Конспект урока "Фонетика. Повторение и обобщение материала"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Конспект по русскому языку "Фонетика. Повторение и обобщение материала" предназначен для обучающихся 5 класса общеобразовательной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.docx | 40.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по русскому языку в 5 классе на тему: «Фонетика. Повторение и обобщение материала».
Класс, дата, предмет: 5 класс, 15.01.2018г. , русский язык.
Тема урока: Фонетика. Повторение и обобщение материала.
Тип урока: Урок систематизации ЗУН.
Цель урока: повторить и систематизировать знания учащихся по теме «Фонетика», научить понимать, какую роль играют звуки в речи.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знать предмет изучения фонетики, группы и подгруппы, на которые делятся звуки речи в русском языке, уметь производить фонетический разбор слов; иметь представление о смыслоразличительной роли звуков.
Метапредметные: задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка на основе культуры своего народа.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, работа с книгой, наблюдение за языковыми явлениями, эвристический метод.
Формы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование: Компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор.
Наглядно-демонстрационный материал:
Презентация по теме урока, толковый словарь, учебник по русскому языку 5 класс, листы для самооценки.
Основные понятия: Звуки речи, фонетика, фонема, орфоэпия, графика, орфография, алфавит.
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности | - Здравствуйте! Садитесь. Приведите в порядок свои рабочие места. Проверьте наличие дневника, учебника, ручек и тетради. - Громко прозвенел звонок, Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты, Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем! - Готовы? Начинаем! | Слушают стихотворение, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. |
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие Определение темы урока | Звучат звуки природы (слайд 1. Изображение природы и запись ее звуков). - Ребята, что мы услышали? Тысячи разных звуков окружают человека: шелест травы, завывание ветра, журчание ручейка, пение птиц, музыка… Люди могут общаться друг с другом при помощи звуков природы? - А какие звуки нам помогают в общении? Чем они отличаются от всех остальных звуков? Какова же главная задача языка? Общение - это не только беседа, разговор, а любое взаимодействие между людьми посредством языка; чтение, письмо и др. - Правильно, а какой раздел науки о языке изучает звуки речи? - На предыдущих уроках мы изучали Фонетику. Сегодня мы должны вспомнить все, с чем познакомились и о чем узнали раньше. Итак, тема нашего урока - Фонетика. Откройте тетради, запишите число, классная работа, тему урока. - Ребята, давайте вспомним, что такое фонетика? (Фонетика от греч. «фоне» - звук ). - Какие разделы языкознания связаны с фонетикой? (орфоэпия, графика, орфография) - Каким образом? (слайд 2. Определение, связь с другими разделами языкознания) - Где в слове фонетика спрятался её смысл, значение? (корень фон, суффиксы -ет, -ик, окончание а). Подберите однокоренные слова к слову фонетика. Запишите в тетрадь три слова. Проговаривание значений однокоренных слов. Использование толкового словаря. (слайд 3. Картинки с изображением однокоренных слов) - Молодцы, а знаете значение вот этих слов? (слайд 4. Картинки с изображением однокоренных слов) Мегафон (рупор для усиления звука, голоса); таксофон (аппарат для передачи звуков на расстояние за определенную норму оплаты); фонотека (собрание звукозаписей); патефон (граммофон с рупором); саксофон (духовой музыкальный инструмент). Является ли однокоренным слово фон в этом предложении? - На фоне тёмного неба ярко светились звёзды. (слайд 5. Предложение) - Молодцы, правильно! | Звуки природы. Нет, не могут. Звуки речи Из них можно составить слова, предложения - они несут информацию Главная задача языка - быть средством общения между людьми, т.е. средством обмена мыслями, информацией. Фонетика. Раздел языкознания, изучающий звуки речи. Орфоэпия - правильное произношение. Графика - обозначение звучащей речи на письме. Орфография - правильное написание слов. Разбор слова «фонетика» по составу. -Телефон (аппарат, передающий звуки на расстоянии); -Магнитофон (аппарат для магнитной записи и воспроизведения звуков); -Микрофон (прибор для усиления голоса); -Диктофон (прибор для магнитной записи и воспроизведения устной речи); -Фонограмма (магнитная лента, диск со звуковой записью); -Граммофон (аппарат, воспроизводящий звуки, записанные на пластинку). Нет, здесь лексическое значение слова фон – это задний план чего – либо; может быть ещё значение – цвет, обстановка. |
3. Выявление места и причины затруднения | Итак, мы с вами определили тему урока, вспомнили, что изучает фонетика и с какими разделами русского языка связана фонетика. - А какую функцию выполняют звуки? Чтобы ответить на этот вопрос, прослушайте стихотворение: Дым на улице стоит, Дом из труб его валит. На чердак залезла ложка, Со стола упала кошка. В день весенний у ворот Начал дружно таять мёд. Пироги пекутся в речке, Рыбаки сидят у печки. Путник в город шел мешком. Вы слыхали о таком? Кто не верит чудесам, Убедиться может сам! (слайд 6. Запись стихотворения) Что произошло? Почему получилась такая путаница? | Меняется смысл слов, теряется смысл стихотворения. |
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. | Что у нас получилось? Меняем один звук, получаем совсем другое слово. И каждый из звуков помогает различать слова по смыслу. Эти звуки - смыслоразличители. Замечательный ученый Бодуэн де Куртенэ дал им имя - фонема. Вы уже знаете, что для фонем придумали алфавит – перечень букв, обозначающих звуки. - Сколько букв в алфавите? - А сколько звуков? - Чем отличаются буквы от звуков? - Молодцы! | Учащиеся высказывают собственные мысли; обосновывают свою точку зрения. 33 буквы 42 звука Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и произносим. |
5. Построение проекта и выход из затруднительной ситуации 6. Физминутка | К какому выводу можно прийти на основе услышанного стихотворения? - Для чего же служат звуки речи? Задание: каждый ряд, выходя по одному к доске, изменяет только первый звук в слове и записывает новое слово. 1 ряд: 2 ряд: дом моль лом соль ром боль гайка чайка майка зайка роль сом - Получилось выполнить это задание? Вот и мы с вами убедились, что звуки речи служат для различения смысла слов. Их называют смыслоразличители. | Каждый звук помогает различать слова по смыслу. Учащиеся выполняют задание на доске и записывают новые слова в тетрадь. |
7. Практическая деятельность и первичное закрепление с комментированием во внешней речи. 8. Итог | Работа по учебнику «ФГОС. Русский язык 5 класс». Авт.: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др. Упражнение №321. Запишите текст как диалог, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Назовите выделенные буквы и укажите, какие звуки обозначены ими. Придумайте заголовок, который передавал бы смысл шутки. Учительница отд…ет Петрову д…машнее соч…нение и говорит Петров мне пок..залось, что это почерк тв…ей с…стры. Возможно. Я п…сал работу ее руч(?)кой. Давайте вспомним с вами алгоритм выполнения фонетического разбора, но прежде скажите: - На какие 2 группы делятся звуки? - Какие звуки всегда звонкие? - Какие звуки всегда глухие? - Какие звуки всегда мягкие? - Какие всегда твердые? - Когда буквы е, ё, ю, я обозначают сочетания двух звуков? (слайд 7) (слайд 8. алгоритм выполнения фонетического разбора) - Выполните фонетический разбор слов: всё, ёж. - Все справились с заданием? Следующее задание: - Найди слово, в котором звуков больше, чем букв. Письмо, съемка, отъезд, юнга. - Найди слово, в котором все согласные звуки глухие. Песня, шубка, мед, ходьба. (слайд 9. Представлены цепочки слов) Звуковая сторона слова - это всего лишь внешняя оболочка, форма. Но знание её, знание фонетики необходимо для глубокого усвоения родной речи. В русле изучения фонетики, мы с вами учились выполнять фонетический разбор слов. Фонетический разбор необходим нам. Особенность русского языка такова, что не все слова пишутся так, как слышатся. Устный язык и письменный - это две разные формы языка. Существует много слов, написание которых надо просто запомнить. | Учащиеся выполняют упражнение, отвечают на вопросы, предлагают варианты заголовка текста (шутка, чужая рука и тд.). Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. На гласные и согласные. й, л, м, н, р х,ц, ч, щ ч,щ,й ж, ш,ц Когда буквы стоят в начале слова, после гласной и после разделительных Ъ и Ь. Учащиеся выполняют письменный фонетический разбор слов. Учащиеся устно выполняют задание, аргументируя выбор слова. |
9. Рефлексия | Выберите для себя начало фразы и выскажите вслух: - Сегодня я узнал… - Было интересно… - Было трудно.. - Я понял, что… - Теперь я могу.. - Сегодня я научился… - Я приобрёл.. - Я научился.. - У меня получилось.. - Я смог.. - Я попробую.. - Меня удивило.. - Мне захотелось.. - Я не совсем понял… - Я не понял… (слайд 10) | Учащиеся, продолжая выбранную фразу, выражают свое мнение об уроке. |
10. Самооценка | Раздаются листы самооценки, в которых необходимо подчеркнуть верное утверждение. На уроке я работал Активно\пассивно Своей работой на уроке я Доволен \не доволен Урок для меня показался Длинным\коротким За урок я Не устал\устал Моё настроение Стало хуже \ стало лучше Материал урока мне был Понятен \ непонятен Полезен \ бесполезен Интересен\скучен | Анкета, позволит осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку урока. |
11. Домашнее задание | Работа по учебнику «ФГОС. Русский язык 5 класс». Авт.: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др. Упражнение №322. |
Образовательные ресурсы:
- Воителева, Т. М. Теория и методика обучения русскому языку / Т. М. Воителева. — М., 2006.
- Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Т.М. Баранов, И.П. Ипполитова Т. А. Ладыженская, М.Р. Львов; Под ред. М. Т. Баранова.- М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 368 с.
- Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждеий. В 2ч. Ч.1/Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2012. – 192 с.
Интернет ресурсы: htt//www/uchitelya.com; htt//www/урок.рф; https://infourok.ru/; http://www.metod-kopilka.ru/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок повторения и обобщения материала по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
Урок проходит в форме игры по телевизионной версии "Своя игра". Такая форма урока позволяет активизировать деятельность учащихся 8 класса, проверить знание текста повести А.С. Пушкина....
Урок повторения и обобщения материала по русскому языку в 6-м классе "Имя существительное как часть речи"
Урок повторения и обобщения материала по русскому языку в 6-м классе "Имя существительное как часть речи" ...
: Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка). Создание пособия по русскому языку « Имя числительное».
Данная разработка по теме « Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка)». Создание пособия по русскому языку «Имя числительное»....
Основные виды сложных предложений. Знаки препинания в СП (повторение и обобщение материала)
Урок подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Материал содержит презентацию к уроку, дидактические материалы....
"Слитное и раздельное написание омонимичных частей речи" . Урок повторения и обобщения материала. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку.
Цель данного урока - отработка навыков слитного, раздельного, дефисного написания омонимичных частей речи; выработка орфографической зоркости; развитие речи учащихся....
Конспект урока русского языка в 10 классе «Повторение и обобщение материала за год. Сравнение, метафора, олицетворение. Общее и отличное»
Русский язык. 10 классРазвитие речи. Повторение и обобщение материала за год. Сравнение, метафора, олицетворение. Общее и отличное...
План-конспект урока: " Повторение и обобщение изученного материала в разделе "Лексика" (5 класс)
План-конспект урока: " Повторение и обобщение изученного материала в разделе "Лексика" (5 класс)...