Поэтическая страница. Чтение отрывка из поэмы А.Ахматовой «Реквием»
план-конспект по русскому языку

Ефимова Ольга Петровна

Ни для кого не секрет, что русская поэзия - это высокий уровень философского осмысления жизни. Осмысления глубокого, сложного и одновременно очень приближенного к индивидуальному, личностному пониманию важнейших вопросов бытия. И меня, как учителя-словесника, глубоко волнует вопрос, как открыть ученикам этот мир поэзии, чтобы ученики полюбили стихи и поэмы. Чтобы помимо умения выявлять тему, идею, перечислять тропы (что, сожалению, мы очень часто делаем и заменяем анализ этим), они могли почувствовать, как движется художественная мысль, какова структура образной системы, художественного мира автора, ассоциативные образные ряды… Главное - создать на уроке условия, помогающие ученикам самим найти что-то новое, доселе им неиспытанное. Важно обращение к эмоциональной сфере личности ученика, подключение к познавательному процессу фантазии, ассоциативного мышления.

Как же много надо знать, чтобы понять лирическое произведение! Ведь в слове аккумулируется не только бытовой, но и культурный, духовный опыт народа. Ничего не зная об этом опыте, мы не можем правильно воспринимать то, о чем рассказывает поэт.

Не скрою, я очень люблю проводить уроки по изучению лирических произведений и отношусь к ним очень трепетно. Часто ученикам привожу слова В. Маяковского:

Поэзия – это вся езда в незнаемое…

А от себя добавляю: «Поэзия – это то, что делает человека ЧЕЛОВЕКОМ».

Данный урок был проведен на семинаре директоров общеобразовательных школ в МБОУ «Тарханская СОШ» 13 февраля 2014 года и на республиканском семинаре учителей русского языка и литературы по теме «Формирование образовательной среды в условиях перехода на ФГОС ОО» в марте 2014 года на стажерской площадке в МБОУ «Батыревская СОШ №1».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon efimova_olga_5.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Вступительное слово.

Ни для кого не секрет, что русская поэзия - это высокий уровень философского осмысления жизни. Осмысления глубокого, сложного и одновременно очень приближенного к индивидуальному, личностному пониманию важнейших вопросов бытия. И меня, как учителя-словесника, глубоко волнует вопрос, как открыть ученикам этот мир поэзии, чтобы ученики полюбили стихи и поэмы. Чтобы помимо умения выявлять тему, идею, перечислять тропы (что, сожалению, мы очень часто делаем и заменяем анализ этим), они могли почувствовать, как движется художественная мысль, какова структура образной системы, художественного мира автора, ассоциативные образные ряды… Главное - создать на уроке условия, помогающие ученикам самим найти что-то новое, доселе им неиспытанное. Важно обращение к эмоциональной сфере личности ученика, подключение к познавательному процессу фантазии, ассоциативного мышления.

Как же много надо знать, чтобы понять лирическое произведение! Ведь в слове аккумулируется не только бытовой, но и культурный, духовный опыт народа. Ничего не зная об этом опыте, мы не можем правильно воспринимать то, о чем рассказывает поэт.

Не скрою, я очень люблю проводить уроки по изучению лирических произведений и отношусь к ним очень трепетно. Часто ученикам привожу слова В. Маяковского:

Поэзия – это вся езда в незнаемое…

А от себя добавляю: «Поэзия – это то, что делает человека ЧЕЛОВЕКОМ».

Данный урок был проведен на семинаре директоров общеобразовательных школ в МБОУ «Тарханская СОШ» 13 февраля 2014 года и на республиканском семинаре учителей русского языка и литературы по теме «Формирование образовательной среды в условиях перехода на ФГОС ОО» в марте 2014 года на стажерской площадке в МБОУ «Батыревская СОШ №1».

Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.

Цель: через анализ художественного своеобразия поэмы «Реквием» показать учащимся, что А.А.Ахматова является бережливой наследницей богатств русской литературы.

Задачи: - выделить основные черты поэтики А. А. Ахматовой, подчеркнуть своеобразие произведения, проанализировать ключевые эпизоды поэмы «Реквием»;

- создать представление о судьбе страны, народа и судьбе поэта в годы сталинских репрессий через бытовые подробности, лексические особенности текста произведения;

- развитие навыков погружения в литературное произведение, формирование духовно-эмоционального восприятия творчества поэта;

- воспитание чувства сопричастности к судьбе своего народа, своей страны, памяти и уважения к прошлому, истории.

Методические приёмы: сообщения учащихся, анализ поэтического текста, рассказ учителя с элементами беседы, работа в режиме «Двойного дневника».

Словарная работа: реквием, тоталитаризм, плач, поэма, реминисценция.

Оборудование: портрет А.А. Ахматовой, репродукция картины Сурикова, запись музыкального произведения В.А.Моцарта «Реквием», Месса №19, аудиозапись чтения А.А.Ахматовой своей поэмы.

Структура урока:

1. Вызов интереса к теме и художественному произведению.

2. Осмысление текста.

3. Рефлексия. Размышление над текстом при помощи приема «Двойного дневника»

4. Составление синквейнов. Защита мини-проектов.

5. Задание на дом.

Ход урока

I. Вызов интереса.

1. Слово учителя.

Поэтическая страница. Чтение отрывка из поэмы А.Ахматовой «Реквием»

Анна Ахматова – удивительный поэт, с ее именем связаны трагические события русской истории. Судьба не была к ней благосклонна, несчастья следовали по пятам. Но великое мужество души позволило ей остаться несгибаемой под бурями клеветы и предательства, обиды и несправедливости.

Годы сталинских репрессий - страшные страницы в советской истории. Сколько нечеловеческих страданий испытали люди! Многих духовно искалечили, сломали, истребили. В те годы, когда на долю страны выпали чудовищные испытания, когда каждый чувствовал лишь страх и безмерное страдание, боль разлук, лирика А.А. Ахматовой становилась голосом России. Твердость и сила духа помогли поэту возвыситься над личным горем и поведать о трагической судьбе родины. Горестные события 30-ых-40-ых годов XX века нашли воплощение в поэме А.А. Ахматовой «Реквием». Чтение этого произведения оставляет неизгладимое впечатление, дает урок мужества и духовной стойкости.

2. Сообщение учащегося об истории создания поэмы «Реквием». История написания, замысел. Композиция произведения. Значение слова «реквием».

а) история создания поэмы.

б) композиция поэмы:

1. Эпиграф.

2. Вместо предисловия.

3. Посвящение.

4. Вступление.

5. Основная часть (главы 1-10).

6. Эпилог.

в) значение слова «реквием».

Реквием- 1) заупокойное католическое богослужение;

2) музыкальное произведение траурного характера;

II. Осмысление прочитанного.

1. Беседа по прочитанному. Анализ читательского восприятия текста.

Учитель. О внутренней цели поэмы «Реквием» Ахматова рассказала в прозаическом прологе, названном ею «Вместо предисловия». Как она объясняет свое решение создать такое произведение? Ведь было время всеобщего молчания, «немоты».

Ученики. На вопрос безвестной женщины, может ли она «это» описать, Ахматова отвечает: «Могу». Свое поэтическое и человеческое предназначение она видит в том, чтобы донести скорбь «стомильонного народа».

В каждой строке поэмы – сострадание, сочувствие окружающим, каждый небольшой эпизод – стремление выразить душевную боль многих людей, отчаяние и безысходное горе, переполняющее человека.

Ахматова, как и многие, прошла через ужас сталинских репрессий: трижды подвергался аресту ее сын Лев Гумилев, в заключении был и муж Н.Н. Пунин.

Учитель. Каково пространство поэмы? Ее масштабы? Как себя чувствует человек?

2. Выявление особенностей сюжета и работа по опорной схеме. (Слайд 12)

Ученики. Пространство России охватывает «сибирскую тайгу», «кремлевские башни», «великую реку», «тихий Дон», «царский сад». Но на этих просторах только горе, страдание, «безвинно корчится Русь».

Учитель. Ахматова в предисловии к поэме напишет: «В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде». Но поэма «Реквием» - это не только плач о сыне и муже, это плач обо всех, разделивших их участь, скорбь о матерях, женах, сестрах, лишившихся своих близких. Жизнь А.А. Ахматовой неразрывна с судьбой русских людей. Общее и личное поэт отразил в ярких строках эпиграфа:

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.

Ахматова становится «голосом народа» в годы вынужденного молчания всех. Это очень тяжелая ответственность, ведь единственная возможная реакция на происходящее – немота.

Как Ахматова показывает тяжесть сложившейся ситуации? Найдите примеры в тексте.

Ученики.

Перед этим горем гнутся горы,

Не течет великая река.

Учитель. Каково положение тех, кто остался за стенами «Крестов», кто томится в неизвестности о судьбах заключенных?

Ученики. В «Посвящении» Ахматова говорит о женщинах, разлученных с арестованными. Обессилевшие, измученные, они долгими часами стоят в очередях в надежде узнать хоть что-нибудь о своих близких. Для многих «Кресты» сделались домом, даже город на их грозном фоне превратился в «ненужную привеску».

Учитель. Все дороги сводились к тюремным стенам, и жизнь становилась ожиданием. Люди не знают ничего лучшего:

Для кого-то веет ветер свежий,

Для кого-то нежится закат –

Мы не знаем.

Единственное, что их окружает, – тюремные стены.

Что слышится среди всеобщей немоты? Найдите слова, передающие звуковой фон всего происходящего.

Ученики. Лишь «ключей постылый скрежет да шаги тяжёлые солдат». Звуки ключей и шагов, произнесённые шёпотом слова из очереди, хлопанье двери в приёмной, прощальные паровозные гудки.

Учитель. А ещё добавим слово «тишина». Тишина – непременный аккомпанемент поэмы «Реквием». Все эти звуки не нарушают её, а только подчёркивают, делая ещё ощутимей. Тишина отражает безмолвие эпохи, время, когда никто не мог сказать в защиту ни единого слова, никто, даже поэт.

3. Звучит музыкальный фрагмент «Реквиема»

Учитель. Как вы думаете, а есть ли другая, внутренняя музыка поэмы?

Ученики. Да, есть. Музыка поэмы «Реквием» жестокая, надрывная, похоронная, которая оплакивает миллионы неповинных жертв.

Учитель. Эта музыка живет где-то в глубине души человека и не способна вырваться наружу от непомерности страданий. Но мы слышим траурный мотив. Он ясно звучит в строках «Вступления»: это скорбь Ахматовой по России, которая безвинно «корчится» от мук, это плач матерей, видящих, как уводят от них на каторгу или на расстрел сыновей.

Учитель. Кто может выслушать мольбу матерей, кто поймет их страдания?

Ученики. Только такая же, как и они сами, переживающая вместе с ними все происходящее. Словно в последний раз провожает мать своего сына:

Уводили тебя на рассвете.

За тобой, как на выносе, шла.

Учитель. Эта строфа выстроена Ахматовой как народный плач. Причитание матери по сыну тесно переплетается с крестьянским плачем по покойнику. Обратите внимание на такие слова: «темная горница», «плакали дети», «божница», «холод иконки». Сцена ареста в поэме не сугубо личная. Ахматова придает ей более широкий смысл. Перед нами незримо предстает история, трагедия из глубины веков: плач Ярославны, стоны и крики стрелецких жен, общий вой русских крестьянок. Все эти голоса отражают невыразимый трагизм русской женщины. Ахматова говорит не только о себе, но и о тех, с кем вскоре будет стоять многие часы в нескончаемой очереди.

С каждой строкой «Вступления» нарастает мотив одиночества и тоски, переходящей в безумие:

Эта женщина больна,

Эта женщина одна…

У матери отняли сына – для нее нет ничего страшнее. Находясь в состоянии глубочайшего отчаяния и горя, лирическая героиня как бы отстраняется от себя, пишет в третьем лице. Она сама не верит в возможность пережить такое:

Нет, это не я, это кто-то другой страдает.

Я бы так не могла.

Как вынести мучительную разлуку? Что может быть ужасней семнадцати месяцев безмолвных ожиданий, горького одиночества, пугающей неизвестности, бессонных слезных ночей?

Ученики. Жизнь больше похожа на кошмарный бред, и человек в этой агонии постепенно теряет рассудок:

Все перепуталось навек,

И мне не разобрать

Теперь, кто зверь, кто человек,

И долго ль казни ждать.

Учитель. Каково состояние героини?

Ученики. Героиня живет в постоянном предчувствии беды. Все вокруг говорит о гибели и несчастье: и «звезды смерти», стоящие над Русью, и даже «белые ночи», глядящие «ястребиным жарким оком».

4. Чтение учеником наизусть «И упало каменное слово».

Учитель. «И упало каменное слово» - вынесли приговор. Героиня проявляет большое мужество, чтобы сохранить самообладание. В чем заключается спасение героини, где найти силы выжить? Как можно выжить?

Ученики. Героиня Ахматовой старается не думать о происходящем, несколько раз повторяющееся в тексте слово «надо» свидетельствует о том, что она должна вопреки всему «научиться жить»:

У меня сегодня много дела.

Надо память до конца убить,

Надо, чтоб душа окаменела,

Надо снова научиться жить.

Учитель. В этот день ей предстоит очень тяжелое испытание – заново научиться жить. «А не то…» сойдет с ума. Да и как не обезуметь от горя? Человеческое сердце не способно вынести такую боль. Как остаться спокойной и откуда взять желание жить, если душа не «окаменела», она чувствует невыразимое страдание?

Ученики. Конечно, появляется пессимистическое отношение к жизни, и постепенно возникает вопрос: если смерть все равно неизбежна, то почему бы не принять ее сейчас.

Учитель. Принять смерть самому – это страшный грех, слабость, а героиня поэмы Ахматовой – сильная, стойкая. В библейской истории показан удивительный пример выхода из сложившейся трагической ситуации, образец великой стойкости женщины – это Мария, мать Иисуса Христа, которая пережила, вынесла все страдания, выпавшие ей в жизни. Каждую женщину Ахматова олицетворяет с образом Богоматери, в своих страданиях они не одиноки, у них общая беда, материнское горе:

А туда, где молча Мать стояла,

Так никто взглянуть и не посмел.

Учитель. Страдания Марии соизмеримы с горем советских женщин. Народная трагедия, вобравшая в себя миллионы судеб, была так огромна, что лишь библейский масштаб мог в какой-то степени передать ее глубину и смысл.

В «Эпилоге» поэмы звучит мотив заступничества за людей. Пройдя через все испытания, Ахматова узнала, что такое человеческое страдание. Сочувствие приводит поэта к молитве:

И я молюсь не о себе одной,

А обо всех, кто там стоял со мною…

Каждую она хотела бы назвать поименно. «Для них соткала я широкий покров», - говорит Ахматова. Она выполнила обещание перед людьми: выразила чувства «стомильонного народа». И право на такое заявление о себе нужно было заслужить, только пройдя через многие испытания «двух осатанелых лет», простояв «триста часов», вытерпев семнадцать месяцев ожиданий. Ахматова никогда не забудет «и в новой беде» о тех, с кем прошла этот тяжелый, мучительный путь. Заступничество, боль за людей она хочет пронести и через смерть:

Затем, что и в смерти блаженной боюсь

Забыть громыхание черных Марусь.

Забыть, как постылая хлопала дверь

И выла старуха, как раненый зверь.

В русской литературе не раз затрагивалась тема роли поэта и поэзии, заслуги перед отечеством и народом. Как в поэме Ахматова раскрывает данную тему?

Ученики. Ахматова говорит о том, что достойна монумента, вместе с народом она переносит все тяготы и невзгоды. Но «согласье» на памятник себе она дает с условием, что поставят его

…здесь, где стояла я триста часов

И где для меня не открыли засов…

И пусть с неподвижных и бронзовых век,

Как слезы, струится подтаявший снег.

И голубь тюремный пусть гулит вдали,

И тихо идут по Неве корабли.

Это будет памятник не только поэту, но и матери, одной из многих и многих…

Учитель. Образ памятника, появляющийся в заключении произведения, означает победу человека над ужасом и оцепенением, победу памяти и веры. «Реквием» - подлинно народное произведение. Ахматова сказала за всех о едином горе, о личной и всеобщей беде. Эта поэма – осуждение насилия над личностью, приговор любому тоталитарному режиму, основанному на унижении и крови. Поэма звучит как предостережение человечеству, заставляет задуматься над происходящим вокруг.

III. Рефлексия.

1. Размышление над текстом при помощи приема «Двойного дневника» (см. приложение 1).

2. Составление синквейнов (см. приложение 2). Защита мини-проектов.

IV. Домашнее задание.

Подготовить тезисы по теме «Тема народного страдания и скорби в поэме А.А. Ахматовой «Реквием».

Приложение №1

Работа учеников в режиме « Двойного дневника».

Понравившиеся строки

Моё толкование

Перед этим горем гнутся горы,

Не течет великая река…

Масштабы трагедии заданы уже первыми строками посвящения к поэме. Боль, страдание заливает мир, о котором идет здесь речь. Это 30-е годы 20 века, страшные годы репрессии.

Показать бы тебе, насмешнице,

И любимице всех друзей,

Царскосельской веселой грешнице

Что случится с жизнью твоей.

Героиня пробует взглянуть на себя со стороны и с ужасом замечает себя, былую веселую грешницу. Царское Село – это любимые места Анны Андреевны. Это ее детство, взросление, первая любовь - Николай Гумилев, рождение сына – Льва. В этих строчках звучит сожаление об утрате несостоявшегося счастья.

Буду я как стрелецкие женки

Под кремлевскими башнями выть…

В 1935 году Ахматова поехала в Москву, чтобы передать письмо И.В. Сталину с прошением о сыне. Для этого нужно было прийти к 10 часам утра к кремлевской стене. И так появляется у нее историческая ассоциация с образом «стрелецкой женки». Это петровская эпоха времен подавления стрелецкого бунта, когда последовала жестокая расправа над мятежниками. Эта историческое событие Ахматова вспоминает,

0 в своей поэме, чтобы показать типичность судьбы русской женщины.

Приложение №2

Синквейны учеников

Ахматова

Величественная, дикая

Любит, исповедуется, творит

Женщина, которую не сломала судьба.

Величавость

Ахматова

Величественная, талантливая

Исповедуется, сочиняет, любит

Она была поэтом.

Поэт

Ахматова

Яркая, индивидуальная

Творит, страдает, любит

Научилась просто мудро жить.

Жизнь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Я была тогда с своим народом..." Урок по поэме А.Ахматовой "Реквием" 11 класс

Данная работа представляет собой подробную разработку урока (2 часа), предлагает комплексный подход к изучению произведения. Aнализ поэмы А.Ахматовой "Реквием" позволяет обнаружить глубокую взаимосвяз...

Презентация к уроку литературы "Трагедия поэта и народа в поэме А. Ахматовой "Реквием"

Презентация содержит материал к уроку литературы в 11 классе "Трагедия поэта и народа в поэме А. ахматовой "Реквием". В презентации представлены проблемные вопросы для анализа текста, а также обобщени...

Поэма А.Ахматовой "Реквием".

Презентация отражает содержание поэмы и может использоваться на первом уроке  её изучения....

Урок по поэме Анны Ахматовой "Реквием"

Урок анализа лиро-эпического текста , который приводит учащихся к пониманию индивидуальности поэтессы в раскрытии темы произведения....

Конспект занятия по поэме А.Ахматовой "Реквием"

В файле - конспект проведенного занятия по поэме А.Ахматовой "Реквием". Примерное время - 2 ак.ч.Есть иллюстрации, таблицы, вопросы, задания, направленные как на анализ непосредственно текста поэмы, т...

Поэма А. Ахматовой "Реквием". Трагедия народа и поэта. Тема суда времени и исторической памяти.

На уроке анализируются исторические события и биографические из жизни А. Ахматовой. На примере отдельных отрывков из поэмы анализируются языковые средства художественной выразительности. Прослеживаетс...