Разработка урока по русскому языку в 6 классе на тему "Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Кравченко Татьяна Борисовна

Авторская разработка урока по русскому языку в 6 классе на тему "Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных". Эту тему учителя-практики по праву признают одной из сложнейших в орфографии русского языка. Автор предпринял попытку разработать урок систематизации и обобщения материала по данной теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа №3»

Урок  русского языка

 6 класс

«Правописание Н и НН

в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных»


                                                                                                                     Учитель

русского языка

и литературы

Кравченко Татьяна Борисовна

г. Поворино

 2015 год

    Цели и задачи урока: 

Образовательные:

  • формировать навыки правописания Н и НН в суффиксах страдательных причастий  и отглагольных прилагательных;
  • формирование умения различать отглагольные прилагательные и причастия; 
  • формировать практические умения и навыки учащихся по осознанному применению полученных знаний;
  • закрепить приобретённые при изучении темы знания, умения и навыки;
  • расширить лексический запас учащихся.

Развивающие:

  • развивать орфографическую зоркость, творческую и познавательную активность учащихся;
  • развивать память, внимание, быстроту реакции, культуру речи;
  • развивать творческие способности ребят;
  • развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
  • развивать умение работать в группах;
  • развивать умение работать с текстом.

Воспитательные:

  • воспитывать нравственные качества личности учащихся, чувство патриотизма, любви к родному языку;
  • создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
  • воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к родному языку;
  • воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей;
  • воспитывать дух здорового соперничества и взаимовыручки. 

Тип урока: закрепление изученного по теме «Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных»

          Вид урока: урок памяти

            Методические приемы: повторение пройденного, стратегия бортового журнала,     прием кластера, элементы сопоставительного анализа, конструирование предложений, орфоэпическая работа, все виды разбора.

           Оборудование:  доска,  компьютер, проектор, экран, раздаточный материал (бортовые журналы, сигнальные карточки, карточки с индивидуальными заданиям).

Ход урока.

I. Орг. момент. Вступительное слово учителя.

    Слово учителя. Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Борисовна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. В нашем классе присутствуют гости. Давайте поприветствуем своими улыбками. А теперь улыбнитесь друг другу, подарив чувство уверенности в том, что у нас сегодня все получится.  Поддержим друг друга перед началом нашей работы.

    Слайд 1: Итак, тема нашего урока - «Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных».

    Слайд 2 (цели и задачи): Сегодня на уроке нам необходимо вспомнить правописание  Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных, закрепить это правописание, а также отработать умение отличать отглагольные прилагательные от причастий.

    Слайд-заставка 3: звучит мелодия «Журавли»

   - Наш урок русского языка мы проводим в преддверии знаменательной даты - 70-летия празднования великой Победы советского народа над фашистскими захватчиками. Поэтому наш урок будет уроком памяти. Памяти бессмертного подвига нашего народа в годы ВОВ. За 4 года войны погибло 27 миллионов человек… У каждого из них была семья, дом… Они положили свои головы за Отчизну, чтобы подарить нам чистое небо, яркое солнце над головой, а сами погибли…

    Слайд 4: Эпиграфом к нашему уроку будут служит строки из стихотворения Ю. Воронова, советского поэта, блокадника:

     Я не напрасно беспокоюсь, 
Чтоб не забылась та война: 
Ведь эта память — наша совесть. 
Она, как сила, нам нужна…                                                                          

II. Актуализация знаний. Этот этап урока выполняет мотивационную функцию (стимулирование интереса к теме) и информационную (вызов “на поверхность” имеющихся знаний по теме).

     Слово учителя. Сегодня записи на уроке мы будем вести в бортовых журналах (у каждого на парте). Поставьте   в них сегодняшнее число и впишите свои имя и фамилию.

Слайд 5:

- Оцените по шкале цвета с помощью сигнальных карточек свое настроение, самочувствие и уровень подготовки к сегодняшнему уроку. Поднимите вверх цветные карточки .

1.Игра «Верю-не верю»

- А теперь немного поиграем в «Верю-не верю». (В это время у доски учеником выполняется синтаксический разбор предложения «Памятники летчикам-освободителям, установленные в скверах Воронежа и Борисоглебска, напоминают  о героическом прошлом наших земляков во время войны».)

1. Причастия могут быть действительными и страдательными. ДА? НЕТ?

2. Причастие, обозначающее признак того предмета, который сам совершает действие, называется страдательным. ДА? НЕТ?

3. -НН-, -ЕНН-(-ЁНН-), -Т- – это суффиксы страдательных причастий прошедшего времени. ДА? НЕТ?

4. Причастный оборот –  это причастие + главное слово. ДА? НЕТ?

5. Причастный оборот в предложении всегда выделяется запятыми. ДА? НЕТ?

6.Причастие – особая форма глагола, которая обозначает признак по действию. ДА? НЕТ?

- Молодцы!

2. Взаимопроверка синтаксического разбора предложения на доске.

- А разбор у доски проверит…

3. Работа в парах (группах).

- Каждой паре дается карточка с определенным заданием. Выполняем задания.

1 пара: определите вид глаголов, от которых образованы данные слова, объясните написание н-нн:

Раненый боец

Брошенный дом

Рожденный герой

Плененная женщина

2 пара: чем отличаются словосочетания первого столбика от словосочетаний  второго столбика?  Объясните написание н-нн.

Раненый боец – раненный в плечо боец

Груженый вагон – груженный немцами вагон

Вязаный шарф – связанный медсестрой шарф

Читаное письмо – читанное солдатом письмо

3 пара: выделите суффиксы, объясните написание н-нн.

Заминированная дорога
Замаскированный танк
Перебинтованная нога

Отвоеванная территория

4 пара: разберите выделенные слова по составу. Сравните морфемный состав слов. Объясните написание н-нн.

Стреляный  солдат – расстрелянный солдат
Груженая машина – перегруженная машина
читаное письмо – прочитанное письмо

Вязаный шарф – связанный шарф

- А теперь вспомним правописание Н и НН в суффиксах.

4. Работа с памяткой «Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных» (беседа учителя с классом).

- Ребята, давайте еще раз повторим правописание Н и НН в суффиксах.

Слайд 6.

- Посмотрите на слайд, вспомните и скажите, в каком столбике находятся причастия, а в каком – отглагольные прилагательные (ответы учащихся).

- Правильно. Это омофоны (на слух одинаковы).

- А как отличить отглагольное прилагательное от причастия? (Признаки причастий: наличие приставки (кроме приставки НЕ-), суффиксов – ова-, -ева-, зависимых слов, совершенный вид.)

- Сколько букв Н пишется в отглагольных прилагательных? А в полных причастиях?

- Ребята! Слова необходимо не только верно писать, но и правильно произносить.

5. Орфоэпическая минутка - слайд 7.

    - Расставьте ударение в словах в своих бортовых журналах, а 1 из вас работает у доски, выполняя то же задание (на листах маркером проставляются ударения в словах. Потом – самопроверка.)

поделенный

ободренный

повторенный

прирученный                                      

улучшенный

III. Закрепление материала урока.

1.   Отработка умения разграничивать отглагольные прилагательные и причастия.

- Давайте проверим свою орфографическую зоркость. 2-м ученикам даются карточки для индивидуальной работы, 2-м – карточка для работы в паре, остальные работают со мной. Распределите  по 2-м столбикам отглагольные прилагательные и причастия, вставьте пропущенные буквы Н и НН и прикрепите слова в нужный столбик. (Учащимся раздаются – каждому по одному слову – причастия и отглагольные прилагательные с пропущенными буквами. Каждый, выходя к доске, крепит слово в нужный столбик. В это время идет индивидуальная работа по карточкам.)

- Проверим работу у доски. Отлично! А теперь привал.

Физминутка.

- Ребята, сейчас у нас минута отдыха. А как вы думаете, что делали солдаты в минуты затишья на фронте?

- Правильно, писали письма, вспоминали о своих близких, родных… Закройте глаза и представьте, что вы находитесь в землянке…. Позади тяжелый бой… И кто знает, что впереди…А сейчас у вас выпало время написать домой...

Cлайд 8: звучит песня «Бьется в тесной печурке огонь».

3. Работа с тестами в бортовых журналах (по вариантам) – слайд 9.

- Ну что ж, и снова бой, покой нам только снится..

 А теперь поработаем с тестами (в это время у доски, в предложении, 2 ученика делают морфемный и словообразовательный разборы причастий).

I вариант

Отметьте случаи написания

 --  НН-

II вариант

Отметьте случаи  написания

–Н-

1.барабан..ый

2.безветрен..ый

3.варен..ый

4.сварен..ый

5.изжарен..ый

6.газирован..ый

7.куплен..ый

8.рван..ый

9.разорван..ый

10.неждан..ый

11.позолочен..ый

12.гружен..ая баржа

13.гружен..ая кирпичом баржа

14.варен..я свинина

15.копчен..ый

1.багрян..ый

2.неждан..ый

3.безлун..ый

4.ледян..ой

5.рискован..ый

6.кошен..ая трава

7.сеян..ые поля

8.глажен..ые брюки

9.неписан..ый закон

10.мощен..ые дороги

11.мощен..ые булыжником

 дороги

12.глажен..ое белье

13.посажен..ый дуб

14.жарен..ое мясо

15.кожан..ый диван

- Посчитайте, сколько ошибок вы допустили в тестах? (самопроверка)

-  А теперь проверим работу ребят у доски (проверка разборов).

- Перед вами текст.

Слайд 10 – текст с пропусками. 

IV. Работа с текстом (у каждого – в бортовом журнале и на слайде). Чтение текста учителем под музыку.

      Спасе..ый мир должен помнить бессмертный подвиг всех доблестных воbнов, павших во имя Родины... Помнить неслыха..ые  страдания миллионов…Помнить о прославле..ом героизме людей, объедине..ых одной целью – сломить врага. Если мы забудем наше прошлое, мы обрече.ы на гибель. Помнить о нашей Победе, оплаче..ой высокой ценой, - наш свяще..ый долг. (пауза).        

Задания.

1. О чем этот текст? (тема памяти) Какова идея (главная мысль – помнить наш долг) текста? В каком предложении она выражена? (в последнем)

2. Определите стиль и тип текста (публицистический, рассуждение).

3. Найдите в тексте и назовите все причастия, потом все прилагательные (ответы учеников, и 2 листа с пропущенными буквами в прилагательных и причастиях крепятся учителем на доску).

Слайд 11 - проверка текста.

VII. Рефлексия.

1. Релаксация.

Слайд 12 (учитель читает по музыку):

Нет, не забыть о той войне, 

Прошедшей уже в прошлом веке.

Она в тебе, она во мне,

Как в каждом русском человеке.

                            И. Никитина

- Я уверена, ребята, что вы не забудете о величии священного подвига миллионов людей в годы ВОВ. Это наш долг – помнить и чтить славную Победу русского народ, ведь без прошлого нет будущего…

2.  Итоги урока.

- Ну что ж, ребята, наш урок плавно подходит к концу. Прощаясь, дарю каждому из вас памятку с правилами, повторенными сегодня на уроке. Эти памятки вам еще пригодятся.

Слайд 13: Сегодня на уроке я повторил

                                                     узнал

                                                     научился, смог

                                                     могу похвалить себя за…

3.  Оценивание.

- Вы все большие молодцы! Сегодня на уроке все работали очень активно, плодотворно, особенно отличились…..

Слайд 14:

- Оцените снова по шкале цвета с помощью карточек свое настроение и работу на сегодняшнем уроке (цветные карточки поднять вверх).

    - Понравился урок? (ответы учеников или цветные карточки, поднять вверх).

VII. Домашнее задание (дифференцированное) - на звездах.

Слайд 15:

1. Работа с текстом (всем обязательно).

    Люди!

    Покуда сердца стучатся, —

    Помните!

    Какой ценой завоева..о счастье, —

    Пожалуйста, помните! (Р. Рождественский)

(списать, найти причастие, обозначить орфограмму графически, выполнить фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический разборы причастия).

На выбор:

2. Творческая работа: эссе на тему «Чтобы помнили…» (до 10 предложений)

3. Учебник (п. 38 – правила повторить, упр. 459)

- А сейчас мы будем прощаться. Но перед этим каждый из вас возложит цветок  к Вечному огню в знак памяти.

Слайд 16: слайд-заставка с мелодией «От героев былых времен…»

- Спасибо за урок! (звучит та же мелодия)

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7 классе «Одна и две буквы -н- в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных»

Данный урок позволяетПродолжить обучение навыкам распознавать одну и две буквы -н- в страдательных причастиях прошедшего времени и отглагольных прилагательных.Формировать навыки написания одной и двух...

Урок русского языка в 7 классе по теме "Правописание Н-НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных".

Урок разработан с использованием компонентов ФГОС нового поколения: есть условия для реализации личностных,предметных и метапредметных результатов; на уроке созданы фазы технологического процесса-вызо...

Урок-презентация по русскому языку в 7 классе по теме: "Практикум н-нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных".

Урок-практикум для отработки знаний по теме "Одна и две -н- в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных" в 7 классе. В презентации представлен материал для сам...

Конспект урока русского языка в 7 классе " Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных"

Конспект урока с презентацией , позволяющий познакомить учащихся с правилами написания - н - и - нн – в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных;2.   ...

Урок по теме "Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных". 7 класс

Урок по теме "Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных". 7 класс...

Презентация к уроку русского языка в 7 классе на тему "Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных"

Презентация в интересной и познавательной форме позволит учащимся познакомиться с условием выбора Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных  прилагательных....

Конспект урока русского языка по теме: «Одна и две буквы нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных» в 7 классе

Конспект урока русского языка по теме: «Одна и две буквы нн в суффиксах страдательных причастий  прошедшего времени и отглагольных прилагательных» в 7  классе...