Урок русского языка 9 класс
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Бессоюзные сложные предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bsp_otkrytyy_urok.docx | 70.9 КБ |
bsp_otkrytyy_urok.pptx | 464.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: русский язык.
Класс: 9
Тема: Бессоюзные сложные предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цель:
Углубить понятие сложного бессоюзного предложения.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
- Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
- Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
Предметные:
Ученик научится:
Находить сложные бессоюзные предложения в тексте и отличать их от других синтаксических конструкций.
Пунктуационно оформлять сложные бессоюзные предложения.
Ученик получит возможность научиться:
Выдвигать гипотезы и отстаивать их на основе сопоставления.
Метапредметные:
Коммуникативные УУД:
Ученик научится:
- Владеть монологической речью, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
- Работать в сотрудничестве с учителем, работать в группе, эффективно сотрудничать.
- Основам коммуникативной рефлексии.
Ученик получит возможность научиться:
- Обосновывать собственную гипотезу, учитывая как аналогичные, так и отличные от собственной позиции других обучающихся.
- Устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы.
- Осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра.
Познавательные УУД:
Ученик научится:
- Строить логическое рассуждение, делать выводы на основе сопоставления, самостоятельно выбирая критерии основания.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в таблицу, схему-эталон).
Ученик получит возможность научиться:
- Выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов.
- Делать умозаключения (по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Регулятивные УУД:
Ученик научится:
- Ставить цели, самостоятельному анализировать условия и пути их достижения.
- Самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации.
Ученик получит возможность научиться:
- Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи, планировать достижение целей, учитывая условия и средства их выполнения, выбирая наиболее эффективный путь выполнения.
- Адекватно оценивать объективную трудность решения той или иной задачи (задания).
- Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.
Демонстративный материал: схема-эталон ………; эталоны для самопроверки, листы самооценки.
Ход урока:
I. Мотивация к учебной деятельности.
Слайд 1
Учитель. Добрый день, дорогие ребята!
Прозвенел звонок веселый,
Мы начать урок готовы!
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Учитель. Ребята, Проверим домашнее задание упр.188. Вы должны были выписать предложения с однородным соподчинением придаточных и последовательным подчинением , составить схемы этих предложений.
- Обменяйтесь тетрадями. Проверьте упражнение по эталону и поставьте друг другу оценку.
- Напоминаю, что у вас на парте лежат листы самооценки, в которые вы заносите оценку своей работы.
Лист самооценки
Вид работы | оценка | ||
| ┼ | ▬ | ? |
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
|
- Напоминаю, вы ставите:
Ошибок нет - ┼
1-2 ошибки - ▬
Не совсем понял тему - ?
Слайд 2
Эталон проверки к упражнению 188.
- Однородное соподчинение:
Он опять стал рассказывать Чангу о том, что он везёт его в Одессу, на Елисаветинскую улицу, что на Елисаветинской улице есть у него, у капитана, во-первых, квартира, во-вторых, красавица жена, в-третьих, чудесная дочка и что он, капитан, всё-таки счастливый человек.
[ ], (что), (что) и (что).
Есть, брат, женские души, которые вечно томятся какой-то печальной жаждой любви и которые от этого от самого никогда и никого не любят.
[ ], (которые) и (которые).
Какова эта чуть не до полу продавленная кровать и каков матрас на ней, легко представит себе всякий живавший на чердаках…
(Какова) и (каков), [ ].
- Последовательное подчинение:
Поднялся на палубу парохода старый кислоглазый китаец, опустился на корячки, стал скулить, упрашивать всех проходящих мимо, чтобы купили у него плетушку тухлых рыбок, которую он принёс с собою.
[ ], (чтобы), (которую).
Учитель. Кто выполнил задание без ошибок? У кого были ошибки? В каких предложениях?
Ученики. Найти однородное соподчинение.
Учитель. Прокомментируйте предложения, которые вызвали затруднения.
- Вывод: надо ещё работать над этой темой.
II. Этап актуализации пробного учебного действия.
Учитель. Какие сложные предложения вы изучили?
Ученик. ССП и СПП.
Учитель. Давайте проверим, умеем ли мы определять ССП и СПП.
- Поработайте в парах. На слайде предложения, прочитайте их выразительно.
- расставьте номера предложений в таблицу, определите, средство связи смысловых отрезков (частей сложного предложения), составьте схемы.
Слайд 3
ССП | СПП |
1.Сердце мое заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате.
2. Лед уже тронулся, и на другой берег нельзя было переправиться.
3. И слеза сияет в нежном взоре, а вдали, вдали ходят тучи, да алеют зори, да летают журавли…
4. Ветер, дуя на свободе, был так силен, что в четверть часа высушил меня совершенно.
5. Впереди виднелась белая пелена, будто река вышла из берегов.
6. Рано утром в саду запел соловей, от пруда послышалось кваканье лягушек.
7. Никогда не отказывайтесь от малого в работе, ибо из малого строится великое.
8. Вековые ели и кедры утратили свой белый наряд, зато на земле во многих местах намело большие сугробы.
9. Где тонко, там и рвется.
10. То скрипнет дверь, то тихо отворится калитка, то сгорбленная фигура плетётся от дома по огородам .
Учитель. Проверьте по эталону. (Эталон на экране)
Слайд 4
Эталон выполнения задания №1
ССП | СПП |
№ 2. [ ], и [ ]. | № 1. [ ], (когда). |
№ 3. [ ], а [ ], да [ ], да [ ]. | № 4. [ ], (что). |
№ 8. [ ], зато [ ]. | № 5. [ ], (будто). |
№ 10. То [ ], то [ ], то [ ]. | № 7. [ ], (ибо). |
№ 9. (Где), [ ]. |
Учитель. Кто выполнил задание без ошибок? У кого были ошибки? В каких предложениях?
В листах самооценки укажите, на каком уровне вы усвоили пройденную тему.
III. Выявление места и причины затруднения.
Учитель. Какое предложение вы не выписали ?
Ученик. Шестое предложение.
Учитель .Почему?
Ученик. Так как в шестое предложение не является ни ССП, ни СПП.
Учитель. Чем оно не похоже на остальные?
Ученик. В нём отсутствует союз.
Учитель. Покажите это, составьте схему шестого предложения. (у доски).
[ ], [ ].
IV. Этап построения проекта выхода из затруднения.
Учитель. Молодцы! Вы очень наблюдательны. Я думаю, сейчас вы уже можете сформулировать тему урока.
Слайд.5
Ученик. БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖНИЯ.
Учитель. Запишите её в тетрадь.
Учитель. Как вы думаете, чему мы должны сегодня научиться?
Слайд.6
Ученик. Находить сложные бессоюзные предложения в тексте и отличать их от других синтаксических конструкций.
Пунктуационно оформлять сложные бессоюзные предложения.
V. Этап реализации построенного проекта.
Учитель. Что мы уже знаем о БСП?
Учитель. Используя наши знания, составим кластер.
Слайд.7
(Ученики работают в группах по четыре человека. Выбирается наиболее полный кластер).
знаки препинания отсутствие союзов и союзных слов
БСП
Части сложного предложения интонация
Учитель. Соотнесите свои знания с текстом в рамке на стр.120.
Ученик. Чтение текста в рамке на стр.120 до примеров предложений.
Учитель. Какой новой информацией вы можете дополнить кластер?
Ученик. Между смысловыми отрезками возможна постановка . , ; - :
Учитель. Отчего зависит постановка знаков препинания в БСП?
Ученик. Зависит от смыслового соотношения частей.
Учитель. Дополните наш кластер новой информацией и сравните с эталоном.
Слайд 7
Запятая
Точка с запятой
Двоеточие
тире
знаки препинания отсутствие союзов и союзных слов
БСП
Части сложного предложения интонация
Эталон кластера:
Запятая
Точка с запятой смысловые отношения
Двоеточие
тире
знаки препинания отсутствие союзов и союзных слов
БСП
Части сложного предложения интонация
Учитель. Работа в парах: Попробуйте определить смысловые отношения в предложениях-примерах
Слайд.8
- Луна ещё не подымалась, звёзды тихо, задумчиво мигали над Ветлугой.
[ ], [ ].
Ученики. В 1-ом предложении перечисляются какие-то факты, события.
- Ограды и ворота были прочные и новые; под навесом стояли две пожарные трубы и бочка, выкрашенная зелёною краской; дороги были прямые; мосты были крепкие, с перилами.
[ ]; [ ]; [ ]; [ ].
Ученики. Во 2-ом предложении тоже перечисляются какие-то факты, события
- Я взошёл в хату: две лавки и стол да огромный сундук возле печи составляли всю её мебель.
[ ]: [ ].
Ученики. В 3-ем предложении вторая часть поясняет смысл первой.
- Прошла неделя, месяц – он [Евгений] к себе домой не возвращался.
[ ] – [ ].
Ученики. В 4-ом предложении вторая часть противопоставлена первой.
Учитель. Вы дали одинаковый ответ как для 1-го, так и для 2-го предложения. Но в них разные знаки препинания между частями сложного предложения.
Учитель. Какая же возникает проблема?
Ученики. Когда между частями СБП ставится запятая, а когда точка с запятой?
Учитель. Чтобы проблема была решена, мы прочитаем текст в рамке на стр.121.
Ученик. Чтение текста стр. 121. Вслух.
Учитель. Что общего в условиях постановки запятой и точки с запятой между частями БСП?
Ученик. Сходство смысловых отношений.
Учитель. В чём различие?
Ученик. В составе каждой части – степени её распространенности.
Слайд 9. 10
VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Учитель. Работают в парах. Используя полученную информацию, укажите предложения в упр.190, в которых предпочтительнее постановка точки с запятой между частями БСП.
Ученики. Устно проговаривают условия выбора знаков препинания.
Слайд 11.
Учитель. Сверьте с эталоном.
Эталон проверки упр.190.
Дорога, пропитанная водой, блестела; сверкала широкая поверхность образовавшихся луж.
Двинулись в поле мокрые от дождя машины; хозяйки, спрятавшиеся от грозы, начали вновь копаться в грядках и ворчать на мальчишек-сорванцов.
VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Учитель. Попытаемся выполнить самостоятельно упражнение №191. Выписать вначале предложения с однородными членами, затем – БСП, составить их схемы.
Учитель. Проверьте правильность выполнения задания по эталону, поменявшись тетрадями с соседом по парте. Внесите оценку в «Лист самооценки»
Слайд
Эталон проверки упражнения №191.
- Через полчаса Маша должна была навсегда оставить родительский дом, свою комнату, тихую девическую жизнь..
[ O, O, O ]…
Скоро в доме всё утихло и заснуло.
[ O и O ].
Маша окуталась шалью, надела тёплый капот, взяла в руки шкатулку свою и вышла на заднее крыльцо.
[ O, O, O и O ].
- На дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись и стучали; всё казалось ей угрозой и печальным предзнаменованием.
[ ]; [ ], [ ]; [ ].
Лошади, прозябнув, не стояли на месте; кучер Владимира расхаживал перед оглоблями, удерживая ретивых.
[ ]; [ ].
Учитель. Какие затруднения испытали при выполнении этого упражнения? Какие ошибки допустили?
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
Учитель. Выполните самостоятельно упр. 192:
- Устно расположите предложения в нужной последовательности, у вас получится текст «В редакции».
- Выпишите БС предложения, выделите основы, объясните расстановку знаков препинания в них.
- Но прежде познакомьтесь со значением слов в рамке.
Слайд
Редакция - группа работников, отдел, готовящий рукописи к печати, а также помещение, где редактируют какое-либо издание.
Издательство – учреждение, издающее произведения печати.
Корректор – работник издательства, исправляющий ошибки на оттиске типографского набора.
Типография – полиграфическое предприятие, выпускающее печатную продукцию.
Наборщик – рабочий, специалист, составляющий из типографских литер (букв) какой -либо текст для напечатания (в прошлом).
Учитель. Проверьте правильность выполнения задания по образцу в парах, поставьте оценку. Какие трудности вызвало выполнение этого упражнения?
Слайд 12
Эталон проверки упражнения №192
Мы находимся в редакции солидного издательства, которое пользуется заслуженным уважением в мире книги. В большой комнате стоит тишина, и горят лампы на столах. За столом сидят редакторы, погружённые в чтение рукописей. А в дальнем углу комнаты редактор и автор рукописи тихо и убеждённо спорят по поводу достоверности некоторых упомянутых в ней событий и, по-видимому, редактор сумеет настоять на своём.
На одном столе лежит груда книг, раскрыты толстые справочники (Ставим запятую, потому что перечисление фактов). Это редактор проверяет приведённые в рукописи цитаты, факты. Работа с рукописью – основное дело редактора. Редактор обязан исправить все недочёты в языке и стиле автора, он не имеет права пропустить какие-либо ошибки в содержании будущей книги или статьи. (Ставим запятую, потому что перечисление фактов). Редактор должен быть не только образованным, но и тактичным, вежливым человеком.
IХ. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Учитель. Какими новыми сведениями о сложных предложениях мы пополнили свою «копилку» знаний?
Ученик. Мы узнали, чем отличается БСП от ССП и СПП.
- Мы узнали, чем определяется выбор знака препинания в БСП.
- Мы узнали, при каком условии ставится точка с запятой в БСП.
Учитель. Посмотрите в «Лист самооценки» и скажите, как вы оцениваете свою работу на сегодняшнем уроке.
- У кого все плюсы – супер-молодцы, у кого есть 1-2 минуса – почти молодцы, у кого минусов больше – подтягивайтесь, у кого много вопросов - не оставляйте их без ответов. Для этого обращайтесь к учителю или ребятам-консультантам.
Домашнее задание:
- Выучить тексты в рамках на стр.120, 121.
- упр.193.
- для супер-молодцов: выписать из произведений И.С.Тургенева, М.Горького, И.А.Бунина 4-5 БСП, между частями которых ставится запятая или точка с запятой. Составить их схемы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Эталон проверки домашнего задания – упр. 188 Однородное соподчинение : Он опять стал рассказывать Чангу о том, что он везёт его в Одессу, на Елисаветинскую улицу, что на Елисаветинской улице есть у него, у капитана, во-первых, квартира, во-вторых, красавица жена, в-третьих, чудесная дочка и что он, капитан, всё-таки счастливый человек. [ ], (что), (что) и (что). Есть , брат, женские души, которые вечно томятся какой-то печальной жаждой любви и которые от этого от самого никогда и никого не любят. [ ], (которые) и (которые). Какова эта чуть не до полу продавленная кровать и каков матрас на ней, легко представит себе всякий живавший на чердаках… (Какова) и (каков), [ ] . Последовательное подчинение: Поднялся на палубу парохода старый кислоглазый китаец, опустился на корячки, стал скулить, упрашивать всех проходящих мимо, чтобы купили у него плетушку тухлых рыбок, которую он принёс с собою. [ ], (чтобы), (которую).
1.Сердце мое заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате. 2. Лед уже тронулся, и на другой берег нельзя было переправиться. 3. И слеза сияет в нежном взоре, а вдали, вдали ходят тучи, да алеют зори, да летают журавли… 4. Ветер, дуя на свободе, был так силен, что в четверть часа высушил меня совершенно. 5. Впереди виднелась белая пелена, будто река вышла из берегов. 6. Рано утром в саду запел соловей, от пруда послышалось кваканье лягушек. 7. Никогда не отказывайтесь от малого в работе, ибо из малого строится великое. 8. Вековые ели и кедры утратили свой белый наряд, зато на земле во многих местах намело большие сугробы. 9. Где тонко, там и рвется. 10. То скрипнет дверь, то тихо отворится калитка, то сгорбленная фигура плетётся от дома по огородам .
Эталон выполнения задания №1 ССП СПП № 2. [ ], и [ ]. № 1. [ ], (когда). № 3. [ ], а [ ], да [ ], да [ ]. № 4. [ ], (что). № 8. [ ], зато [ ]. № 5. [ ], (будто). № 10. То [ ], то [ ], то [ ]. № 7. [ ], (ибо). № 9. (Где), [ ].
БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Цель: 1. Находить сложные бессоюзные предложения (БСП) в тексте и отличать их от других синтаксических конструкций. 2. Пунктуационно оформлять сложные бессоюзные предложения .
Запятая Точка с запятой смысловые отношения Двоеточие Тире Знаки препинания отсутствие союзов и союзных слов БСП интонация части сложного предложения ( смысловые отрезки)
1. Луна ещё не подымалась , звёзды тихо, задумчиво мигали над Ветлугой. [ ] , [ ]. 2. Ограды и ворота были прочные и новые ; под навесом стояли две пожарные трубы и бочка , выкрашенная зелёною краской; дороги были прямые ; мосты были крепкие , с перилами . [ ] ; [ ] ; [ ] ; [ ]. 3. Я взошёл в хату: две лавки и стол да огромный сундук возле печи составляли всю её мебель. [ ] : [ ]. 4. Прошла неделя , месяц – он [Евгений] к себе домой не возвращался . [ ] – [ ].
Значение одновременности, последовательности (можно вставить союз И ): Роняет лес багряный свой убор, Сребрит мороз увянувшее поле. Луна ещё не подымалась, звёзды тихо, задумчиво мигали над Ветлугой. Запятая.
Значение одновременности,последовательности . Но: части БСП осложнены и внутри есть уже знаки: Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую сосновую рощу, лежавшую в полуверсте от сада. Ограды и ворота были прочные и новые; под навесом стояли две пожарные трубы и бочка, выкрашенная зелёною краской; дороги были прямые; мосты были крепкие, с перилами. Точка с запятой .
Эталон проверки упр.190. Дорога , пропитанная водой, блестела; сверкала широкая поверхность образовавшихся луж. Двинулись в поле мокрые от дождя машины; хозяйки, спрятавшиеся от грозы, начали вновь копаться в грядках и ворчать на мальчишек-сорванцов.
Эталон проверки упражнения №191 . Через полчаса Маша должна была навсегда оставить родительский дом, свою комнату, тихую девическую жизнь.. [ O , O , O ]… Скоро в доме всё утихло и заснуло. [ O и O ]. Маша окуталась шалью, надела тёплый капот, взяла в руки шкатулку свою и вышла на заднее крыльцо. [ O , O , O и O ]. На дворе была метель ; ветер выл , ставни тряслись и стучали ; всё казалось ей угрозой и печальным предзнаменованием. [ ]; [ ], [ ]; [ ]. Лошади , прозябнув, не стояли на месте; кучер Владимира расхаживал перед оглоблями, удерживая ретивых. [ ]; [ ].
Редакция - группа работников, отдел, готовящий рукописи к печати, а также помещение, где редактируют какое-либо издание. Издательство – учреждение, издающее произведения печати . Корректор – работник издательства, исправляющий ошибки на оттиске типографского набора. Типография – полиграфическое предприятие, выпускающее печатную продукцию. Наборщик – рабочий, специалист, составляющий из типографских литер (букв) какой -либо текст для напечатания (в прошлом ).
Эталон проверки упражнения №192 Мы находимся в редакции солидного издательства, которое пользуется заслуженным уважением в мире книги. В большой комнате стоит тишина, и горят лампы на столах. За столом сидят редакторы, погружённые в чтение рукописей. А в дальнем углу комнаты редактор и автор рукописи тихо и убеждённо спорят по поводу достоверности некоторых упомянутых в ней событий и, по-видимому, редактор сумеет настоять на своём. На одном столе лежит груда книг, раскрыты толстые справочники (Ставим запятую, потому что перечисление фактов). Это редактор проверяет приведённые в рукописи цитаты, факты. Работа с рукописью – основное дело редактора. Редактор обязан исправить все недочёты в языке и стиле автора, он не имеет права пропустить какие-либо ошибки в содержании будущей книги или статьи. (Ставим запятую, потому что перечисление фактов). Редактор должен быть не только образованным, но и тактичным, вежливым человеком.
Домашнее задание: - Выучить тексты в рамках на стр.120, 121. - упр.193. - для супер-молодцов: выписать из произведений И.С.Тургенева, М.Горького, И.А.Бунина 6-7 БСП, между частями которых ставится запятая или точка с запятой . Составить их схемы .
Бессоюзными называются сложные предложения, в которых простые предложения связываются друг с другом интонацией, без помощи союзов и союзных слов.
Между смысловыми отрезками – частями БСП возможна постановка запятой, точки с запятой, двоеточия, тире . Постановка знаков препинания в БСП зависит от смыслового соотношения частей.
Значение одновременности,последовательности . Но: части БСП осложнены и внутри есть уже знаки: Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую сосновую рощу, лежавшую в полуверсте от сада. Ограды и ворота были прочные и новые; под навесом стояли две пожарные трубы и бочка, выкрашенная зелёною краской; дороги были прямые; мосты были крепкие, с перилами. Точка с запятой .
Вид работы оценка 1. Выполнение домашнего задания. ┼ ▬ ? 2. Определять ССП и СПП. 3. Выполнение упражнения 188. 4. Выполнение упражнения 190. 5. Выполнение упражнения 191. 6. С/р упражнение 192. 7. Умею отличать БСП от ССП и СПП. 8. Умею определять условия постановки запятой и точки с запятой.
Юн «Конец зимы». Полдень.
Домашнее задание: - Выучить тексты в рамках на стр.120, 121. - упр.193. - для супер-молодцов: выписать из произведений И.С.Тургенева, М.Горького, И.А.Бунина 6-7 БСП, между частями которых ставится запятая или точка с запятой . Составить их схемы .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним
Тип урока: Открытие нового знания.Цели: повторить понятия «синонимы», «антонимы»; формировать умение использовать синонимы...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...