Разряды количественных прилагательных
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Предварительный просмотр:
ФИО учителя: Олешко Виктория Игоревна
Класс: 6
Предмет: русский язык
УМК (программа) и учебник: Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский]. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 175 с.
Тема урока: Разряды количественных числительных.
Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.
Цель: дать понятие о разрядах количественных числительных, создать условия для отработки навыков их определения.
Задачи:
- Образовательные: закрепить понятие о числительном как самостоятельной части речи, познакомить обучающихся с разрядами количественных числительных, показать их речевую функцию.
- Развивающие: развивать творческую, речевую и мыслительную активность учащихся, используя различные формы работы; развивать интерес учащихся с помощью дополнительной информации; развивать орфографическую зоркость учащихся.
- Воспитательные: привить любовь к слову, повысить интерес к русскому языку.
Основные понятия: разряды, целые, дробные, собирательные числительные.
Технологии и методы работы: фронтальный опрос, проблемное обучение, здоровьесберегающие технологии, ИКТ, самокоррекция, работа с текстом, групповая работа, работа в парах, индивидуальная.
Планируемые результаты
- Метапредметные: пользоваться разными видами чтения, извлекать информацию, представленную в разных формах, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; строить связное монологическое высказывание, осуществлять взаимодействие в группе, оказывать помощь и проводить само- и взаимоконтроль.
- Предметные: различать разряды количественных числительных (целые, дробные, собирательные), группировать числительные по разрядам; правильно употреблять в речи разряды количественных числительных.
Формируемые УУД
- Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию, смыслообразование; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; формирование эмоционально-оценочного отношения к увиденному и услышанному.
- Регулятивные УУД: целеполагание, прогноз, коррекция, оценка.
- Коммуникативные УУД: формулирование собственное мнение и позицию, аргументация; учитывание разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; оформление своих мыслей в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
- Познавательные УУД: структурирование знаний; установление причинно-следственной связи и построение рассуждения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Используемые ресурсы:
- Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский]. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 175 с.
- раздаточный материал;
- презентация по теме «Разряды количественных числительных»
Ход урока
- Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста. Откройте тетради и запишите сегодняшнее число.
- Актуализация изученных знаний
Начнем урок с небольшой орфографической разминкой. Правильно вставленные в словах орфограммы помогут вам определить, о какой части речи мы будем сегодня говорить на уроке. Итак, записываем в тетради только пропущенные орфограммы. Давайте проверим, что получилось? Правильно, числительные. Объясним вставленные орфограммы.
1.Умелый рез(щ,ч)ик
2.Ч(и,е)стота в классе
3. Ра(с,з)сказ солдата
4. Ко(л,лл)есо истории
5.Выб(и,е)раешь ответ
6.Он улыбае(ть,т)ся
7.Свеж(е,о)го ветерка
8.Паралле(л,лл)ьные прямые
9.Свист солов(ъ,ь)я
10.Оси(н,нн)ое гнездо
11.Без(ы,и)нтересный фильм
12.Сп(е,и )шил на урок
Сегодня продолжаем разговор о числительных.
С числительными в жизни мы встречаемся очень часто. Сегодня на уроке мы повторим, что знаем об этой самостоятельной части речи и узнаем много нового. Итак, начнем.
Верное - неверное утверждение (в парах одна карточка на двоих).
1) По составу числительные бывают простыми и составными (+)
2) По значению числительные делятся на количественные и порядковые(+)
3) Составные числительные состоят из одного слова (-)
4) Составные числительные состоят из двух и более слов (+)
5) Порядковые числительные обозначают количество предметов(-)
6) Тридцать – это простое числительное (+)
7) Сто сорок – это составное числительное (+)
8) Порядковые числительные склоняются как имена прилагательные (+)
- Постановка учебных задач, целеполагание.
− Ребята, а я недавно познакомилась с одним мальчиком. Давайте послушаем, что он о себе рассказывает.
Мне… лет. Мой рост - …, вес - … Я учусь в … классе. В нашем классе …
учеников. Я встаю в … часов, а ложусь спать в … часов. Смотрю
телевизор по … часов в день, играю в компьютер … часов. В этом году я
прочитал … новые книги, выучил наизусть … стихотворений.
Мне… лет. Мой рост - …, вес - … Я учусь в … классе. В нашем классе …
учеников. Я встаю в … часов, а ложусь спать в … часов. Смотрю
телевизор по … часов в день, играю в компьютер … часов. В этом году я
прочитал … новые книги, выучил наизусть … стихотворений.
Мне одна двенадцатая лет. Мой рост – сто двадцать сантиметров. Я учусь в шестом классе. В нашем классе двенадцатеро учеников. Я встаю в девятеро часов, а ложусь спать в две десятых часов. Смотрю телевизор по четыре часа в день, играю в компьютер двое часов. В этом году я прочитал тридцать новых книг, выучил наизусть три четвертых стихотворений.
- Что смутило вас в этом тексте? Давайте выпишем все числительные. А теперь проверьте, все ли это числительные. Почему? (Они все отвечают на вопрос сколько?)
- Что в них общего?
- Чем отличаются?
Сегодня на уроке мы должны рассмотреть разряды количественных числительных. А какие они бывают, вы мне скажите сами в течение урока.
Какие цели поставим перед собой?
1. Познакомиться с разрядами количественных числительных.
2. Научиться их различать.
3. Научиться грамотно употреблять их в речи.
- Совместное исследование проблемы, открытие новых знаний
- Сравните числительные шестьдесят и три четвертых.
-Что обозначают эти числительные? (целое число, дробное)
- Какое значение у числительного трое? Несколько предметов, взятые как одно целое. Объединенные чем-то общим. Не пять или шесть, а пятеро и шестеро.
- Как бы вы назвали такие числительные? Собирательные (от глагола собирать)
Таких числительных мало. Их можно перечислить: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро (ещё три, которые в современном языке почти не употребляются: восьмеро, девятеро, десятеро). И оба (обе).
- Итак, какие же разряды количественных числительных мы с вами выделили? Целые, дробные, собирательные.
Откройте учебник на стр. 51 и проверьте, все ли мы в сами сказали о разрядах количественных числительных.
- Физминутка
Учитель называет числительное, дети выполняют определённые действия.
Дробное-«выбивают дробь ногами» топаем, целое-хлопаем в ладошки, собирательное-«даем пять» соседу)
Семь, три шестых, тридцать пять, три, трое, одна вторая, пятеро, девять, полтора, пятьдесят, двадцать два, две седьмых, одиннадцать, семеро.
- Закрепление изученного материала.
Выборочно-распределительный диктант (по группам).
Прочитайте текст. Выпишите количественные числительные в три колонки, разделив их на разряды.
В нашей гимназии проходили соревнования. В первой команде было восемнадцать участников. Шестеро из них занимались спортом уже два года. Остальные две трети участников были спортсменами-любителями. Однако класс был очень дружный, и поэтому ребята победили. Из десяти этапов соревнования юные спортсмены выиграли восемь, то есть четыре пятых. Трое участников получили медали, пятеро - поощрительные призы.
целые | дробные | собирательные |
Восемнадцать Два Десять Восемь | Две трети Четыре пятых | Шестеро Трое пятеро |
- Контроль на этапе окончания учебной темы
Тест на Пликерс.
1. В каком ряду все числительные являются собирательными?
А) тысяча, три, сто двадцать
Б) девятнадцать, триста восемь, четверо
В) шестеро, двое, восьмеро
Г) сто, тридцать, четверо
2. В каком ряду все числительные являются дробные?
А) четверо, три четвертых, сорок четыре
Б) трое, двадцать восемь, восьмеро
В) три седьмых, две целых пять десятых, девятеро
Г) полтора, три восьмых, две пятых
3. Укажите словосочетание с числительным, обозначающим целое число.
А) о двух третьих комнаты
Б) одна шестая света
В) о пяти книгах
Г) семерых мальчиков
4. Какое утверждение неверно?
А) сто (лет) -это числительное, обозначающее целое число
Б) три восьмых (сада) - это дробное числительное
В) три (товарища) - это собирательное числительное
Г) шестой - это порядковое числительное
- Подведение итогов, рефлексия
- Какую тему мы сегодня изучали на уроке?
- С какими разрядами количественных числительных мы познакомились на уроке?
- Какое значение имеет каждый из этих разрядов?
- Каких мы целей добились
- Домашнее задание (дифференцированное):
Пар.71 (читать правило).
1. Выполнить упр. 409 (выписать все числительные и определить их разряд)
2. Записать как можно больше художественных произведений, в названии которых встречается количественное числительное, и определить его разряд, указать автора произведения.
Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия | |||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||
1. Организационный момент (1 мин.) | Создание благоприятного настроя на урок. | Создает доброжелательный психологический настрой на урок. | Принимают к сведению. | Слушают учителя. Соблюдают правила речевого поведение. | Принимают к сведению. |
2. Актуализация опорных знаний (3 мин.) | Актуализация знаний с помощью орфографической разминки и повторения изученного материала | Организовывает актуализацию имеющихся знаний о разных видах орфограмм. Опрос «Верно/неверно» | Определяют орфограммы известным способом, вспоминают изученный материал. Создают речевое монологическое высказывание. | Слушают учителя, работают в парах. Строят рассуждения, формулируя собственную мысль. | Корректируют и оценивают работу одноклассников. |
3. Постановка учебных задач, целеполагание (6 мин.) | Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи: недостаточность знаний о количественных числительных. Акцентирование внимания на речевые ситуации, в которых употребляются количественные числительные. | Организовывает погружение в проблему с помощью прослушивания изначально неграмотного текста. Задача текста: направить учащихся на самостоятельное формулирование темы урока и цели. | Слушают и читаю текст, пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему: числительные нужно употреблять грамотно, они мало знают про количественные числительные. | Слушают учителя. Задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Строят рассуждения. | Формулируют цель и тему урока, ставят учебную задачу. |
4. Совместное исследование проблемы, открытие новых знаний (6 мин.) | Поиск решения учебной задачи. | Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. | Анализируют текст; доказывают, что может быть несколько групп количественных числительных, самостоятельно определяют деление на группы, аргументируют свою точку зрения. Составляют совместно с учителем схему «Разряды количественных числительных». Сверяют с эталоном. | Осознанное построение речевых высказываний, структурирование знаний и рефлексия своих действий. | Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения. |
5. Этап здоровьесбережения (1 мин.) | Эмоциональная и физическая разрядка, смена деятельности. | Организует эмоциональную и физическую разрядку в классе, используя полученные знания. | Выполняют умственные и физические упражнения. | Осуществляют самоконтроль. | |
6. Переход к этапу решения частных задач (5 мин.) | Первичный контроль над правильностью выполнения способа действия. | Дает диагностическое задание по тексту «Записать количественные числительные прописью и определить их разряд в рецепте блинов», оценивает выполнение каждой операции. | Осуществляют работу по выполнению отдельных операций (определят разряд каждого числительного из текста). | Учатся работать в группах, формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать. | Осуществляют само- и вазимоконтроль. |
7. Контроль на этапе окончания учебной темы (5 мин.) | Проверка усвоенного за урок нового материала. | Диагностическая работа, оценивает выполнение каждой операции. Проводит интерактивный тест с помощью платформы «Plickers.com». | Осуществляют работу по выполнению отдельных операций. Отработка вопросов, в которых допущены ошибки. | Учатся применять полученные знания. | Осуществляют самоконтроль. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату. |
8. Рефлексия (2 мин.) | Выявление и осознание основных компонентов деятельности. | Организует рефлексию урока. Оценивает деятельность учащихся на уроке. | Анализируют работу на уроке, структурируют знания. | Рефлексия своих действий. | Осуществляют анализ результатов урока. |
9. Домашнее задание. (1 мин.) | Самостоятельное закрепление полученных знаний. | Выдает дифференцированное домашнее задание. | Принимают к сведению, задают вопросы. | Принимают к сведению, записывают в дневник. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Разряды количественных числительных"
Тема урока: «Разряды количественных числительных». Цели урока.Познавательные:- научить различать разряды количественных числительных.Практические:- повторить ранее изученный материал ...
Разряды количественных числительных
Это третий урок по разделу Имя числительное...
Урок русского языка в 6 классе по теме "Разряды количественных числительных"
Тема урока: Разряды количественных числительных.Цель урока: научить различать разряды количественных числительных.Повторить теоретический материал о числительном.Повторить правописание словарных слов....
Урок с презентацией.РАЗРЯДЫ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ
Урок русского языка в 6 классе....
Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.
Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных....
Разряды количественных прилагательных
Презентация к уроку...
Разряды имен прилагательных. Имя прилагательное. Качественные и относительные прилагательные. Сказание «Песнь об удалом Домруле, сыне Духа-Конджи» 1-3 часть.
Этот конспект урока предназначен для 7 класса в национальной школе. В ней написан о туркменском народном фольклоре "Горкут ата" Сказание "Песнь об удалом Домруле, сыне Духа-Конджи"...