«Правописание -Н- и –НН- в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Исакова Наталья Николаевна

Цель: формировать навыки правописания н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глагола.

Задачи:
-обучающиеввести новое для учащихся понятие «отглагольное прилагательное»; сформировать умение отличать отглагольные прилагательные от страдательных причастий.


-развивающие: развить умение сопоставлять, анализировать предложенный языковой материал; совершенствовать  орфографическую зоркость, внимание, культуру речи.


-воспитывающие: воспитать аккуратность, ответственность за выполняемую работу, интерес к изучаемому предмету.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исакова Наталья Николаевна

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №24р.п. Юрты

Учитель русского языка и литературы

Русский язык

7 класс

Урок по теме

«Правописание -Н- и –НН- в суффиксах страдательных причастий

прошедшего времени и отглагольных прилагательных»

16.10.2015

План-конспект урока

Н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

и отглагольных прилагательных


Тема и номер урока в теме


Н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных. Урок №1


Базовый учебник


Русский язык.7 класс. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др.

  1. Цель и задачи урока 


Цель: формировать навыки правописания н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глагола.

Задачи:
-обучающиеввести новое для учащихся понятие «отглагольное прилагательное»; сформировать умение отличать отглагольные прилагательные от страдательных причастий.


-развивающие: развить умение сопоставлять, анализировать предложенный языковой материал; совершенствовать  орфографическую зоркость, внимание, культуру речи.


-воспитывающие: воспитать аккуратность, ответственность за выполняемую работу, интерес к изучаемому предмету.

Тип урока: урок изучения нового материала (комбинированный)

Формы работы учащихся:коллективная, индивидуальная

Образовательная технология: технология проблемного обучения.

Необходимое техническое оборудование:

  • Компьютеры
  • Мультимедийный проектор
  • Установленная на компьютере пользователя программа Stratum 2000 для просмотра ЭОР из ЕК ЦОР

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Приемы и методы работы

Деятельность учителя

Деятельность ученика, формы работы

Время

(в мин.)

1

2

3

4

5

6

1

Организационный

момент

Настраивает на работу

 Слайд № 1 (приветствие)

Проверка готовности к уроку, самоорганизация

1

2

3

Этап актуализации знаний, подготовки учащихся к активному усвоению знаний.

Формулирование проблемы. Выдвижение гипотезы.

Метод проблемно-диалоговый

Прием сравнения

Подготовка к восприятию проблемы. Предъявление противоречия.

Побуждение к осознанию противоречия.

Задание и вопросы на повторение:

На протяжении нескольких уроков мы работали над темой « Причастие».

Давайте проверим, умеете ли  вы  отличать причастия от отымённых прилагательных. Для этого выполним задание «Третий лишний».

 Слайд № 3

1.Убранный, замороженный, сонный

2.Заброшенный, утренний, скошенный

3.Стёганый, вязаный, кожаный.

Мы выделили эти слова в одну общую категорию « Отымённые прилагательные».

-Почему они так называются?

Интерактивная таблица «-Н- и –нн- в суффиксах прилагательных»

Слайд № 4.

Посмотрите внимательно на суффиксы, можем ли мы сказать, что выбор Н и НН в этих словах зависит от суффиксов?

Обратите внимание на слова убранный, вязаный, стёганый, хоть эти слова пишутся по-разному Н и НН, но между ними есть что- то общее. Что общее?

Наша задача - выяснить, от чего зависит правописание Н и НН в суффиксах указанных слов.

Отвечают на вопросы.

Рассказывают правило по таблице. Приводят по 2 примера на каждый случай.

Отвечают на вопросы учителя

5

Проблемный

диалог

Постановка проблемного вопроса.

Проверка гипотезы.

Постановка проблемного вопроса.

Формулировка промежуточного вывода.

Постановка проблемного вопроса.

Создание новой проблемной ситуации.

Прием сравнения

Сообщение темы урока.

Слайд №2

-Какое понятие в теме вам не знакомо?

-Чему мы должны будем научиться?

Сообщение учителя: От глагола могут быть образованы не только причастия, но и прилагательные. Какие будут гипотезы о правописании Н и НН?

От чего будет зависеть правописание?

Слайда № 5.

От чего изменилось написание слов? Что добавилось во второй колонке?

 

Изменился ли вид глаголов?

 Отглагольные прилагательные пишутся с Н, так как образованы от глаголов несовершенного вида. Следовательно, слова с НН будут страдательными причастиями прошедшего времени.

Как образуются страдательные причастия прошедшего времени?

Наблюдение №2 по интерактивному рисунку.

-Скажите, как подписать рисунки так, чтобы в подписи к одному было слово жареный, а в подписи к другому – жаренный?

Запись темы урока в тетради.

Отвечают на вопросы.

В словах с приставками пишется НН, без приставок- Н.

В отглагольных прилагательных пишется Н, а в причастиях- НН.

С добавлением приставки изменился вид глагола.

Учащиеся делают вывод, что причастия образуются от глаголов совершенного вида, появилась приставка.

Учащиеся предлагают добавить зависимое слово. Учащиеся делают вывод, что причастия имеют при себе зависимые слова.

8

4

5

Проверка правильности гипотезы.

Первичное закрепление изученного материала.

Побуждение к устной проверке

Работа с учебником.

Усвоение нового алгоритма.

Прием «Проблемная  задача». (Цель: обобщить, повторить и усвоить учебный материал).

- Попробуем сами сформулировать правило о написании

-н- или – нн- в причастиях.

Работа с таблицей. Слайд 6.

Попробуйте сами сформулировать полное  правило правописания Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.  

Сравните свой вывод с  образцом рассуждения в учебнике на странице 59.

Запишите словосочетания, объяснив графически написание н и нн.

Р.т упр.67

Вывод:  Почему одни слова - отглагольные прилагательные, а другие – страдательные причастия прошедшего времени?

Учащиеся пробуют сформулировать правило.

Учащиеся устно отвечают.

1 учащийся работает у доски, остальные - в тетрадях.

Самопроверка по опорной таблице.

3

3

6

7

Лингвистическая физминутка. 

Творческое усвоение новых знаний.

Лингвистическая физминутка. 

Разноуровневые задания с учётом подготовленности детей.

Проводит физминутку.

- А сейчас немного отдохнем. Проведем физминутку, но не обычную, а лингвистическую, иначе говоря, языковую. Итак, я произношу отымённые прилагательные и отглагольные формы. Если слышите отымённые прилагательные – руки вверх – потянулись, отглагольные формы – руки в стороны – поворот туловища вправо-влево.

Освещенная,  сонный, кипяченый, поджаренный,  тушенный, солёные, гружёные,  длинный, сваренный, весенний, оловянный, гусиный.  

Контрольно-тренировочные задания с самопроверкой.

1.От данных глаголов образуйте прилагательные, а затем причастия двумя способами.

Печь, морозить, кипятить, солить, пугать, купить, студить, дать, встретить.

2. Спишите, подчеркните, объясните правописание Н иНН.

Брошенная собака

Скованные движения

Выполненная работа

Решённая задача

Крашенный известью

Квашеная капуста

Резаный арбуз

Кошеные травы

Плетёная корзина

Плетённая из веток корзина

Слайд № 9,10

Выполняют движения.

Индивидуальная работа по карточкам.

Индивидуальная работа по карточкам.

17

Контроль и самоконтроль

Интерактивный тест по теме «Н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных».

Индивидуальная работа (решение теста)

8

Домашнее задание

Упражнение 131, выучить алгоритм рассуждения страница 58.

Слайд № 11

Записывают в дневники.

1

9

Подведение итогов  урока

Составление смысловых цепочек.

Используя данные слова, сформулируйте правило, над которым мы сегодня работали.

Причастие, прилагательное, приставка, глагол, совершенный вид, несовершенный вид, зависимое слово, Н, НН.

Слайд № 12

Анализирует работу класса,  дает оценку успешности достижения цели и задач урока, намечает перспективу последующей работы.

Составляют предложения из слов.

2

10

Рефлексия

Рефлексия

С какой трудностью столкнулись в начале урока?

Какие знания использовали для решения новой задачи?

Чему научились на уроке?

Прежде чем писать слово, что нужно для себя выяснить?

Слайд № 13

Учащиеся устно отвечают.

1

Н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

и отглагольных прилагательных

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
и отглагольных прилагательных

Презентация содержит материалы урока, предъявляемые для демонстрации учащимся.

2

1.Интерактивная таблица «-Н- и –нн- в суффиксах прилагательных».

2.Презентация

Слайд 3,4

Иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a3961e0-0a01-0355-00a5-74b2abc25df4/%5BRUS6_105%5D_%5BIA_003%5D.swf

3

1.Презентация

Слайд 5

2.Интерактивный рисунок "Причастие или прилагательное". Вариант 3 (N 139896)

Рисунок

Интерактивный рисунок "Причастие или прилагательное". Вариант 3 (N 139896)

4

Презентация

Слайд 6

таблица

6

Интерактивный тест по теме «Н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных».

тест

Сайт Захарьиной

7

Презентация

8

Презентация

9

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7 классе «Одна и две буквы -н- в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных»

Данный урок позволяетПродолжить обучение навыкам распознавать одну и две буквы -н- в страдательных причастиях прошедшего времени и отглагольных прилагательных.Формировать навыки написания одной и двух...

Урок русского языка в 7 классе по теме "Правописание Н-НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных".

Урок разработан с использованием компонентов ФГОС нового поколения: есть условия для реализации личностных,предметных и метапредметных результатов; на уроке созданы фазы технологического процесса-вызо...

Урок-презентация по русскому языку в 7 классе по теме: "Практикум н-нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных".

Урок-практикум для отработки знаний по теме "Одна и две -н- в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных" в 7 классе. В презентации представлен материал для сам...

Конспект урока русского языка в 7 классе " Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных"

Конспект урока с презентацией , позволяющий познакомить учащихся с правилами написания - н - и - нн – в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных;2.   ...

Разработка урока по русскому языку в 6 классе на тему "Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных"

Авторская разработка урока по русскому языку в 6 классе на тему "Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных". Эту тему учителя-практики по...