Открытый урок по теме "Антонимы"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Ооржак Орлана Чечен-ооловна

Технологическая карта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehkarta.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по теме «Антонимы»

Ф.И.О. учителя – Ооржак Орлана Чечен-ооловна

Класс: 5

Дата: 26.01.2021

Предмет: русский язык

Тема

Антонимы

Тип урока

комбинированный

Цель урока

1.познакомить учащихся с отличительными особенностями антонимов;

тренировать умение целенаправленно подбирать антонимы; учить использовать

антонимы в речи:

2. показать в игровой манере всевозможные приемы употребления антонимов,

развитие речи, творческой инициативы, внимания, активизировать познавательную

деятельность, уточнять и обогащать словарный запас.

3. привить любовь к предмету, интерес к народным обычаям и традициям.

Планируемый результат

Предметные: уметь подбирать антонимы, использовать их в речи.

Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию.

Основные понятия

антонимы, синонимы, антонимическая пара

Ресурсы:

учебник, презентация, ИКТ

Методы и формы обучения

работа фронтальная, индивидуальная, в группах.

Структура и ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.

Организационный момент

Приветственное слово учителя:

Добрый день, друзья!

От чего же хмурый день становится светлей, отчего же в небе радуга проснется?

Дети: от улыбки!

Улыбнитесь друг другу! Хорошего вам настроения и успехов!

Все ли готовы к уроку?

Дети: Да! 

Учитель: Тогда вперед!

- Начнём наш урок (проверка готовности учащихся к уроку, определение отсутствующих, организация внимания учащихся).

Приветствуют учителя.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2

Актуализация знаний

Лексический диктант

Давайте проведём игру: «Угадай слово». 

1.Я читаю слова, вы будете подбирать слова, близкие по значению:

большой (огромный, громадный);

храбрый (смелый);

сказать (произнести, промолвить, проговорить);

идти (ходить);

Добрый человек в добре проживёт век. (Пословица)

- Какие пожелания со словом «добрый» вы знаете?

- В каком значении употреблено слово «добрый» в словосочетаниях? Замените его синонимом.

- Дайте определение синонимов.

Самостоятельно записывают слова, а затем осуществляют самоанализ и взаимопроверку.

 

Регулятивные (контроль, коррекция знаний).

3.

Введение в тему

Ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили о синонимах – словах, близких по значению, но разных по звучанию и написанию. Но русский язык необыкновенно богат и разнообразен (высказывание у доски). В нашем языке есть и такие слова, которые имеют противоположное значение.

Слова-неприятели спорят весь день.

Один скажет: «Солнце!»

Другой шепчет: «Тень!»

Один скажет: «Близко!»

Другой: «Далеко!»

Один скажет: «Низко!»

Другой: «Высоко!»

Что вы заметили?

Найдите слова с противоположным значением.

Это антонимы (анти – против, онима – имя).

Запишите тему сегодняшнего урока: «Антонимы».

Дети находят антонимы в тексте, определяют их значение.

УУД:

Регулятивные (поиск и выделение информации).

Предметные (анализ с целью выделения общих признаков, сравнение, построение логического рассуждения).

Познавательные (умение строить высказывание, выражение собственного мнения).

4.

Определение темы и целей урока.

Но любознательный человек обязательно задаст вопрос: «Для чего, зачем нужны антонимы?»

Мы употребляем антонимы везде:

на уроках математики (плюс-минус, прибавить-отнять, умножение-деление, больше-меньше);

на уроках биологии (живая- неживая природа);

на уроках физкультуры (старт-финиш);

на уроках литературы: (в пословицах-поговорках: «Ученье-свет, а неученье-тьма», в загадках, сказках: добро-зло, долго ли-коротко ли, близко ли-далеко ли).

Значит, чему мы сегодня научимся?

Сегодня мы с вами поговорим о роли антонимов в нашей речи, научимся подбирать антонимы к словам, находить их в тексте, правильно употреблять в речи, работать со словарями.

Употребление антонимов, как и синонимов, делает речь более яркой, богатой, выразительной.

Формулируют тему и цель урока.

УУД:

Регулятивные (формулировать тему и цель урока, планирование).

Познавательные (формулирование проблемы).

5.

Открытие нового знания.

1. Объяснение новой темы.

Антоним – греческое слово: анти – приставка со значением «противоположный», онима – «имя».

Антонимы – это обязательно слова одной и той же части речи. Не все слова могут иметь антонимы. Например: железо, доска, мел, дом.

Как и синоним, не может существовать сам по себе, а только в антонимической паре: правда – ложь, плакать – смеяться. Различают антонимы однокорневые (недолёт – перелёт, приехать – уехать) и разнокорневые (тёплый – холодный).

Итак, что же такое антонимы?

Делается вывод.

Дети определяют значение каждого слова, находят различия в значении слов, делают вывод.

Проблемное объяснение нового материала.

УУД:

Коммуникативные (взаимодействие, в ходе которого выясняются значения слов, признаки синонимов.

Познавательные (наблюдение, поиск информации).

 2.Работа с текстом учебника.

Посмотрим теперь, как учебник даёт определение антонимов (Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов др. Русский язык 5 класс: п. 69, с. 166.

Читают теоретический материал в учебнике, делают выводы.

Познавательные (наблюдение, поиск информации).

3.Знакомство со «Словарём антонимов русского языка».

Мы с вами уже знакомы с различными словарями: толковым, орфографическим, орфоэпическим, словарем синонимов и др. Существует и словарь антонимов.

Словарь антонимов” М.Р.Львова. Как и в любом словаре, слова в нем расположены в алфавитном порядке. Вот посмотрите, как выглядит словарная статья в этом словаре.

Добрый – зло

Добрый – относящийся к людям с расположением, проникнутый сочувствием к ним, готовый помочь, отзывчивый.

Злой – исполненный недоброжелательства, враждебности, злобы.

Рассматривают словари.

Познавательные

6.

Закрепление знания.

1.Выполнение упр. 369 (по заданию)

2.Игра «Наоборот»

И нам с тобой пришёл черёд

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь: «низко».

Скажу я слово «далеко»,

А ты ответишь: «близко».

Скажу я слово «потолок»,

А ты ответишь: «пол».

Скажу я слово «потерял».

И скажешь ты: «нашёл».

Скажу тебе я слово «трус»

Ответишь ты «храбрец»

- Назовите антонимы (хорошо – плохо, великан – кроха, потолок – пол, потерял -нашёл, храбрец-трус).

3.Вставьте нужные антонимы:

Любишь брать, люби … . (отдавать).

Иди вперёд, а оглядывайся … .(назад).

Корень учения горек, да плод его …(сладок)

- Чему служат антонимы в этих пословицах? (Противопоставлению положительного отрицательному.)

Подберите к прилагательному несколько антонимов.

Надёжный друг - … .

(Неверный, коварный, ненадёжный, вероломный.)

- Как называется группа этих слов?

Чем отличаются антонимы от синонимов? Синонимы – близкие по значению слова, а антонимы – противоположные по смыслу.

Выполняют задание (коллективная работа, по желанию – самостоятельно с последующей самопроверкой).

Познавательные (общеучебные действия)

Регулятивные (контроль).

7.

Физкультминутка

-А теперь, ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели- вновь за дело.

- Ребята, назовите антонимы!

Повторяют движения за учителем.

Коммуникативные,

познавательные

8.

Закрепление знаний (продолжение).

1.Работа в группах

А теперь мы поработаем с вами в группах. (Ребята садятся по группам) Каждая группа получает задание. Выполняются задания в тетрадях.

1 группа

Подберите антонимы к прилагательным и существительным в словосочетаниях:

Восход солнца –______________________

зажечь костер -_______________________

начало урока - _______________________

уйти в школу -________________________

ясное небо - __________________________

шумная улица -

2 группа

К словам левой колонки подберите антонимы из правой.

близкий

прилететь

север

холодный

редкий

незнакомый

правдивый

новый

узкий

молчать

известный

дальний

говорить

ложный

загадка

густой

старый

юг

горячий

широкий

улететь

отгадка

Разбиваются на группы, выполняют задание, один из группы отвечает.

Коммуникативные (умение высказывать и отстаивать свою точку зрения)

Познавательные (поиск информации)

Регулятивные (анализ текстов).

2.Перепишите текст, заменяя антонимами подчеркнутые слова.

Вечером я с товарищем пошел к поезду. До станции было далеко. Дул встречный холодный ветер, но идти было трудно. Пришли мы к станции, а поезд отходит. Как плохо, что мы опоздали.

- Получился ли у вас текст, не лишённый смысла?

Записывают предложения в тетради, заменяют слова.

Проводят взаимопроверку.

Регулятивные (контроль, коррекция, оценка)

Познавательные (постановка и решение проблемы)

Коммуникативные (умение выражать свои мысли)

9.

Контроль усвоения материала

Игра “Отгадай, что я”.

Я антоним к слову «зной»,

Я в реке, в тени густой

И в бутылке лимонада,

А зовут меня (прохлада).

Я антоним к слову «лето»

В шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама

Потому что я (зима).

Я антоним к слову «смех»,

Не от радости, утех,-

Я бываю поневоле

От несчастья и от боли,

От обиды, неудач,

Догадались? Это (плач).

Я – антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна

Называюсь (тишина).

Участвуют в игре

Проводят самоанализ и взаимопроверку.

Регулятивные (контроль, коррекция, оценка)

10.

Итог урока

Подводит итог урока, выставляет оценки, комментирует работу учащихся на уроке.

Воспринимают информацию. Оценивают свою работу на уроке.

Личностные (самоопределение, нравственно- эстетическое оценивание)

11.

Рефлексия

Ребята, продолжите предложения:

1.Сегодня на уроке мы повторили…

2.Мы узнали…

3.Научились …

4.Самым интересным мне показался тот момент, когда …

5.Трудным для меня стало…

- Что такое антонимы?

- Какова роль антонимов в речи?

Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока.

Познавательные (рефлексия деятельности)

Регулятивные (контроль и оценка процесса и результатов деятельности)

Личностные (самоопределение, самооценка)

Коммуникативные

(выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью)

Личностные (адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности).

Домашнее задание

§69, упр. 371, 372, стр.167

Дополнительная информация

Каким образом данный урок будет содействовать реализации новых ФГОС

Урок по теме “Антонимы” содействует реализации новых ФГОС, так как учитель продумал цели урока как результат ученика, организовал работу по мотивации обучающихся.

Ученики самостоятельно определили тему урока как собственную учебную задачу, сами проверяли свои умения при применении новых знаний в типовых условиях и сами оценивали результаты своей работы.

Структура урока была выстроена с позиции системно-деятельностного подхода.

Именно ученики стали главными “действующими героями” на уроке. Я считаю, что их деятельность на уроке будет осмысленной и значимой: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.

Список учебной и дополнительной литературы

«Рабочая программа. Русский язык. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т, Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5 – 9 классы» (М.: Просвещение, 2011г.  

УМК: учебник: (ФГОС) Русский язык. 5 класс. Учеб. для  общеобразоват. учреждений.  В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2012

Т.А Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Ю.Комиссарова Обучение русскому языку в 5 классе.

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы

технология деятельностного метода обучения, здоровьесберегающие технологии, технология оценивания образовательных достижений(учебных успехов).

метод частично – поисковый, проблемный, практический,

прием самоконтроля, диалог, беседа, работа в группах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...