Внеурочная деятельность по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (11 класс)

Ходырева Анастасия Николаевна

В современное время становится значимым грамотное владение русским языком. Знания детей оценивают по результатам выпускного экзамена и промежуточной аттестации. Большинство ребят затрудняются в самостоятельной подготовке к выпускному экзамену, так как чтобы выполнить ЕГЭ по русскому языку, нужно знать не только орфографию, пунктуацию, грамматику, а также иметь навыки правильного использования лексического состава языка, различных его грамматических конструкций (лексики, стилистики). Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы, как - то: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности и т. п. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить.

Цель программы: формирование и развитие у детей трех видов компетенций: 

  • языковой (умение определять, правильно ли написано слово, верно ли расставлены знаки препинания в предложении);
  • лингвистической (способность опознавать языковые единицы и классифицировать их);
  • коммуникативной (способность понимать высказывание, связно и логично строить текст).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost_po_russkomu_yazyku.docx28.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8»

Рассмотрено

Протокол

от 28.08.2020 №1

заседания кафедры

учителей русского языка и литературы

Согласовано

Протокол

от 31.08.2020 №1

заседания МС

Утверждено

Приказ

МБОУ «СОШ № 8»

от 31.08.2020 № 515-о

Рабочая программа

Предмет (курс): внеурочная деятельность по русскому языку

Класс: 11 «В» класс

Учебный год: 2020 – 2021

Разработчик: А.Н. Ходырева, учитель русского языка и литературы

г. Ханты-Мансийск

2020г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современное время становится значимым грамотное владение русским языком. Знания детей оценивают по результатам выпускного экзамена и промежуточной аттестации. Большинство ребят затрудняются в самостоятельной подготовке к выпускному экзамену, так как чтобы выполнить ЕГЭ по русскому языку, нужно знать не только орфографию, пунктуацию, грамматику, а также иметь навыки правильного использования лексического состава языка, различных его грамматических конструкций (лексики, стилистики). Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы, как - то: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности и т. п. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить.

Цель программыформирование и развитие у детей трех видов компетенций: 

  • языковой (умение определять, правильно ли написано слово, верно ли расставлены знаки препинания в предложении);
  • лингвистической (способность опознавать языковые единицы и классифицировать их);
  • коммуникативной (способность понимать высказывание, связно и логично строить текст).

Задачи программы:

образовательные:
• обобщить и систематизировать знания по разделам языкознания, изучаемым в школьной программе;
• обобщить знания об особенностях разных стилей речи русского языка и сфере их использования;
• повышать уровень грамотности детей.
развивающие:
• совершенствовать навык анализа текстов различных стилей;
• развивать письменную речь учащихся, пополнять их теоретико-литературный словарь;
• совершенствовать знания и умения находить в тексте и определять функцию средств выразительности разных уровней;
• совершенствовать умение отражать личностную позицию в сочинении при помощи аргументации; стройно и последовательно излагать свои мысли и оформлять их в определённом стиле и жанре.
воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к русскому языку.

                         

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ КУРСА

Введение. Содержание и структура экзаменационной работы в форме ЕГЭ. Критерии оценки.

Фонетика и орфоэпия. Звуки и буквы. Орфоэпические нормы. Выразительные средства русской фонетики.

Лексика и фразеология. Лексическое значение слова. Лексические нормы. Синонимы. Антонимы. Контекстуальные синонимы и антонимы. Омонимы. Паронимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ. Выразительные средства лексики и фразеологии.

Морфемика и словообразование. Морфемы.Морфемный анализ слова. Основные способы словообразования. Словообразовательный анализ слова. Выразительные средства словообразования.

Грамматика. Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Морфологический анализ слова. Омонимия частей речи. Грамматические (морфологические) нормы.

Грамматика. Синтаксис. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетании. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Полные и неполные предложения. Простое предложение. Сложное предложение. Типы сложных предложений. Способы передачи чужой речи. Синтаксический анализ простого предложения. Синтаксический анализ сложного предложения. Грамматические (синтаксические) нормы. Выразительные средства грамматики.

Орфография. Орфограмма. Употребление гласных букв после шипящих и Ц. Употребление Ь и Ъ. Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов различных частей речи. Правописание Н и НН в различных частях речи. Правописание падежных и родовых окончаний. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Правописание отрицательных местоимений и наречий. Правописание НЕ и НИ. Правописание служебных слов. Слитное, дефисное, раздельное написание. Орфографический анализ.

Пунктуация. Тире между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания в простом осложнённом предложении (при обращении, однородных членах предложения, обособленных определениях,  обособленных обстоятельствах,  сравнительных оборотах,  уточняющих членах предложения, вводных словах и предложениях). Знаки препинания при прямой речи, цитировании. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Пунктуационный анализ.

Речеведение. Текст как речевое произведение. Стили и функционально-смысловые типы речи. Смысловая и композиционная целостность текста. Средства связи предложений в тексте. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения. Анализ текста. Создание текстов – рассуждений.

Выразительные средства языка. Эпитет, сравнение, метафора, оксюморон, олицетворение, гипербола, литота, экспрессивная лексика, анафора, эпифора, антитеза, инверсия, градация, парцелляция, повтор, риторический вопрос, риторическое восклицание, синтаксический параллелизм.

Тематическое планирование

Тема

Количество часов

Знакомство с содержанием и типами заданий ЕГЭ по русскому языку.

1

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку. Задание 1. Главная информация, содержащаяся в тексте.

1

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку. Задание 2. Средства связи

1

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку. Задание 3. Лексическое значение слова.  

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку. Задание 4. Ошибки в постановке ударения

1

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку. Задание 5. Паронимы

1

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку. Задание 6. Лексические ошибки, исключение и замена слова.

1

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку. Задание 7. Ошибки в форме слова

1

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку. Задание 8. Соответствие между грамматическими ошибками и предложениями.

1

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку. Задание 8. Соответствие между грамматическими ошибками и предложениями.

1

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку. Задание 9. Правописание корней.

1

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку. Задание 10. Правописание приставок.

1

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку. Задание 11. Правописание суффиксов (кроме Н/НН)

1

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку. Задание 12. Правописание суффиксов причастий и окончаний глаголов

1

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку. Задание 13. Правописание НЕ и НИ с частями речи.

1

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку. Задание 14. Слитное, дефисное, раздельное написание слов.

1

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку. Задание 15. Правописание Н/НН в различных частях речи.

1

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку. Задание 16. Запятые в простом предложении с однородными членами и в сложносочиненном предложении

1

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку. Задание 17. Запятые при обособленных членах предложения (определение, дополнение, обстоятельство,приложения)

1

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку. Задание 18. Знаки препинания при обращении и вводных словах.

1

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку. Задание 19. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

1

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку. Задание 20. Знаки препинания в предложениях с разными видами связи.

1

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку. Задание 21. Пунктуационный анализ текста. Тире, двоеточие, запятая

1

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку. Задание 21. Пунктуационный анализ текста. Тире, двоеточие, запятая

1

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку. Задание 22. Высказывания, соответствующее содержанию текста

1

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку. Задание 23. Функционально-смысловые типы речи.

1

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку. Задание 24. Лексическое значение слова.

1

Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты.

1

Группы слов по происхождению и употреблению.

1

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку. Задание 25. Средства связи предложений в тексте.

1

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку. Задание 26. Языковые средства выразительности.

1

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку. Задание 27. Сочинение. Структура, требования.

1

Выполнение варианта работы по русскому языку в форме ЕГЭ.

1

Выполнение варианта работы по русскому языку в форме ЕГЭ.

1

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Знания, умения и навыки, которыми учащиеся должны владеть к концу изучения курса:

Синтаксис и пунктуация

знать:

• что изучает синтаксис и пунктуация;

• основные признаки словосочетания и предложения;

• виды словосочетаний по грамматическим свойствам главного слова, виды связи слов в словосочетании;

• виды предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске, по характеру грамматической основы; виды простого осложнённого предложения, а также виды сложного предложения;

• основные пунктуационные нормы;

• основные синтаксические нормы (построение словосочетаний по типу согласования, управления; правильное употребление предлогов в составе словосочетаний; правильное построение предложений; согласование сказуемого с подлежащим; правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями);

• основные выразительные средства синтаксиса русского языка;

уметь:

• устанавливать виды и средства связи слов в словосочетаниях и предложениях разных видов;

• определять тип предложения по его смыслу, интонации и грамматическим признакам;

• пользоваться синтаксическими синонимами;

• проводить синтаксический разбор словосочетания и предложения;

• проводить пунктуационный разбор предложения;

• находить в тексте основные выразительные средства синтаксиса.

Орфография

знать:

• что изучает орфография;

• основные орфографические правила каждого раздела орфографии:

1) правописания морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания;

3) правила переноса слов; 4) правила графического сокращения слов;

уметь:

• применять орфографические правила на письме;

• применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксиса в практике правописания;

• проводить орфографический разбор слова, предложенного текста;

• соблюдать в речи основные орфографические нормы русского литературного языка.

Сочинение- рассуждение

  • обобщение и систематизация знаний по разделам языкознания, представленным в КИМах ЕГЭ и изучаемым в школьной программе;

• обобщение знаний об особенностях разных стилей речи русского языка и сфере их использования;

• совершенствование навыков анализа текстов различных стилей;

• развитие письменной речи учащихся, пополнение их теоретико-литературного словаря;

• совершенствование знаний и умений находить в тексте и определение функции средств выразительности разных уровней;

• совершенствование умений отражать личностную позицию в сочинении при помощи аргументации; стройно и последовательно излагать свои мысли и оформлять их в определённом стиле и жанре;

• повышение уровня грамотности учащихся.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Содержание материала

Дата по плану

Дата по факту

Примечание

1

Знакомство с содержанием и типами заданий ЕГЭ по русскому языку.

2

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку. Задание 1. Главная информация, содержащаяся в тексте.

3

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку. Задание 2. Средства связи

4

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку. Задание 3. Лексическое значение слова.  

5

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку. Задание 4. Ошибки в постановке ударения

6

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку. Задание 5. Паронимы

7

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку. Задание 6. Лексические ошибки, исключение и замена слова.

8

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку. Задание 7. Ошибки в форме слова

9

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку. Задание 8. Соответствие между грамматическими ошибками и предложениями.

10

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку. Задание 8. Соответствие между грамматическими ошибками и предложениями.

11

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку. Задание 9. Правописание корней.

12

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку. Задание 10. Правописание приставок.

13

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку. Задание 11. Правописание суффиксов (кроме Н/НН)

14

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку. Задание 12. Правописание суффиксов причастий и окончаний глаголов

15

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку. Задание 13. Правописание НЕ и НИ с частями речи.

16

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку. Задание 14. Слитное, дефисное, раздельное написание слов.

17

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку. Задание 15. Правописание Н/НН в различных частях речи.

18

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку. Задание 16. Запятые в простом предложении с однородными членами и в сложносочиненном предложении

19

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку. Задание 17. Запятые при обособленных членах предложения (определение, дополнение, обстоятельство,приложения)

20

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку. Задание 18. Знаки препинания при обращении и вводных словах.

21

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку. Задание 19. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

22

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку. Задание 20. Знаки препинания в предложениях с разными видами связи.

23

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку. Задание 21. Пунктуационный анализ текста. Тире, двоеточие, запятая

24

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку. Задание 21. Пунктуационный анализ текста. Тире, двоеточие, запятая

25

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку. Задание 22. Высказывания, соответствующее содержанию текста

26

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку. Задание 23. Функционально-смысловые типы речи.

27

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку. Задание 24. Лексическое значение слова.

28

Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты.

29

Группы слов по происхождению и употреблению.

30

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку. Задание 25. Средства связи предложений в тексте.

31

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку. Задание 26. Языковые средства выразительности.

32

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку. Задание 27. Сочинение. Структура, требования.

33

Выполнение варианта работы по русскому языку в форме ЕГЭ.

34

Выполнение варианта работы по русскому языку в форме ЕГЭ.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

  1. Драбкина С.В. ЕГЭ. Русский язык. Комплекс мероприятий для подготовки учащихся. Учебное пособие.- М.: Интеллект-Центр, 2019.-320 с.
  2. Егораева Е.Г. ЕГЭ: 1000 заданий с ответами. Все задания части 1. - М.: Издательство «Экзамен», 2020.-415 с.
  3. ЕГЭ -2021. Русский язык. 50 вариантов типовых текстовых заданий. Васильевых И.П., Гостева Ю.Н., Львов В.В., М.: Издательство «Экзамен», 2020.-448 с.
  4. Русский язык. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. Высший балл. Егораева Г.Т., Серебрякова О.А. М.: «Экзамен», 2019.-352 с.
  5. Я сдам ЕГЭ! Русский яык. Модульный курс. Практика и диагностика. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Под ред. И.П.Цыбулько. М.: «Просвещение», 2019.-320 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"

Программа внеурочной деятельности "Лексическое богатство русского языка"  предназначена для педагогов, работающих в 5 классе в условиях реализации ФГОС....

План внеурочной деятельности учителя русского языка "Усиление роли русского языка"

Данный план представляет собой перечень мероприятий, направленных на усиление роли русского языка в процессе образования в основной школе....

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"

Программа курса предназначена для обучающихся 5 класса.  Русский язык — язык русского народа, он служит ему средством общения во всех сферах жизни, хранения и передачи информации, связи пок...

Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Секреты русского языка"

Программа курса по внеурочной деятельности «Секреты русского языка» для 6 класса составлена...

Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательный русский язык" 7 кл

Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательный русский язык"  7 кл...

Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Секреты русского языка" 8 кл

Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Секреты русского языка"  8 кл...