Рабочая программа по русскому языку в 10 классе по учебнику Л.М.Рыбченковой и др. 102 часа
рабочая программа по русскому языку (10 класс)
Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с требованиями ФГОС по учебнику "Русской язык. 10-11 классы для общеобразовательных организаций. Базовый уровень". Программа рассчитана на 102 часа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_rus_10_kl_20-21.docx | 63.81 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВЫКОПАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
_____________ Н.Ю. Зайцева
Приказ № 205 от 31.08.2020 г.
Рабочая программа по русскому языку
10 класс
Статус программы: углубленный.
Количество часов за учебный год: 102 часа
Разработчики: Штрыкова Л.В., учитель русского языка и литературы,
стаж работы – 32 года, высшая квалификационная категория
Срок освоения программы
2020 – 2021 учебный год.
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа по русскому языку для 10 класса разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования» (в действующей редакции от 31.01.2012);
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в действующей редакции от 01.02.2012 № 74);
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (в действующей редакции от 25.12.2013) с изменениями на 24.11.2015 г., 22 мая 2019 г.;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам: образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с учетом изменений и дополнений);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 07.06.2012 N 24480);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации» от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Приказ Министерства образования Московской области от 28.07.2009 №1705 «О поэтапном введении федеральных государственных образовательных стандартов»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 октября 2010 года № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений» (зарегистрировано в Минюсте РФ 3.02. 2011 19682);
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 18 июля 2002 г. № 2783 «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования»;
- Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 4 марта 2010 г. №03-412 «О методических рекомендациях по вопросам организации профильного обучения»;
- Письмо Минобрнауки России от 09.10.2017 № ТС-945/08 «О реализации прав граждан на получение образования на родном языке»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2017 г. № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089;
- Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 22 ноября 2019 г. № 632 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, сформированный приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345;
- Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.05.2018г. № 08-1211 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательной деятельности»;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 3.09.2019г. № 465 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания»;
- Письмо Министерства образования Московской области от 20.06.2018 №8913/16 «Алгоритм перехода на пятидневный режим обучения и учебный план для общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС общего образования (методические рекомендации);
- Устав МБОУ «Выкопанская СОШ», утвержденный постановлением администрации городского округа Луховицы Московской области от 10.06.2020 № 995;
- ООП СОО МБОУ «Выкопанская СОШ», утвержденная приказом № 283 от 29.08.2019 (ФК ГОС – 2004);
- ООП СОО МБОУ «Выкопанская СОШ», утвержденная приказом № 184 от 31.08.2020 (ФГОС СОО).
- Учебный план МКОУ «Выкопанская средняя общеобразовательная школа»;
- Годовой учебный календарный график на 2020-2021 учебный год;
- Положение об учебной рабочей программе педагога в МБОУ «Выкопанская средняя общеобразовательная школа», утверждённое Приказом от 14.06.2016 г. №208;
- Учебно-методический комплекс «Русский язык» в 10-11 классе авторов Л. М. Рыбченковой, О. М. Александровой и др. Москва: Просвещение, 2019 г.
- Общее положение к курсу
Русский язык в школе – важнейший учебный предмет, преподавание которого способствует нравственному воспитанию обучающихся, интеллектуальному и общему духовному развитию, приобщает школьников к богатствам русского языка, предполагает развитие их речи, овладение культурой, умениями и навыками.
Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в старших классах развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся старшей школы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Курс ориентирован на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития обучающихся старшей школы. Русский язык представлен в примерной программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок примерной программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации углубления деятельностного подхода к изучению русского языка в старших классах.
В 10 – 11 классах решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Таким образом, школа обеспечивает общекультурный уровень человека, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.
В содержании программы предусматривается интегрированный подход к совершенствованию лингвистических и коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное овладение русским языком в разных сферах и ситуациях общения.
1.2 Основные цели и задачи изучения предмета
Целью изучения учебного предмета «Русский язык» является:
- расширение знаний о единстве и многообразии языкового и культурногопространства России и мира;
- приобщение через изучение родного языка к ценностям национальной и мировой культуры;
- понимание роли русского языка в развитии ключевых компетенций, необходимых для успешной самореализации, для овладения будущей профессией, самообразования и социализации в обществе;
- овладение основными понятиями и категориями практической и функциональной
стилистики, обеспечивающими совершенствование речевой культуры, коммуникативными умениями в разных сферах общения;
- формирование активных навыков нормативного употребления языковых единиц в
различных сферах общения;
- совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, способности к самоанализу и самооценке на основе наблюдений за речью;
- приобретение опыта анализа текста с точки зрения явной и скрытой, основной ивторостепенной информации; овладение разными способами информационной переработки текста;
- расширение круга используемых языковых и речевых средств;
- развитие речевого вкуса, потребности в совершенствовании коммуникативныхумений в области родного языка для осуществления межличностного и межкультурного общения; осознание роли русского языка в получении высшегообразования по избранному профилю, готовности использования разных форм учебно-познавательной деятельности в вузе.
Задачи обучения.
Курс русского языка в 10 классе направлен на достижение следующих задач, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
- Место предмета в учебном плане
Учебный предмет «Русский язык» изучается 3 часа в неделю на углубленном уровне.
В конце учебного года проводится промежуточная аттестация в форме теста.
1.4. Учебно-методические средства обучения
Учебные пособия для обучающихся, дидактический материал
- В.Н. Александров «Анализ поэтического текста». – Челябинск: Взгляд 2004.
- Александров В.Н. Единый государственный экзамен. Русский язык. Сочинение-рассуждение: Учебное пособие для 10-11 кл. / Александров В.Н., Александрова О.И. – Челябинск: Взгляд, 2005
- Александров В.Н. Единый государственный экзамен. Русский язык. Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. / Александров В.Н., Александрова О.И. – Челябинск: Взгляд, 2003.
- А.Д. Дейкина, Л.И. Журавлёва, Т.М. Пахнова. Практикум по русскому языку: Пунктуация: Алгоритмы. Памятки. Таблицы. Упражнения./ А.Д. Дейкина, Л.И. Журавлёва, Т.М. Пахнова. – М.: Вербум-М, 2004.
- Русский язык. Дидактические материалы. 10-11 класс. А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2010.
- А.Б. Малюшкин, Л.Н. Иконницкая Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 10-11 классы. – М.: Творческий центр «Сфера», 2010.
- Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. – 9-е изд. – М., 2004.
- Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка. – 2-е изд. – М., 2005.
- Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2003.
- Лапатухин М.С. и др. Школьный толковый словарь русского языка / под ред. Ф.П.Филина. – 2-е изд. – М., 1998.
- Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2005.
- Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. – 6-е изд. – М., 2003.
- Ожегов С. И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: «А ТЕМП», 2004.
- Одинцов В.В. и др. Школьный словарь иностранных слов. – 7-е изд. – М., 2005.
- Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка. – 2-е изд. – М., 1998.
- Тихонов А..Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – 2 изд., перераб. – м., 1991.
- Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь.- 41-е изд. – М., 1990.
- Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. - М., 1997.
Методические пособия для учителя
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы», книга для учителя, издание 5-е – М.: Просвещение, 2002.
- Цыбулько И.П. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык. Контрольные измерительные материалы 2009-2010 – М.: Просвещение, 2010
- Цыбулько И.П., Александров В.Н., Соловьева Т.В. и др. Русский язык. Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена. – М.: Русское слово, 2009.
- Единый государственный экзамен. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы составители: В.И. Капинос, И.П. Цыбулько – М.: Интеллект-Центр, 2009.
- Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2009. Русский язык/ ФИПИ авторы составители: А.Ю. Бисеров, Н.В. Соколова – М.: Астрель, 2009.
- Пахнова Т.М. Русский язык: Интенсивная подготовка к ЕГЭ в процессе работы с текстом. – М.: Дрофа, 2009.
- Долина Т.А. Готовимся к единому государственному экзамену: учимся аргументировать собственное мнение по проблеме: пособие для учащихся. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2010.
- Кушевич Т.А. Изучение выразительных возможностей русского языка: повторительно-обобщающие уроки в 10-11 классах. – М.: Чистые пруды, 2006.
- Хазанова И.В. Подготовка к ЕГЭ с помощью диктантов. – М.: Чистые пруды, 2005.
Электронные образовательные ресурсы
- http://school-collection.edu.ru - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
- http://fcior.edu.ru - ФЦИОР (Министерство образования и науки РФ)
- http://windows.edu.ru - единое окно доступа к образовательным ресурсам
- http://www.ed.gov.ru - сайт Министерства образования РФ.
- http://www.edu.ru - федеральный портал «Российское образование»
- http://www.ege.edu.ru - официальный информационный портал ЕГЭ
- www.fipi.ru - Федеральный Институт Педагогических Измерений
- http://www.school.edu.ru/ - Российский общеобразовательный портал
- http://www.apkppro.ru/ - Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ
- http://ps.1september.ru/ - газета «Первое сентября»
- http://www.ug.ru/ - «Учительская газета»
- http://www.schoolbase.ru - Школы России
- www.zavuch.info - ЗАВУЧ.ИНФО
- http://www.it-n.ru - Сеть творческих учителей
2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
Личностными результатами освоения десятиклассниками программы углубленного уровня по русскому языку являются:
1)осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы личности; осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским языком; понимание роли родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях;
2) представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;
3) увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения ООП представлены тремя группами УУД.
Регулятивные УУД: выпускник научится самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные УУД: выпускник научится искать и находить обобщённые способы решения задач, в том числе осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД: выпускник научится осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри ОО, так и за её пределами), подбирать партнёров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные: в результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования выпускник научится:
- использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
- использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании тестов;
- создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
- выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
- подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;
- правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;
- создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;
- сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
- использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
- анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
- извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить её в текстовый формат;
- преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
- выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
- соблюдать культуру публичной речи;
- соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
- оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
- использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Выпускник получит возможность научиться:
- распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
- анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
- отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;
- использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
- иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;
- выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
- дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
- проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
- сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
- владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
- создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
- соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
- соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
- осуществлять речевой самоконтроль;
- совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
- использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
- оценивать эстетическую сторону речевого высказывания пи анализе текстов (в том числе художественной литературы).
3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Язык как система. Основные уровни языка. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка.
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Активные процессы в русском языке на современном этапе. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Проблемы экологии языка.
Историческое развитие русского языка. Выдающиеся отечественные лингвисты.
Речь. Речевое общение
Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.
Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и диалогической речи. Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой сферах общения. Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения.
Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка. Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей.
Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия, выписки, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк, отзыв и др.), официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Основные виды сочинений. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.
Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи.
Основные изобразительно-выразительные средства языка.
Текст. Признаки текста.
Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста.
Информационная переработка текста. Виды преобразования текста. Анализ текста с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.
Культура речи
Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Самоанализ и самооценка на основе наблюдений за собственной речью.
Культура видов речевой деятельности – чтения, аудирования, говорения и письма.
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.
Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. Культура разговорной речи.
Языковая норма и её функции. Основные виды языковых норм русского литературного языка: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические. Орфографические нормы, пунктуационные нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Уместность использования языковых средств в речевом высказывании.
Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники; их использование.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Разделы курса | Количество часов | Уроков развития речи | Контрольных уроков |
1 | ЯЗЫК КАК ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА И ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ | 5 | 4 | 1 |
2 | ЯЗЫК И ОБЩЕСТВО | 6 | 2 | - |
3 | ЯЗЫК И РЕЧЬ. КУЛЬТУРА РЕЧИ | 35 | 11 | 5 |
4 | РЕЧЬ. РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ | 6 | - | 1 |
5 | ТЕКСТ. ВИДЫ ЕГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ | 11 | 3 | 2 |
6 | ПОВТОРЕНИЕ | 6 | 3 | - |
Итого | 70 | 23 | 9 |
Виды контрольно-измерительных материалов
№п/п | Дата | Вид работы | Тема |
1 | 14.09 | Входной контроль Контрольный диктант с грамматическим заданием | «Повторение» |
2 | 19.10 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | «Фонетика. Орфоэпия»» |
3 | 25.11 | Контрольная работа (тест) | «Лексикология и фразеология» |
4 | 16.12 | Контрольная работа (тест) | «Морфемика. Словообразование. Морфология» |
5 | 25.01 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | «Гласные в корне слова» |
6 | 18.02 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | «Орфография» |
7 | 18.03 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | «Пунктуация» |
8 | 14.04 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | «Грамматика» |
9 | 12.05 | Итоговый контрольный тест |
4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование раздела, темы урока | Дата по плану | Дата по факту |
ЯЗЫК КАК ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА И ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ 5+4РР+1КР | 1 полугодие 02.09-23.09 | ||
1 | Язык как знаковая система | 02.09 | |
2 | Основные функции языка | 03.09 | |
3 | Лингвистика как наука. | 07.09 | |
4 | Русский язык как объект научного изучения | 09.09 | |
5 | РР Язык и культура | 10.09 | |
6 | Входной контроль (повторение) Контрольный диктант с грамматическим заданием | 14.09 | |
7 | Анализ диктанта. Работа над ошибками | 16.09 | |
8 | РР Работа над проектом «Портрет одного слова» (упр. 23) | 17.09 | |
9 | РР Защита проектов | 21.09 | |
10 | РР Защита проектов | 23.09 | |
ЯЗЫК И ОБЩЕСТВО 6+2РР | 24.09 – 12.10 | ||
11 | Русский язык в Российской Федерации | 24.09 | |
12 | Русский язык в Российской Федерации | 28.09 | |
13 | Формы существования русского национального языка | 30.09 | |
14 | Формы существования русского национального языка | 01.10 | |
15 | Словари русского языка | 05.10 | |
16 | Словари русского языка | 07.10 | |
17 | РР Публичные выступления на филологическую тему (упр.45) | 08.10 | |
18 | РР Публичные выступления на филологическую тему (упр.45) | 12.10 | |
ЯЗЫК И РЕЧЬ. КУЛЬТУРА РЕЧИ 35+12РР+5КР | 14.10-10.03 | ||
19 | Фонетика | 14.10 | |
20 | Орфоэпические нормы | 15.10 | |
21 | Контрольный диктант по теме «Фонетика. Орфоэпия» с грамматическим заданием | 19.10 | |
22 | . Анализ диктанта. Работа над ошибками | 21.10 | |
23 | Единицы языка. Уровни языковой системы | 22.10 | |
24 | Культура речи как раздел лингвистики | 05.11 | |
25 | Лексикология и фразеология | 09.11 | |
26 | Лексикология и фразеология | 11.11 | |
27 | Тест в формате ЕГЭ | 12.11 | |
28 | РР Лексические нормы | 16.11 | |
29 | РР Лексические нормы | 18.11 | |
30 | РР Лингвистическое исследование (упр.83) | 19.11 | |
31 | РР Лингвистическое исследование (упр.83) | 23.11 | |
32 | Контрольная работа (тест) по теме: «Лексикология и фразеология» | 25.11 | |
33 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | 26.11 | |
34 | РР Работа над проектом « Портрет одного слова» (упр.91) | 30.11 | |
35 | РР Защита проектов | 02.12 | |
36 | РР Защита проектов | 03.12 | |
37 | Морфемика и словообразование. | 07.12 | |
38 | Словообразовательные нормы | 09.12 | |
39 | Словообразовательные нормы | 10.12 | |
40 | Морфология. | 14.12 | |
41 | Морфология. | 16.12 | |
42 | Контрольная работа (тест) по теме «Морфемика. Словообразование. Морфология» | 17.12 | |
43 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | 21.12 | |
44 | Морфологические нормы | 23.12 | |
45 | Морфологические нормы | 24.12 | |
46 |
Орфографические нормы русского языка | 2 полугодие
11.01 | |
47 | Орфографические нормы русского языка | 13.01 | |
48 | Принципы русской орфографии. | 14.01 | |
49 | Принципы русской орфографии. | 18.01 | |
50 | Правописание гласных в корне | 20.01
| |
51 | Правописание гласных в корне | 21.01 | |
52 | Контрольный диктант по теме «Гласные в корне слова» | 25.01 | |
53 | РР Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ | 27.01 | |
54 | РР Написание сочинения | 28.01 | |
55 | Правописание приставок. | 01.02 | |
56 | Правописание приставок. | 03.02 | |
57 | Буквы и, ы после приставок | 04.02 | |
58 | Буквы и, ы после приставок. Тест в формате ЕГЭ | 08.02 | |
59 | Правописание Н/НН в словах различных частей речи | 10.02 | |
60 | Правописание Н/НН в словах различных частей речи | 11.02 | |
61 | Правописание Н/НН в словах различных частей речи | 15.02 | |
62 | Правописание Н/НН в словах различных частей речи | 17.02 | |
63 | Контрольный диктант по теме «Орфография» с грамматическим заданием | 18.02 | |
64 | Анализ диктанта. Работа над ошибками | 22.02 | |
65 | Тест в формате ЕГЭ | 24.02 | |
66 | Правописание не и ни, правописание предлогов, союзов, частиц | 25.02 | |
67 | Правописание не и ни, правописание предлогов, союзов, частиц | 01.03 | |
68 | РР Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ | 03.03 | |
69 | РР Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ | 04.03 | |
70 | РР Написание сочинения | 10.03 | |
РЕЧЬ. РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ 6+1КР | 11.03-01.04 | ||
71 | Язык и речь. | 11.03 | |
72 | Речевое общение | 15.03 | |
73 | Виды, сферы и ситуации речевого общения | 17.03 | |
74 | Контрольный диктант по теме «Пунктуация» с грамматическим заданием | 18.03 | |
75 | Анализ диктанта. Работа над ошибками | 29.03 | |
76 | Речевая деятельность. | 31.03 | |
77 | Виды речевой деятельности | 01.04 | |
ТЕКСТ. ВИДЫ ЕГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ 11+3РР+2КР | 05.04-13.05 | ||
78 | Признаки текста | 05.04 | |
79 | Информационная переработка текста. | 07.04 | |
80 | Информационная переработка текста. | 08.04 | |
81 | РР Лингвистическое исследование (упр.248) | 12.04 | |
82 | Контрольный диктант по теме «Грамматика» с грамматическим заданием | 14.04 | |
83 | Анализ диктанта | 15.04 | |
84 | РР План. Тезисы. Конспект | 19.04 | |
85 | Реферат. | 21.04 | |
86 | РР Написание реферата на заданную тему (упр.265) | 22.04 | |
87 | Аннотация | 26.04 | |
88 | Оценка текста. | 28.04 | |
89 | Рецензия | 29.04 | |
90 | Тест в формате ЕГЭ | 05.05 | |
91 | Работа над ошибками | 06.05 | |
92 | Административный контроль по итогам года | 12.05 | |
93 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | 13.05 | |
ПОВТОРЕНИЕ 6+3РР | 17.05-27.05 | ||
94 | Повторение изученного в 10 классе | 17.05 | |
95 | РР Подготовка к созданию группового проекта (упр.295) | 19.05 | |
96 | РР Защита проектов | 20.05 | |
97 | РР Защита проектов | 24.05 | |
98 | Повторение изученного в 10 классе | 26.05 | |
99 | Повторение изученного в 10 классе | 27.05 | |
100-102 | Резерв | ||
|
Лист
корректировки рабочей программы по русскому языку
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО заместитель директора по УВР
учителей гуманитарного цикла _____________Н.С. Осипова
Протокол № 1 «28» августа 2020 г.
от «28» августа 2020 года
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 6 класс к учебнику Баранова, Ладыженской, Тростенцова ФГОС 6 часов в неделю
Рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС. В программе имеется графа с домашним заданием....
Рабочая программа по русскому языку 11 класс ( по учебнику Н.Г.гольцовой) 68 часов.
Рабочая программа по русскому языку для 11 класс составлена на основе Закона РФ «Об Образовании», федерального компонента государственного ...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс по учебнику Л.М.Рыбченковой, 70 ЧАСОВ ( по индивидуальному чебному плану)
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому яз...
Рабочая программа по русскому языку 6 класс по учебнику Л.М. Рыбченковой
Рабочая программа по русскому языку 6 класс по учебнику Л.М.Рыбченковой в объеме 6 часов в неделю....
Рабочая программа по русскому языку 10 класс авторы учебника Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова и др. /базовый уровень/
Рабочая программа по русскому языку 10 класс. Учебник Русский язык. 10-11 классы: базовый уровень/ авторы Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова и др....
Рабочая программа по русскому языку 6 класс (по учебнику Л.М.Рыбченковой)
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс по учебнику «Русский язык. 7 класс» под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. «Просвещение» 2018 г. 4 часа в неделю (136 часов)
Рабочая программа по русскому языку в 7 классе составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Главным компонентом учебно-ме...