Имена существительные собственные и нарицательные
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Интегрированный урок русского языка "Имена существительные собственные и нарицательные". 5-й класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 649.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок русского языка "Имена существительные собственные и нарицательные". 5-й класс
Цель урока: формирование представлений учащихся об именах существительных и нарицательных.
Задачи урока:
1. Образовательные:
– активизировать полученные ранее знания учащихся о существительном;
– познакомить учеников с понятиями “собственное” и “нарицательное”;
– формировать умение написания имен существительных собственных и нарицательных.
2. Развивающие:
– развивать речь учащихся;
– развивать внимание учащихся;
– развивать практические навыки по определению имен существительных собственных и нарицательных.
3. Воспитательные:
– воспитывать речевую культуру;
– воспитывать любовь к малой родине.
Оборудование: рабочие листы с материалами к уроку, проектор, экран, ноутбук.
Ход урока
1. Оргмомент. Психологический настрой на урок.
– Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне.
2. Мобилизующий этап урока. Формулировка темы и задач урока.
– Какую часть речи вы сейчас изучаете?
– Что такое существительное?
– А сегодня мы познакомимся с новыми понятиями: именами существительными собственными и нарицательными. Нам помогут в этом рабочие листы, они лежат у вас на партах.
3. Оформление тетрадей.
Но работать мы будем, как обычно, в тетрадях. Откройте тетради, запишите число и тему урока “Имена существительные собственные и нарицательные”.
Мотивационная и целевая установка.
- Ребята, определите для себя цели урока, учитывая тему?
( узнать, какие существительные являются собственными, а какие нарицательными;
Узнать что-нибудь новое;
Научиться определять и отличать собственные имена существительные от нарицательных).
- Хорошо, молодцы! Обратите внимание на доску.
Объяснение нового материала.
1. Актуализация знаний. На доске записаны слова:
Поэзия, Пушкин, Енисей, река, Кызыл, Россия, город, страна.
– Что общего в записанных словах? К какой части речи относятся данные слова? Как вы определили, что это имена существительные? (по вопросу КТО? ЧТО?)
– Чем они отличаются? Распределите слова в два столбика и запишите их в тетради.
(Выполняют задания в тетрадях с последующей проверкой). Самопроверка по записи на ОБОРОТЕ ДОСКИ!
- Вика, прочитай, что у тебя получилось.
– По какому принципу вы распределяли данные слова?
– Давайте дополним каждую колонку своими примерами. (Рудольф у доски). (Как тебя зовут? Кем ты являешься? Как зовут твою маму? Кем она работает?)
2. Работа над новым материалом.
1. Введение понятия собственные и нарицательные имена существительные.
- Слова, написанные в первой колонке, называют однородные предметы и являются именами нарицательными. Слова, записанные нами во втором столбике, называют единичные предметы и являются именами собственными.
- Прочитаем материал учебника по данной теме: параграф 91, стр.52. (читает Полина Удрис).
– Спасибо. Послушайте стихотворение о прописной букве. Проверим, кто из вас самый внимательный. Постарайтесь запомнить, какие важные дела у заглавной буквы?
Прописная буква.
(Веселые стихи)
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Смотрят с почтением на букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак!
– Какие важные дела у большой буквы?
(После ответов детей на слайде появляются таблички с перечнем “важных дел” большой буквы: «Большая буква: в начале строчки, имя и фамилия, названия городов и улиц».) СЛАЙД
– Вот такие важные дела у большой буквы. Все имена существительные можно разделить на две большие группы. Одни существительные пишутся с большой буквы, другие с маленькой.
Итак, на какие две группы делятся имена существительные? Давайте обратимся к схеме и посмотрим, какие существительные относятся к собственным, какие – к нарицательным. Приведите примеры (единичные предметы: Кызыл, Москва; Однородные предметы: город, река).
(Добавить устно перечень из рабочего листа:
– имена, отчества, фамилии людей;
– географические названия;
– названия литературных произведений;
– названия исторических событий;
– названия картин, кинофильмов, спектаклей;
– названия предприятий;
– клички животных.
Рабочий лист. СЛАЙД)
– Какова особенность написания имен существительных собственных? (пишутся с большой буквы).
Прочитаем информацию в учебнике (ср.56, орфограмма №16). Правило вы дома перепишете в справочники и выучите наизусть. С примерами.
Закрепление изученного материала.
1. Лингвистическая разминка:
- А сейчас перейдем к упражнениям.
Каждый ряд (групповое задание)получает задание, в тетрадях написать по три слова по заданию: (СЛАЙД)
1 ряд: названия улиц города Кызыла;
2 ряд: имена известных людей Тувы;
3 ряд: географические названия Тувы.
Можно советоваться с соседом по парте, только тихо, чтобы не мешать остальным. Время выполнения – 2 минуты.
Проверка работ учащихся учителем (устно).
1 ряд: улицы Титова, Красноармейская, Гагарина.
2 ряд: Сергей Шойгу, Шолбан Кара-оол, Дина Оюн.
3 ряд: озеро Чагытай, река Енисей, гора Догээ.
- Назовите имена собственные из вашего списка (по одному от ряда). Как вы их записали? (с большой буквы). Молодцы, все правильно!
2. Следующее упражнение:
- Работа с текстом.
В этом году наша школа будет праздновать вековой Юбилей. А в прошлом году мы отметили столетие города Кызыла. Прочтите текст на эту тему из рабочего листа. • Прочитай текст, пожалуйста, Саша.
История освоения нашего края уходит корнями в глубину веков. Кызыл основали русские переселенцы в 1914 году сразу после вхождения земель Тувы в состав России. Первоначально город назывался Белоцарск. После революции его назвали Хем-Бельдир, а в 1926 году в Кызыл. Современное название города произошло от тувинского слова со значением «красный». Город Кызыл в настоящее время - столица региона, находится в Тувинской котловине при слиянии рек Малого и Большого Енисея.
– Итак, из текста выпишите по 3 существительных собственных и нарицательных.
Взаимопроверка.
- Аня, прочитай нам, пожалуйста, имена собственные, которые ты выписала.
- Даниил, прочти нарицательные существительные из твоего списка.
- Спасибо, ребята, молодцы! Вы хорошо поработали, пришло время отдохнуть :))
Физминутка.
– Ребята, я прошу вас встать. У нас необычная физминутка по истории нашей школы, которая в этом году отмечает 100-летний Юбилей. Сейчас я буду называть слова, а вы, если услышите существительное нарицательное, которое надо писать с маленькой буквы, то присядьте на корточки; услышав существительное собственное, которое надо писать с большой буквы, вытянитесь во весь рост, подняв руки вверх.
Постарайтесь запомнить, сколько имён собственных и нарицательных я назову.
ученики, Михаил Бухтуев, директор, Раиса Николаевна, выпускники, Сергей Шойгу, министр, Дина Оюн, ученый, Зоя Доржу.
- Отдохнули, садитесь на свои места. Спинки прямо! Ноги на месте.
– Сколько имен собственных было названо и сколько нарицательных? (5 собственных и 5 нарицательных). Можно перечислить.
- Решение проблемной задачи:
Обратите внимание на слайд: СЛАЙД
Автор - авторы | Сергей Шойгу |
Книга - книги | «Урянхай. Танну-Тыва» |
Город - | |
Река - |
Вопросы и задания:
– Прочитайте две пары слов первого столбика. Как изменяются в нем слова? (По числам)
– К какой группе существительных относятся все слова первого столбика?
(К нарицательным существительным)
– Измените по числам остальные слова из этого столбика.
– Прочитайте слова второго столбика. Измените их по числам. Получается?
– К какой группе существительных относятся эти слова?
– Какой вывод можно сделать? ( Имена существительные собственные не изменяются по числам).
- Следующее задание №2.
В ваших рабочих листах это задание №2. Спишите, выбирая нужную букву: заглавную или строчную.
- В центральном районе города находится площадь (А, а)рата. 2) Жемчужиной (Т, т)увы называют озеро (А, а)зас. 3) Городской набережной присвоили имя (К, к)ужугета (Ш, ш)ойгу – известного писателя и журналиста нашей республики.
- Объясните ваш выбор. Выполните морфемный разбор слов «пис – а – тел - я» (Диана) и «журнал – ист - а» (Кудер) у доски.
А пока ребята выполняют задание, мы выполним следующее задание.
На слайде вам представлены названия городов России. Ваша задача назвать только города Республики Тыва (поднимаем руку):
Москва, Туран, Курск, Ак-Довурак, Анапа, Чадан, Кызыл, Красноярск, Шагонар, Санкт-Петербург.
-Спасибо, молодцы! Проверим Диану и Кудера.
Промежуточный контроль:
Тест. Проверка усвоения материала, изученного на уроке. Тест выполнить в тетради. СЛАЙД
1. Имена существительные собственные называют:
а) однородные предметы
б) единичные предметы.
2.Нарицательные существительные пишутся:
а) с большой буквы
б) с маленькой буквы
3.В какой строке все слова написаны верно:
а) дом, мама, маша
б) кузнец, комар, Комаров
4.В какой строке допущена ошибка:
а) кузнец, кузьма, кузов
б) Кузнецов, Петров, Муравьев
5. В какой строке перечислено только то, что относится к именам собственным:
а) имена, фамилии, профессии
б) названия предприятий, отчества, клички животных
Взаимопроверка. Ответы на слайде. Оцените работу по шкале:
За каждый верный ответ по 1 баллу: 5 баллов= «5», 4 балла = «4», 2-3 балла = «3», 1 балл = «2».
Оценки баллы поставьте карандашом.
1.б 2. Б 3.б 4. А 5 Б СЛАЙД
/Поработаем по учебнику. Упражнение 497-ое, страница 54-ая. Самостоятельная работа. Проверка с учителем устно.
Волга, Калуга, Байкал – географические названия. Лев Николаевич Толстой, Илья Ефимович Репин – фамилии, имена, отчества. Барсик, Каштанка, Буренка, Жучка – клички животных.
- Какие знаки препинания вы поставили в этих предложения?(запятые при перечислении однородных членов предложения и тире между подлежащим и сказуемым, выраженными именами сущ.в И.п.).
-Молодцы! Итак, к какому выводу мы пришли?
Имена собственные пишутся с большой буквы и обозначают гегр.назв, имена-фамилии-отч.людей и клички животных./
Рефлексия. Подведение итогов урока.
– Что нового вы узнали на уроке?
– Что для вас было легко, что трудно?
– Что показалось на уроке самым интересным?
Сообщение домашнего задания: параграф 91, орф.№16, обязательное для всех упражнение 500 и одно задание по выбору: упр.501 или сообщение «Тайна моего имени».
Выставление оценок по итогам теста.
•/ Представьте, что прошло много лет, вы уже достойные выпускники школы №1 и решили написать письмо на адрес школы. Знаете ли вы его? Составим почтовый адрес нашей школы по плану коллективно:
1. Государство. (Российская Федерация)
2. Субъект (Республика Тыва) – официальное/юридическое название региона
3. Город. (Кызыл )
4. Улица. (Кочетова)
5. Дом. (59/3)
У вас должна получиться следующая запись в тетради: «Почтовый адрес школы: Российская Федерация, Республика Тыва, город Кызыл, улица Кочетова, дом 59/3». Наш почтовый индекс 667000./
Рабочий лист для учащихся с материалами к уроку по теме:
“Имена существительные собственные и нарицательные”
1. Прописная буква
(Веселые стихи)
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Смотрят с почтением на букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак!
Схема
2. Задание №1. Из текста выпишите по 3 существительных собственных и нарицательных .
История освоения нашего края уходит корнями в глубину веков. Кызыл основали русские переселенцы в 1914 году сразу после вхождения земель Тувы в состав России. Первоначально город назывался Белоцарск. После революции его назвали Хем-Бельдир, а в 1926 году в Кызыл. Современное название города произошло от тувинского слова со значением «красный». Город Кызыл в настоящее время - столица региона, находится в Тувинской котловине при слиянии рек Малого и Большого Енисея.
3. Задание №2. Спишите, выбирая нужную букву: заглавную или строчную.
1)В центральном районе города находится площадь (А, а)рата. 2) Жемчужиной (Т, т)увы называют озеро (А, а)зас. 3) Городской набережной присвоили имя (К, к)ужугета (Ш, ш)ойгу – известного писателя и журналиста нашей республики.
4. Вам даны на карточках названия городов России. Ваша задача выбрать только города Республики Тыва:
Москва, Туран, Курск, Ак-Довурак, Анапа, Чадан, Кызыл, Красноярск, Шагонар, Санкт-Петербург.
5. Тест.
1. Имена существительные собственные называют:
а) однородные предметы
б) единичные предметы.
2.Нарицательные существительные пишутся:
а) с большой буквы
б) с маленькой буквы
3.В какой строке все слова написаны верно:
а) дом, мама, маша
б) кузнец, комар, Комаров
4.В какой строке допущена ошибка:
а) кузнец, кузьма, кузов
б) Кузнецов, Петров, Муравьев
5. В какой строке перечислено только то, что относится к именам собственным:
а) имена, фамилии, профессии
б) названия предприятий, отчества, клички животных
Взаимопроверка. Ответы на слайде. Оцените работу по шкале:
За каждый верный ответ по 1 баллу:
5 баллов= «5», 4 балла = «4», 2-3 балла = «3», 1 балл = «2».
Оценки и баллы поставьте карандашом.
Домашнее задание: параграф 91, орф.№16, обязательное для всех упражнение 500 и одно задание по выбору: упр.501 или сообщение «Тайна моего имени».
Рабочий лист вклеить в тетрадь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/19/picture-71377-1579435808.jpg)
Урок-путешествие "Имена существительные собственные и нарицательные"
Урок построен в форме путешествия по улицам и дорогам имени существительного. На уроке дается теоретический материал в занимательной форме с использованием презентации. Для учащихся пре...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/13/picture-143105-1352826216.jpg)
урок русского языка 5 класс "Имена существительные собственные и нарицательные"
Презентация рекомендована для индивидуального обучения....
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/18/picture-263453-1371526815.jpg)
Урок по теме "Имена существительные собственные и нарицательные"
Урок по теме "Имена существительные собственные и нарицательные" представляет собой объяснение нового материала. Конспект урока составлен в рамках технологии развития критического мышления через чтени...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/29/picture-329967-1383060649.jpg)
" Имена существительные собственные и нарицательные ". Урок русского языка в 5 классе.
Урок изучения нового материала в 5 классе в нетрадиционной форме - игра-путешествие....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/14/picture-129207-1352890203.jpg)
Технологическая карта к уроку русского языка в 5 кл. "Имена существительные собственные и нарицательные"
Разработка урока по программе Бабайцевой в соответствии с требованиями ФГОС....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/14/picture-129207-1352890203.jpg)
Технологическая карта к уроку русского языка в 5 кл. "Имена существительные собственные и нарицательные"
Разработка урока по программе В.В. Бабайцевой в соответствии с требованиями ФГОС....