормативные правовые акты
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
2. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 № 599.
3. Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 № 597.
4. Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. №2620-р.
5. Проект межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года.
6. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Минпросвещения России от 09 ноября 2018 г. №196).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Для педагога:
- Альбеткова Р.И. Русская словесность: / Р. И. Альбеткова. - М.: Дрофа, 2007.
- Александрович Н.Ф. Занимательная грамматика: / Н. Ф. Александрович. — М. , 1974.
- Арсирий А. Г. Материалы по занимательной грамматике русского языка ч.1.: / А. Г. Арсирий. — М.:Учпедгиз, 1967.
- Асирий А. Г. Материалы по занимательной грамматике русского языка ч.2.: /А. Г. Арсирий — М.:Учпедгиз, 1967.
- Баев П.М. Играем на уроках русского языка: / П. М. Баев. — М. : Русский язык, 1996.
- Бетенькова Н.М. Грамматика в рифмовках: / Н. М. Бетенькова. — М. : Новая школа, 1996.
- Бетенькова Н.М. Орфография в рифмовках: / Н. М. Бетенькова . — М. : Новая школа, 1996.
- Волина В. В. Веселая грамматика: / В. В. Волина. - М.: Знание, 1995.
- Волина, В. В. Занимательное азбуковедение: /В. В. Волина. - М.: Просвещение, 1991.
- Волина, В. В. Русский язык. Учимся играя: / В. В. Волина. - Екатеринбург ТОО: АРГО, 1996.
- Волина, В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах: / В. В. Волина. - М.: АСТ, 1996.
- Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии: / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. - М.: Просвещение, 1991.
- Дроздова О. Е. Основы языкознания для школьников. Методические рекомендации. 6-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2009
- Занимательная грамматика /Е. Г. Бурлака, И. Н. Прокопенко. - Донецк: ПКФ “БАО”, 1997.
- Занимательная фонетика на уроке и после: /Сост. Окулова Г. Е. — М. : Оса: Росстани-на-Каме, 1994.
- Занимательный материал по русскому языку: /Сост.М.П.Лукашек. — Минск, 1980.
- Иванова В.А., Пошиха З.А., Розенталь, Д.Е. Занимательно о русском языке: / В. А. Иванова, З. А. Пошиха, Д. Е. Розенталь. — СПб.: Отделение изд-ва "Просвещение", 1995.
- Канакина В. П. Радость познания в слове: / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 1996.
- На берегах Лингвинии: /Под ред. Л.Д.Чесноковой. — М.: Просвещение, 1996.
- Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет: / С. Маршак. - Ростов-на-Дону, 1991 г.
- Одинцов В. В.Школьный словарь иностранных слов / В. В. Одинцов; под ред. В. В. Иванова. – М.: Просвещение, 1984.
- Превращения слов: учебное пособие / А. В. Полякова. - М.: Просвещение, 1991.
- Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное!: / Т. Г. Рик. - М.: РИО “Самовар”, 1996.
- Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное!: / Т. Г. Рик. - М. : РИО “Самовар”, 1996.
- Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол!: / Т. Г. Рик. - М.: РИО “Самовар”, 1996.
- Сборник загадок: / сост. М. Т. Карпенко. - М.: Просвещение, 1988
Для учащихся и родителей:
- Бурмако В. М. Русский язык в рисунках. Книга для учащихся 5-7 классов: / В. М. Бурмако. — М.: Просвещение, 1991.
- Волина В.В. Веселая грамматика: / В. В. Волина. — М.: Знание, 1995.
- Граник Г. Г. и др. Речь, язык и секреты пунктуации: /Г. Г. Граник и др. — М.: Просвещение, 1996.
- Граник, Г.Г. и др. Секреты орфографии: /Г. Г. Граник и др. — М.: Просвещение, 1991.
- Дроздова О.Е. Основы языкознания для школьников. Факультативный курс. 6-9 классы. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009.
- Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное!: / Т. Г. Рик. - М.: РИО “Самовар”, 1996.
- Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное!: / Т. Г. Рик. - М.: РИО “Самовар”, 1996.
- Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол!: / Т. Г. Рик. - М.: РИО “Самовар”, 1996.
- Синицын, В.А. Путь к слову: / В. А. Синицын. — М.: АО "Столетие", 1996.
- Соболева О.Л. Когда правила смеются: / О. Л. Соболева. — М.: Новая школа, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая копилка
Разработки уроков...
Методическая копилка. Мой опыт работы.
Разработки уроков....
Методическая копилка
Папка "Методическая работа" содержит следующие разделы:1.Грамоты2.Удостоверение о краткосросном повышении квалификации;3.Копия диплома;4.Выступления на педагогических советах;5.Награды учащихся;6.Испо...
Методическая копилка "Приемы развивающего обучения".
В копилке "Приемы развивающего обучения" мною собраны приемы преподаванипя географии, которыми я овладела за годы своей учительской деятельности и которые, надеюсь, могут быть полезными и интересными ...
Методическая копилка, разработки уроков.
Пояснительная записка Полещук Анатолий МихайловичУчитель английского языка МОУ «СОШ № 1»г.ЕмвыРазработка по английскому языку в 7 классе «Рекорды и достижения». В ходе урок...
Учебно-образовательный, методический проект «Методическая копилка»
Современный преподаватель ДШИ обязан не только знать свой предмет, но и обладать набором профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Современный препод...
Методическая копилка. Методическая разработка экскурсии в осенний парк.
Вашему вниманию представляю свою методическую копилку....