Дидактический материал по теме: "Имя существительное"
статья по русскому языку (5 класс) на тему

Малина Елена Васильевна

Дидактический материал для 5 класса по теме:
«Имя существительное» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактический материал для 5 класса по теме:
«Имя существительное»

1.Что ты можешь рассказать о дятле, прочитав данный текст? Что знаешь об этой птице? Опиши внешний вид дятла.

Я познакомился с дятлом. Шел по тихой тропинке и вдруг услышал стук. На засохшей вершине дерева сидел дятел и раз бивал шишку... Иногда он переворачивал шишку, отдыхал или перебирал перышки на спине. (Н. Сладков.)

1. Укажи в тексте существительные. Выпиши их в два столбика: с предлогом и без предлога. В каком столбике легко определить падеж существительных? Расскажи, как это надо сделать.

2. Почему в другом столбике падеж определить труднее (особенно некоторых существитель ных)?

3. Как различить имени тельный и винительный падежи?

2.Какие два времени года отражены в отрывках? Укажи слова, употребленные в переносном значении.

1. Улыбнулись сонные березки,

    Растрепали шелковые косы.

                              (С. Есенин.)

2. Серебрит зима березы,

    Ветром северным дыша.

   Любит русские морозы

    Наша русская душа.

Укажи падеж существительных, определяя, каким членом предло жения они являются.

 3. Прочитай отрывок из стихотворения И. Никитина.

Зашумела, разгулялась

        

В поле непогода.

Принакрылась белым снегом

Гладкая дорога.

              Белым снегом принакрылась,

                Не осталось следа.

              Поднялась метель да вьюга,

              И не видно света.

1. Выпиши существительные, определи их склонение.

2. Допиши план, в котором отражена последовательность действий при определе нии склонения.

1) Ставлю существительное в... падеж ... числа.

2) Определяю .. .

3) Делаю вывод.

3. Для чего нужно определять склонение существительных?

4. В стихотворении Ю. Вронского дается поэтическая картина не большой речки. Какой глагол является ключевым для описания особен ностей движения речки? Какие словосочетания помогают раскрыть со держание этого ключевого слова?

Вьется речка небольшая,               Льется чистая водица,

Средь полей и рощ петляя.        Голубеет, серебрится,

То на солнышке сверкнет,        То ворчит, то поет...

То в лесную глушь свернет.        Речь речную кто поймет?

1. Выпиши слова с орфограммой «Мягкий знак на конце существи тельных после шипящих». Обозначь эту орфограмму.

2. Какие три случая применения правила о правописании ь на конце существитель ных после шипящих отражены в трех столбиках? Озаглавь каждый столбик.

………

………

………

дочь

луж

врач

мелочь

жилищ

гараж

полночь

дач

шалаш

5. Прочитай отрывки из стихотворений Е. Трутневой. Сформулируй тему каждого отрывка.

1. В ягодах брусник..             2. Й колокольчик луговой

На зеленой кочк..                 На тоненькой былинк.. ,

Вырос гриб-грибочек                 Качаясь, гнется над травой

В красненьком платочк...      У солнечной тропинк...

1. Какие морфологические признаки существительного надо опреде лить, чтобы правильно выбрать е или а для окончания?

2. Расскажи о последовательности своих действий при выборе окончания существи тельных.

6. Прочитай шуточное стихотворение В. Викторова

рассмотри ри сунок. Объясни выражения спустя рукава и засучив рукава, заменив их другими, близкими по смыслу словами.

За домом, едва

Пожелтела трава,

Два брата рубили дрова.

Один это делал спустя рукава,

Другой  - засучив рукава.

Выпиши имена существительные. Какая морфема выражает грамматические признаки?

          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по теме Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Нормы употребления форм имени существительного.

Данный дидактический материал предлагается для повышения грамотности выпускников и, в частности, для подготовки к выполнению задания № 6 в ЕГЭ по русскому языку....

Дидактический материал по теме "Употребление имён существительных в речи". Русский язык 5 кл.

Дидактический материал разработан для учащихся 5 класса по теме " Употребление имён существительных в речи" для работы по текстам. Этот материал можно использовать как раздаточный в качестве разноуров...

Дидактический материал по теме "Имя существительное"

Дидактический материал может быть использован в 5 классе при изучении темы "Имя существительное"...

Дидактический материал по теме "Имя существительное. Повторение"

Дидактический материал по русскому языку для 6 класса по теме "Имя существительное. Повторение"...

«Дидактический материал по теме «Имя существительное»

В работе содержатся материалы, позволяющие использовать их для проверки знаний и умений учащихся по теме "Имя существительное"....

Дидактический материал по теме «Уровни организации живой материи»

Дидактический материал по теме  «Уровни организации живой материи»...