Технология проведения | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
1.Организационный этап | Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно вас всех видеть этим прекрасным днем! И для поддержания хорошего настроения я предлагаю начать наш урок с игры «Кто больше». Ваша задача - назвать слова, которые передают состояние, давайте я начну, а вы мне поможете: мне с вами ИНТЕРЕСНО (немного ВОЛНИТЕЛЬНО, ТЕПЛО, УЮТНО, РАДОСТНО, СВЕТЛО, ХОРОШО, ЛЮБОПЫТНО). Молодцы, ребята!
Посмотрите на улицу. Как там? (Светло, тепло, тихо, морозно, солнечно…)
В. А что все эти слова обозначают? О. Они передают состояние человека и природы!
Знаете, ребята, мы стоим с вами на пороге открытия, оказывается, в русском языке есть часть речи, которая так и называется – категория состояния! Предлагаю вам сегодня поучаствовать в научном исследовании по открытию новой для вас части речи!
-Что они передают? (состояние человека и природы)
3. Определение темы и целей урока -Я не случайно начинаю урок с этих слов. -Как вы думаете, какова тема нашего урока. -Скажите, такую часть речи мы с вами изучали? - Это новая для нас часть речи или мы уже знакомы с ней? (новая)
«Категория состояния как часть речи»
- Какова же будет цель нашего урока? (изучение категории состояния как части речи и первичное закрепление знаний о словах категории состояния)
Слайд №2. Открываем тетради, записываем число, классная работа и тему нашего урока | 1.Учащиеся читают домашнее упражнение, выполняют задание.
Отвечают на проблемный вопрос.
Ответы учащихся: уточняются важные детали, настроение, отношение, состояние учащихся в начале урока.
Учащиеся сформулировали цель и тему урока.
| Актуализация знаний о категории состояния | Мотивация учебной деятельности учащихся. Познавательные УУД: осмысленно решать задачу по предмету. Познавательные УУД Коммуникативные УУД (умение отвечать на вопросы) Регулятивные УУД: Определение темы урока, постановка цели урока, плана действий. (целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно) 1.Познавательные УУД 2.Коммуникативные УУД (создаю ситуацию для обсуждения, строить монологическую речь) |
Основной | Работа с эпиграфом: о какой части речи идет речь? Слова категории состояния (урок- исследование) В. Чем же мы будем заниматься сегодня на уроке? О. Мы будем открывать новую часть речи и учиться отличать ее от других слов! Во время исследования мы будем опираться на уже известные вам знания, проводить лингвистические опыты, а в конце пройдем испытания. Вы готовы? Тогда в путь! Проблемная ситуация - У каждого из вас на парте находится раздаточный лист, на котором написаны предложения. Прочитайте их.
1.Утро солнечно и радостно. 2. Глаза светились радостно. 3. На душе у ребят было радостно.
- Определите, каким членом предложения являются и к какой части речи относятся выделенные слова. Можете посовещаться. Ответы: 1.Краткое прилагательное, т.к. отвечает на вопрос каково? Обозначает признак предмета, изменяется по числам, родам; в предложении является сказуемым.
2.Наречие, т.к. отвечает на вопрос как? обозначает признак действия, в предложении является обстоятельством.
- К какой же части речи относится третье слово? (Это не наречие и не краткое прилагательное).
- К какой же части речи относится это слово, если оно не является наречием и кратким прилагательным? (Создание проблемной ситуации)
Наша задача: разобраться, исследовать выделенное слово с точки зрения соотнесённости его к части речи.
- Для решения данной задачи, признаки каких частей речи мы должны повторить? (заполнение таблицы) Вопросы | Краткое прилагательное | Наречие | Категория состояния | Как изменяется | По родам, числам. |
|
| Что обозначает? | Признак предмета |
|
| На какой вопрос отвечает | Каков? Какова? Каковы? |
|
| Каким членом предложения является? | Сказуемое |
|
| К какому слову относится | существительное |
|
|
Слова категории состояния: - Это неизменяемая часть речи
- Обозначает состояние человека, природы, оценку действия.
- Отвечают на вопросы как? каково?
- Не зависит от других слов
- Синтаксическая роль – сказуемое в безличном предложении
5.Историческая справка. (Подготовленный ученик) Термин категория состояния был открыт известным ученым Львом Владимировичем Щербой в 1928 году, который объединил все слова со значением состояния в самостоятельную часть речи СКС. Хотя у лингвистов до сих пор нет единого мнения по поводу этих слов, некоторые называют их предикативными наречиями, т. е. особой группой наречий, употребляемых в безличных предложениях. 4. Работа с учебником. - Давайте сравним наше определение с определением учебника: п.49, стр. 128 (правило в рамке, читаем вслух, сравниваем с таблицей) | Учащиеся определяют часть речи слов. Вспоминают, по каким признакам определяются части речи? (задают вопрос и определяют значение, затем определяют морфологические признаки и, наконец, – роль в предложении).
Читают правило в рамке вслух, сравнивают с таблицей | Умение отличать слова категории состояния от наречий и кратких прилагательных
| Познавательные УУД структурирование знаний. Коммуникативные УУД: Умение отвечать на вопросы, строить монологическое высказывание Познавательные УУД Коммуникативные УУД (умение отвечать на вопросы, убеждать других в своей правоте.) Регулятивные УУД: Действовать по выбранному плану, находить рациональные способы работы Личностные:установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
|
Применение изученного материала на практике | -Давайте приступим к реализации наших целей. Групповая работа Определите части речи у выделенных слов. Прокомментируйте Ваше мнение. Выберите одного представителя от группы, который выразит мнение всей группы у доски.
Группа 1 Его лицо было грустно. Он грустно улыбнулся. Мне грустно.
Группа 2 На него смешно смотреть. Такое поведение смешно. Ему смешно.
Группа 3 Сочинение интересно написано. Маме интересно. Соревнование интересно составом участников.
Группа 4 Это решение понятно. Надо изложить свои мысли понятно. Нам понятно. | Групповая работа Группа 1 Его лицо было грустно. (Краткое прилагательное: отвечает на вопрос каково?, но в предложении есть подлежащее; может изменяться) Он грустно улыбнулся. (Наречие, так как является обстоятельством – улыбнулся (как?)грустно) Мне грустно. (Слово категории состояния: нет подлежащего, обозначает состояние человека) Группа 2 На него смешно смотреть. (Наречие, так как является обстоятельством – смотреть (как?) смешно) Такое поведение смешно. (Краткое прилагательное: отвечает на вопрос каково?, но в предложении есть подлежащее; может изменяться)
Ему смешно. (Слово категории состояния: нет подлежащего, обозначает состояние человека)
Группа 3 Сочинение интересно написано. (Наречие, так как является обстоятельством – написано (как?) интересно) Маме интересно. (Слово категории состояния: нет подлежащего, обозначает состояние человека) Соревнование интересно составом участников. (Краткое прилагательное: отвечает на вопрос каково?, но в предложении есть подлежащее; может изменяться) Это решение понятно. (Крат.прил). Надо изложить свои мысли понятно (Наречие). Нам понятно (кат.сост). | Умение отличать слова категории состояния от наречий и кратких прилагательных
| Коммуникативные УУД: умение полно и точно выражать мысли, владение монологической и диалогической формами речи
Познавательные УУД: умение работать с информацией
Регулятивные УУД: саморегуляция
|
Физкультминутка
| Учитель. Мы завершили знакомство с новой темой. Прежде чем закрепить ее, отдохнем во время физминутки. Я предлагаю вам отдохнуть под музыку, закрыв глаза. ( Дети закрывают глаза и отдыхают под музыку Петра Чайковского «Торжественная увертюра») - Какое настроение овладело вами во время прослушивания этой музыки? - Как вы думаете, зачем я предложила вам послушать этот музыкальный отрывок? | Выполняют физкультминутку |
|
|
| Выборочный диктант Упр. 315 1 вариант – выписывают предложения, в которых слова категории обозначают состояние природы, подчеркивают грамматические основы 2 вариант – выписывают предложения, в которых слова категории обозначают душевное состояние человека, подчеркивают грамматические основы | Учащиеся выписывают предложения, в которых слова категории обозначают состояние природы и душевное состояние человека, подчеркивают грамматические основы | Умение находить слова категории состояния в предложениях
| Познавательные УУД: умение выбирать эффективные способы решения задач
Коммуникативные УУД: умение полно и точно выражать мысли, владение монологической и диалогической формами речи |
| «Ученье – свет!..» наш урок открытий подошел к концу. Понравилась вам новая часть речи? Как она называется? Что она обозначает? Чем является в предложении? В каких предложениях употребляется? Зачем она нужна в речи? А теперь самое решающее испытание: мини-тест на ваши знания (индивидуально), называется «На пятерку» 1. Слова категории состояния обозначают: а) предмет б) признак предмета в) состояние природы г) действие предмета 2. Слова категории состояния: а) изменяются по числам б) не изменяются в) изменяются по падежам г) спрягаются 3. Слова категории состояния в предложении являются: а) сказуемым б) подлежащим в) обстоятельством г) определением 4. В каком предложении есть слово категории состояния: а) Бесшумно повернулся ключ в замке б) Туманное утро бесшумно в) В море за кормой бесшумно 5. Определите значение слова категории состояния в предложении: В лесу морозно и снежно а) оценка действия б) состояние человека в) временное состояние г) состояние природы Взаимопроверка, ключ – 1в 2б 3а 4в 5г, результат: Уровень С (сложный***) 8. Придумайте и запишите 3 предложения, в котором слово ИНТЕРЕСНО было бы наречием, кратким прилагательным и категорией состояния. Укажите над словом ИНТЕРЕСНО часть речи в каждом составленном Вами предложении.
РЕЗЕРВ Найдите предложение, в котором выделенное слово является категорией состояния.
2. Сегодня в отделении спокойно. (Нет подлежащего, выражается состояние окружающей среды)
Объясните свой выбор. А. 1. С рассветом спокойно и крепко заснуло дитя, и щечки его заалели. 2. Сегодня в отделении спокойно. 3. Мать как-то спокойно сидела, казалось, не веря еще и теперь, чтоб дочка уехать посмела. (Н. Некрасов)
2. Найдите предложение, в котором выделенное слово не является категорией состояния. Объясните свой выбор товарищу. А. 1. Вот сейчас мать здесь. Мне трудно на нее смотреть. (Н. Амосов) 2. Как ни трудно, как ни худо – не сдавай, вперед иди. (А. Твардовский) 3. Я трудно жил. (М. Львов) | Решают тест, определив комфортный для себя уровень сложности.
2. Сегодня в отделении спокойно. (Нет подлежащего, выражается состояние окружающей среды
3. Я трудно жил. (Жил (как?) трудно – наречие зависит от глагола, является обстоятельством) | Умение вычленять слова категории состояния в предложениях
| Познавательные УУД: умение выбирать эффективные способы решения задач
Коммуникативные УУД: умение полно и точно выражать мысли, владение монологической и диалогической формами речи
|
Подведение итогов деятельности, рефлексия | - сегодня на уроке я узнал… - у меня получилось (что?)… - меня удивило… - мне захотелось… Я выполнял задания (как?)… -Что мы делали сегодня на уроке? - Зачем мы это делали? -Какие приемы мы использовали для отработки этого навыка? -Выполнили мы цель, поставленную на уроке. -Над чем Вам нужно поработать дома? - Для реализации этой цели выполните следующее задание: ОСНОВНОЕ ЗАДАНИЕ: выпишите из произведений художественной литературы не менее 5 предложений со словами категории состояния, графически покажите, как определяли эту часть речи. АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ЗАДАНИЕ: составьте связный текст из 6-7 предложений на тему «Прогулка в зимнем лесу», используя не менее 4 слов категории состояния. УПРОЩЕННОЕ ЗАДАНИЕ: составить 5 предложений (не текст), используя в каждом из них слово категории состояния.
-И перед завершением урока предлагаю поделиться мнением о том, каким этот урок был для Вас. Выразите свои впечатления словом категории состояния. Например, мне было на уроке приятно. -Спасибо за урок. Сегодня все поработали хорошо. | - Работали со словами категории состояния. - Для того чтобы научиться применять их в устной и письменной речи. - Опрос, работа в группе, работа с текстом, заполнение таблицы, выборочный диктант, взаимопроверка, тестовая работа. -Выполнили.
-Над закреплением навыка определения и употребления слов категории состояния. Д/з пар.49, упр. 317
| Умение анализировать, планировать работу на дом
| Познавательные УУД: Умение делать выводы. Коммуникативные УУД: умение строить своё высказывание Коммуникативные УУД (умение признавать свои ошибки) Личностные УУД: адекватное понимание причин успеха (неуспеха), понимание того, что нужно ещё совершенствовать свои знания. |