Рабочая программа по русскому языку. 5 кл.
рабочая программа по русскому языку (5 класс)
рабочая программа с календарно-тематическим планом. 5 кл. Русский язык
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 84.21 КБ |
![]() | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана для преподавания предмета «Русский язык» в 5 классе.
Документы, на основании которых составлена программа:
- Закон об образовании Российской Федерации;
- Закон об образовании Республики Бурятия;
- Фундаментальное ядро содержания общего образования;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897);
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования;
- Основная образовательная программа основного общего образования МОУ СОШ Поселья
- Программы основного общего образования по русскому языку;
- Программы по русскому языку к учебнику для 5 класса общеобразовательной школы авторов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др., 2020 г.;
- Положения о рабочих программах МОУ « СОШ Поселья»
- Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 N 1067от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом для базового уровня.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет специфику совершенствования преподавания русского языка в следующих направлениях:
- утверждение личностно-ориентированной парадигмы образования в целом,
- ориентация на планируемые результаты обучения,
- усиление метапредметной образовательной функции родного языка в учебно-воспитательном процессе,
- реализация системно-деятельностного подхода в образовании,
- формирование функциональной грамотности как способности максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать,
- реализация компетентностного подхода в обучении: формирование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Основная задача обучения русскому языку заключается в органическом сочетании, с одной стороны, освоения знаний об устройстве и функционировании родного языка, норм современного литературного языка, умения пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами, а с другой стороны – интенсивного развития речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, а также духовно-нравственных и эстетических качеств личности школьника.
МОУ « СОШ Поселья » ведет обучение по Образовательной системе «Школа 2100», поэтому опирается на ее основополагающие принципы. Данная рабочая программа учитывает современные дидактико-психологические тенденции, связанные с вариативным развивающим образованием и требованиями ФГОС. Поэтому в ее основу положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования, изложенные в концепции Образовательной программы «Школа 2100»:
- личностно-ориентированные принципы: принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности.
- культурно-ориентированные принципы: принцип образа мира, принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой.
- деятельностно-ориентированные принципы: принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие.
Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в начальной школе и разработана на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку, созданной с учётом программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, фундаментального ядра содержания общего образования по русскому языку, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, программы развития универсальных учебных действий.
Настоящая программа входит в непрерывный школьный курс «Филология». Изучение предметной области «Филология» – языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, должно обеспечить: получение доступа к литературному наследию и через него к сокровищам отечественной и мировой культуры и достижениям цивилизации; формирование основы для понимания особенностей разных культур и воспитания уважения к ним; осознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному развитию; формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языков, c установкой на билингвизм; обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов.
В соответствии с ФГОС и Примерной программой содержание разработанного курса направлено на реализацию следующих целей изучения русского (родного) языка в основной общеобразовательной школе:
- воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов;
- воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
- овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности: развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, сотрудничеству, позитивном, диалогу, содержательным компромиссам; потребности в речевом самосовершенствовании;
- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- овладение навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования, важнейшими обшеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка: развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретённые знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка по данной программе сводятся к следующему:
- дать учащимся определенный программой круг знаний по русскому языку, выработать умение применять полученные знания на практике;
- сформировать у школьников прочные пунктуационные навыки и умения (в пределах программных требований);
- сформировать у учащихся умения и навыки связного изложения мыслей в устной и письменной форме; обучить учащихся нормам русского литературного языка, обогатить словарный запас и грамматический строй речи учеников.
Данная программа содействует выработке у учащихся навыка осознанного,выразительного чтения. Задания носят характер упражнений, ориентированных на развитие языкового мышления, на усвоение способов лингвистического анализа.
Преподавание ведётся по учебнику Русский язык. 5 класс: учеб. В 2-х ч. Для общеобразоват. Учреждений /М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2020. Рабочая тетрадь: Русский язык. Рабочая тетрадь. 5 класс /Е.А. Ефремова. – М.: «Просвещение», 2012. Учебник и рабочая тетрадь прошли экспертизу на соответствие требованиям ФГОС.
Основное содержание разработанного курса в целом соответствует примерной программе основного общего образования по русскому языку, а также авторской программе М.Т. Баранова. В ней выделяются три сквозные содержательные линии:
- содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
- содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;
- содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
В разработанном курсе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы, что отражено в тематическом планировании, в технологической карте.
Изменения в скорректированной рабочей программе, отличия от примерной и авторской программ связаны с необходимостью увеличения количества часов на повторение изученного ранее материала (начало, а также конец года), необходимо увеличить количество часов на изучение раздела «Синтаксис», т.к. прямо указывает на необходимость упорядочивания единиц языка, иначе говоря, мелких единиц языка – слов – недостаточно для того, чтобы выразить многообразие человеческих эмоций и сложность мыслей; для полноценного общения необходимы более крупные – синтаксические – единицы. Также 2 часа выделены в резерв, т.к. помимо контрольных работ, запланированных учителем, проводятся и АКР, на которые желательно заранее предусмотреть часы в РП, КТП; а также эти уроки можно использовать для закрепления наиболее сложного материала, для работ над ошибками в диктантах, оказавшимися наиболее трудными для учащихся, для внеплановых сочинений (например, к каким-либо датам)
Региональный компонент включен, в основном, в уроки, посвященные развитию речи учащихся, а также при изучении раздела «Лексика» (т.к. в школе в образовательную область «Филология» включено изучение бурятского языка как отдельного предмета). Включение регионального компонента необходимо для создания условий в овладении каждым учеником умением создавать авторские тексты о быте, культуре, истории, традициях своего региона в целях формирования выпускника 5 класса – умелого хранителя, пользователя и создателя социокультурных ценностей и традиций региона.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В 5 классе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нём. Вместе с тем в неё включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях.
Программа содержит:
- отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества и т. д., речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков, сведения об основных нормах русского литературного языка;
- сведения о графике, орфографии и пунктуации, перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.
Содержание курса русского (родного) языка в 5 классе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.
Важной особенностью предлагаемой программы является принципиальная новизна подходов к реализации преподавания русского языка. На первый план выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Языковая компетенция– систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Лингвистическая компетенция. Иногда этот термин употребляется как синоним языковой компетенции, однако это понятие шире. Оно предполагает более глубокое осмысление устной и письменной речи – её законов, правил, структуры. Лингвистическая компетенция обеспечивает познавательную культуру личности школьника, развитие логического мышления, памяти, воображения учащихся, овладение навыками самоанализа, самооценки. Известно, что можно хорошо знать нормы произношения, слова и правила употребления их, грамматические формы и конструкции, уметь использовать различные способы выражения одной и той же мысли, иначе говоря, быть компетентностным в лингвистическом и языковом отношении, однако не уметь использовать эти знания и умения адекватно реальной речевой обстановке, или, как говорят учёные, коммуникативной ситуации. Иначе говоря, для владения языком важны умения и навыки употребления тех или иных слов, грамматических конструкций в конкретных условиях общения, или коммуникации.
Именно поэтому в обучении русскому языку выделяется третий тип компетенции – коммуникативная.
Коммуникативная компетенция– овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы. Формирование коммуникативной компетенции предполагает знания о речи, её функциях, развитие умений в области четырёх основных видов речевой деятельности (говорения, слушания и понимания, чтения, письма). Коммуникативная компетентность предполагает способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности, с соблюдением социальных норм речевого поведения. Основное же умение, формируемое в рамках коммуникативной компетенции – это умение создавать и воспринимать тексты – продукты речевой деятельности. Она включает в себя знание основных понятий лингвистики речи – стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте и т. д., умения и навыки анализа текста. Существуют компоненты ситуации, или речевые условия, которые диктуют говорящему выбор слов и грамматических средств. Это, во-первых, взаимоотношения между собеседниками и их социальные роли. Нет сомнения, что характер речевого общения будет разным в зависимости от того, с кем общаемся, каков социальный статус говорящих: учитель, ученик, студент, каков их возраст, пол, интересы и т.д. Во – вторых, место общения (например, общение учителя с учеником на уроке, во время перемены, в дружеской беседе). Третий, очень важный компонент речевой ситуации, - цель и намерения говорящего. Так, приказ, просьба или требование, конечно, будут отличаться от сообщения, информации или их эмоциональной оценки, выражение благодарности, радости, обиды т.д. Таким образом, собственно коммуникативные умения и навыки – это умения и навыки речевого общения с учётом того, с кем мы говорим, где говорим, и, наконец, с какой целью.
Нет сомнения, что формирование их возможно лишь на базе лингвистической и языковой компетенции.
Культуроведческая (этнокультуроведческая) компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Социокультурная компетенция – это становление представлений человека об окружающем мире. Эти представления и их смыслы, сосредоточенны в структурах сознания, отношения и функционирования образуют специфический этнический, национальный образ мысли. Вхождение учащихся в русский мир и приобретение социокультурной компетенции, образование русской языковой картины мира – это также постижение специфического русского образа мыслей, русского менталитета. Процесс формирования социокультурной компетенции осуществляется при усвоении новых значений лексики и фразеологии а национально – культурным компонентом семантики; знакомстве с исторической и религиозной жизнью народа; осознание смысла текста.
Информационная компетенция – это «набор способностей, требуемых индивидууму для определения потребности в информации, способность находить, оценивать и эффективно использовать требуемую информацию». Она включает в себя: понимание необходимости получения информации; знание о том, как найти нужную информацию; умение выбирать надлежащий источник и отбирать соответствующую информацию; умение анализировать и синтезировать информацию; умение использовать и передавать информацию.
В основу данной рабочей программы положены актуальные в настоящее время идеи личностно-ориентированного и деятельностного подходов к обучению русскому языку. Особенностью такого обучения является синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся, установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка, смещение традиционного акцента на запоминание теоретического материала к осмыслению функционального потенциала языкового явления и овладению навыками уместного использования его в разных ситуациях речевого общения.
В соответствии с вышеуказанными подходами содержание представленной программы направлено на реализацию единства процесса усвоения основ лингвистики и процесса формирования коммуникативных умений, что предполагает не только усвоение учащимися лингвистических знаний, но и освоение ими элементов современной теории речевого общения с целью формирования у них умений уместного использования языковых средств в разнообразных сферах общения.
Освоение тем, предусмотренных федеральным компонентом государственного стандарта, связанных с оценкой коммуникативных качеств и эффективности речи, с развитием навыков использования различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста, с развитием навыков диалогической и монологической речи, с совершенствованием умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров осуществляется в практическом применении непосредственно на уроках русского языка в процессе выполнения специально подобранных заданий.
Общее содержание рабочей программы направлено на повторение и углубление знаний учащихся по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике; дальнейшее совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся, изучение лингвистики текста, а также закрепление и расширение знаний о коммуникативных качествах речи, об основных нормах современного русского языка, так как овладение основными нормами русского литературного языка способствует формированию умений опознавать, классифицировать, оценивать языковые факты с точки зрения нормативности, целесообразности их употребления в речи, что является необходимым условием успешной коммуникации. В программе специально выделены часы на развитие связной речи – пятая часть всего учебного времени. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются среди грамматического материала.
Используются следующие методы и приёмы обучения:
- обобщающая беседа по изученному материалу;
- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, речеведческий);
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
- изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
- письмо под диктовку;
- комментирование орфограмм и пунктограмм.
Виды деятельности учащихся на уроке:
- оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
- аудирование;
- информационная переработка устного и письменного текста: составление плана текста; пересказ текста по плану; пересказ текста с использованием цитат; переложение текста; продолжение текста;
- создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;
- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
- работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.
Обучение русскому языку строится на принципах научности, систематичности и последовательности в обучении, преемственности, перспективности, доступности, сознательности, активности, наглядности, связи теории с практикой, прочности, индивидуального подхода к учащимся.
Технологии, используемые в обучении: коммуникативно-деятельностная, развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения, технологии АМО, интенсификация.
В качестве форм промежуточной аттестации учащихся используются традиционные диктанты (контрольные, словарные), диагностические и контрольные работы, результаты проектной деятельности, разноуровневые тесты, в том числе с использованием компьютерных технологий.Контроль за результатами обученияпри этом осуществляется по трём направлениям:учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант 2) предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в 5 классе в объёме 170 часов (5 часов в неделю).
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно действиями – познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломлёнными через специфику содержания предмета «русский язык», – овладеют обучающиеся в ходе образовательного процесса. В системе планируемых результатов особо выделяется учебный материал, имеющий опорный характер, т. е. служащий основой для последующего обучения.
В результате изучения русского языка на ступени основного общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностные.
1) любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;
2) любовь к природе, осознание ее уникальности, необходимости ее беречь, умение чувствовать красоту природы;
3) потребность в самовыражении через слово;
4) устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
5) ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
6) стремление к развитию и совершенствованию собственной речи
Метапредметные.
Регулятивные УУД:
- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
- использование знаково-символических средств представления информации для решения учебных и практических задач;
- организовывать исследовательскую работу: ставить учебные задачи, планировать деятельность;
- контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью; выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане – исследовать
Познавательные УУД:
- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
- искать и выделять необходимую информацию;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- моделировать: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить логическую цепочку;
- осваивать формы познавательной и личностной рефлексии
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- совершенствовать орфоэпические навыки;
- количественно и качественно обогащать словарный запас;
- оперировать стилистическими ресурсами языка;
- развивать связную устную и письменную речь;
- правильно общаться – выражать и принимать сочувствие, не обижать собеседника;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, уметь выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и условиями, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка
Предметные.
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков;
4) расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
Содержание тем учебного курса
Язык и общение (3 часа)
Язык и человек. Общение устное и письменное. Чтение и его виды. Слушание и его приёмы. Научный, художественный, разговорный стили речи
Повторение изученного в 1-4 классах. (24 часа)
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв ы, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ъ на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2-го и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов I и II спряжения; буква ъ во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание -тся и -тъея; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
II. Текст. Тема текста. Стили.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (27 часов).
I.Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста.
Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография.
Культура речи (17 часов).
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм. Орфографический разбор. Орфографические словари.
II.Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований
учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.
Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
Лексика. Культура речи (10 часов).
I.Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы.
Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными
словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части.Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика (26 часов).
I.Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как наименьшая значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Роль окончаний в словах. Нулевое окончание. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов.
Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и о в корнях -лож лаг-, -рос— -раст-. Буквы ё и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться
орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
Морфология. Орфография. Культура речи (56 часов).
Имя существительное как часть речи (21 час)
- Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
П. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное как часть речи (11 часов).
- Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
- Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).
Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
- Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
Глагол как часть речи (24 часа).
- Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -тъ (-тъся), -ти (-тисъ), -чь (-чься)). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е –и в корнях глаголов –бер - бир-, -дер - дир-, -мер- мир-, -пер- пир-, -тер- тир-, -стел- стил- Правописание не с глаголами.
- Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются
ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).
Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.
- Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе.
Рассказы по сюжетным картинкам.
Повторение (9часов).
Разделы науки о языке. Орфограммы в приставках и в корнях слов. Орфограммы в окончаниях слов. Правописание о-е после шипящих и ц.
Употребление букв ь и ъ. Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Дата | Название раздела. Тема урока. | Кол-во часов | |||||||
план | факт | |||||||||
Язык и общение (3 часа) | ||||||||||
1 | Читаем учебник. Слушаем на уроке. Урок актуализации знаний и умений. | 1 | ||||||||
2 | Язык и человек. Язык и речь | 1 | ||||||||
3 | Стили речи | 1 | ||||||||
Повторение изученного в 1-4 классах (24 часа) | ||||||||||
4 | Звуки и буквы. Произношение и правописание | 1 | ||||||||
5 | Орфограмма | 1 | ||||||||
6 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне. | 1 | ||||||||
7 | Правописание проверяемых согласных в корне слова. | 1 | ||||||||
8 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова. | 1 | ||||||||
9 | Буквы и, у, а после шипящих | 1 | ||||||||
10 | Разделительные ъ и ь. | 1 | ||||||||
11 | Раздельное написание предлогов с другими словами | 1 | ||||||||
12 | Текст | 1 | ||||||||
13 | Р.Р. Обучающее изложение | 1 | ||||||||
14 | Части речи. | 1 | ||||||||
15 | Глагол. | 1 | ||||||||
16 | Правописание -тся и -тъся в глаголах | 1 | ||||||||
17 | Личные окончания глаголов. Не с глаголами | 1 | ||||||||
18 | Р. Р. Тема текста. | 1 | ||||||||
19 | Имя существительное. | 1 | ||||||||
20 | Падежные окончания существительных | 1 | ||||||||
21 | Имя прилагательное | 1 | ||||||||
22 | Обучающее сочинение-описание по картине А. А. Пластова «Летом» | 1 | ||||||||
23 | Местоимение как часть речи | 1 | ||||||||
24 | Р.Р. Основная мысль текста | 1 | ||||||||
25 | Повторение и обобщение изученного в начальных классах. | 1 | ||||||||
26 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | 1 | ||||||||
27 | Анализ диктанта и работа над ошибками | 1 | ||||||||
Синтаксис (27часов) Пунктуация. Культура речи. | ||||||||||
28 | Синтаксис и пунктуация. | 1 | ||||||||
29 | Словосочетание | 1 | ||||||||
30 | Разбор словосочетаний | 1 | ||||||||
31 | Предложение. | 1 | ||||||||
32 | Р. Р. Сжатое изложение по рассказу В. П. Катаева | 1 | ||||||||
33 | Виды предложений по цели высказывания | 1 | ||||||||
34 | Восклицательные предложения. | 1 | ||||||||
35 | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее | 1 | ||||||||
36 | Сказуемое | 1 | ||||||||
37 | Тире между подлежащим и сказуемым | 1 | ||||||||
38 | Нераспространённые и распространённые предложения | 1 | ||||||||
39 | Второстепенные члены предложения. Дополнение | 1 | ||||||||
40 | Определение. | 1 | ||||||||
41 | Обстоятельство. | 1 | ||||||||
42 | Предложения с однородными членами | 1 | ||||||||
43 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | 1 | ||||||||
44 | Обобщающие слова при однородных членах | 1 | ||||||||
45 | Предложения с обращениями | 1 | ||||||||
46 | Письмо | 1 | ||||||||
47 | Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения | 1 | ||||||||
48 | Простые и сложные предложения | 1 | ||||||||
49 | Прямая речь. | 1 | ||||||||
50 | Знаки препинания в предложениях с прямой речью | 1 | ||||||||
51 | Диалог. | 1 | ||||||||
52 | Повторение и систематизация знаний по теме «Синтаксис и пунктуация». | 1 | ||||||||
53 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | 1 | ||||||||
54 | Анализ диктанта и работа над ошибками | 1 | ||||||||
Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография. Культура речи. (17 часов) | ||||||||||
55 | Фонетика. Гласные звуки. | 1 | ||||||||
56 | Согласные звуки. Согласные твердые и мягкие | 1 | ||||||||
57 | Изменение звуков в потоке речи. | 1 | ||||||||
58 | Повествование Р.Р. Обучающее изложение с элементами описания (по рассказу К. Г. Паустовского «Шкатулка») | 1 | ||||||||
59 | Согласные звонкие и глухие | 1 | ||||||||
60 | Графика. Алфавит | 1 | ||||||||
61 | Описание предмета | 1 | ||||||||
62 | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. | 1 | ||||||||
63-64 | Двойная роль букв е, ё, ю, я | 2 | ||||||||
65 | Орфоэпия | 1 | ||||||||
66 | Фонетический разбор слова | 1 | ||||||||
67 | Повторение по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика» | 1 | ||||||||
68 | Контрольный тест по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика» | 1 | ||||||||
69 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном тесте. | 1 | ||||||||
70 | Р.Р.Подготовка к сочинению- описанию предметов, изображенных на картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица» | 1 | ||||||||
71 | Р.Р.Сочинение - описание предметов, изображенных на картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица» | 1 | ||||||||
Лексика. Культура речи. (10 часов) | ||||||||||
72 | Слово и его лексическое значение | 1 | ||||||||
73 | Однозначные и многозначные слова | 1 | ||||||||
74 | Прямое и переносное значение слов | 1 | ||||||||
75 | Омонимы | 1 | ||||||||
76 | Синонимы | 1 | ||||||||
77 | Р.Р. Подготовка к написанию сочинения по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» | 1 | ||||||||
78 | Р. Р. Контрольное сочинение по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь». | 1 | ||||||||
79 | Антонимы. | 1 | ||||||||
80 | Повторение изученного в разделе «Лексика». | 1 | ||||||||
81 | Контрольный тест по теме «Лексика. Культура речи» | 1 | ||||||||
Морфемика (26 часов) | ||||||||||
82 | Морфема - наименьшая значимая часть слова. | 1 | ||||||||
83 | Изменение и образование слов. | 1 | ||||||||
84 | Р.Р.Подготовка к изложению по рассказу К.Г. Паустовского «Первый снег») | 1 | ||||||||
85 | Р. Р. Контрольное изложение по рассказу К. Г. Паустовского «Первый снег». | 1 | ||||||||
86 | Окончание. Основа слова. | 1 | ||||||||
87 | Р. Р. Сочинение по личным впечатлениям. | 1 | ||||||||
88 | Корень слова. | 1 | ||||||||
89 | Р.Р. Рассуждение | 1 | ||||||||
90 | Суффикс. | 1 | ||||||||
91 | Приставка. | 1 | ||||||||
92 | Р.Р. Выборочное изложение с изменением лица. | 1 | ||||||||
93 | Чередование звуков | 1 | ||||||||
94 | Беглые гласные | 1 | ||||||||
95 | Варианты морфем | 1 | ||||||||
96 | Морфемный разбор слова | 1 | ||||||||
97 | Правописание гласных и согласных в приставках | 1 | ||||||||
98 |
| Буквы З и С на конце приставок. | 1 | |||||||
99 | Буквы а – о в корнях -лаг-(-лож-). | 1 | ||||||||
100 | Буквы а – о в корнях -раст-, -рос-, -ращ-. | 1 | ||||||||
101 | Буквы О – Ё после шипящих в корне. | 1 | ||||||||
102 | Буквы ы-и после ц | 1 | ||||||||
103 | Повторение по теме «Морфемика» | 1 | ||||||||
104 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфемика» | 1 | ||||||||
105 | Анализ диктанта и работа над ошибками | 1 | ||||||||
106 | Подготовка к сочинению-описанию по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» | 1 | ||||||||
107 | Сочинение- описание по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» | 1 | ||||||||
Морфология (56 часов) Орфография. Культура речи. | ||||||||||
Имя существительное как часть речи (21час) | ||||||||||
108 | Имя существительное как часть речи | 1 | ||||||||
109 | Доказательства в рассуждении | 1 | ||||||||
110 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные | 1 | ||||||||
111 | Имена существительные собственные и нарицательные. | 1 | ||||||||
112 | Род имен существительных. | 1 | ||||||||
113 | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа | 1 | ||||||||
114 | Сжатое изложение (Е.Пермяк. «Перо и чернильница»). | 1 | ||||||||
115 | Имена существительные, которые имеют только форму единственного числа. | 1 | ||||||||
116 | Три склонения имен существительных | 1 | ||||||||
117 | Падежи имен существительных | 1 | ||||||||
118 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. | 1 | ||||||||
119 | Существительные на –ия, -ие, -ий. | 1 | ||||||||
120 | Р. Р. Подробное изложение с изменением лица | 1 | ||||||||
121 | Множественное число имён существительных. | 1 | ||||||||
122 | Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. | 1 | ||||||||
123 | Морфологический разбор имени существительного | 1 | ||||||||
124 125 | Повторение по теме «Имя существительное» | 2 | ||||||||
126 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное» | 1 | ||||||||
127 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте | 1 | ||||||||
128 | Р. Р. Устное сочинение по картине (Г. Г. Нисский. «Февраль. Подмосковье»). | 1 | ||||||||
Имя прилагательное как часть речи (11 часов) | ||||||||||
129 | Имя прилагательное как часть речи | 1 | ||||||||
130 | Роль имён прилагательных в речи. | 1 | ||||||||
131 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных | 1 | ||||||||
132 | Буквы о-ё после шипящих в окончаниях прилагательных | 1 | ||||||||
133 | Р.Р.Описание животного | 1 | ||||||||
134 | Прилагательные полные и краткие | 1 | ||||||||
135 | Синтаксическая роль кратких прилагательных. | 1 | ||||||||
136 | Морфологический разбор имени прилагательного | 1 | ||||||||
137 | Повторение по теме «Имя прилагательное» | 1 | ||||||||
138 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное» | 1 | ||||||||
139 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте | 1 | ||||||||
Глагол как часть речи (24 часа) | ||||||||||
140 | Глагол как часть речи | 1 | ||||||||
141 | Не с глаголами | 1 | ||||||||
142 | Р. Р. Рассказ. | 1 | ||||||||
143 | Неопределенная форма глагола. | 1 | ||||||||
144 | Правописание -ться и –тся в глаголах | 1 | ||||||||
145 | Виды глагола | 1 | ||||||||
146 | Видовые пары глагола | 1 | ||||||||
147 | Правописание букв е – и в корнях с чередованием. | 1 | ||||||||
148 | Правописание букв е – и в корнях с чередованием. | 1 | ||||||||
149 | Р.Р.Невыдуманный рассказ (о себе) | 1 | ||||||||
150 | Время глагола. Прошедшее время | 1 | ||||||||
151 | Настоящее время | 1 | ||||||||
152 | Будущее время | 1 | ||||||||
153 | Спряжение глаголов | 1 | ||||||||
154-155 | Правописание безударных личных окончаний глагола | 2 | ||||||||
156 | Морфологический разбор глагола | 1 | ||||||||
157 | Р. Р. Подготовка к сжатому изложению с изменением формы лица (А. Ф. Савчук. «Шоколадный торт»). | 1 | ||||||||
158 | Р.Р. Написание сжатого изложения. | 1 | ||||||||
159 | Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа | 1 | ||||||||
160 | Употребление времен | 1 | ||||||||
161 | Повторение по теме «Глагол» | 1 | ||||||||
162 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол» | 1 | ||||||||
163 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте | 1 | ||||||||
Повторение (9 часов) | ||||||||||
164 | Разделы науки о языке. | 1 | ||||||||
165 | Р.Р. Контрольное сочинение «Однажды в детстве» | 1 | ||||||||
166 | Орфограммы в приставках и в корнях слов | 1 | ||||||||
167 | Орфограммы в окончаниях слов | 1 | ||||||||
168 | Правописание о-е после шипящих и ц. | 1 | ||||||||
169 | Употребление букв ь и ъ | 1 | ||||||||
170 | Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью. | 1 | ||||||||
171 | Итоговый контрольный диктант | 1 | ||||||||
172 | Анализ ошибок, допущенных в итоговом контрольном диктанте | 1 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Для реализации целей и задач обучения русскому языку по данной программе используется следующее УМК:
Русский язык. 5 класс: учеб. В 2-х ч. Для общеобразоват. Учреждений /М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2020.
ПЕРЕЧЕНЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература
- Богданова Г.А Уроки русского языка в 5 классе/ Г.А. Богданова. СПБ., 2004
- Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. – М., 2008.
- Баранов М.Т., Ладыженская Т,А. Тростенцова Л.А.. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2012.
- Ганжина И.Ю., Назарова Н.Ф. Сборник изложений 5-7 класс.- Саратов: «Лицей», 2000.
- Егорова Н.В.. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс.- М.: «Вако», 2006
- Инструктивно-методическое письмо о преподавании русского языка в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области.
- Костяевой Т.А. Проверочные и контрольные работы по русскому языку 5 класс.- М.: Айрис пресс, 2000.
- Никитина Е.И. Уроки развития речи. К учебнику « Русская речь. Развитие речи» 5- 7 классы.- М.: -Дрофа, 2002.
- Панов М.В. Русский язык. 5 класс. М.: Ассоциация «Гуманитарное знание», 1994
- Тростенцова Л.А. Дидактический материал по русскому языку 5 класс. – М.: «Образование», 2007.
- Рабочая программа А.В. Торговой (Чувашская Республика) – при составлении ТК
Дополнительная учебная литература
- Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 2001.
- Александрова Г.В. Занимательный русский язык. – СПб., 1998
- Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка. – М.: «Просвещение», 1989
- Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. – М.: Высшая школа, 1993.
- Гольдин З.Д. Русский язык в таблицах 5-11 классы. М., 2007.
- Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Русский язык. Орфография. Пунктуация.- М.: Айрис пресс, 2000.
- Иоффе И.В. Тесты по русскому языку для 5 класса. – М.: Свет, 2009.
- Иссерс О.И. Тесты. Русский язык 5 класс. – М.: Разум, 2008.
- Книгина М.П. Русский язык. 5 класс. Тесты: В. 2 ч. – саратов: Лицей, 2006
- Малюшкин А.Б. Иконицкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку, 5 класс – М.: « Сфера», 2006.
- Обучение русскому языку в 5 классе. Методические рекомендации к учебнику для 5 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2002.
- Панов Б.Т. Типы и структура уроков русского языка. - М.: Просвещение, 1986.
- Панов М.В. Занимательная орфография. – М.: Образ, 2004.
- Рик Т.Г. Здравствуйте, Имя Существительное! – М.: Самовар, 2001.
- Рик Т.Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! – М.: Самовар, 2001.
- Рик Т.Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! – М.: Самовар, 2001.
- Петрановская Л. Игры на уроках русского языка. – М.: Мирос, 2000
- Ткаченко Н. Русский язык. Диктанты 5 класс. – М.: АЙРИС ПРЕСС, 2002.
- Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы М.: Просвещение. 2006.
- Халикова Н.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2003.
- Шапиро Н.А. Русский язык в упражнениях: 5-7 классы. – М.: Сентябрь, 2000.
- Шапиро Н.А. учимся понимать и строить текст: 5-9 классы. – М.: Сентябрь, 2000.
Ресурсы ИКТ
- Диск « Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5 класс».
- Диск «Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы».
- Диск « Русские словари: Толковый, Иностранных слов, Толковый словарь В. Даля, Географические наименования, Синонимы, Антонимы и Паронимы. 240 000 терминов».
- Диск « Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для учащихся 5 -11 классов». Диск «Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия»
- Диск « Тесты по орфографии. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов».
- Диск « Тесты по пунктуации. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов».
- Диск «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5-6 класс».
- Диск «Учим правило по алгоритму 5 класс».
Приложения
Намжил Нимбуев "В РОДНОМ УЛУСЕ" К теме "Безударные гласные в корне слова" Здесь старики сидят на солнцепеке, Прошедшие перебирают дни, Считают весны, осени свои. Задание: 1. К словам с безударными гласными в корне подберите проверочные слова. 2. Найдите однородные члены предложения. 3. Сделайте разбор предложения по членам и по частям речи. | Намжил Нимбуев "ЧТО ЗА ВЕСНА..." Тема. Безударные гласные в корне слова. Что за весна! На площадях Черемуха так буйно расцветает, Как будто стаи белых лебедей. С предсмертной песней в воздухе летают. И схлестнут город белыми цветами. Все дни хожу с оглохшими ушами. Задание: 1. К словам с безударными гласными в корне подберите проверочные слова. 2. Со словами БЕЛЫЕ ЛЕБЕДИ, ВЕСНА, ГОРОД составьте предложения. |
Намжил Нимбуев "БУДЬ У МЕНЯ ГОЛОС" К теме "Однородные члены предложения". Будь у меня голос, Атласный, гортанный, Словно гарцующая На цыпочках сабля, Пел бы о бурятках, Коричневых, как земля, Об алых саранках, Сорванных на скаку, О пылающем солнце, Запутавшемся в ковылях... Эх,Будь у меня голос! Задание: 1. Контрольное списывание. 2. Выделите в слове однородные дополнения. | Дондок Улзытуев "Итог" К теме "Второстепенные члены предложения - дополнение". Я родину воспевал, как мог, мать воспел и отца, степь и тайгу, Селенгу и Хилок, жаворонка и скворца. Я жил на Памире, на Балтике жил и слова нашел для них, о юности много песен сложил звонких и удалых. Задание: 1. Выделите в тексте дополнения. 2. Контрольное списывание. 3. Со словами ТАЙГА, СЕЛЕНГА, ЖАВОРОНОК, СКВОРЕЦ составьте предложения. |
Дондок Улзытуев "ЛЮБЛЮ ЗЕЛЕНУЮ ТАЙГУ" К теме" Однородные члены предложения". Люблю зеленую тайгу, лесную глушь, покой природы. Но долго жить в ней не могу, и в Шибертуе не могу спокойно жить, считая годы. Задание: 1. Найдите однородные члены предложения. 2. К словам с безударными гласными подберите проверочные слова. З. Выделите орфограммы. | Дамба Жалсараев Для развития памяти. Для хороших коней Не бывает дорог плохих. У хороших людей Не бывает друзей плохих. Задание: 1. Найдите слова с безударными гласными в корне. Подберите проверочные слова. 2. Напишите стихотворение по памяти. З. Зрительно-слуховой диктант. |
Намжил. Нимбуев "ЛЕГЕНДА О ВРЕМЕНИ" К теме "Однородные члены предложения" По лесам, по степям, по пустыням Медленно-медленно катится Запряженная лосем арба. В той арбе черноглазый мальчонка На дудке кленовой играет. Задание: 1. Выделите орфограммы. 2. Найдите однородные члены предложения. З. Со словами ПУСТЫНЯ, ИГРАЕТ, ЛЕС составьте предложения | Намжил Нимбуев "В РОДНОМ УЛУСЕ" К теме "Главные и второстепенные члены предложения". В твои комбайны парни влюблены, Как деды их коней боготворили. Задание: 1. Определите тип предложения. 2. Сделайте синтаксический разбор предложения. З. Выделите орфограммы. |
Арсалан Жамбалон "СТЕПЬ БУРЯТСКАЯ" К теме "Безударные гласные в корне слова". Детям наших степных улусов Степь родимая так близка Будто в кровь их вошла Со вкусом Материнского молока. Задание: 1. Найдите слова с безударными гласными в корне, подберите проверочные слова. 2. Выделите орфограммы. Где нужно, подбери проверочные слова. З. Со словами СТЕПЬ, МОЛОКО составьте предложения. | Владимир Петонов "ЗАКАТЫ" К теме "Состав слов. Приставка". Баргузин, Сарма и Култук Снова пиршество затевают, Приглашают своих подруг И друзей своих созывают. Задание: 1. Найдите и выделите однородные члены предложения. 2. Выделите приставки. З. Подчеркните орфограммы, где нужно подберите проверочные слова. 4. Составьте предложения со словами ПРИГЛАШАЮТ, ДРУЗЬЯ. |
Солбон Ангабаев "КОСТРЫ НА БАЙКАЛЕ" К теме" Главные члены предложения". Куда-то за гольцы Летели птицы, Кричали чайки, Глохли глухари... Байкал, Как под ногами танцовщицы, Переливался Бархатом зари. Задание: 1. Подчеркните главные члены предложения. 2. Найдите слова с безударными гласными в корне слова. Подберите проверочные слова. 3. Составьте предложения со словами ЧАЙКИ, БАЙКАЛ, ЗАРЯ. | Владимир Петонов "УТРО" К теме "Состав слова. Приставка". Потеплело небо. Расцвело. Молодая зорька засверкала, И открылось хмурое чело За ночь постаревшего Байкала. Задание: 1. Выделите главные члены предложения. 2. Выделите приставки. З. Найдите слова с безударными гласными в корне. Подбери проверочные слова. |
Дамба Жалсараев К теме "Состав слова. Приставка". Конь, что с места в карьер берет, Не собьет ли быстро подковы? Тот, кто слово легко дает, Не согнется ль под тяжестью слова? Задание: 1. Напишите стихотворение по памяти. 2. Выделите орфограммы. З. Со словами КОНЬ и СЛОВО составьте предложения. 4. 3рительно-слуховой диктант. 5. Выпишите слова с приставками и выделите их. | Дамба Жалсараев К теме "Имена собственные". А течет из Байкала одна Ангара, И краса ее чистая всеми воспета, Дай-то бог, чтоб одна только песня добра Каждый день выливалась из сердца поэта. Задание: 1. Напишите стихотворение по памяти. 2. Выделите орфограммы. 3. Составьте предложения со словами БАЙКАЛ, ПОЭТ, ПЕСНЯ. 4. Подчеркните имена собственные. |
Жамсо Тумунов "БАЙКАЛУ" К теме "Однородные члены предложения" Широкий, бездонный, великий Байкал! Я часто тебя вдалеке вспоминал, Мечтал о твоей серебристой волне. На этой тяжелой и долгой войне. Задание: 1. Найдите и выделите однородные члены предложения. 2. Найдите в тексте слова с безударными гласными в корне слова. Подберите проверочные слова. | Дондок Улзытуев "ВЫ СЛЫХАЛИ КОГДА-НИБУДЬ" К теме "Безударные гласные в корне слова" Вы слыхали когда-нибудь о траве голубой - ая-ганга? Ее имя (как отзвук старинного медного гонга. У нее суховатые колкие стебли. От нее синеватые наши бурятские степи... Задание: 1. Контрольное списывание. 2. Выделите орфограммы. З. К словам с безударными гласными подберите проверочное слово. |
Дондок Улзытуев "ЛИСТЬЯ" К теме "Второстепенный член предложения - определение". Потеряв свой зеленый цвет, Листья жалобно шелестели: "Мы бы в этот прозрачный свет С удовольствием полетели". Задание: 1. Письмо по памяти. 2. 3рительно-слуховой диктант. 3. Выделите орфограммы. 4. Сделайте схему предложения. 5. Подчеркните определения. |
.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Цель: повторить признаки текста. Лексические средства связи предложений в тексте. Развить умение составлять связные тексты.
Текст 1.
Многолика земля бурятская. Здесь можно видеть ландшафты, похожие на швейцарские Альпы, просторы Монголии или леса и равнины Европейской России. В Бурятии много больших и малых озер ( красивейших уголков природы. Самое крупное и
глубокое из них ( Байкал, предмет духовного поклонения и особой заботы. Байкал в народе называют Священным морем.
Текст 2.
Животный и растительный мир Бурятии богат и разнообразен. Здесь немало уникальных и редких видов, занесенных в Красную книгу: всемирно известный баргузинский соболь, байкальская нерпа, омуль. Обилие прибайкальской флоры (неиссякаемая кладовая для традиционной восточной медицины.
Текст З.
Бурятия издревле находится на стыке многих религий. В республике представлены практически все основные мировые религии. Многие религии тесно переплелись или получили различные ответвления. Здесь мирно сосуществуют шаманизм и буддизм,
старообрядчество и православие. Традиционные верования в форме шаманизма известны на берегах Байкала задолго
до прихода буддизма и христианства. Ритуалы шаманизма сохранились до сих пор. В дальней дороге путник всегда отдает дань священным шаманским местам ( "обоо" или "бариса".
Задания:
Доказать, что это текст. Указать признаки текста (членимость, целостность, связность).
Определить средства связи предложений в тексте.
Определить тип и стиль речи.
Составить текст типа рассуждения на заданную тему: "Нужна ли человеку Родина?", "Какова роль религии в жизни общества" и др.
Объясните этимологию слова "обоо".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/17/picture-298345-1379433650.jpg)
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/04/picture-679094-1443958267.jpg)
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/04/picture-810889-1633353536.jpg)
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/15/picture-948012-1505465655.jpg)
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/22/picture-976801-1511359318.jpg)
Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »
lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/09/picture-879603-1665317566.jpg)
Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)
Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...