Конспект урока "Фонетика. Повторение и обобщение материала"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Конспект по русскому языку "Фонетика. Повторение и обобщение материала" предназначен для обучающихся 5 класса общеобразовательной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.docx40.67 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по русскому языку в 5 классе на тему: «Фонетика. Повторение и обобщение материала».

Класс, дата, предмет: 5 класс, 15.01.2018г. , русский язык.

Тема урока: Фонетика. Повторение и обобщение материала.

Тип урока: Урок систематизации ЗУН.

Цель урока: повторить и систематизировать знания учащихся по теме «Фонетика», научить понимать, какую роль играют звуки в речи.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать предмет изучения фонетики, группы и подгруппы, на которые делятся звуки речи в русском языке, уметь производить фонетический разбор слов; иметь представление о смыслоразличительной роли звуков.

Метапредметные: задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка на основе культуры своего народа.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, работа с книгой, наблюдение за языковыми явлениями, эвристический метод.

Формы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: Компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор.

Наглядно-демонстрационный материал:

Презентация по теме урока, толковый словарь, учебник по русскому языку 5 класс, листы для самооценки.

Основные понятия: Звуки речи, фонетика, фонема, орфоэпия, графика, орфография, алфавит.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте! Садитесь. Приведите в порядок свои рабочие места. Проверьте наличие дневника, учебника, ручек и тетради.

- Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем!

- Готовы? Начинаем!

Слушают стихотворение, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

2.Актуализация

знаний

и пробное учебное действие

Определение темы урока

Звучат звуки природы (слайд 1. Изображение природы и запись ее звуков).

- Ребята, что мы услышали?  

Тысячи разных звуков окружают человека: шелест травы, завывание ветра, журчание ручейка, пение птиц, музыка…

Люди могут общаться друг с другом при помощи звуков природы?

- А какие звуки нам помогают в общении?

Чем они отличаются от всех остальных звуков?

Какова же главная задача языка?

Общение - это не только беседа, разговор, а любое взаимодействие между людьми посредством языка; чтение, письмо и др.

- Правильно, а какой раздел науки о языке изучает звуки речи?

- На предыдущих уроках мы изучали Фонетику. Сегодня мы должны вспомнить все, с чем познакомились и о чем узнали раньше.

Итак, тема нашего урока - Фонетика. Откройте тетради, запишите число, классная работа, тему урока.

- Ребята, давайте вспомним, что такое фонетика? (Фонетика от греч. «фоне» - звук ).

- Какие разделы языкознания связаны с фонетикой? (орфоэпия, графика, орфография)

- Каким образом? (слайд 2. Определение, связь с другими разделами языкознания)

- Где в слове фонетика спрятался её смысл, значение? (корень фон, суффиксы -ет, -ик, окончание а).

Подберите однокоренные слова к слову фонетика. Запишите в тетрадь три слова.

Проговаривание значений однокоренных слов. Использование толкового словаря. (слайд 3.  Картинки с изображением однокоренных слов)

- Молодцы, а знаете значение вот этих слов? (слайд 4. Картинки с изображением однокоренных слов)

Мегафон (рупор для усиления звука, голоса); таксофон (аппарат для передачи звуков на расстояние за определенную норму оплаты); фонотека (собрание звукозаписей); патефон (граммофон с рупором); саксофон (духовой музыкальный инструмент).

Является ли однокоренным слово фон в этом предложении? - На фоне тёмного неба ярко светились звёзды.

(слайд 5. Предложение)

- Молодцы, правильно!

Звуки природы.

Нет, не могут.

Звуки речи

Из них можно составить слова, предложения - они несут информацию

Главная задача языка - быть средством общения между людьми, т.е. средством обмена мыслями, информацией.

Фонетика.

Раздел языкознания, изучающий звуки речи. 

Орфоэпия - правильное произношение.

Графика - обозначение звучащей речи на письме.

Орфография - правильное написание слов.

Разбор слова «фонетика» по составу.

-Телефон (аппарат, передающий звуки на расстоянии);

-Магнитофон (аппарат для магнитной записи и воспроизведения звуков);

-Микрофон (прибор для усиления голоса);

-Диктофон (прибор для магнитной записи и воспроизведения устной речи);

-Фонограмма (магнитная лента, диск со звуковой записью);

-Граммофон (аппарат, воспроизводящий звуки, записанные на пластинку).

Нет, здесь лексическое значение слова фон – это задний план чего – либо; может быть ещё значение – цвет, обстановка.

3. Выявление места и причины затруднения

Итак, мы с вами определили тему урока, вспомнили, что изучает фонетика и с какими разделами русского языка связана фонетика.

- А какую функцию выполняют звуки?

Чтобы ответить на этот вопрос, прослушайте стихотворение:

Дым на улице стоит,

Дом из труб его валит.

На чердак залезла ложка,

Со стола упала кошка.

В день весенний у ворот

Начал дружно таять мёд.

Пироги пекутся в речке,

Рыбаки сидят у печки.

Путник в город шел мешком.

Вы слыхали о таком?

Кто не верит чудесам,

Убедиться может сам!

(слайд 6. Запись стихотворения)

Что произошло? Почему получилась такая путаница?

Меняется смысл слов, теряется смысл стихотворения.

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Что у нас получилось? Меняем один звук, получаем совсем другое слово. И каждый из звуков помогает различать слова по смыслу. Эти звуки - смыслоразличители. Замечательный ученый Бодуэн де Куртенэ дал им имя - фонема.

Вы уже знаете, что для фонем придумали алфавит – перечень букв, обозначающих звуки.

- Сколько букв в алфавите?

- А сколько  звуков?

- Чем отличаются буквы от звуков?

- Молодцы!

Учащиеся высказывают собственные мысли; обосновывают свою точку зрения.

33 буквы

42 звука

Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и произносим.

5. Построение проекта и выход из затруднительной ситуации

6. Физминутка

К какому выводу можно прийти на основе услышанного стихотворения?

- Для чего же служат звуки речи?

Задание: каждый ряд, выходя по одному к доске, изменяет только первый звук в слове и записывает новое слово.

1 ряд:                          2 ряд:

           дом                   моль

           лом                   соль

           ром                   боль

           гайка                чайка

           майка               зайка

           роль                  сом

- Получилось выполнить это задание?

Вот и мы с вами убедились, что звуки речи служат для различения смысла слов. Их называют смыслоразличители.

Каждый звук помогает различать слова по смыслу.

Учащиеся выполняют задание на доске и записывают новые слова в тетрадь.

7. Практическая деятельность и первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

8. Итог

Работа по учебнику «ФГОС. Русский язык 5 класс». Авт.: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др.

Упражнение №321. Запишите текст как диалог, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Назовите выделенные буквы и укажите, какие звуки обозначены ими. Придумайте заголовок, который передавал бы смысл шутки.

Учительница отд…ет Петрову д…машнее соч…нение и говорит Петров мне пок..залось, что это почерк тв…ей с…стры. Возможно. Я п…сал работу ее руч(?)кой.

Давайте вспомним с вами алгоритм выполнения фонетического разбора, но прежде скажите:

- На какие 2 группы делятся звуки?

- Какие звуки всегда звонкие?

- Какие звуки всегда глухие?

- Какие звуки всегда мягкие?

- Какие всегда  твердые?

- Когда буквы е, ё, ю, я обозначают сочетания двух звуков? (слайд 7)

(слайд 8. алгоритм выполнения фонетического разбора)

- Выполните фонетический разбор слов: всё, ёж.

- Все справились с заданием? Следующее задание:

- Найди слово, в котором звуков больше, чем букв.

Письмо, съемка, отъезд, юнга.

- Найди слово, в котором все согласные звуки глухие.

Песня, шубка, мед, ходьба.

(слайд 9. Представлены цепочки слов)

Звуковая сторона слова - это всего лишь внешняя оболочка, форма. Но знание её, знание фонетики необходимо для глубокого усвоения родной речи.

В русле изучения фонетики, мы с вами учились выполнять фонетический разбор слов. Фонетический разбор необходим нам. Особенность русского языка такова, что не все слова пишутся так, как слышатся. Устный язык и письменный - это две разные формы языка. Существует много слов, написание которых надо просто запомнить.

Учащиеся выполняют упражнение, отвечают на вопросы, предлагают варианты заголовка текста (шутка, чужая рука и тд.).

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. 

На гласные и согласные.

й, л, м, н, р

х,ц, ч, щ

ч,щ,й

ж, ш,ц

Когда буквы стоят в начале слова, после гласной и после разделительных Ъ и Ь.

Учащиеся выполняют письменный фонетический разбор слов.

Учащиеся устно выполняют задание, аргументируя выбор слова.

9. Рефлексия

Выберите для себя начало фразы и выскажите вслух:

- Сегодня я узнал…

- Было интересно…

- Было трудно..

- Я понял, что…

- Теперь я могу..

- Сегодня я научился…

- Я приобрёл..

- Я научился..

- У меня получилось..

- Я смог..

- Я попробую..

- Меня удивило..

- Мне захотелось..

- Я не совсем понял…

- Я не понял…

(слайд 10)

Учащиеся, продолжая выбранную фразу, выражают свое мнение об уроке.

10. Самооценка 

Раздаются листы самооценки, в которых необходимо подчеркнуть верное утверждение.

На уроке я работал

Активно\пассивно

Своей работой на уроке я

Доволен \не доволен

Урок для меня показался

Длинным\коротким

За урок я

Не устал\устал

Моё настроение

Стало хуже \ стало лучше

Материал урока мне был

Понятен \ непонятен

Полезен \ бесполезен

Интересен\скучен

Анкета, позволит осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку урока.

11. Домашнее задание

Работа по учебнику «ФГОС. Русский язык 5 класс». Авт.: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др.  Упражнение №322.

Образовательные ресурсы:

  1. Воителева, Т. М. Теория и методика обучения русскому языку / Т. М. Воителева. — М., 2006.
  2. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Т.М. Баранов, И.П. Ипполитова Т. А. Ладыженская, М.Р. Львов; Под ред. М. Т. Баранова.- М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 368 с.
  3. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждеий. В 2ч. Ч.1/Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2012. – 192 с.

Интернет ресурсы: htt//www/uchitelya.com;  htt//www/урок.рф;  https://infourok.ru/;  http://www.metod-kopilka.ru/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок повторения и обобщения материала по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Урок проходит в форме игры по телевизионной версии "Своя игра". Такая форма урока позволяет активизировать деятельность учащихся 8 класса, проверить знание текста повести  А.С. Пушкина....

Урок повторения и обобщения материала по русскому языку в 6-м классе "Имя существительное как часть речи"

Урок повторения и обобщения материала по русскому языку в 6-м классе "Имя существительное как часть речи" ...

: Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка). Создание пособия по русскому языку « Имя числительное».

Данная разработка по теме « Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка)». Создание пособия по русскому языку «Имя числительное»....

Основные виды сложных предложений. Знаки препинания в СП (повторение и обобщение материала)

Урок подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Материал содержит презентацию к уроку, дидактические материалы....

"Слитное и раздельное написание омонимичных частей речи" . Урок повторения и обобщения материала. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку.

Цель данного урока - отработка навыков слитного, раздельного, дефисного написания омонимичных частей речи; выработка орфографической зоркости; развитие речи учащихся....

Конспект урока русского языка в 10 классе «Повторение и обобщение материала за год. Сравнение, метафора, олицетворение. Общее и отличное»

Русский язык. 10 классРазвитие речи. Повторение и обобщение материала за год. Сравнение, метафора, олицетворение. Общее и отличное...

План-конспект урока: " Повторение и обобщение изученного материала в разделе "Лексика" (5 класс)

План-конспект урока: " Повторение и обобщение изученного материала в разделе "Лексика" (5 класс)...