Конспект урока по русскому языку "Выделение корня в родственных словах"
план-конспект урока по русскому языку

Рассадина Галина Викторовна

Конспект урока по русскому языку "Выделение корня в родственных словах"  (школа 8 вида, вариант 1)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

«Выделение корня в родственных словах»

Цель: - закрепление знаний о родственных словах; выделение корня.

  • Орг. Момент.
  • Пальчиковая гимнастика

«Ягодки»

С ветки ягодки снимаю

И в лукошко собираю.

Будет полное лукошко,

Я попробую немножко.

Я поем ещё чуть-чуть

Будет лёгким к дому путь.

     3). Определение и запись числа

    4). Минутка чистописания

Уу  Чч

    5).Звуко-буквенный анализ

Загадка:  В нём цветов растёт, не счесть

                Фруктов много всяких есть.

                Красоту и аромат

                Дарит нам душистый….

                                                   ( сад)

Сад-3б, 3 зв., 1 глас., 2 сог.: 2 тв., 1 звон., 1глух.

Сад

    6) Объявление темы урока. Работа над темой

- Что растёт в саду? (цветы, фрукты). А на чём растут фрукты? (на деревьях).

(учитель вывешивает на доску дерево: ствол, ветки и корень)

- Как вы думаете, ребята, что главное у дерева? (корень).

-Правильно! С помощью корня дерево живёт, получает питание и важные питательные вещества.

- А где мы ещё с вами встречали слово корень? (корень есть в родственных словах).

- Правильно! А что такое родственные слова? ( это слова близкие по смыслу, у них есть общая часть – корень).

- Сегодня мы с вами посадим свой сад. И посмотрим, важен ли корень для слова. А делать мы это будем с помощью загадок. Начнём со слова сад (садик, садовые, посадка).

(Дети отгадывают загадки. Главное слово помещают в корень на дереве, подбирают родственные слова, ставят их на ветки. Записывают слова себе в карточки).

Загадки: 1.) Под сосною, у дорожки

               Кто стоит среди травы?

              Ножка есть, но нет сапожка

             Шляпка есть, нет головы

                                                (гриб)

Родственные слова : грибок, грибной, грибник)

                2). Город этот не простой

                    Он дремучий и густой

                                               (лес)

Родственные слова: лесной, лесник, лесок.

              3). Четыре стены, печь внутри,           Когда его строят, котлован роют

                    Крыльцо снаружи,                          Воду, отопление,  

                   Спасает от стужи                             Подводят без сомнения

                                                (дом)

Родственные слова: домик, домашний, домовой

  •  Он и белый, и мохнатый,

И пушистый, как медведь,

Раскидай его лопатой,

Назови его, ответь

                         (снег)

Родственные слова: снежный, снеговик, снежинка)

Физминутка

Я пойду в весенний сад яблочко сорвать,

Руки протяну, яблоко сорву.

Стал ветер дерево качать,

И трудно яблоко достать.

Подпрыгну, руку протяну

И быстро яблоко сорву.

Опустили руки вниз

И на место все садись.

7.) Работа с учебником с.179 упр. 27        

Задание: Запиши родственные слова по образцу, выдели корень.

8). Игра «Третий лишний» (работа с конвертами в парах)

- Очень интересно  гулять в словесном лесу, но надо быть внимательными, ведь среди родственных слов могут встречаться и ложные слова. Давайте попробуем их определить.

Слова: Белка, беленький, белить

            Лось, лоскут, лосёнок

            Быстрый, быстрота, скорый

- А по какому признаку мы удаляли слова?

9.) Работа с текстом

    Как-то много лет назад

Посадили странный сад,

Не был сад фруктовым,

Был он только словом.

Это слово – слово-корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада.

Вот ещё посадки рядом.

А вот садовод,

С ним садовник идёт.

Очень интересно

Гулять в саду словесном.

Задание: Прочитайте текст. Найдите родственные слова. Запишите их в тетрадь, выделите корень.

9). Итог урока

10). Д/з. с.178 упр. 25


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русскому языку с применением ЭОР "Слова категории состояния" 7 класс

План-конспект урока по русскому языку 6-7 класс "Слова категории состояния" с применением ЭОР и ЦОР....

Конспект урока по русскому языку на тему "правописание слов с мягким знаком в середине слова".

Конспект урока по русскому языку с элементами песочной терапии. Целью данного занятия является закрепление знаний о мягком знаке и его роли в словах....

Конспект урока по русскому языку на тему "Устаревшие слова" (6 класс)

Урок русского языка в 6 классе на тему "Устаревшие слова". Цель: дать учащимся представление об устаревших словах, их разновидностях, объяснить причины их появления и способствовать рас...

Конспект урока по русскому языку на тему \'\'Состав слова\'\'(6 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему ''Состав слова''(6 класс)...

Конспект урока по русскому языку на тему \'\'Сложносокращённые слова\'\' (6 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему ''Сложносокращённые слова'' (6 класс)...