«Дидактический материал по теме «Имя существительное»
учебно-методическое пособие по русскому языку (6 класс)
В работе содержатся материалы, позволяющие использовать их для проверки знаний и умений учащихся по теме "Имя существительное".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskiy_material_po_teme_imya_sushchestvitelnoe_6_klass.docx | 33.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактический материал по теме
«Имя существительное»
6 класс
Задание 1. Определите падеж имен существительных в данном тексте.
В одном болоте на кочке под ивой вывелись дикие кряковые утята. Вскоре после этого мать повела их к озеру по коровьей тропе. Я заметил их издали, спрятался за дерево, и утята подошли к самым моим ногам. Трех из них я взял себе на воспитание, остальные шестнадцать пошли себе дальше по коровьей тропе.
Задание 2. Определите род имен существительных в данном тексте.
Судья малина лето гроздь
Дядя семья счастье радость
Юноша гостья училище новость
Папа траншея соление рысь
Дедушка крыша блюдо мать
Юнга колея верховье трость
Владыка галерея удилище фальшь
Задание 3. Определите, к каким типам склонения относятся существительные.
Финиш, корыто, дочь, мама, конёк, сердце, линейка, рожь, ёж, пень, ель, принц, соль, крот, дача, кларнет, воробей, винт, территория, пустырь, пристань, герой, соловей, солонка, земля, кратер, магия, бергамот, дочка, красота, площадь.
Задание 4. Какие имена существительные в русском языке называются несклоняемыми? Почему? Найдите в тексте несклоняемые имена существительные.
Я решил отправиться в настоящее кругосветное путешествие: хотел повидать кенгуру, пони и эму. Мой друг мечтал увидеть Колорадо и Токио, а также заглянуть в Тбилиси.
Мечта была хорошая, мы взяли велосипеды и поехали по шоссе. Мне кажется, быстрее было бы поехать на метро, но не во всех странах оно есть.
Проехав пару километров, мы очень устали, решили остановиться возле кафе и поесть. Мы говорили о какаду, о Сочи и о чудесном городе Сухуми. А потом мы решили, что нам еще рано ехать вокруг света. Все эти диковинные животные есть в нашем зоопарке. Мы допили кофе и поехали домой.
Задание 5. Как определить род несклоняемых существительных? Определите род существительных:
Го́би, кенгуру́, варьете, мадам, канапе, сомбреро, резюме, импресарио, цунами, кашпо, какаду, кашне, кафе, остров Капри, сумо, штат Колора́до, месье, пресс-атташе, рагу, киви (фрукт, птица), ко́фе, Онта́рио, галифе, досье, крупье, рандеву, колье.
Задание 6. Запишите слова, вставляя нужные буквы в суффиксах имён существительных. Объясните их правописание.
Ореш..к, платоч..к, арбуз..к, мешоч..к, холм..к, подароч..к, стол..к, горош..к, галстуч..к, куб..к, венич..к, мост..к, птенч..к, ножич..к, лист..к.
Задание 7. Образуйте новые слова с помощью суффикса – ок-. Объясните их правописание.
очаг — стог — сундук —
родник — башмак — жук —
барсук — волк — друг —
круг — снег — сапог —
балык — каблук — пух —
Задание 8. Образуйте названия лиц по действию с помощью суффиксов –чик, -щик.
проходить — переплетать — перевозить —
переписать — перебежать — спорить —
настроить — формовать — наводить —
объездить — рассказать — налететь —
везти — смазать — разносить —
разметать — добыть — советовать —
Задание 9. Допишите окончания имён существительных. Объясните написание е – и в окончаниях существительных.
У дорог…, в избушк…, для истори…, в школ…, в Рязан.., в Япон…; цветы сирен…; на яблон…, в галере…, в поселк…, от лини…; в арми…, до опушк…, в сценар…, в кинотеатр…, по речк…, в глазур…, в санатори…, без груш…, на мальчик…, о корыст…, о музык…, без смородин…, на зарядк…, о птиц…, без шалост…, в молодост…, на ткан…, по тропинк…, о матрёш….
Задание 10. Обозначьте склонение имён существительных.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Без друга на сердце вьюга.
Зачем и клад, коли в семье лад.
Человек без воспитания — тело без души.
Задание 11. Определите род, число и падеж существительных.
Лес уже сбросил листву. Дни наступили пасмурные, но тихие, без ветра, настоящие дни поздней осени. В такой тусклый день идешь по лесной тропинке среди молодых березок, дубов, осинок, среди кустов орешника. Не слышишь пения птиц, шороха листьев. Только иногда упадет на землю тяжелый созревший желудь. На голых листьях повисли капли росы от ночного тумана.
Задание 12. Определите род имён существительных. Составьте словосочетания (прилагательное+ существительное). Употребите прилагательные в мужском и женском роде.
тёзка
сирота
левша
коллега
умница
молодец
молодчина
почемучка
самоучка
всезнайка
Дидактический материал по теме
«Имя существительное»
6 класс
Задание 1. Определите падеж имен существительных в данном тексте.
В одном болоте на кочке под ивой вывелись дикие кряковые утята. Вскоре после этого мать повела их к озеру по коровьей тропе. Я заметил их издали, спрятался за дерево, и утята подошли к самым моим ногам. Трех из них я взял себе на воспитание, остальные шестнадцать пошли себе дальше по коровьей тропе.
Задание 2. Определите род имен существительных в данном тексте.
Судья малина лето гроздь
Дядя семья счастье радость
Юноша гостья училище новость
Папа траншея соление рысь
Дедушка крыша блюдо мать
Юнга колея верховье трость
Владыка галерея удилище фальшь
Задание 3. Определите, к каким типам склонения относятся существительные.
Финиш, корыто, дочь, мама, конёк, сердце, линейка, рожь, ёж, пень, ель, принц, соль, крот, дача, кларнет, воробей, винт, территория, пустырь, пристань, герой, соловей, солонка, земля, кратер, магия, бергамот, дочка, красота, площадь.
Задание 4. Какие имена существительные в русском языке называются несклоняемыми? Почему? Найдите в тексте несклоняемые имена существительные.
Я решил отправиться в настоящее кругосветное путешествие: хотел повидать кенгуру, пони и эму. Мой друг мечтал увидеть Колорадо и Токио, а также заглянуть в Тбилиси.
Мечта была хорошая, мы взяли велосипеды и поехали по шоссе. Мне кажется, быстрее было бы поехать на метро, но не во всех странах оно есть.
Проехав пару километров, мы очень устали, решили остановиться возле кафе и поесть. Мы говорили о какаду, о Сочи и о чудесном городе Сухуми. А потом мы решили, что нам еще рано ехать вокруг света. Все эти диковинные животные есть в нашем зоопарке. Мы допили кофе и поехали домой.
Задание 5. Как определить род несклоняемых существительных? Определите род существительных:
Го́би, кенгуру́, варьете, мадам, канапе, сомбреро, резюме, импресарио, цунами, кашпо, какаду, кашне, кафе, остров Капри, сумо, штат Колора́до, месье, пресс-атташе, рагу, киви (фрукт, птица), ко́фе, Онта́рио, галифе, досье, крупье, рандеву, колье.
Задание 6. Запишите слова, вставляя нужные буквы в суффиксах имён существительных. Объясните их правописание.
Ореш..к, платоч..к, арбуз..к, мешоч..к, холм..к, подароч..к, стол..к, горош..к, галстуч..к, куб..к, венич..к, мост..к, птенч..к, ножич..к, лист..к.
Задание 7. Образуйте новые слова с помощью суффикса – ок-. Объясните их правописание.
очаг — стог — сундук —
родник — башмак — жук —
барсук — волк — друг —
круг — снег — сапог —
балык — каблук — пух —
Задание 8. Образуйте названия лиц по действию с помощью суффиксов –чик, -щик.
проходить — переплетать — перевозить —
переписать — перебежать — спорить —
настроить — формовать — наводить —
объездить — рассказать — налететь —
везти — смазать — разносить —
разметать — добыть — советовать —
Задание 9. Допишите окончания имён существительных. Объясните написание е – и в окончаниях существительных.
У дорог…, в избушк…, для истори…, в школ…, в Рязан.., в Япон…; цветы сирен…; на яблон…, в галере…, в поселк…, от лини…; в арми…, до опушк…, в сценар…, в кинотеатр…, по речк…, в глазур…, в санатори…, без груш…, на мальчик…, о корыст…, о музык…, без смородин…, на зарядк…, о птиц…, без шалост…, в молодост…, на ткан…, по тропинк…, о матрёш….
Задание 10. Обозначьте склонение имён существительных.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Без друга на сердце вьюга.
Зачем и клад, коли в семье лад.
Человек без воспитания — тело без души.
Задание 11. Определите род, число и падеж существительных.
Лес уже сбросил листву. Дни наступили пасмурные, но тихие, без ветра, настоящие дни поздней осени. В такой тусклый день идешь по лесной тропинке среди молодых березок, дубов, осинок, среди кустов орешника. Не слышишь пения птиц, шороха листьев. Только иногда упадет на землю тяжелый созревший желудь. На голых листьях повисли капли росы от ночного тумана.
Задание 12. Определите род имён существительных. Составьте словосочетания (прилагательное+ существительное). Употребите прилагательные в мужском и женском роде.
тёзка
сирота
левша
коллега
умница
молодец
молодчина
почемучка
самоучка
всезнайка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал по теме: "Имя существительное"
Дидактический материал для 5 класса по теме:«Имя существительное»...
Дидактический материал по теме Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Нормы употребления форм имени существительного.
Данный дидактический материал предлагается для повышения грамотности выпускников и, в частности, для подготовки к выполнению задания № 6 в ЕГЭ по русскому языку....
Дидактический материал по теме "Употребление имён существительных в речи". Русский язык 5 кл.
Дидактический материал разработан для учащихся 5 класса по теме " Употребление имён существительных в речи" для работы по текстам. Этот материал можно использовать как раздаточный в качестве разноуров...
Дидактический материал по теме "Имя существительное"
Дидактический материал может быть использован в 5 классе при изучении темы "Имя существительное"...
Дидактический материал по теме "Имя существительное. Повторение"
Дидактический материал по русскому языку для 6 класса по теме "Имя существительное. Повторение"...
Дидактический материал по теме «Уровни организации живой материи»
Дидактический материал по теме «Уровни организации живой материи»...