Разработка урока по русскому языку в 6 классе на тему "Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
Авторская разработка урока по русскому языку в 6 классе на тему "Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных". Эту тему учителя-практики по праву признают одной из сложнейших в орфографии русского языка. Автор предпринял попытку разработать урок систематизации и обобщения материала по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока по русскому языку в 6 классе | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №3»
Урок русского языка
6 класс
«Правописание Н и НН
в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных»
Учитель
русского языка
и литературы
Кравченко Татьяна Борисовна
г. Поворино
2015 год
Цели и задачи урока:
Образовательные:
- формировать навыки правописания Н и НН в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных;
- формирование умения различать отглагольные прилагательные и причастия;
- формировать практические умения и навыки учащихся по осознанному применению полученных знаний;
- закрепить приобретённые при изучении темы знания, умения и навыки;
- расширить лексический запас учащихся.
Развивающие:
- развивать орфографическую зоркость, творческую и познавательную активность учащихся;
- развивать память, внимание, быстроту реакции, культуру речи;
- развивать творческие способности ребят;
- развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
- развивать умение работать в группах;
- развивать умение работать с текстом.
Воспитательные:
- воспитывать нравственные качества личности учащихся, чувство патриотизма, любви к родному языку;
- создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
- воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к родному языку;
- воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей;
- воспитывать дух здорового соперничества и взаимовыручки.
Тип урока: закрепление изученного по теме «Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных»
Вид урока: урок памяти
Методические приемы: повторение пройденного, стратегия бортового журнала, прием кластера, элементы сопоставительного анализа, конструирование предложений, орфоэпическая работа, все виды разбора.
Оборудование: доска, компьютер, проектор, экран, раздаточный материал (бортовые журналы, сигнальные карточки, карточки с индивидуальными заданиям).
Ход урока.
I. Орг. момент. Вступительное слово учителя.
Слово учителя. Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Борисовна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. В нашем классе присутствуют гости. Давайте поприветствуем своими улыбками. А теперь улыбнитесь друг другу, подарив чувство уверенности в том, что у нас сегодня все получится. Поддержим друг друга перед началом нашей работы.
Слайд 1: Итак, тема нашего урока - «Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных».
Слайд 2 (цели и задачи): Сегодня на уроке нам необходимо вспомнить правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных, закрепить это правописание, а также отработать умение отличать отглагольные прилагательные от причастий.
Слайд-заставка 3: звучит мелодия «Журавли»
- Наш урок русского языка мы проводим в преддверии знаменательной даты - 70-летия празднования великой Победы советского народа над фашистскими захватчиками. Поэтому наш урок будет уроком памяти. Памяти бессмертного подвига нашего народа в годы ВОВ. За 4 года войны погибло 27 миллионов человек… У каждого из них была семья, дом… Они положили свои головы за Отчизну, чтобы подарить нам чистое небо, яркое солнце над головой, а сами погибли…
Слайд 4: Эпиграфом к нашему уроку будут служит строки из стихотворения Ю. Воронова, советского поэта, блокадника:
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память — наша совесть.
Она, как сила, нам нужна…
II. Актуализация знаний. Этот этап урока выполняет мотивационную функцию (стимулирование интереса к теме) и информационную (вызов “на поверхность” имеющихся знаний по теме).
Слово учителя. Сегодня записи на уроке мы будем вести в бортовых журналах (у каждого на парте). Поставьте в них сегодняшнее число и впишите свои имя и фамилию.
Слайд 5:
- Оцените по шкале цвета с помощью сигнальных карточек свое настроение, самочувствие и уровень подготовки к сегодняшнему уроку. Поднимите вверх цветные карточки .
1.Игра «Верю-не верю»
- А теперь немного поиграем в «Верю-не верю». (В это время у доски учеником выполняется синтаксический разбор предложения «Памятники летчикам-освободителям, установленные в скверах Воронежа и Борисоглебска, напоминают о героическом прошлом наших земляков во время войны».)
1. Причастия могут быть действительными и страдательными. ДА? НЕТ?
2. Причастие, обозначающее признак того предмета, который сам совершает действие, называется страдательным. ДА? НЕТ?
3. -НН-, -ЕНН-(-ЁНН-), -Т- – это суффиксы страдательных причастий прошедшего времени. ДА? НЕТ?
4. Причастный оборот – это причастие + главное слово. ДА? НЕТ?
5. Причастный оборот в предложении всегда выделяется запятыми. ДА? НЕТ?
6.Причастие – особая форма глагола, которая обозначает признак по действию. ДА? НЕТ?
- Молодцы!
2. Взаимопроверка синтаксического разбора предложения на доске.
- А разбор у доски проверит…
3. Работа в парах (группах).
- Каждой паре дается карточка с определенным заданием. Выполняем задания.
1 пара: определите вид глаголов, от которых образованы данные слова, объясните написание н-нн:
Раненый боец
Брошенный дом
Рожденный герой
Плененная женщина
2 пара: чем отличаются словосочетания первого столбика от словосочетаний второго столбика? Объясните написание н-нн.
Раненый боец – раненный в плечо боец
Груженый вагон – груженный немцами вагон
Вязаный шарф – связанный медсестрой шарф
Читаное письмо – читанное солдатом письмо
3 пара: выделите суффиксы, объясните написание н-нн.
Заминированная дорога
Замаскированный танк
Перебинтованная нога
Отвоеванная территория
4 пара: разберите выделенные слова по составу. Сравните морфемный состав слов. Объясните написание н-нн.
Стреляный солдат – расстрелянный солдат
Груженая машина – перегруженная машина
читаное письмо – прочитанное письмо
Вязаный шарф – связанный шарф
- А теперь вспомним правописание Н и НН в суффиксах.
4. Работа с памяткой «Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных» (беседа учителя с классом).
- Ребята, давайте еще раз повторим правописание Н и НН в суффиксах.
Слайд 6.
- Посмотрите на слайд, вспомните и скажите, в каком столбике находятся причастия, а в каком – отглагольные прилагательные (ответы учащихся).
- Правильно. Это омофоны (на слух одинаковы).
- А как отличить отглагольное прилагательное от причастия? (Признаки причастий: наличие приставки (кроме приставки НЕ-), суффиксов – ова-, -ева-, зависимых слов, совершенный вид.)
- Сколько букв Н пишется в отглагольных прилагательных? А в полных причастиях?
- Ребята! Слова необходимо не только верно писать, но и правильно произносить.
5. Орфоэпическая минутка - слайд 7.
- Расставьте ударение в словах в своих бортовых журналах, а 1 из вас работает у доски, выполняя то же задание (на листах маркером проставляются ударения в словах. Потом – самопроверка.)
поделенный
ободренный
повторенный
прирученный
улучшенный
III. Закрепление материала урока.
1. Отработка умения разграничивать отглагольные прилагательные и причастия.
- Давайте проверим свою орфографическую зоркость. 2-м ученикам даются карточки для индивидуальной работы, 2-м – карточка для работы в паре, остальные работают со мной. Распределите по 2-м столбикам отглагольные прилагательные и причастия, вставьте пропущенные буквы Н и НН и прикрепите слова в нужный столбик. (Учащимся раздаются – каждому по одному слову – причастия и отглагольные прилагательные с пропущенными буквами. Каждый, выходя к доске, крепит слово в нужный столбик. В это время идет индивидуальная работа по карточкам.)
- Проверим работу у доски. Отлично! А теперь привал.
Физминутка.
- Ребята, сейчас у нас минута отдыха. А как вы думаете, что делали солдаты в минуты затишья на фронте?
- Правильно, писали письма, вспоминали о своих близких, родных… Закройте глаза и представьте, что вы находитесь в землянке…. Позади тяжелый бой… И кто знает, что впереди…А сейчас у вас выпало время написать домой...
Cлайд 8: звучит песня «Бьется в тесной печурке огонь».
3. Работа с тестами в бортовых журналах (по вариантам) – слайд 9.
- Ну что ж, и снова бой, покой нам только снится..
А теперь поработаем с тестами (в это время у доски, в предложении, 2 ученика делают морфемный и словообразовательный разборы причастий).
I вариант Отметьте случаи написания -- НН- | II вариант Отметьте случаи написания –Н- |
1.барабан..ый 2.безветрен..ый 3.варен..ый 4.сварен..ый 5.изжарен..ый 6.газирован..ый 7.куплен..ый 8.рван..ый 9.разорван..ый 10.неждан..ый 11.позолочен..ый 12.гружен..ая баржа 13.гружен..ая кирпичом баржа 14.варен..я свинина 15.копчен..ый | 1.багрян..ый 2.неждан..ый 3.безлун..ый 4.ледян..ой 5.рискован..ый 6.кошен..ая трава 7.сеян..ые поля 8.глажен..ые брюки 9.неписан..ый закон 10.мощен..ые дороги 11.мощен..ые булыжником дороги 12.глажен..ое белье 13.посажен..ый дуб 14.жарен..ое мясо 15.кожан..ый диван |
- Посчитайте, сколько ошибок вы допустили в тестах? (самопроверка)
- А теперь проверим работу ребят у доски (проверка разборов).
- Перед вами текст.
Слайд 10 – текст с пропусками.
IV. Работа с текстом (у каждого – в бортовом журнале и на слайде). Чтение текста учителем под музыку.
Спасе..ый мир должен помнить бессмертный подвиг всех доблестных воbнов, павших во имя Родины... Помнить неслыха..ые страдания миллионов…Помнить о прославле..ом героизме людей, объедине..ых одной целью – сломить врага. Если мы забудем наше прошлое, мы обрече.ы на гибель. Помнить о нашей Победе, оплаче..ой высокой ценой, - наш свяще..ый долг. (пауза).
Задания.
1. О чем этот текст? (тема памяти) Какова идея (главная мысль – помнить наш долг) текста? В каком предложении она выражена? (в последнем)
2. Определите стиль и тип текста (публицистический, рассуждение).
3. Найдите в тексте и назовите все причастия, потом все прилагательные (ответы учеников, и 2 листа с пропущенными буквами в прилагательных и причастиях крепятся учителем на доску).
Слайд 11 - проверка текста.
VII. Рефлексия.
1. Релаксация.
Слайд 12 (учитель читает по музыку):
Нет, не забыть о той войне,
Прошедшей уже в прошлом веке.
Она в тебе, она во мне,
Как в каждом русском человеке.
И. Никитина
- Я уверена, ребята, что вы не забудете о величии священного подвига миллионов людей в годы ВОВ. Это наш долг – помнить и чтить славную Победу русского народ, ведь без прошлого нет будущего…
2. Итоги урока.
- Ну что ж, ребята, наш урок плавно подходит к концу. Прощаясь, дарю каждому из вас памятку с правилами, повторенными сегодня на уроке. Эти памятки вам еще пригодятся.
Слайд 13: Сегодня на уроке я повторил
узнал
научился, смог
могу похвалить себя за…
3. Оценивание.
- Вы все большие молодцы! Сегодня на уроке все работали очень активно, плодотворно, особенно отличились…..
Слайд 14:
- Оцените снова по шкале цвета с помощью карточек свое настроение и работу на сегодняшнем уроке (цветные карточки поднять вверх).
- Понравился урок? (ответы учеников или цветные карточки, поднять вверх).
VII. Домашнее задание (дифференцированное) - на звездах.
Слайд 15:
1. Работа с текстом (всем обязательно).
Люди!
Покуда сердца стучатся, —
Помните!
Какой ценой завоева..о счастье, —
Пожалуйста, помните! (Р. Рождественский)
(списать, найти причастие, обозначить орфограмму графически, выполнить фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический разборы причастия).
На выбор:
2. Творческая работа: эссе на тему «Чтобы помнили…» (до 10 предложений)
3. Учебник (п. 38 – правила повторить, упр. 459)
- А сейчас мы будем прощаться. Но перед этим каждый из вас возложит цветок к Вечному огню в знак памяти.
Слайд 16: слайд-заставка с мелодией «От героев былых времен…»
- Спасибо за урок! (звучит та же мелодия)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 7 классе «Одна и две буквы -н- в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных»
Данный урок позволяетПродолжить обучение навыкам распознавать одну и две буквы -н- в страдательных причастиях прошедшего времени и отглагольных прилагательных.Формировать навыки написания одной и двух...
Урок русского языка в 7 классе по теме "Правописание Н-НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных".
Урок разработан с использованием компонентов ФГОС нового поколения: есть условия для реализации личностных,предметных и метапредметных результатов; на уроке созданы фазы технологического процесса-вызо...
Урок-презентация по русскому языку в 7 классе по теме: "Практикум н-нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных".
Урок-практикум для отработки знаний по теме "Одна и две -н- в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных" в 7 классе. В презентации представлен материал для сам...
Конспект урока русского языка в 7 классе " Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных"
Конспект урока с презентацией , позволяющий познакомить учащихся с правилами написания - н - и - нн – в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных;2. ...
Урок по теме "Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных". 7 класс
Урок по теме "Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных". 7 класс...
Презентация к уроку русского языка в 7 классе на тему "Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных"
Презентация в интересной и познавательной форме позволит учащимся познакомиться с условием выбора Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных....
Конспект урока русского языка по теме: «Одна и две буквы нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных» в 7 классе
Конспект урока русского языка по теме: «Одна и две буквы нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных» в 7 классе...