Вводный урок. Слово о русском языке
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока: Вводный урок. Слово о русском языке.
Цели: Показать значение и роль слова, объяснить необходимость бережного обращения со словом;
Совершенствовать функциональную грамотность, коммуникативные умения и навыки;
Люди всегда, во все времена размышляли о слове, о его неисчерпаемых возможностях.
Поэт Шефнер предупреждал:
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести…
Задумывались ли вы когда-нибудь, какую силу имеет наше слово? Попробуем ответить на этот вопрос, познакомившись с притчами.
1 притча. «Жили два друга, и вот один из них позавидовал другому и начал распространять о нем в народе плохой слух: якобы последний живет не по-христиански, делает зло и хищением и ложью приобретает себе славу и честь. Вскоре эта клевета сделала свое дело. От этого человека отвернулись все друзья и знакомые, и он пришел в большую бедность. Впоследствии оклеветавший своего друга раскаялся и пришел просить у него прощения. Но тот ему сказал: "Возьми мешок лебяжьего пуха, в сильную бурю залезь на высокое дерево и вытряхни его, тогда и приходи ко мне". Последний все сделал, как ему было велено, и думал, что этим самым он получил прощение. Но повелевший ему сделать это сказал: "Теперь иди собери до единой пушинки", на это клеветник ответил: "Это невозможно, потому что ветер разнес пух по всей Вселенной". И сказал ему бывший друг: "Так невозможно и мне вернуть ту славу и честь перед моими ближними, которые ты отнял у меня своей клеветой"»
2 притча. «Однажды преподобный Макарий Великий с учеником своим шел по пустынной дороге в один монастырь. Ученик его, ушедши на некоторое расстояние вперед, встретил языческого жреца, который нес большой обрубок дерева. Ученик крикнул жрецу: "Куда бежишь, демон?" Жрец, обидевшись на ученика за такое обращение, жестоко избил его и оставил едва живым. Продолжая путь, жрец встретил Макария. Макарий приветствовал жреца словами: "Здравствуй, трудолюбец, здравствуй!" Жрец был удивлен приветствием старца и спросил его, что доброго нашел он в нем. Старец ответил, что он увидел его трудящимся и спешащим заботливо куда-то, поэтому и приветствует его. Жрец пришел в умиление и понял, что перед ним муж великой святости, служитель истинного Бога. Он припал к ногам Макария и просил сделать его христианином. Братия, увидав святого Макария рядом с жрецом, удивились. Но святой Макарий сказал им: "Злое слово и добрых делает злыми, а доброе слово и злых делает добрыми"».
Итак, в чем сила слова?
Каким должно быть наше слово?
«Наш язык - важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело», - так писал Дмитрий Сергеевич Лихачев.
Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит.
Как научиться высокой культуре речи? Для этого необходимо не только знать правила и нормы русского языка.
1. Язык – система словесного выражения мыслей, обладающая определённым звуковым и грамматическим строем и служащая средством общения людей. Литературный я. (общенародный язык, грамматика, лексика, произношение и т.п. которого соответствуют принятым нормам).
2. Русский язык как один из славянских языков
Русский язык входит в группу славянских языков, которые образуют отдельную ветвь в индоевропейской семье языков и делятся на три подгруппы.
Восточная | Западная | Южная |
языки | ||
русский украинский белорусский | польский чешский словацкий лужицкий | болгарский македонский сербохорватский словенский |
3. Разделы языкознания
Раздел языкознания | Предмет изучения | |
Фонетика | Звуки речи | |
Морфемика | Состав слова, словообразование | |
Лексика | Словарный состав языка | |
Грамматика | морфология | Слова как части речи Словосочетания и предложения |
синтаксис |
С названными разделами тесно связаны:
Орфография | Пунктуация | Орфоэпия | Стилистика |
Правила написания слов | Правила употребления знаков препинания | Правила произношения | Стили и стилистические средства языка |
5. Роль русского языка в жизни современного общества
Русский язык является государственным языком Российской Федерации и языком межнационального общения народов России.
Русский язык – один из мировых языков. Он активно функционирует в современном мире, является одним из официальных, рабочих языков ООН и некоторых других межнациональных организаций.
3) Лингвистический анализ слова “язык”
1. Фонетический:
2. Лексический:
- замените синонимами слово “язык” в выражениях и словосочетаниях:
- Язык мой – враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет.
- Суконный язык.
- Язык этого документа слишком витиеват.
- Лектор начал говорить научным языком, а затем перешел на разговорный.
- Канцелярский язык
- Безграмотный язык.
- Убогий язык.
- Он удачно пародировал язык местных поэтов.
- Язык Гоголя своеобразен.
Вывод: Слово “язык” образует два синонимических ряда. В значении “средство общения” оно синонимично слову “речь”, а в значении “способ, манера словесного выражения”- слову “стиль”.
Назовите фразеологические единицы, имеющие значение:
- не говорить лишнего, молчать (держать язык за зубами, прикусить язык);
- достигать договоренности (находить общий язык);
- становиться болтливым (язык без костей, чесать языком, распускать язык);
- бояться что-то сказать (язык не поворачивается, отнялся, проглотить).
3. Словообразовательный:
- Значимость слова определяется его способностью участвовать в образовании новых слов. Проанализируйте словообразовательное гнездо со словом “язык” из “Школьного словообразовательного словаря русского языка” А.Н.Тихонова. Выпишите отдельно слова, образованные префиксальным способом, суффиксальным, префиксально-суффиксальным. Найдите синонимы и антонимы.
- Языч-ок
- Языч-ишк-о
- Языч-ищ-е
- Язык-аст (ый)
- Язык-ов-ой
- Язык-ов-ый
- Безъ-язык-ий
- Безъ-языч-н-ый
- Межъ-язык-ов-ый
- Подъ-языч-н-ый
В экзаменационных работах часто встречаются нарушения норм языка. Предлагаю вам найти и исправить такие ошибки.
Плеоназм – ошибка, состоящая в употреблении лишнего слова: Немецкая Германия. Рабочий пролетариат. В сельской деревне. Вдумчиво и внимательно нужно читать каждую книгу.
Нарушение привычной лексической сочетаемости слов: Сегодняшняя молодежь мало читает, не повышает свой кругозор. Нервы и волнения переполнили автора. У нас сегодня опасное и невоспитанное подростковое поколение
Нарушение норм употребления устойчивых сочетаний: С этим положением можно согласиться только скрипя сердцем. Эти дети были обделены от радости. Тяжелая доля выпала на голову нашего народа .
Стилистические ошибки. Стилистическими являются и ошибки в результате смешения выражений разных стилей, немотивированное использование диалектных, просторечных выражений, что противоречит нормам литературного языка: Я маленько не согласна с точкой зрения автора. Подобным жмотом показал Гоголь Плюшкина. Нам необходимо набивать голову знаниями. Екатерина II стремилась к тому, чтобы философы и писатели ославили ее имя во всем мире.
Словообразовательные ошибки – это результат словотворчества с нарушением норм: Стесняемость, стыдьба, стыдство за бедный вид матери. Взятничество – бич нашего времени. Оплошки героев.
Недочеты при образовании форм тех или иных частей речи также разнообразны и многочисленны.
Петруша Гринев сначала тоже был недорослью.
Более худшего примера не привести.
Мы узнаем об ихних планах.
Среди синтаксических ошибок встречаются нарушения норм управления, норм согласования между сказуемым и подлежащим, неверный порядок слов в предложении, смешение прямой и косвенной речи, ошибки в построении сложного предложения:
С отсталой страны Россия превратилась в великую державу.
Российская молодежь готовы лечь на амбразуру, чтобы не допустить этого.
Добро побеждает над злом – в этом убеждают даже сказки.
Особенно часто встречаются нарушения в предложениях с деепричастными оборотами:
Походив по музеям, путешественнику стало скучно смотреть на все эти физические ценности.
Не заботясь о памятниках малых народов, они могут исчезнуть с лица земли.
Сидя у реки, мне нравится наблюдать за жизнью уток.
Не став развивать талант, его можно загубить.
Этические ошибки- проявление речевой агрессии, недоброжелательности, обнаруживались высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие высокомерное и циничное отношение к человеческой личности:
Этот текст меня бесит.
Судя по тому, что говорит автор, он маньяк.
Но нельзя быть слишком добрым, потому что сам останешься без штанов.
Фактологические ошибки - ошибки при пересказе содержания литературных произведений, путаница в датах исторических событий, в названиях произведений, именах героев, фамилиях их авторов, неточности при цитировании и т.д.: Солдаты, победившие фашизм, возвращались к мирной жизни и продолжали писать: «Москва, как много в этом звуке для сердца русского слилось! Счастьем для Обломова, как известно, было одиночество и равнодушие. В повести Тургенева «Преступление и наказание».
- Подготовьте связный ответ по конспекту «Слово о русском язы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка по теме "Слово о русском языке" (10 класс)
Данная мультимедийная презентация может быть использована на вводном уроке русского языкав 10 классе по программе Н.Гольцовой....
Урок русского языка в 5 классе "Как образуются слова в русском языке"
Место урока в теме: изучение нового материала Тип урока: комбинированный урок Используемые учебники и учебные пособия: Русский язык. 5 класс. под редакцией М.М.Ра...
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке».
Данный конспект урока разработан по программе С. И. Львовой и В. В. Львова. Урок выстроен с учётом системно - деятельностного подхода в преподавании, что отражает суть реализации н...
Сценарий урока по русскому языку в 6 классе «Основные способы образования слов в русском языке» ( В соответствии с требованиями ФГОС).
Урок «открытия нового знания» по теме: Основные способы образования слов в русском языке. Цели урока: а) содержательная :расширить понятийную базу об основных способах образования слов; с п...
Урок русского языка в 5 классе по ФГОС (технологическая карта) по теме: "Как образуются слова в русском языке"
Урок русского языка разработан по ФГОС. Структура урока, проблемное изложение материала, самоконтроль и самооценка позволяют содействовать реализации новых стандартов....
Вводный урок. "Наш родной русский язык."
Вводный урок русского языка в 5 классе....
Урок русского языка по теме "Вводный урок. Слово о русском языке"
Цели: познакомить уч-ся с учебником русского языка;Показать значение и роль слова, объяснить необходимость бережного обращения со словом;Развивать языковой вкус, творческие способности уч-ся;Совершенс...