Урок русского языка 9 класс
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Николаева Ольга Анатольевна

Бессоюзные сложные предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bsp_otkrytyy_urok.docx70.9 КБ
Файл bsp_otkrytyy_urok.pptx464.67 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык.

Класс: 9

Тема: Бессоюзные сложные предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цель:

Углубить понятие сложного бессоюзного предложения.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

  1. Формирование  ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
  2. Формирование  коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Предметные:

Ученик научится:

Находить сложные бессоюзные предложения в тексте и отличать их от других синтаксических конструкций.

Пунктуационно оформлять сложные бессоюзные предложения.

Ученик получит возможность научиться:

Выдвигать гипотезы и отстаивать их на основе сопоставления.

Метапредметные:

Коммуникативные УУД:

Ученик  научится:

  1. Владеть монологической речью, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
  2. Работать в сотрудничестве с учителем, работать в группе, эффективно сотрудничать.
  3. Основам   коммуникативной  рефлексии.

Ученик получит возможность научиться:

  1. Обосновывать собственную гипотезу, учитывая как аналогичные, так и отличные от собственной  позиции других обучающихся.
  2. Устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы.
  3. Осуществлять  коммуникативную  рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра.

Познавательные УУД:

Ученик   научится:

  1. Строить логическое  рассуждение, делать выводы  на основе сопоставления,  самостоятельно выбирая критерии основания.
  2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в таблицу, схему-эталон).

Ученик получит возможность научиться:

  1. Выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов.
  2. Делать умозаключения (по аналогии) и  выводы на основе аргументации.

Регулятивные УУД:

Ученик  научится:

  1. Ставить цели, самостоятельному анализировать  условия и пути их  достижения.
  2. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его  реализации.

 Ученик получит возможность научиться:

  1. Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи, планировать достижение целей, учитывая условия и средства их выполнения, выбирая наиболее эффективный  путь выполнения.
  2. Адекватно оценивать объективную трудность решения той или иной задачи (задания).
  3.  Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

Демонстративный материал: схема-эталон ………; эталоны для самопроверки, листы самооценки.

Ход урока:

I. Мотивация к учебной деятельности.

Слайд 1

Учитель. Добрый день, дорогие ребята!

Прозвенел звонок веселый,

                 Мы начать урок готовы!

                 Будем слушать, рассуждать

                 И друг другу помогать.

Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Учитель.  Ребята, Проверим домашнее задание упр.188. Вы должны были выписать предложения с однородным соподчинением придаточных и последовательным подчинением , составить схемы этих предложений.

- Обменяйтесь тетрадями. Проверьте упражнение по эталону и поставьте друг другу оценку.

- Напоминаю, что у вас на парте лежат листы самооценки, в которые вы заносите оценку своей работы.

Лист самооценки

Вид работы

оценка

  1. Выполнение домашнего задания. Упр.188

?

  1. Определять  ССП  и  СПП.

  1. Выполнение упр. 190.

  1. Выполнение упр. 191

  1. Самостоятельная работа. Упр. 192.

  1. Умею отличать БСП от ССП и СПП.

  1. Умею определять условия постановки запятой и точки с запятой в БСП.

- Напоминаю, вы ставите:

Ошибок нет    -   ┼

1-2 ошибки      -   ▬

Не совсем понял тему   -  ?

Слайд 2

                          Эталон проверки к упражнению 188.

  1. Однородное соподчинение:

Он опять стал рассказывать Чангу о том, что он везёт его в Одессу, на Елисаветинскую улицу, что на Елисаветинской улице есть у него, у капитана, во-первых, квартира, во-вторых, красавица жена, в-третьих, чудесная дочка и что он, капитан, всё-таки счастливый человек.

[   ], (что), (что) и (что).

Есть, брат, женские души, которые вечно томятся какой-то печальной жаждой любви и которые от этого от самого никогда и никого не любят.

[   ], (которые) и (которые).

Какова эта чуть не до полу продавленная кровать и каков матрас на ней, легко представит себе всякий живавший на чердаках…

(Какова) и (каков), [   ].

  1. Последовательное подчинение:

Поднялся на палубу парохода старый кислоглазый китаец, опустился на корячки, стал скулить, упрашивать всех проходящих мимо, чтобы купили у него плетушку тухлых рыбок, которую он принёс с собою.

[   ], (чтобы), (которую).

Учитель. Кто выполнил задание без ошибок? У кого были ошибки? В каких предложениях?

 Ученики. Найти однородное соподчинение.

 Учитель.  Прокомментируйте предложения, которые вызвали затруднения.

   - Вывод: надо ещё работать над этой темой.

II. Этап актуализации  пробного учебного действия.

Учитель.  Какие сложные предложения вы изучили?

Ученик. ССП и СПП.

Учитель. Давайте  проверим,  умеем  ли  мы  определять  ССП  и  СПП.

- Поработайте в парах. На слайде предложения, прочитайте их выразительно.

 - расставьте номера предложений в таблицу, определите, средство связи смысловых отрезков (частей сложного предложения), составьте схемы. 

Слайд 3

                       ССП

               СПП

1.Сердце мое заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате.

2. Лед уже тронулся, и на другой берег нельзя было переправиться.

3. И слеза сияет в нежном взоре, а вдали, вдали ходят тучи, да алеют зори, да летают журавли…

4. Ветер, дуя на свободе, был так силен, что в четверть часа высушил меня совершенно.

5. Впереди виднелась белая пелена, будто река вышла из берегов.

6. Рано утром в саду запел соловей, от пруда послышалось кваканье лягушек.

7. Никогда не отказывайтесь от малого в работе, ибо из малого строится великое.

8. Вековые ели и кедры утратили свой белый наряд, зато на земле во многих местах намело большие сугробы.

9. Где тонко, там и рвется.

10. То скрипнет дверь, то тихо отворится калитка, то сгорбленная фигура плетётся от дома по огородам .

Учитель.  Проверьте по эталону. (Эталон на экране)

Слайд 4

                                      Эталон выполнения  задания №1

                  ССП

                   СПП

№ 2.    [    ], и [   ].

№ 1. [  ], (когда).

№ 3.    [   ], а [   ], да [   ], да [   ].

№ 4. [   ], (что).

№ 8.    [   ], зато [   ].

№ 5. [   ], (будто).

№ 10. То [   ], то [   ], то [   ].

№ 7. [   ], (ибо).

№ 9. (Где),  [   ].

Учитель. Кто выполнил задание без ошибок? У кого были ошибки? В каких предложениях?

В листах самооценки укажите, на каком уровне вы усвоили пройденную тему.

III. Выявление места и причины затруднения.

Учитель. Какое предложение вы не выписали ? 

Ученик. Шестое предложение.

Учитель .Почему?

Ученик. Так как в шестое предложение не является ни ССП, ни СПП.

Учитель. Чем оно не похоже на остальные?

Ученик. В нём отсутствует союз.

Учитель. Покажите это, составьте схему шестого предложения.  (у доски).

[   ], [   ].

IV. Этап построения  проекта выхода из затруднения.

Учитель. Молодцы! Вы очень наблюдательны.  Я думаю, сейчас вы уже можете сформулировать  тему урока.

Слайд.5

Ученик. БЕССОЮЗНЫЕ  СЛОЖНЫЕ  ПРЕДЛОЖНИЯ.

Учитель. Запишите её в тетрадь.

Учитель. Как вы думаете, чему мы должны сегодня научиться?

Слайд.6

Ученик. Находить сложные бессоюзные предложения в тексте и отличать их от других синтаксических конструкций.

Пунктуационно оформлять сложные бессоюзные предложения.

V. Этап реализации построенного проекта.

Учитель. Что мы уже знаем о БСП?  

Учитель. Используя наши знания, составим кластер.

Слайд.7

(Ученики работают в группах по четыре человека. Выбирается наиболее полный кластер).

                     знаки препинания                             отсутствие союзов и союзных слов

                                                                    БСП

Части сложного предложения                                  интонация

Учитель. Соотнесите свои знания с текстом в рамке на стр.120.

Ученик. Чтение текста в рамке на стр.120 до примеров предложений.

Учитель. Какой новой информацией вы можете дополнить кластер?

Ученик. Между смысловыми отрезками  возможна постановка . , ; - :

Учитель. Отчего зависит постановка знаков препинания в БСП?

Ученик. Зависит от смыслового соотношения частей.

Учитель.  Дополните наш кластер новой информацией и сравните с эталоном.

Слайд 7

Запятая

Точка с запятой

Двоеточие

тире

знаки препинания                             отсутствие союзов и союзных слов

                                                                    БСП

Части сложного предложения                                  интонация

                                                             Эталон кластера:

Запятая                                            

Точка с запятой         смысловые отношения

Двоеточие

тире

знаки препинания                             отсутствие союзов и союзных слов

                                                                    БСП

Части сложного предложения                                  интонация

Учитель. Работа в парах: Попробуйте определить  смысловые отношения в предложениях-примерах

Слайд.8

  1. Луна ещё не подымалась, звёзды тихо, задумчиво мигали над Ветлугой.

 [   ], [   ].

Ученики.  В 1-ом предложении   перечисляются какие-то факты, события.

  1. Ограды и ворота были прочные и новые; под навесом стояли две пожарные трубы и бочка, выкрашенная зелёною краской; дороги были прямые; мосты были крепкие, с перилами.  

[   ]; [   ]; [   ]; [   ].

Ученики.  Во 2-ом предложении  тоже  перечисляются какие-то факты, события

  1. Я взошёл в хату: две лавки и стол да огромный сундук возле печи составляли всю её мебель.

[   ]: [   ].

          Ученики.  В 3-ем предложении  вторая часть поясняет смысл первой.

  1. Прошла неделя, месяц – он [Евгений] к себе домой не возвращался.

[   ] – [   ].

          Ученики.  В 4-ом предложении  вторая часть противопоставлена первой.

Учитель. Вы дали одинаковый ответ как для 1-го, так и для 2-го предложения. Но в них разные знаки препинания между частями сложного предложения.

 Учитель. Какая  же возникает проблема?

Ученики. Когда между частями СБП ставится запятая, а когда точка с запятой?

Учитель. Чтобы проблема была решена, мы прочитаем текст в рамке на стр.121.

Ученик. Чтение текста стр. 121. Вслух.

Учитель. Что общего в условиях постановки запятой и точки с запятой между частями БСП?

Ученик. Сходство смысловых отношений.

Учитель. В чём различие?

Ученик. В составе каждой части – степени её распространенности.

Слайд 9. 10

VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Учитель. Работают в парах.  Используя полученную информацию, укажите предложения в упр.190, в которых предпочтительнее постановка точки с запятой между частями БСП.

Ученики. Устно проговаривают условия выбора знаков препинания.

Слайд 11.

Учитель. Сверьте с эталоном.

                                                  Эталон проверки упр.190.

Дорога, пропитанная водой, блестела; сверкала широкая поверхность образовавшихся луж.

Двинулись в поле мокрые от дождя машины; хозяйки, спрятавшиеся от грозы, начали вновь копаться в грядках и ворчать на мальчишек-сорванцов.

VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Учитель. Попытаемся выполнить самостоятельно упражнение №191.  Выписать вначале предложения с однородными членами, затем – БСП, составить их схемы.

Учитель. Проверьте правильность выполнения задания по эталону, поменявшись тетрадями с соседом по парте. Внесите оценку в «Лист самооценки»

Слайд

                             Эталон проверки упражнения №191.

  1. Через полчаса Маша должна была навсегда оставить родительский дом, свою комнату, тихую девическую жизнь..

[ O, O, O ]…

Скоро в доме всё утихло и заснуло.

[ O и O ].

Маша окуталась шалью, надела тёплый капот, взяла в руки шкатулку свою и вышла на заднее крыльцо.

[ O, O, O и O ].

  1. На дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись и стучали; всё казалось ей угрозой и печальным предзнаменованием.

[  ]; [   ], [  ]; [  ].

Лошади, прозябнув, не стояли на месте; кучер Владимира расхаживал перед оглоблями, удерживая ретивых.

[   ]; [   ].

Учитель. Какие затруднения испытали при выполнении этого упражнения? Какие ошибки допустили?

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

Учитель. Выполните  самостоятельно упр. 192:

- Устно расположите предложения в нужной последовательности, у вас получится текст «В редакции».

- Выпишите БС предложения, выделите основы, объясните расстановку знаков препинания в них.

-  Но прежде познакомьтесь со значением слов в рамке.

Слайд

Редакция  - группа работников, отдел, готовящий рукописи к печати, а также помещение, где                    редактируют какое-либо издание.

Издательство – учреждение, издающее произведения печати.

Корректор – работник издательства, исправляющий ошибки на оттиске типографского набора.

Типография – полиграфическое предприятие, выпускающее печатную продукцию.

Наборщик – рабочий, специалист, составляющий из типографских литер (букв) какой -либо текст для напечатания (в прошлом).

Учитель. Проверьте правильность выполнения задания по образцу в парах, поставьте оценку. Какие трудности вызвало выполнение этого упражнения?

Слайд 12

                                      Эталон проверки упражнения №192

Мы находимся в редакции солидного издательства, которое пользуется заслуженным уважением в мире книги. В большой комнате стоит тишина, и горят лампы на столах. За столом сидят редакторы, погружённые в чтение рукописей. А в дальнем углу комнаты редактор и автор рукописи тихо и убеждённо спорят по поводу достоверности некоторых упомянутых в ней событий и, по-видимому, редактор сумеет настоять на своём.

На одном столе лежит груда книг, раскрыты толстые справочники  (Ставим запятую, потому что перечисление фактов). Это редактор проверяет приведённые в рукописи цитаты, факты. Работа с рукописью – основное дело редактора. Редактор обязан исправить все недочёты в языке и стиле автора, он не имеет права пропустить какие-либо ошибки в содержании будущей книги или статьи. (Ставим запятую, потому что перечисление фактов).  Редактор должен быть не только образованным, но и тактичным, вежливым человеком.

IХ. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Учитель. Какими новыми сведениями о сложных предложениях  мы пополнили свою «копилку» знаний?

Ученик. Мы узнали, чем отличается БСП от ССП и СПП.

- Мы узнали, чем определяется выбор знака препинания в БСП.

- Мы узнали, при каком условии ставится точка с запятой в БСП.

Учитель. Посмотрите в «Лист самооценки»  и скажите, как вы оцениваете свою работу на сегодняшнем уроке.

-  У кого все плюсы – супер-молодцы,  у кого есть 1-2 минуса – почти молодцы, у кого минусов больше – подтягивайтесь, у кого много вопросов - не оставляйте их без ответов. Для этого  обращайтесь к учителю или ребятам-консультантам.

Домашнее задание:

- Выучить тексты в рамках на стр.120, 121.

- упр.193.

- для супер-молодцов: выписать из произведений И.С.Тургенева, М.Горького, И.А.Бунина 4-5 БСП, между частями которых ставится запятая или точка с запятой. Составить их схемы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Эталон проверки домашнего задания – упр. 188 Однородное соподчинение : Он опять стал рассказывать Чангу о том, что он везёт его в Одессу, на Елисаветинскую улицу, что на Елисаветинской улице есть у него, у капитана, во-первых, квартира, во-вторых, красавица жена, в-третьих, чудесная дочка и что он, капитан, всё-таки счастливый человек. [ ], (что), (что) и (что). Есть , брат, женские души, которые вечно томятся какой-то печальной жаждой любви и которые от этого от самого никогда и никого не любят. [ ], (которые) и (которые). Какова эта чуть не до полу продавленная кровать и каков матрас на ней, легко представит себе всякий живавший на чердаках… (Какова) и (каков), [ ] . Последовательное подчинение: Поднялся на палубу парохода старый кислоглазый китаец, опустился на корячки, стал скулить, упрашивать всех проходящих мимо, чтобы купили у него плетушку тухлых рыбок, которую он принёс с собою. [ ], (чтобы), (которую).

Слайд 3

1.Сердце мое заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате. 2. Лед уже тронулся, и на другой берег нельзя было переправиться. 3. И слеза сияет в нежном взоре, а вдали, вдали ходят тучи, да алеют зори, да летают журавли… 4. Ветер, дуя на свободе, был так силен, что в четверть часа высушил меня совершенно. 5. Впереди виднелась белая пелена, будто река вышла из берегов. 6. Рано утром в саду запел соловей, от пруда послышалось кваканье лягушек. 7. Никогда не отказывайтесь от малого в работе, ибо из малого строится великое. 8. Вековые ели и кедры утратили свой белый наряд, зато на земле во многих местах намело большие сугробы. 9. Где тонко, там и рвется. 10. То скрипнет дверь, то тихо отворится калитка, то сгорбленная фигура плетётся от дома по огородам .

Слайд 4

Эталон выполнения задания №1 ССП СПП № 2. [ ], и [ ]. № 1. [ ], (когда). № 3. [ ], а [ ], да [ ], да [ ]. № 4. [ ], (что). № 8. [ ], зато [ ]. № 5. [ ], (будто). № 10. То [ ], то [ ], то [ ]. № 7. [ ], (ибо). № 9. (Где), [ ].

Слайд 5

БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Слайд 6

Цель: 1. Находить сложные бессоюзные предложения (БСП) в тексте и отличать их от других синтаксических конструкций. 2. Пунктуационно оформлять сложные бессоюзные предложения .

Слайд 7

Запятая Точка с запятой смысловые отношения Двоеточие Тире Знаки препинания отсутствие союзов и союзных слов БСП интонация части сложного предложения ( смысловые отрезки)

Слайд 8

1. Луна ещё не подымалась , звёзды тихо, задумчиво мигали над Ветлугой. [ ] , [ ]. 2. Ограды и ворота были прочные и новые ; под навесом стояли две пожарные трубы и бочка , выкрашенная зелёною краской; дороги были прямые ; мосты были крепкие , с перилами . [ ] ; [ ] ; [ ] ; [ ]. 3. Я взошёл в хату: две лавки и стол да огромный сундук возле печи составляли всю её мебель. [ ] : [ ]. 4. Прошла неделя , месяц – он [Евгений] к себе домой не возвращался . [ ] – [ ].

Слайд 9

Значение одновременности, последовательности (можно вставить союз И ): Роняет лес багряный свой убор, Сребрит мороз увянувшее поле. Луна ещё не подымалась, звёзды тихо, задумчиво мигали над Ветлугой. Запятая.

Слайд 10

Значение одновременности,последовательности . Но: части БСП осложнены и внутри есть уже знаки: Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую сосновую рощу, лежавшую в полуверсте от сада. Ограды и ворота были прочные и новые; под навесом стояли две пожарные трубы и бочка, выкрашенная зелёною краской; дороги были прямые; мосты были крепкие, с перилами. Точка с запятой .

Слайд 11

Эталон проверки упр.190. Дорога , пропитанная водой, блестела; сверкала широкая поверхность образовавшихся луж. Двинулись в поле мокрые от дождя машины; хозяйки, спрятавшиеся от грозы, начали вновь копаться в грядках и ворчать на мальчишек-сорванцов.

Слайд 12

Эталон проверки упражнения №191 . Через полчаса Маша должна была навсегда оставить родительский дом, свою комнату, тихую девическую жизнь.. [ O , O , O ]… Скоро в доме всё утихло и заснуло. [ O и O ]. Маша окуталась шалью, надела тёплый капот, взяла в руки шкатулку свою и вышла на заднее крыльцо. [ O , O , O и O ]. На дворе была метель ; ветер выл , ставни тряслись и стучали ; всё казалось ей угрозой и печальным предзнаменованием. [ ]; [ ], [ ]; [ ]. Лошади , прозябнув, не стояли на месте; кучер Владимира расхаживал перед оглоблями, удерживая ретивых. [ ]; [ ].

Слайд 13

Редакция - группа работников, отдел, готовящий рукописи к печати, а также помещение, где редактируют какое-либо издание. Издательство – учреждение, издающее произведения печати . Корректор – работник издательства, исправляющий ошибки на оттиске типографского набора. Типография – полиграфическое предприятие, выпускающее печатную продукцию. Наборщик – рабочий, специалист, составляющий из типографских литер (букв) какой -либо текст для напечатания (в прошлом ).

Слайд 14

Эталон проверки упражнения №192 Мы находимся в редакции солидного издательства, которое пользуется заслуженным уважением в мире книги. В большой комнате стоит тишина, и горят лампы на столах. За столом сидят редакторы, погружённые в чтение рукописей. А в дальнем углу комнаты редактор и автор рукописи тихо и убеждённо спорят по поводу достоверности некоторых упомянутых в ней событий и, по-видимому, редактор сумеет настоять на своём. На одном столе лежит груда книг, раскрыты толстые справочники (Ставим запятую, потому что перечисление фактов). Это редактор проверяет приведённые в рукописи цитаты, факты. Работа с рукописью – основное дело редактора. Редактор обязан исправить все недочёты в языке и стиле автора, он не имеет права пропустить какие-либо ошибки в содержании будущей книги или статьи. (Ставим запятую, потому что перечисление фактов). Редактор должен быть не только образованным, но и тактичным, вежливым человеком.

Слайд 15

Домашнее задание: - Выучить тексты в рамках на стр.120, 121. - упр.193. - для супер-молодцов: выписать из произведений И.С.Тургенева, М.Горького, И.А.Бунина 6-7 БСП, между частями которых ставится запятая или точка с запятой . Составить их схемы .

Слайд 16

Бессоюзными называются сложные предложения, в которых простые предложения связываются друг с другом интонацией, без помощи союзов и союзных слов.

Слайд 17

Между смысловыми отрезками – частями БСП возможна постановка запятой, точки с запятой, двоеточия, тире . Постановка знаков препинания в БСП зависит от смыслового соотношения частей.

Слайд 18

Значение одновременности,последовательности . Но: части БСП осложнены и внутри есть уже знаки: Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую сосновую рощу, лежавшую в полуверсте от сада. Ограды и ворота были прочные и новые; под навесом стояли две пожарные трубы и бочка, выкрашенная зелёною краской; дороги были прямые; мосты были крепкие, с перилами. Точка с запятой .

Слайд 19

Вид работы оценка 1. Выполнение домашнего задания. ┼ ▬ ? 2. Определять ССП и СПП. 3. Выполнение упражнения 188. 4. Выполнение упражнения 190. 5. Выполнение упражнения 191. 6. С/р упражнение 192. 7. Умею отличать БСП от ССП и СПП. 8. Умею определять условия постановки запятой и точки с запятой.

Слайд 20

Юн «Конец зимы». Полдень.

Слайд 21

Домашнее задание: - Выучить тексты в рамках на стр.120, 121. - упр.193. - для супер-молодцов: выписать из произведений И.С.Тургенева, М.Горького, И.А.Бунина 6-7 БСП, между частями которых ставится запятая или точка с запятой . Составить их схемы .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...