Урок русского языка на тему: "Имя числительное"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Кульшина Надежда Кашалиевна

Данная разработка представляет урок русского языка в 6 классе. Урок " Имя числительное" направлен на освоение новых знаний. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Руссский язык, 6 класс

Тема: «Имя числительное»

Тип урока: ОНЗ (освоение новых знаний)

Основные цели:

  1. Дать понятие о числительном как части речи, входящей в группу именных частей речи, общем грамматическом значении, синтаксической роли в предложении;
  2. Вырабатывать умение находить числительные в тексте, различать количественные   и порядковые числительные; отграничивать числительные от слов с количественным значением, относящихся к другим частям речи;
  3. Тренировать умение анализировать, сравнивать и рассуждать, оценивать свою деятельность.
  4. Тренировать коммуникативные умения: слушать друг друга, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, работать в паре.

 Основные понятия: числительное, количественные и порядковые числительные,

 простые, сложные, составные числительные.

 Оборудование урока: учебник Т.Ладыженской »Русский язык. 6 класс», карточки с заданиями, рабочие тетради, листы самооценки.

Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Организационный момент.

Вспомните, как называется раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи? Назвать изученные части речи.

Сегодня вы будете открывать новые знания. Как вы будете это делать? (Определим, что мы еще не знаем, и самостоятельно откроем новые знания.)

  1. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

-  Начнем работу с домашнего задания: презентации (считалки)

Исследовательская работа:

    Задумывались ли вы над тем, почему считалка называется считалкой?

    Итог высказывания: считалка – это стишок, со счетом в различных детских играх.

    Главная особенность считалок - счет. Не случайно в народной речи считалка имеет

    название:счет, счетки, пересчет, сосчиталочки.

     -  К какому жанру они относятся?      

    (К устному народному творчеству).

      -Что еще можно отнести к малым жанрам фольклора?

  ( Пословицы, поговорки, загадки, небылицы, потешки, скороговорки)

         -  Презентации (пословицы, поговорки, загадки)

   -  Ознакомление с грамматическим понятием «Имя числительное». Введение термина.     Какие слова с одинаковым значением вы нашли и в считалках, пословицах, фразеологизмах? Что обозначают эти слова?

(Слова со значением числа, количества.)

    -  Как называются слова со значением количества или порядка при счете? (Именами числительными)

   - Как часто в жизни мы имеем дело с числительными? (Ответы).

Тема урока: Имя числительное. Сделать морфемный разбор слова и назвать однокоренные слова. Сделать вывод о том, что изучает эта часть речи.

Прочитать тему урока и сказать, какие цели мы должны достичь.

Цели урока:

Знать: основные понятия, признаки числительного как части речи: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Уметь: находить числительные в тексте.

У вас есть ответ на вопросы?

3. Выявление места и причины затруднения.

Почему вы не можете ответить на вопросы?

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Какие средства вы будете использовать  при достижении цели? (учебник)

Работа с учебником. (параграф 59, 60)

Составить кластер:

- Ч. – С.Ч.Р.

-  обозначает количество предметов – сколько? - количественные – изменяются по падежам.

-  обозначают порядок предметов при счете – какой по счету? - порядковые – изменяются по П.. Ч.. Р.

- могут быть разными частями речи

- по строению простые (из одного слова)…., составные (из двух и более слов)…  ? сложные?

- !!! миллион, миллиард.

Почему имена числительные входят в группу имен вместе с существительными, прилагательными и местоимениями? (Их объединяет способность изменяться по падежам, т.е. склоняться)

5. Реализация построенного проекта.

Самостоятельная работа в парах, обсуждение и заполнение листов самооценки.

Упр. 345. Упр.346. Упр. 349. (по учебнику)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. ( по кластеру)

Вы достигли поставленной цели?

Вы справились с затруднением?

7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

А) Отметить, какими частями речи являются родственные слова в данных словосочетаниях.

Тройка лошадей, утроить силы, три друга, трое приятелей, третий день, тройной прыжок, трехэтажный дом, встречаться трижды, беседовать втроем.

Б) Какими членами предложения могут быть числительные? Обозначь графически.

1. Семь не делится на пять без остатка.

2. Начался третий урок.

3. Семеро одного не ждут.

4. Два и три – пять.

5. Мы вышли из поезда на четвертой остановке.

6. Наша остановка – четвертая.

В) Запишите цифрами числительные:

Пятьдесятпять, шестьсотсемьдесятчетыре, девятьсотвосемьдесят, восемьсотсорок

8. Включение в систему знаний и повторение

Сможете вы в дальнейшем использовать открытые знания?

9. Рефлексия учебной деятельности.

Вы достигли поставленной цели?

Как вы открывали новые знания?

Нарисуйте на листе самооценки ваше настроение.

Д/З.  Составить конспект, используя кластер. Упр. 351


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Имя числительное"

В уроке показана коррекционная работа с обучающимися, использование числительного в деловом письме....

Урок русского языка по теме: "Имя числительное как часть речи"

Урок на тему:"Имя числительное как часть речи" разработан по технологиии развития критического мышления с использованием различных приёмов этой технологии. В презентации урока дано подробное описание ...

урок русского языка по теме "Имя числительное"

Уроки  русского языка в 6 классе по теме "Имя числительное": числительное как часть речи, простые и составные числительные....

Методические разработки урока русского языка по теме "Собирательные числительные" в 6 классе, внеклассного мероприятия "Город, что сердцу дорог!" в 8 классе и календарно-тематического планирования по литературе в 6 классе

Урок по теме «Собирательные числительные» относится  к типу уроков объяснения нового материала.  В его  структуре выделяются следующие компоненты: организационный момент,  повторен...

Урок русского языка по теме "Собирательные числительные". 6 класс

Урок русского языка по теме "Собирательные числительные" 6 класс...

Урок русского языка по теме «Имя числительное как часть речи» (Технология развития критического мышления через чтение и письмо)

Цели урока: Образовательные: формирование понятия о числительном как части речи, его грамматических и синтаксических признаках. Выработать умение находить числительные в тексте.Развивающие: умени...

Технологическая карта урока русского языка по теме""Разряды числительных по составу: простые и составные числительные".

Технологическая карта урока по русскому языку для учащихся шестого класса по теме" Разряды числительных по составу: простые и составные числительные"...