Урок русского языка в 7 классе "Великая сила Слова"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Конкурсная работа в номинации "Лучшая разработка киноурока"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_po_russkomu_yazyku_v_7_klasse.docx | 166.59 КБ |
Предварительный просмотр:
IV открытый конкурс педагогического мастерства и методических разработок
киноуроков «ЛУЧШИЙ КИНОПЕДАГОГ»
Номинация «Лучшая разработка киноурока»
Халиуллина Зульфия Фаридовна
учитель русского языка и литературы
Филиал МАОУ «Староалександровская СОШ им.Калиева А.М.»
«Маранская СОШ им.Д.Д.Калашникова»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КИНОУРОКА «ВЕЛИКАЯ СИЛА СЛОВА»
НА МАТЕРИАЛЕ ФИЛЬМА «СИЛА СЛОВА» РЕЖИССЕРА АЛЕКСАНДРА КУЗОВКОВА
Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе
Тема урока | «Великая сила Слова» |
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Цель урока | Показать значение и роль слова, объяснить необходимость бережного обращения со словом. |
Задачи | Укрепление интереса обучающихся к родному, русскому языку и слову. Знакомство с произведениями художественной литературы. Способствовать формированию уважительного отношения к русскому языку. Воспитывать умение правильно использовать слова в общение с людьми. Развитие речи, внимания, памяти. Обогащение словарного запаса. Умение работать в коллективе, в паре. |
УУД | Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов; формирование осознанной самооценки; развитие доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству. Регулятивные: умение в сотрудничестве с учителем определять цели деятельности, ставить новые учебные задачи; составление плана работы и следование ему по достижению цели; сопоставление получающегося результата с исходным замыслом; понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации; оценивание полученной информации для проверки гипотезы, ответа на поставленный проблемный вопрос. Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать проблему, ставить цель; умение выдвигать гипотезы и их обосновывать; предполагать, какая информация нужна; отбирать необходимые словари; сравнивать, обобщать, делать выводы. Коммуникативные: умение работать в группе; умение слушать собеседника и вступать с ним в диалог; умение участвовать в коллективном обсуждении; умение задавать вопросы; умение выражать мысли. Предметные: -развивать умение работать с толковым словарём, умение употреблять в речи слова в соответствии с жизненной ситуацией, расширять словарный запас детей. |
Технологии, методы, приемы | ТРКМ, индивидуальная работа, работа в парах |
Оборудование | ПК, проектор |
Этапы урока | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
І.Организационный Цель: включение учащихся в деятельность | Коммуникативные: развитие продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и учителем. Регулятивные: управление своей деятельностью. Личностные: наличие элементов познавательного интереса | - Здравствуйте, ребята! | |
II. Вопрос классу. (создание проблемной ситуации) | – Как вы думаете, что главное в нашей речи? Может, ребус поможет. Ребус+= (слово) | Ответы детей | |
II. Формулирование темы занятия. | - Послушайте стихотворение и попробуйте определить тему урока. Есть слова словно раны, Слова, словно труд. С ними в плен не сдаются и в плен не берут. Словом можно убить, словом можно спасти Словом можно полки За собой повести… Вадим Шефнер | Определяют тему урока («Слово»-«Сила слова»-«Великая сила Слова») | |
ІIІ. Мотивационный (самоопределение к деятельности) Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Цель: обеспечение готовности учащихся к включению в продуктивную обучающую деятельность, постановка проблемы. | Личностные: - адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности. Познавательные: - учить применять общеучебные умения (анализ, сравнение, классификация). Коммуникативные: - формировать умения участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения. - формировать умение высказывать своё мнение, дополнять и контролировать друг друга. Регулятивные: -прогнозировать предстоящую работу Предметные: Формирование умения рассуждать | -Молодцы, ребята! Вы правильно определили тему урока. А теперь давайте уточним цели урока? -Ознакомление с целями урока. Как вы понимаете слова Сухомлинского? « Слово, которое несет добро-это слово …(доброе) | Ответы детей |
III. Работа по теме Цель: обогащать словарный запас 2. Работа с текстом стихотворения. Цель: формировать умения обучающихся читать и понимать стихотворение, определять его основную мысль, выделять слова | Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов; развитие доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству. Регулятивные: понимание причин, возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации; оценивание полученной информации для проверки гипотезы, ответа на поставленный проблемный вопрос. Познавательные: умение предполагать, какая информация нужна; сравнивать, обобщать, делать выводы. Коммуникативные: умение работать в группе; умение слушать собеседника и вступать с ним в диалог; умение участвовать в коллективном обсуждении; умение задавать вопросы; умение выражать мысли. | В толковом словаре: Сло́во — одна из основных структурных единиц языка, которая служит для именования предметов, их качеств и характеристик, их взаимодействий, а также именования мнимых и отвлеченных понятий, создаваемых человеческим воображением. - О силе слова написал в своем стихотворении Федор Васильев - Подберите заголовки, определите основную мысль, аргументируйте свой выбор. | Подготовленные дети читают стихотворение “Слово”. Когда ты хочешь молвить слово, Прослушивают текст, подбирают заголовки, определяют основную мысль текста, используя фразы из стихотворения, аргументируя свой выбор |
2. Работа в группах | Коммуникативные: умение работать в группе; умение слушать собеседника и вступать с ним в диалог; умение участвовать в коллективном обсуждении; | - Слова позволяют нам создать в воображении соответствующий образ. Попробуем определить, изменится ли настроение при произнесении разных слов. Задание для работы в группах: создайте схему-цепочку: слово – образ – настроение | Например: котище-кот-котенок-котеночек |
3. Сообщение учителя. | Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов. | - Магическая сила слова с древнейших времён была известна людям, и в отличие от нас, наши предки понимали, каким грозным оружием может быть слово, знали, какое влияние оказывают слова на здоровье, и относились к его употреблению более внимательно. Слова обладают настолько мощной энергетикой, что действуют не только на всё живое, но также и на предметы неживой природы, например, воду. Так, японский исследователь доктор Масару Эмото исследовал, какое влияние оказывают слова на воду. В своих экспериментах он писал слова на листочках бумаги и прикреплял их к пробиркам с водой, а после воздействия слов на воду замораживал её и фотографировал. Почему именно вода была выбрана для эксперимента? Дело в том, что вода – это самое емкое вещество на земле, самое восприимчивое к любой информации. Вода может быть носителем информации. Фотоснимки таких слов как «ангел», «любовь», «душа», «благодарю» – отличаются изысканным орнаментом. Кристаллы получились красивыми, гармоничными, симметричными. Противоположное влияние оказывают слова с негативной окраской – застывшая вода имеет тусклый вид. Человек на 70% состоит из воды. Представьте, что происходит с нами, когда мы говорим друг другу плохие слова. А представьте, что мы испытываем, когда слова хорошие. | |
ІV. Стадия осмысления. Цель: каждый должен сделать вывод о том, что он узнал нового. | Личностные: Осознавать необходимость открытия нового знания. Регулятивные: -прогнозировать предстоящую работу. Познавательные: -развивать умение представлять информацию. | - Чудеснее слова ничего нельзя найти на Земле. | – Слово – самое общее и самое точное обозначение любой вещи, любого действия, любого качества предмета. Именно поэтому оно (и только оно) позволяет человеку думать – без него невозможна была бы мысль. – Слова можно повторять, декламировать, петь, ими даже можно играть. – Народная мудрость гласит: «Слово дано человеку, животным – немота». – Родное слово помогает человеку жить. Поэтому и говорят: «Язык один – и в будни, и в праздники». – Родное слово помогает каждому из нас быть ближе к окружающему миру, приводить в порядок свои мысли и чувства, понимать других людей. |
Физминутка Эмоциональная разрядка: | - Нахмуриться, как осенняя туча, рассерженный человек, злая волшебница - Улыбнуться, как кот на солнце, Буратино, хитрая лиса, ребенок, который увидел чудо | Дети выполняют действия | |
V. Просмотр фильма «Сила слова» | Познавательные: - актуализировать знания; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. Регулятивные: -учиться высказывать своё предположение на основе работы с предложенным материалом; - находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы. Предметные: выявлять закономерности | https://zeroplus.tv/film/sila-slova - Обратить Внимание на название | |
VI Обсуждение фильма | - Язык может быть добрым другом и злым, жестоким, коварным врагом. -Как изменилась жизнь маленького Томаса? -Как мама настроила своего сына? - Что, по-вашему мнению, помогло мальчику стать великим изобретателем? «Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их; словом можно служить любви, словом можно служить вражде и ненависти. Берегитесь такого слова, которое разъединяет людей». (Приложение 1 Про Томаса Эдисона) | Высказывают свои мнения - Слова обладают силой, поэтому нужно научиться отвечать за все, что мы произносим вслух, так как сказанное нами, является продолжением наших мыслей, а жалкие мысли рождают жалкую жизнь | |
VII. Составление синквейнов (работа в парах) | Коммуникативные: умение работать в группе; умение слушать собеседника и вступать с ним в диалог; умение участвовать в коллективном обсуждении; | - Мы сегодня с вами провели большую работу над словом, как вы думаете, обладает ли слово могучей силой? - Слова могут как разрушать, так и созидать. Наша задача использовать слова во имя добра. Мне бы хотелось, чтобы вы сказали свое слово о слове, составив синквейн. Составим СИНКВЕЙН 1 строка - одно сущ. (СЛОВО) 2 строка – два прилагательных(описание темы) 3 строка – три глагола (действия, относящиеся к теме) 4 строка – четыре слова (фраза показывает отношение автора к теме) 5 строка – одно сущ.(ассоциация, синоним темы) | (ответы детей) (Работа проходит в парах). Все синквейны вывешиваются на доску. Варианты: Слово Емкое, значимое И согревает, и убивает, и восхищает Слово на бой поднимает и в пропасть бросает стремглав... Сила Доброе, нежное, Окрыляет, сближает, роднит, Подумай, прежде, чем сказать слово, СЛОВО. СЛОВО Злое, неприветливое, Обманет, обозлит, поссорит, Я ненавижу такое слово, СЛОВО. |
Рефлексия (подведение итогов занятия) Цель: подведение объективного результата работы; оценка собственной деятельности на уроке. | Регулятивные: -учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. | - Ребята, знаете ли вы, что каждый человек – волшебник. Мы с вами учимся пользоваться словом, как волшебной палочкой. На доске – дерево без листьев, а на партах листочки от этого дерева. Я предлагаю вам на этих листочках написать несколько слов для своих одноклассников. Будут ли это пожелания, похвала, совет, благодарность или замечание – вам решать. Подпишите на лицевой стороне, кому вы адресуете свои слова. Что вы написали, знать будет только один человек. Надеюсь, вы будете искренними. | (Выполнение работы) |
Итог урока | Желаю вам чаще прислушиваться к своей речи и к речи других людей. И вы начнёте понимать, как создавали проблемы себе и другим. Постепенно вы станете хозяином своего Слова, и жизни в целом. Когда ты хочешь молвить слово, Мой друг, подумай – не спеши. Оно бывает то сурово, То рождено теплом души. Оно то – жаворонком вьется, То медью траурной поет. Покуда слово сам не взвесишь, Не выпускай его в полет.
Им можно радости прибавить, И радость людям отравить. Им можно лед зимой расплавить И камень в крошку раздробить. Оно одарит, иль ограбит. Пусть ненароком, пусть шутя. Подумай, как бы им не ранить Того, кто слушает тебя. | ||
Домашнее задание | Личностные: формирование самооценки | Дифференцированное задание: 1.Найдите и перечислите все изобретения, сделанные Томасом Эдисоном. 2.Написать эссе на тему «Лишь слову жизнь дана» |
Литература.
1. Сила слова. - Лучшие легенды и притчи.
http://inoskaz.com/?p=319
2.Хазрат Инайят Хан(СИЛА СЛОВА)
www.spsl.nsc.ru/~m1-way/inxan/sila_slv.htm
4. Е.Ю. САМАРИНА Источник: http://www.sun.esamara.ru
5. Антон Макуни и его "Сила слова" - Триумф http://t1.dp.ua/proza/anton_makuni_i_ego_sila_slova/
6.Игры http://www.google.ru/#hl=ru&newwindow=1&sclient=psy-ab&q=детские+анкета+о+добром+слове&oq=детские+анкета+о+добром+слове&aq=f&aqi=&
Приложение 1
То́мас А́лва Э́дисон[5] (англ. Thomas Alva Edison; 11 февраля 1847, Майлен, штат Огайо — 18 октября 1931, Уэст-Ориндж, штат Нью-Джерси) — американский изобретатель и предприниматель, получивший в США 1093 патента[6] и около 3 тысяч в других странах мира[7]; создатель фонографа; усовершенствовал телеграф, телефон, киноаппаратуру, разработал один из первых коммерчески успешных вариантов электрической лампы накаливания[8], которая была доработкой других вариантов. Именно он предложил использовать в начале телефонного разговора слово «алло».
В 1928 году награждён высшей наградой США — Золотой медалью Конгресса. Член Национальной академии наук США (1927)[9], иностранный почётный член Академии наук СССР (1930)[10].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка по теме:"Сложные слова. Урок новых знаний"для учащихся 7 класса коррекционной школы 8 вида.
В данной презентации представлен материал для проведения урока новых знаний по теме : "Сложные слова", 7 класс коррекционной школы 8 вида....
Урок русского языка 11 класс "Порядок слов в предложении. Инверсия". (Подготовка к ЕГЭ)
Цель и задачи урока:- обобщить и закрепить знания обучающихся о понятиях «прямой и обратный порядок слов в предложении», законах инверсии и логического ударения;-развить навык логического ...
Урок русского языка 11 класс "Порядок слов в предложении. Инверсия". (Подготовка к ЕГЭ)
Цель и задачи урока:- обобщить и закрепить знания обучающихся о понятиях «прямой и обратный порядок слов в предложении», законах инверсии и логического ударения;-развить навык логического ...
Урок русского языка 11 класс "Порядок слов в предложении. Инверсия". (Подготовка к ЕГЭ)
Цель и задачи урока:- обобщить и закрепить знания обучающихся о понятиях «прямой и обратный порядок слов в предложении», законах инверсии и логического ударения;-развить навык логического ...
Презентация к уроку русского языка на тему "Вводные слова"
Данная презентация поможет учителю доступно и интересно познакомить учеников 8 класса с новой темой, покажет особенности расстановки энаков препинания при вводных словах....
Урок русского языка в 5 классе "Слов диалектных клады драгоценные.."
Представлен урок нового поколения. Урок-исследование....
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...