Конспект урока по русскому языку на тему "Сложносокращенные слова" (6 класс)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тема: § 42. Сложносокращённые слова | 29.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок русского языка
по теме «Сложносокращенные слова»
Класс: 6
Автор УМК : М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова.
Дата проведения: 17.12.2019
Тип урока: изучение нового материала.
Формируемые УУД:
Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим; самоопределение, установление связи между целью учения и ее его мотивом, проявлять интерес к изучению темы.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;
определение целей функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в сборе и обработке информации,
владение монологической и диалогической формой речи; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
умение полно и чётко выражать свои мысли, умение слушать, принятие решения и его реализация.
Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, извлечение необходимой информации и ее использование,
постановка и формулирование проблемы, применение методов информационного поиска;
поиск и выделение важной информации, применение алгоритма, пошаговое выполнение задачи; подведение итогов,
Регулятивные: целеполагание, самоконтроль знаний, постановка и решение проблемы: формулирование задач и целей урока; коррекция (внесение необходимых коррективов в план и способ действия); контроль (сличение знаний с эталоном); саморегуляция, осознание качества и уровня усвоения знаний; оценка результатов работы.
Ход урока
1 этап. Организационное начало.
Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.
Сегодня, ребятки, у нас - гости, а гостям мы всегда рады. Ведь издревле в народе говорили: «Гости в доме – хозяину радость!»
2 этап. Актуализация знаний
- Какой раздел изучаем? («Словообразование»). Назовите способы образования новых слов.
-Как образуются слова путем сложения?
На доске слова:
КГУ(Курганский Государственный Университет),
ООН(организация объединённых наций) ,
МЧС(Министерство по чрезвычайным ситуациям),
Универмаг( универсальный магазин),
Спецкор(специальный корреспондент).
- Что это за слова? Что в них особенного? (сложные, написаны сокращенно).
Работа с учебником §45 Сложносокращенные слова. Стр. 129
Обратите внимание на то, что ударение в сложносокращенных словах завуч и завхоз падает на разные слоги, несмотря на то, что первые части слов одинаковы. Предупредим частые ошибки в сложносокращенных словах с этой же первой частью: завбазой – заведующий (чем?) базой (не завбазы!), завкафедрой – заведующий (чем?) кафедрой (не завкафедры).
Общим в заключении сложносокращенных слов является их официальность. Они обозначают какие-либо учреждения, должности, часто употребляемые в языке, а поэтому понятные. Расшифровка сложносокращенных слов порой довольно громоздка, и поэтому язык приспособился к таким кратким вариантам.
Стр. 130 упр.264 юнкор, спецкор, собкор, селькор.
3 этап. Постановка темы и целей урока, усвоение нового материала.
Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие «Сложносокращенные слова»
3.1 Расшифровка….
- Сложносокращенные слова называют аббревиатурой
- Порой очень часто сложносокращенные слова трудно расшифровать, давайте попробуем:
МВД – Министерство Внутренних Дел
ЖКХ – Жилищное Коммунальное Хозяйство
Спецкор – специальный корреспондент
СМИ – средства массовой информации
Минобр – Министерство образования
Универмаг – универсальный магазин
Завхоз – заведующий хозяйственной частью и т.д.
Карточка №1 сделать соответствие
Российская Федерация | МГУ |
- Что бы вам хотелось уточнить по данной теме, узнать? Какова задача на урок?
(постановка цели учащимися)
(Узнать, как образуются такие слова, что они обозначают, где употребляются).
- Что может послужить источником информации? (интернет, учебник)
- В чем разница способов образования буквы и звуки? Буквы мы произносим в соответствии в правилами орфоэпии (в алфавите), а звуки как слышим. (эРэФ, эМВД, но…СМИ, НИИ, ЧОП)
Физминутка
- Я читаю слова, если слово сложное – хлопаем над головой в ладоши, простое – подпрыгиваем… Пешеход, магистраль, КВН, сенокос, бездорожье, автопортрет, энциклопедия, водопровод, Газпром, электричество, электросеть.
Задание № 1 «Ремёсла» Как одним словом называют людей по роду их деятельности?
варит кашу – кашевар сечёт дрова – дровосек
ходит в море – мореход чистит трубы – трубочист
дует стекло – стеклодув считает звёзды – звездочёт
пишет басни – баснописец
Задание №2 «Душа» Придумайте как можно больше сложных слов с основой душа
Простодушие, равнодушие, великодушие, малодушие, тщедушный, благодушный, прямодушный, единодушие, душераздирающий, душещипательный
3.2 Сложносокращенные слова в современном языке
- Мы уже говорил об истории появления сложносокращенных слов, надо сказать, что они образуются и в современном русском языке
Лавсан, УЕФА, ЛУКойл, ПФР, НЛО, СТО, АКПП, МОУ СШ, ИНН, ОАО, ООО, КПД, ГИА, ЕГЭ, ОГЭ
- Аббревиатуры могут образовываться и от иностранных слов
PIN-код, SMS, VIP
Упр. 266
Сложносокращенные слова, образованные несколькими звуками каждого слова: завхоз, медсестра, универмаг, Газпром, Госбанк, спецназ.
Сложносокращенные слова, образованные начальными звуками каждого слова: МХАТ, ТЮЗ, ГЭС, вуз.
Сложносокращенные слова, образованные начальными буквами каждого слова: НТВ, РФ.
Морфемный и словообразовательный разбор:
Лесоразработки, птицефабрика, свежемороженый ( у доски)
4. Домашнее задание.
К следующему уроку записать в тетрадь аббревиатуры, имеющие место в нашем поселке (на вывесках предприятий, в газете «Сельская правда», у родителей)
5. Рефлексия.
- Что нового вы узнали? Какие новые понятия сегодня узнали?
- Что полезного «почерпнули» сегодня на уроке?
Приложение
Карточка №1 сделать соответствие
Российская Федерация | МГУ
|
Карточка №1 сделать соответствие
Российская Федерация | МГУ
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в 5-ом классе "Буквы Ы-И после Ц"
Конспект открытого урока порусскому языку с применением игровых технологий и технологии уровневой дифференциации....
конспект урока по русскому языку "Личные местоимения" (7 класс)
Цель: Проверить знания учащихся особенностей личных местоимений. Формировать умения распознавать их. Научить правильно употреблять местоимения в устной речи. Задачи: 1. сформировать общее поня...
конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное" 6 класс
Контрольно- обобщающий урок может быть использован при закреплении темы "Имя прилагательное". Контроль индивидуальный и коллективный, что заставляет каждого ученика активно включаться в мыслительную д...
Конспекты уроков по русскому языку в 7, 8 классах
Разработки уроков с применением технологии проблемного обучения и ЭОР...
Конспект урока по русскому языку в 5-м классе на тему: «Окончание как формообразующая морфема или как образуются формы слова с помощью окончания».
Данный конспект определяет сдедующие цели: формирование понятия окончания как изменяемой морфемы, служащей для связи слов и выражающей грамматические признаки части речи;развивать умение выделять...
Конспект урока по русскому языку "Морфемная модель слова"
Цели урока: - формировать представления о морфемной модели слова;- обозначить логическую необходимость изучения данной темы;- организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляе...
Конспект урока по русскому языку для учащихся 3 класса на тему "Порядок слов в предложении"
Данный конспект урока предназначен для учащихся с умственной отсталостью легкой степени...