Разработка урока "Степени сравнения имен прилагательных"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Сценарий медиаурока с компьютером на уроке русского языка в 6 классе на тему «Степени сравнения имен прилагательных»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
разработка урока | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Строкинская средняя общеобразовательная школа»
Сценарий медиаурока с компьютером на уроке русского языка
в 6 классе
на тему «Степени сравнения имен прилагательных»
Разработала учитель русского языка и литературы
МКОУ «Строкинская СОШ»
Ижмухаметова Венера Вакильевна
Строкино
2013
Урок русского языка в 6 классе
Степени сравнения имен прилагательных
Цели:
1.сформировать понятие о прилагательных в форме сравнительной и превосходной степени;
2.развивать внимание, образно-логическое мышление посредством наблюдения за явлениями и их признаками;
3. воспитывать бережное отношение к живой природе, эстетическое восприятие природы.
Оборудование урока: компьютер, проектор, интерактивная доска.
Тип урока: комбинированный.
Время урока: 45 минут.
Методы работы:
Методы организации и осуществления УПД:
– словесные (рассказ, беседа); наглядные (презентация); эвристический; практический.
Методы контроля и самоконтроля УПД:
-индивидуальный опрос; фронтальный опрос;
Методы стимулирования и мотивации:
–задания занимательного характера; поощрение.
Ход урока:
I.Организационный момент.(1 мин)
II.Повторение изученного (5 мин):
- Проверка домашнего задания
- Фронтальная работа:
- имя прилагательное обозначает……..
- прилагательные относятся к трем разрядам………
3. Языковая разминка (слайд):
Секвойя Калифорнийская—самое высокое хвойное вечнозеленое дерево, ее длина достигает более 100 м при диаметре 8,5 м.
-устно найдите имена прилагательные и определите их разряд.
III.Изучение нового материала:
- Введение в тему (3 мин).
Учитель читает лингвистическую сказку «Степени сравнения» Феликса Кривина.
Превосходная степень, конечно, превосходит Сравнительную и не скрывает своего превосходства. Одно дело, если это дерево ВЫШЕ того, а другое — если оно САМОЕ ВЫСОКОЕ, ВЫСОЧАЙШЕЕ дерево. И сравнивать тут нечего, потому что это дерево выше всех.
Разумеется, деревьев.
Потому что Превосходная степень выбирает для сравнения только себе подобных, общается только с себе подобными. САМЫЙ ТВЕРДЫЙ металл — только среди металлов (алмазы уже не считаются). КРАСИВЕЙШИЙ пейзаж — только среди пейзажей (не вздумайте сравнивать его с красивой внешностью или красивым поступком).
Превосходная степень признает только своих, и превосходство ее — над своими.
Довольно скучный удел. Прямо-таки СКУЧНЕЙШИЙ (опять же — среди уделов).
Сравнительная степень живет веселей, у нее широкий круг общения. Дерево может быть ВЫШЕ куста и не считает это для себя унизительным. Оно может быть выше дома или столба. А студент может быть УМНЕЕ профессора (тогда как САМЫЙ УМНЫЙ студент — САМЫЙ УМНЫЙ только среди студентов).
Видимо, настоящее превосходство познается не в узком кругу своих, а в более широком общении.
Да так и жить интересней. С этим себя сравнишь, с тем себя сравнишь — и сам станешь ВЫШЕ, УМНЕЕ, КРАСИВЕЕ.
А когда ты самый красивый — в узком кругу и самый умный — в узком кругу… Рано или поздно наверняка обнаружится, что самое высокое дерево ниже не слишком высокого дома…
Исходя из темы сказки, учащиеся формулируют тему урока и записывают в тетради. (слайд)
2. Открытие новых знаний (5 мин)
Учитель на слайде демонстрирует изображения черемухи, березы и секвойи (слайд).
- Сравните растения по высоте (высокий-выше-высочайший (самый высокий))
- Запишем эти слова
- Какое прилагательное показывает, что признак проявляется в большей степени, чем в другом? (выше)
- Какое прилагательное обозначает самую высокую степень проявления признака? (высочайший (самый высокий))
- Где признак предмета сравнивается с другим? (высокий-выше)
- Как бы вы назвали эту степень? (сравнительная)
- как назвать вторую степень, по которой мы понимаем, что она превосходит всех? (превосходная) (слайд)
- Первичное закрепление знаний (5 мин)
Задание 1. Сравните по ширине ключ, ручей, реку.
Задание 2. Сравните следующие предметы, составьте предложение и запишите (слайд).
Например, Слон больше бегемота.
Озеро – море, акула – кит, пассажирский – реактивный, сантиметр-метр.
4. Расширение знаний о материале (слайд) (15 мин).
- Рассмотрите схему «Образование форм сравнительной и превосходной степени имен прилагательных». Сделайте вывод о способе образования простой и составной степени.
Запишите схему в тетради.
Задание: от данных прилагательных образуйте прилагательные в форме сравнительной и превосходной степени и запишите в качестве примеров к схеме.
Красивый, умный.
Слайд.
Задание: Выполните синтаксический разбор предложений. Сделайте вывод о синтаксической роли прилагательных в сравнительной и превосходной степени.
Секвойя намного выше березы. Но красивейшие деревья растут в березовых рощах. Русское дерево нам ближе и роднее.
Вывод: простая сравнительная степень прилагательных всегда является сказуемым, превосходная степень является определением.
5.Творческое задание (слайд)(10 мин) .
Напишите творческий диктант по картине В.Янова «Русская зима», используя слова для справок в сравнительной или превосходной степени. Использование своих слов разрешается.
Настала зима. Дни становятся _____ и _____. Небо ___ и ____. _____ снег ложится на землю и укутывает все в ____ одеяло. Под ___ льдом до весны дремлет речка. ____березы спят, объятые ___ сном. От ____ холода их ветви покрылись голубым инеем. ____ место сейчас – это жарко натопленная печка…
Слова для справок: уютный, теплый, сильный, короткий, морозный, низкий, белый, красивый, мягкий.
Проверка задания.
IV.Итог урока (1 мин).
-Что нового узнали на уроке?
-Чему научились на уроке?
Домашнее задание (слайд):
- связное сообщение о сравнительной и превосходной степени
- выписать из художественной литературы 5 предложений с прилагательными в сравнительной и превосходной степени сравнения.
Список использованной литературы:
1. Ашевская Л.А. Развитие творческих способностей и личности учащихся. // Русский язык в школе. – 2001. - № 6. – С. 21-25.
2. Красновский Л.З. Подготовка к сочинениям на основе театральных впечатлений. // Русский язык в школе. – 2004. - № 4. – С. 28-32.
3. Новлянская З. О способностях к литературному творчеству: критерии, истоки, принципы развития. // Искусство в школе. – 1996. - № 4. – С. 35-40.
4. 5. Творческая работа на уроках русского языка. Нестандартные задания, рекомендации, уроки. Авт. – сост. Н.М.Сулицкая и др. – Волгоград: Учитель, 2011. – 190 с.
6. Уроки литературы: организация контроля и творческая работа: тесты, изложения, творческие задания, литературные диктанты, викторины, ребусы. 5-11 классы. Авт. –сост. Н.Ю.Кадашникова, л.М.Савина. – Волгоград: Учитель, 2009. – 254 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока в 6 классе "Степени сравнения имен прилагательных. Прилагательные в сравнительной степени"
Основная цель урока - дать понятие о сравнительной степени имён прилагательных; актуализировать знания о морфологических признаках имен прилагательных. Урок проводится с применением презентации и карт...
Презентация к уроку "Степени сравнения имен прилагательных. Прилагательные в сравнительной степени"
Цель презентации - на наглядном примере показать, как образуются прилагательные в простой и составной форме сравнительной степени....
Разработка открытого урока с технологической картой на тему "Степени сравнения имен прилагательных"
Урок проводился 22 января 2015 года для обучающихся 6 класса в рамках окружного семинара «Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса в условиях перехода на стандарты ...
Контрольная работа по английскому языку (Кауфман, раздел 2) по темам «Степени сравнения имен прилагательных, абсолютная форма притяжательных местоимений, сравнение прилагательных с помощью союзов as…as, not as….as.
Контрольная работа по английскому языку (Кауфман, раздел 2) по темам«Степени сравнения имен прилагательных, абсолютная форма притяжательных местоимений, сравнение прилагательных с помощью союзов as…a...
Проверочная работа по теме "Имя прилагательное. Степени сравнения имен прилагательных"
На этапе закрепления, применения и обобщения знаний и умений можно использовать тестовые задания. Такие задания в форме индивидуальных карточек удобны, так как составлены в соответствии со школь...
Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.
Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных....
разработка открытого урока по теме "Степени сравнения имен прилагательных"
Составитель: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №8 г.Кызыла Донгак Сайлык Юрьевна (первая квалификационная категория).Дата: 23.01.2023Тема урока: СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ Ц...