Урок русского языка в 7 классе на тему "Слова категории состояния".
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Предварительный просмотр:
Урок - Русский язык
Класс – 7
Тема: Категория состояния. Роль слов категории состояния в речи
Тип урока – Обобщение и закрепление с элементами комплексного анализа текста
Цели урока:
- Продолжить работу по определению слов категории состояния и их роли в речи. Обеспечить усвоение учащимися особенностей слов категории состояния. Обобщать и систематизировать знания учащихся по пройденным темам. Отрабатывать навыки орфографического анализа слова и различных видов разбора.
- Формировать умения выделять слова категории состояния в тексте, правильно употреблять их в речи. Развивать аналитическое и аналитико-синтезирующее мышление. Развивать умение применять полученные знания на практике. Развивать умение работать в заданном темпе, навыки самостоятельной работы. Развивать речь.
- Воспитывать добросовестное отношение к обучению, положительное отношение к знаниям. Развивать чувство прекрасного.
Методы и технологии обучения: эвристическая беседа, исследовательский. Личностно-ориентированного обучения , деятельностного подхода
Оборудование: раздаточный дидактический материал
Ход урока:
- Организационный момент
- Сообщение темы и задач урока.
- Проверка домашнего задания.
- Какие слова являются словами категории состояния?
- Работа по группам:
1 группа из предложенных слов выбирает слова, обозначающие состояние природы и окружающей среды;
2 группа – состояние человека и оценку какого-либо состояния.
Ветрено, жарко, солнечно, интересно, ясно, понятно, грязно, сыро, темно, легко, рано, хорошо, больно, приятно, весело, грустно, страшно, тихо,
- Дополните слова своими примерами.
- Какое из данных слов можно отнести и к словам первой группы, и к словам второй группы? Составьте предложения, подтверждающие это.
4. Работа по реализации темы урока
- От каких частей речи следует отличать слова категории состояния?
Анализ предложений.
- Лицо старика красиво и спокойно (без напряжения)
- На рассвете крепко и спокойно заснул ребёнок. (без плача)
- Сегодня в школе было спокойно. (тихо)
- Одинаковое ли лексическое значение этих слов? Как в лексике называются такие слова? (омонимичные части речи)
- Необходимо определить принадлежность к той или иной части речи, синтаксическую роль.
5. Комплексный анализ текста
Я отпёр дверь и вошёл в свою комнату. В моём скромном жилище было темно. В печи плакал ветер и, словно просясь в тепло, постук…вал в дверцу.
Было темно… Я заж…г спичку. (Не)истовый порыв ветра пробежал по кровле дома. Тихий плач обратился в злобный рёв. Где(то) (в)низу застучала наполовину сорва(н,нн)ая ставня и жалобно провизжала дверь…
Было темно… В око(н,нн)ой вентиляции т…скливо жужжал ветер. В печи моното(н,нн)о насвистывал свою однообразную песню сверч…к. Я поспешил зажеч… спичку. Но свет не избавил меня от мрачного настроения. Страшный, (не)выразимый ужас овладел мною вновь. Я вскрикнул пошатнулся и (не) чувствуя себя выбежал вон.
Вопросы к анализу текста:
- К какому стилю относится данный текст?
- Найдите ключевые слова и определите тип текста.
- Какова тема текста? Основная мысль текста?
(Тема текста: состояние природы и состояние человека. Основная мысль текста: влияние состояния природы на внутреннее состояние человека.)
- Озаглавьте текст.
- Что помогает автору передать чувство страха, «невыразимого ужаса»?
( Автор передаёт это состояние с помощью выразительных средств языка. В тексте есть олицетворения: ветер плакал, постукивал, пробежал, тоскливо жужжал, жалобно провизжала дверца; метафоры: тихий плач, злобный рёв, насвистывал песню сверчок; эпитеты: мрачное настроение)
- С какой целью автор использует большое количество выразительных средств, особенно олицетворений?
(Автор хочет придать природной стихии живой, могущественный образ, показать её величие, тем самым усилить страх человека перед стихией.)
- Назовите предложение, которое неоднократно повторилось в тексте?
- С какой целью автор использует этот приём?
( Автор использует этот приём как средство передачи состояния среды, способствующее усилению эмоционального состояния человека.)
- Есть ли в этом тексте слова категории состояния? (было темно)
- Какую синтаксическую роль они выполняют? Может ли быть в подобных предложениях подлежащее?
- Выразите словами категории состояния состояние природы, описываемое в тексте и состояние человека, переживающего стихию. (Темно, ветрено – страшно, ужасно)
- Какова роль слов категории состояния в нашей речи?
( С их помощью можно коротко и лаконично передать состояние природы и человека)
- Поберите синонимы к словам: неистовый, монотонно, кровля.
- Синтаксический разбор предложения
Где-то внизу застучала наполовину сорванная ставня и жалобно провизжала дверь…
15. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.
6. Подведение итогов урока
7. Домашнее задание.
Используя слова категории состояния, написать рассказ о состоянии природы и её влиянии на состояние человека.
Приложение
Я отпёр дверь и вошёл в свою комнату. В моём скромном жилище было темно. В печи плакал ветер и, словно просясь в тепло, постук…вал в дверцу.
Было темно. Я заж…г спичку. (Не)истовый порыв ветра пробежал по кровле дома. Тихий плач обратился в злобный рёв. Где(то) (в)низу застучала наполовину сорва(н,нн)ая ставня и жалобно провизжала дверь…
Было темно. В око(н,нн)ой вентиляции т…скливо жужжал ветер. В печи моното(н,нн)о насвистывал свою однообразную песню сверч…к. Я поспешил зажеч… спичку. Но свет не избавил меня от мрачного настроения. Страшный, (не)выразимый ужас овладел мною вновь. Я вскрикнул пошатнулся и (не) чувствуя себя выбежал вон.
Вопросы к анализу текста.
- 1.К какому стилю относится данный текст?
- 2.Найдите ключевые слова и определите тип текста.
- 3.Какова тема текста? Основная мысль текста?
- 4.Озаглавьте текст.
- 5.Что помогает автору передать чувство страха, «невыразимого ужаса»?
- Найдите олицетворения, метафоры, эпитеты.
- С какой целью автор использует выразительные средства языка, особенно олицетворения?
- Назовите предложение, которое неоднократно повторилось в тексте?
- Как называется такой синтаксический приём?
- С какой целью автор использует этот приём?
- Есть ли в этом тексте слова категории состояния?
- Какую синтаксическую роль они выполняют? Может ли быть в подобных предложениях подлежащее?
- Выразите словами категории состояния состояние природы, описываемое в тексте и состояние человека, переживающего стихию.
- Какова роль слов категории состояния в нашей речи?
- Поберите синонимы к словам: неистовый, монотонно, кровля.
- Определение значения слова вентиляция по толковому словарю.
- Синтаксический разбор предложения
Где-то внизу застучала наполовину сорванная ставня и жалобно провизжала дверь…
18. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по русскому языку с применением ЭОР "Слова категории состояния" 7 класс
План-конспект урока по русскому языку 6-7 класс "Слова категории состояния" с применением ЭОР и ЦОР....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
урок русского языка 7 класс по теме "Категория состояния"
Данный урок - это знакомство с категорией состояния как частью речи...
Урок русского языка 7 класс по теме "Категория состояния как часть речи"
Данный урок - это урок изучения нового материала, цель которого познакомить обучающихся с категорией состояния как частью речи...
Конспект урока русского языка. 7 класс. Категория состояния как часть речи.
Конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Категория состояния как часть речи". Программа М.Т. Баранова. Т.А. Ладыженской и др....
Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...
Открытый урок. Русский язык 7 класс Тема: «Категория состояния и другие части речи»
Открытый урок. Русский язык 7 класс Тема: «Категория состояния и другие части речи»...