Урок русского языка в 6 классе. «Собирательные числительные»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Капушева Джаннет Сафаровна

Цели:

 

1. Формирование знаний об особенностях собирательных числительных, их склонений и употреблении в речи; орфографической зоркости, обучающихся посредством словарно-орфографической работы.

2. Развитие речевых навыков, логического мышления.

3. Воспитание нравственно-этических качеств личности школьника через умение слушать и слышать, привитие любви к природе родного края.

 

Оборудование: ИКТ, раздаточный материал.

 

                                                  ХОД УРОКА

 

1. Организационный момент.

    Слайд № 1.

    Здравствуйте, ребята, меня зовут Капушева Джаннет Сафаровна. Сегодня мы с вами проведем      урок русского языка, но он будет необычным. Во-первых, потому что мы встретились впервые. Во-вторых, наш урок короче классического, а нам надо много успеть сделать. В-третьих, сегодня на уроке много гостей, но гостям мы всегда рады, так что отбросим свое волнение, соберемся с мыслями и приступим к работе. Готовы? Ну тогда вперед!

 

2. Повторение изученного материала.

  Сегодня мудрая сова приготовила нам первое задание.

  Слайд № 2. Знаете ли вы?

  17,1      5642      14,3      10     4

  Сначала мы обратимся к науке «морфологии».

- Как называют на уроках русского языка то, что изображено на экране?

(Числительные)

-А какие это числительные? (17,1 и 14,3 — дробные, а 4  10  и   5642  - целые)

А теперь обратимся к науке «математике».

-Как на уроках математики вы называете эти числа? (Однозначные — 4, двузначные — 10, четырехзначные — 5642, а 17,1 и 14,3 — десятичные дроби).

Теперь попробуем эти числительные рассмотреть с точки зрения науки «географии».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_6_klasse.docx16 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе.

«Собирательные числительные»

Цели:

1. Формирование знаний об особенностях собирательных числительных, их склонений и употреблении в речи; орфографической зоркости, обучающихся посредством словарно-орфографической работы.

2. Развитие речевых навыков, логического мышления.

3. Воспитание нравственно-этических качеств личности школьника через умение слушать и слышать, привитие любви к природе родного края.

Оборудование: ИКТ, раздаточный материал.

                                                  ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

    Слайд № 1.

    Здравствуйте, ребята, меня зовут Капушева Джаннет Сафаровна. Сегодня мы с вами проведем      урок русского языка, но он будет необычным. Во-первых, потому что мы встретились впервые. Во-вторых, наш урок короче классического, а нам надо много успеть сделать. В-третьих, сегодня на уроке много гостей, но гостям мы всегда рады, так что отбросим свое волнение, соберемся с мыслями и приступим к работе. Готовы? Ну тогда вперед!

2. Повторение изученного материала.

  Сегодня мудрая сова приготовила нам первое задание.

  Слайд № 2. Знаете ли вы?

  17,1      5642      14,3      10     4

  Сначала мы обратимся к науке «морфологии».

- Как называют на уроках русского языка то, что изображено на экране?

(Числительные)

-А какие это числительные? (17,1 и 14,3 — дробные, а 4  10  и   5642  - целые)

А теперь обратимся к науке «математике».

-Как на уроках математики вы называете эти числа? (Однозначные — 4, двузначные — 10, четырехзначные — 5642, а 17,1 и 14,3 — десятичные дроби).

Теперь попробуем эти числительные рассмотреть с точки зрения науки «географии».

-Кому известны эти географические данные? (17,1 млн.кв.км. - площадь России; 5642 м — гора Эльбрус; 14,3 тыс.кв.км.- площадь КЧР; муниципальных районов в КЧР — 10; городов в КЧР -4)

Вот так обыкновенные числительные обогатили наши знания по трем учебным предметам.

3. Изучение нового материала.

   На уроках русского языка вы уже познакомились с количественными числительными.

- Вспомните, какие виды числительных вы знаете.

Слайд № 3.

1. Объявление темы урока.

    Сегодня на уроке мы познакомимся с собирательными числительными, узнаем об их склонении и особенностях употребления в речи. Запишите в тетрадях число, классную работу и тему урока.

2. Понятие о собирательных числительных.

Слайд № 4.

3. Работа по учебнику- (правило читают дети)

4. Особенности собирательных числительных.

Слайд № 5.

5. Сочетание собирательных числительных.

Слайд № 6.

6. Комментированный диктант.

Слайд № 7. Выбрать словосочетания, в которых существительное может сочетаться с собирательными числительными. Записать словосочетания в тетрадь: 1 ряд- со словом двое;

                                                                                                                         2 ряд-со словом трое;

                                                                                                                         3 ряд-со словом четверо.

7. Собирательные числительные оба-обе.

Слайд № 8.

8. Работа с учебником. (Чтение правила).

9. «Запомни». Слайд № 9.

4. Закрепление материала.

1. Склонение числительных оба и обе (работа двух учащихся у доски).

2. Вставить пропущенные слова (на доске записаны предложения, нужно вставить оба или обе в нужном падеже).

    Копать …. руками.

    ….. девочек не было в музее.

   Вязать …. спицами.

   ….. друзей приняли в команду.

3. Склонение числительных по падежам (работа по карточкам).

Собирательные числительные склоняются точно так же, как и прилагательные. Нужно обратить внимание на окончание.

Взаимопроверка карточек учащихся.

Ключ. Слайд № 11. Оценка работы по карточкам.

4. Игра «Составь словосочетания». Слайд № 12.

   1 вариант- оба         друг               школа        окно

    2 вариант- трое       товарищ       сутки          легенда

Употребите эти существительные с собирательными числительными ОБА и ТРОЕ, запишите полученные словосочетания в тетрадь. Кто первым и правильно запишет словосочетания, поднимает руку и получает пятерку.

Раз, два, три- начало игры….

5. Словарно-орфографическая работа.

Обратите внимание на слово ЛЕГЕНДА. Это новое словарное слово.

Давайте произнесем его по слогам хором: ЛЕ-ГЕН-ДА. В корне безударная гласная е-её надо запомнить.

А каково же лексическое толкование слова легенда? Слайд № 13.

Легенда-это сведение о предметах, явлениях, событиях прошлого, в которых допускается доля вымысла (звучит музыка Кавказа, учитель рассказывает легенду о медовых водопадах).

5. Итог урока.

Итак, давайте подведем итог нашего урока.

- С каким видом количественных числительных мы сегодня познакомились?

- Какие особенности у этого вида числительных?

6. Рефлексия.

Что еще нового вы сегодня узнали на уроке? Где эти знания вы можете применить?

7. Домашнее задание. Параграф…, упражнение....

Жил давным-давно богатый и могущественный султан. Необъятны были его владения и никто не знал точного количества голов скота, принадлежащих ему. Были у него красивые жены, а дворец, в котором он жил восхищал своею красотой и роскошью всех, кто видел его. В ратном деле был он успешен. Но как водится, человеку у которого есть все всегда чего-то не хватает. И вот в один из дней, когда ничто не могло развеселить султана, позвал он своих людей и сказал: «Найдите мне рай на земле!» И люди султана пошли в путь. Они перешли равнины, реки, горы… Они уже потеряли надежду, но неожиданно перед собой увидели уникальное по красоте место-ущелье реки и каскад водопадов-рай на земле. На берегу реки и в скалах обитали рои диких пчел. Дожди размывали пчелиные соты, и капли меда стекали по скалам. Людям, стоящим под скалами, на губы капал мед…. Поэтому это райское место назвали «Медовые водопады». Уже тысячи лет горы и солнце встречаются в районе медовых водопадов, и все это время они завораживают людей, побывавших здесь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Имя числительное"

В уроке показана коррекционная работа с обучающимися, использование числительного в деловом письме....

Урок русского языка, 6 класс "Порядковое числительное"

Урок находится в рамках образовательной программы по русскому языку, поставленных задач урока, темы инновационной деятельности «Использование информационных технологий на уроках русского языка»С...

Урок русского языка по теме: "Имя числительное как часть речи"

Урок на тему:"Имя числительное как часть речи" разработан по технологиии развития критического мышления с использованием различных приёмов этой технологии. В презентации урока дано подробное описание ...

урок русского языка по теме "Имя числительное"

Уроки  русского языка в 6 классе по теме "Имя числительное": числительное как часть речи, простые и составные числительные....

Методические разработки урока русского языка по теме "Собирательные числительные" в 6 классе, внеклассного мероприятия "Город, что сердцу дорог!" в 8 классе и календарно-тематического планирования по литературе в 6 классе

Урок по теме «Собирательные числительные» относится  к типу уроков объяснения нового материала.  В его  структуре выделяются следующие компоненты: организационный момент,  повторен...

Урок русского языка на тему: "Имя числительное"

Данная разработка представляет урок русского языка в 6 классе. Урок " Имя числительное" направлен на освоение новых знаний....

Урок русского языка в 6 классе. "Числительные, обозначающие целые числа. Урок закрепления".

Урок предназначен для учащихся 6 класса. На данном уроке закрепляем  знания о числительных, обозначающих целые числа, учимся отличать количественные числительные от порядковых. На уроке использую...